бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Процедура заключения международных договоров бесплатно рефераты

пойдет речь дальше.

Выражение «принятие международного договора» — сравнительно новое в

международном праве. Однако но­визна здесь скорее терминологическая, чем по

существу. Об этом свидетельствует договорная практика государств и тот факт,

что одни и те же процессы называются в од­них случаях принятием договора, в

других — присоеди­нением к нему. Так, в ст.79 Устава Всемирной органи­зации

здравоохранения говорится: «Государства могут присоединиться к настоящему

Уставу путем:

Ø подписания без оговорок в отношении его утверж­дения;

Ø подписания под условием его утверждения с последующим принятием

или

Ø принятия.

Принятие осуществляется вручением формального документа Ге­неральному секретарю

ООН[45]».

Похожие постановления о принятии имеются в конвенции ИМКО (ст.57), Уставе ЮНЕСКО

(ст.XV). При­нятие предусмотрено в Уставе МОТ (ст.36). Однако другие

многосторонние договоры, в том числе и учредительные акты специализированных

учреждений ООН, в таких же случаях говорят о присоединении. Так, в ст.33

конвенции Всемирной метеорологической организации сказано: «Согласно ст.3

настоящей конвенции, присоедине­ние к конвенции происходит путем передачи на

хранение Правительству Соединенных Штатов Америки материа­лов присоединения...

[46]»

О присоединении говорится также в ст.16 междуна­родной конвенции электросвязи

и др.

Во всех указанных случаях термин «присоединение» означает то же, что и

«принятие». Это особенно ясно вид­но из Устава ВОЗ, где прямо сказано, что

государства могут присоединяться к нему путем принятия.

В других случаях принятие может применяться вме­сто ратификации, когда

международный договор по ха­рактеру его объекта и целям не нуждается в

ратифика­ции. Этой цели служит формулировка «подписание при условии

принятия».

Ввиду разнообразия постановлений конституций раз­личных государств в

некоторых случаях, для того, чтобы не ставить в зависимость от них вступление

государств в международные договоры, в последних предусматривает­ся или

ратификация, или принятие.

В договорной практике встречается еще выражение «принятие договора к сведению».

Например, Женевское соглашение 1973 года о прекращении войны и восстанов­лении

мира во Вьетнаме и протоколы к нему были тор­жественно приняты и одобрены всеми

участниками конфе­ренции в специальном Акте международной конференции по

Вьетнаму, в том числе СССР, который, как известно, не был участником этого

соглашения и протоколов. Со­гласно ст.3, «стороны, подписавшие настоящий Акт,

торжественно принимают к сведению обязательства, взятые на себя Сторонами,

подписавшими Соглашение и Прото­колы, строго уважать и неукоснительно выполнять

Со­глашение и Протоколы[47]».

Такое «принятие к сведению», хотя оно само по себе, не делает государство

участником международного дого­вора, тем не менее придает ему еще больший

авторитет и дает дополнительную гарантию соблюдения.

И наконец, некоторые юристы считают, что сущест­вует еще понятие

окончательного принятия международ­ного договора, охватывающее любую форму

выражения согласия государств на обязательность для них дого­вора.

Следует, однако, иметь в виду, что Венская конвен­ция о праве международных

договоров понятия «оконча­тельное принятие договора» не знает.

Термин «утверждение», или «конфирмация», означает окончательное одобрение

международного договора пра­вительством или другим органом, если заключение

дого­вора относится к его компетенции.

В таком понимании утверждение как форму согласия государства на

обязательность для него международного договора нужно отличать от

предварительного утверж­дения или одобрения правительством, осуществляемых до

ратификации и даже до подписания международного договора. Указанные акты

носят внутригосударственный характер и не являются выражением согласия

государ­ства на обязательность для него договора.

Утверждение, как и принятие, применяется в тех случаях, когда договор по

характеру объекта и цели не нуждает­ся в ратификации. Этот термин часто

встречается также в таком сочетании, как «подписание при условии

утверж­дения».

Термин «утверждение» применяется также к догово­рам, заключенным

международными организациями. В этом случае утверждение осуществляется

главными органами международных организаций. Так, на основа­нии Устава ООН

Генеральная Ассамблея уполномочена утверждать соглашения, заключаемые

Экономическим Социальным Советом со специализированным учрежде­нием об

условиях его связи с ООН (ст.63 Устава ООН), а также соглашения об опеке,

заключенные между «уп­равляющей властью» (практически это всегда

государ­ство-опекун) и ООН (от имени ООН в отношении нестра­тегических

территорий здесь выступает Генеральная Ас­самблея).

Утверждение таких соглашений Генеральной Ассамб­леей является окончательным

актом, придающим им обя­зательную юридическую силу.

Таким образом, принятие и утверждение выполняют в каждом отдельном случае

функции ратификации или при­соединения. Следует добавить, что здесь есть

сущест­венные отличия в оформлении указанных актов. По срав­нению с

ратификационными грамотами документы о при­нятии и утверждении не имеют

такого торжественного вида и четко установленной формы. Это обычно нота или

письма, которые подписываются от имени правительства министром иностранных

дел и даже его заместителем.

