бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Процедура заключения международных договоров бесплатно рефераты

соответствующее заключение и проект федерального закона о ратифика­ции

международного договора.

Рассмотрение вопроса о ратификации международного договора и принятие

соответствующего решения осуществляются Государственной Думой на своем

заседании в таком же порядке, как и по другим законопроектам. Государственная

Дума может принять законопроект в первом чтении, отклонить законопроект,

принять закон, а также отсрочить рас­смотрение вопроса о ратификации

международного договора.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о ратифика­ции

международного договора в течение пяти дней передается на рас­смотрение

Совета Федерации. Решение о принятии закона и направле­нии его в Совет

Федерации оформляется постановлением Государствен­ной Думы.

Рассмотрение Советом Федерации принятых Государственной Ду­мой федеральных

законов о ратификации международных договоров осуществляется в соответствии с

регламентом Совета Федерации. Про­цедура предварительного обсуждения закона о

ратификации междуна­родного договора в комитетах Совета Федерации во многом

аналогична процедуре такого обсуждения в комитетах Государственной Думы. По

результатам обсуждения принятого Государственной Думой федераль­ного закона о

ратификации международного договора Совет Федерации принимает решение

одобрить закон или отклонить его. Такое решение оформляется постановлением

Совета Федерации.

Дальнейшие действия палат Федерального Собрания в отношении федерального

закона о ратификации международного договора опреде­ляются Конституцией и

регламентами палат.

Федеральный закон о ратификации международного договора, принятый Федеральным

Собранием, направляется в соответствии с Кон­ституцией Президенту для

подписания и обнародования.

На основании федерального закона о ратификации международного договора

Российской Федерации Президентом Российской Федерации под­писывается

ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра

иностранных дел Российской Федерации, вслед за чем стороны обмениваются

ратификационными грамотами и сдают грамоты на хранение депозитарию.

§4. Присоединение к международному договору. Подтверждение участия в

международном договоре.

Если государство с самого начала не участвовало в договоре, оно может

присоединиться к нему на условиях, в нем предусмотренных. Присоединением

другого вида является случай, когда государство, не имеющее права, согласно

положениям договора, стать его участником, впоследствии получает такую

возможность.

Присоединение – не просто особый способ выраже­ния согласия государства на

обязательность для него международного договора или отдельная подстадия в

процессе его заключения. Как справедливо заметил В.Ф.Губин, присоединение можно

рассматривать как своеобразный способ заключения международных договоров, при

котором процесс заключения может расчленяться на ряд стадий или этапов. В этом

процессе могут быть различные способы выражения согласия присоединяющегося

государства на обязательность для него международного договора, например

подписание протокола о присоединении и даже ратификация акта о присоединении к

международному договору[35].

Поскольку присоединяющееся государство могло и не участвовать в переговорах

или конференции по подго­товке согласованного текста договора, то, исходя из

прин­ципа суверенного равенства, по мнению В.Ф.Губина, такое государство

вправе претендовать на то, чтобы про­вести предварительные переговоры с

первоначальными участниками договора или консультации с его депозита­рием об

условиях своего участия в договоре. В этом слу­чае, применительно к

присоединяющемуся государству, будет иметь место как бы стадия подготовки и

принятия текста договора.

Как уже говорилось, договоры, допускающие при­соединение других государств,

называются открытыми. В большинстве своем ими являются общие многосторон­ние

договоры. Но и региональные договоры могут быть открыты для участия в них

других государств.

Принципиальное значение, на что уже указывалось, имеет открытие для всех

государств, независимо от их общественного строя, общих многосторонних

договоров, включающее право присоединиться к ним. На Венской конференции по

праву договоров поправка Чехослова­кии, предлагавшая закрепить это право, не

была принята. Венская конвенция в ст.15 содержит дискриминаци­онные формулы,

ограничивающие суверенные права государств участвовать в договорах путем

присоединения. Советская делегация голосовала против этой статьи, сделав

соответствующее заявление. Так же поступил ряд других делегаций, указав, что

общие многосторонние до­говоры должны быть открыты для присоединения всех

государств[36].