Особым случаем было утверждение (а не ратифика­ция) Президиумом Верховного

Совета СССР междуна­родного договора (соглашения об установлении

дипло­матических отношений с ФРГ). В указе от 24 сентября 1955 г. об

утверждении этого соглашения (оно было офор­млено в виде обмена письмами

между Председателем Совета Министров СССР и федеральным канцлером ФРГ)

говорилось:

«Рассмотрев предложение Совета Министров СССР об установлении дипломатических

отношений между Со­ветским Союзом и Германской Федеративной Республи­кой,

Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

Соглашение об установлении дипломатических отношений между Союзом Советских

Социалистических Республик и Германской Федеративной Республикой, достигнутое в

Москве 13 сентября 1955 г. , утвердить[48]

».

В отличие от ратификации, оформление и обмен ра­тификационными грамотами в

этом случае не предусма­триваются.

В ст.20 ФЗ «О международных договорах РФ» в подпункте «а» устанавливается,

что в отношении заключаемых от имени РФ и подлежащих утверждению, принятию

международных дого­воров по вопросам, указанным в п. 1 ст.15, утверждение,

принятие осу­ществляются в форме федерального закона в порядке, определенном

ст.17 для ратификации договоров. Другими словами, если международ­ный договор

устанавливает иные правила, чем предусмотренные зако­ном (исполнение договора

требует изменения действующих или приня­тия новых федеральных законов), или

его нормы регулируют вопросы, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г», «д»

п. 1 ст.15, а из договора следует (иным образом установлено), что он подлежит

утверждению, принятию, то согласие на его обязательность для РФ дается путем

ут­верждения, принятия в форме федерального закона.

Порядок принятия решений об утверждении, принятии междуна­родных договоров в

форме федерального закона аналогичен порядку, установленному ст.17 для

ратификации договоров.

Следует отметить, что решения об утверждении, принятии междуна­родных

договоров в форме федерального закона используются в практи­ке РФ достаточно

редко. После вступления в силу Закона такие решения пока не принимались.

Верховный Совет РФ при вступлении РФ в МВФ, МБРР и МАР принимал в 1992 г.

решения о принятии соответствующих соглашений.

В подпункте «б» устанавливается, что в отношении заключаемых от имени РФ и

подлежащих утверждению, принятию международных дого­воров (за исключением тех

договоров, утверждение, принятие которых производится в форме федерального

закона) утверждение, принятие осуществляются Президентом, а если

соответствующие вопросы отно­сятся к ведению Правительства – Правительством.

Президентом решения об утверждении, принятии заключаемых от имени РФ договоров

принимаются по широкому кругу вопросов, а Пра­вительством - только по тем

вопросам, которые отнесены к его ведению. Так, Правительством приняты решения

об утверждении Соглашения между РФ и МБРР о Втором реабилитационном займе

(постановление от 9 сентября 1995 г. № 914

[49]) и о принятии РФ Протокола об изменении пункта 2 статьи Х

Международной конвенции о сохранении атлантических тунцов 1966 г.

(постановление от 3 мая 1994 г. №439

[50]).

Международные договоры, заключаемые от имени Правительства (подпункт «в»),

как и международные договоры, заключаемые от имени Российской Федерации, по

вопросам, относящимся к ведению Прави­тельства, могут содержать условие о

вступлении их в силу после утвер­ждения, принятия. Утверждение, принятие

таких договоров осуществля­ются Правительством.

В ряде случаев утверждение договора осуществлялось Правительст­вом, если в

проект договора, предварительно одобренный Правительст­вом, в ходе его

окончательного согласования вносились поправки, выхо­дившие за рамки

«непринципиальных», а вступление договора в силу увязывалось с выполнением

необходимых внутригосударственных про­цедур.

Предварительное одобрение проекта договора Правительством, осуществляемое на

основе положений ст.9-11 Закона, не может быть за­менено его «последующим»

утверждением, принятием. Принятие (утвер­ждение) как способы выражения

согласия на обязательность договора, предусматриваются, по общему правилу, в

многосторонних договорах. Другая сторона (в двустороннем договоре) или

депозитарий (в много­стороннем) уведомляются об утверждении, о принятии

договора нотой или письмом.

Пункт 2 ст.20 ФЗ содержит исключение из правила, установленного под­пунктами

«б», «в» п. 1. Президент вправе принимать решения об утвер­ждении, о принятии

международных договоров по вопросам, относя­щимся к ведению Правительства,

если это вызывается необходимостью (см. комментарий к ст.11).

Утверждение, принятие международных договоров межведомст­венного характера

ограничиваются случаями, когда договором преду­сматривается вступление его в

силу после утверждения, принятия, и осу­ществляются федеральными органами

исполнительной власти, от имени которых они подписаны. Это относится и к тем

случаям, когда решение о подписании межведомственного договора принималось

Правительством на основании п. 4 ст.11 Закона.

На представление предложений об утверждении, принятии меж­дународных

договоров в форме федерального закона распространяется порядок внесения

предложений о ратификации международных догово­ров (статья 16). Правительство

вправе в случае необходимости предста­вить Президенту предложения о внесении

с целью утверждения, приня­тия в форме федерального закона международного

договора, решение о подписании которого было принято Правительством.

Подлежащие представлению Президенту для внесения с целью утверждения,

принятия в форме федерального закона международные договоры, выполнение

которых требует предварительного рассмотрения их Правительством, должны быть

внесены в Правительство.

Предложение об утверждении (принятии) международного договора в форме

федерального закона должно содержать заверенную копию официального текста

международного договора, обоснование целесооб­разности его утверждения,

принятия, определение соответствия договора законодательству Российской

Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных

последствий утверждения (принятия) договора, включая при необходимости

предусмотренное статьей 104 Конституции заключение Правительства.

В остальных случаях, т. е. когда утверждение (принятие) междуна­родного

договора осуществляется не в форме федерального закона, предложения об

утверждении (принятии) договора представляются в по­рядке, предусмотренном

ст.9 в отношении предложений о заключении международных договоров.

§6. Обмен документами и их депонирование.

Значение обмена или сдачи на хранение актов о ра­тификации, принятии и т.д.

заключается в том, что по­средством их сообщается и удостоверяется согласие

госу­дарства быть связанным данным международным дого­вором. В договорной

практике встречаются три способа фиксирования такого согласия:

Ø обмен указанными документами;

Ø сдача их на хранение;

Ø уведомление о состоявшейся ратификации, принятии, утверждении

или присоединении.

Обмен ратификационными грамотами и другими до­кументами применяется в

отношении двусторонних договоров и иногда — многосторонних с небольшим

объемом числа государств. В прошлые века, когда общие мно­госторонние

договоры не заключались, обмен ратифика­ционными грамотами был единственным

способом удо­стоверения для других контрагентов совершенной ратификации.

Обмен ратификационными грамотами производится в месте, указанном сторонами в

самом договоре. Обычно это — столица того государства-контрагента, где договор

не был подписан. Так, например, в качестве места обмена ратификационными

грамотами указана Москва в советско-венгерском Договоре о дружбе,

сотрудничестве и вза­имной помощи от 7 сентября 1967 г. , подписанном в

Бу­дапеште, в советско-болгарском Договоре о дружбе, со­трудничестве и взаимной

помощи от 12 мая 1967 г. , под­писанном в Софии, и др. Интересно отметить, что

такие же договоры 1948 года, замененные вышеуказанными в 1967 году, были,

наоборот, подписаны в Москве, а ме­стом обмена ратификационными грамотами были

соответственно Будапешт и София. Этот своеобразный альтернат также является

выражением принципа суверенного равенства государств

[51].

Место обмена ратификационными грамотами может быть указано альтернативно, и

тогда оно согласовы­вается дополнительно. Это происходит и в случае, когда

место обмена не указано в международном договоре. Бы­вают случаи, что в

последующей договоренности стороны меняют место обмена, указанное в договоре.

В нашей стране более всего распространена практика обмена нотами или

письмами. Обмен нотами осуществляется по линии МИД. Другие ведомства нотную

переписку не ведут. Нотами обмениваются, как правило, МИД с посольством

соответствующего го­сударства в Москве либо посольство России с

внешнеполитическим ве­домством страны пребывания. Однако в практике

встречается и направ­ление ноты МИД непосредственно внешнеполитическому

ведомству дру­гого государства.

Как правило, используется форма вербальной ноты, т. е. нота соста­вляется от

третьего лица. Вербальная нота не подписывается, на ней ста­вятся печать

Министерства и дата отправления. Возможно и использо­вание личной ноты,

составляемой от первого лица. Однако такая нота адресуется уже не

министерству или посольству, а конкретному должно­стному лицу. Она

подписывается лицом, от имени которого направляет­ся (обычно министром

иностранных дел или его заместителем). На ней ставится дата, но не

проставляется печать.

Обменное письмо по форме, по существу, совпадает с личной нотой. Разница лишь

в том, что обмен письмами осуществляется не по линии МИД, а другими

ведомствами. Обычно обменное письмо составляется от имени руководителя

ведомства или его заместителя.

Путем обмена нотами или обмена письмами в основном заключа­ются договоры

технического характера, небольшие по объему. Напри­мер, о взаимном отказе от

взимания визовых сборов, о безвизовых по­ездках отдельных категорий граждан,

об условиях аренды зданий и т.п. Большинство обменных писем укладывается в 1,

5-2 страницы текста.

Нередко путем обмена письмами или нотами уточняются или тол­куются отдельные

положения договора. Такой обмен может осуществ­ляться одновременно с

подписанием договора либо впоследствии. В та­ком случае чаще всего обменные

ноты или письма составляют неотъем­лемую часть самого договора, т. е. не

являются самостоятельным документом. Однако обмен нотами или письмами может

быть и самостоя­тельным соглашением, дополняющим основной договор.

В основном путем обмена нотами или письмами заключаются дву­сторонние

договоры. Но в практике встречаются и случаи обмена доку­ментами, образующими

договор, с большим числом участников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14