Если международный договор открыт для присоеди­нения, любое государство может

стать его участником в соответствии с предусмотренной в нем процедурой. При

этом порядок присоединения должен определяться согла­шением государств,

участвовавших в разработке данного договора, в соответствии с принципом

суверенного равен­ства всех государств, независимо от их социального строя.

Присоединяясь к международному договору, государ­ства могут делать заявления

о непризнании ими присоединившихся государств. В некоторых случаях такие

заявления можно расценивать как оговорку, и тогда к ним должны применяться

правовые принципы, относя­щиеся к оговоркам. Поскольку, как мы увидим,

оговорки не нарушают полноценности со­глашения в многостороннем договоре,

указанные заявления не могут повлиять на участие в нем непризнанного

государства, ибо современное международное право не знает нормы, требующей

общего согласия всех участников договора с оговоркой, чтобы сделавшее ее

государ­ство стало субъектом данного договора. Единственным правовым

последствием в этом случае будет отсутствие правовых связей по данному

договору между присоединяющимся государством и всеми участниками договора.

Раньше различались две формы присоединения обычное и привступление. Последним

называлось торжественное присоединение третьего государства к договору,

принятием его целиком на равных началах с подписавшими договор государствами.

Теперь такого различия не проводится. Присоединяясь, государство просто

заявляет о признании обязательности для него данного международного договора,

направляя соответствующий документ о присоединении депозитарию.

В прошлом считалось, что присоединение возможно лишь к договору, который

вступил в силу. Однако новей­шая договорная практика показывает, что право на

при­соединение к договору существует независимо от его вступления в силу.

Именно в таком смысле сформулиро­ваны заключительные статьи современных

многосторон­них договоров.

Иногда в практике встречаются документы о присо­единении, в которых сказано, что

они подлежат ратифи­кации. Если такой акт был послан депозитарию до

рати­фикации, то в соответствии с практикой ООН считается, что этот акт

свидетельствует лишь о намерении государ­ства присоединиться к договору и лишь

после его рати­фикации государство выражает свое согласие стать участником

договора. Если же в акте о присоединении ничего не говорится о его последующей

ратификации, то Генеральный секретарь включает это государство в число

участников договора и уведомляет об этом других его участников. Так получилось

с Конвенцией 1954 года по вопросам гражданского процесса, которая

предусматри­вала ратификацию присоединений (ст.31). В ноте министра иностранных

дел СССР от 17 сентября 1966 г. , в которой уведомлялось о решении

правительства СССР присоединиться к конвенции, было указано: «Рассматри­вать

данный документ в качестве акта о присоединении Союза Советских

Социалистических Республик к упомя­нутой выше Конвенции в соответствии с ее

ст.31». Ра­тификации ноты не было[37].

Ст. 21 ФЗ «О международных договорах РФ» в подпункте «а» устанавливается, что

в отношении договоров, при­соединение к которым производится от имени РФ, по

вопросам, указан­ным в п. 1. ст.15, присоединение осуществляется в форме

федерального закона в порядке, определенном ст.17 для ратификации договоров.

То есть, если международный договор устанавливает иные правила, чем

предусмотренные законом (исполнение договора требует изменения дей­ствующих

или принятия новых федеральных законов), или его нормы ре­гулируют вопросы,

перечисленные в подпунктах «б», «в», «г», «д» п. 1 ст.15, а из договора

следует (иным образом установлено, участники впо­следствии договорились), что

стать его участником можно путем присо­единения, то согласие на его

обязательность для РФ дается путем присо­единения в форме федерального

закона.

Порядок принятия решений о присоединении РФ к международным договорам в форме

федерального закона аналогичен порядку, установ­ленному ст.17 для ратификации

договоров. Так, в форме федерального закона приняты решения о присоединении РФ

к Протоколу 1972 г. о по­правках к Единой конвенции о наркотических средствах

1961 г. [38], Уставу Совета Европы и

Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам

к нему[39].

Подпунктом «б» устанавливается, что в отношении договоров, при­соединение к

которым производится от имени РФ (за исключением тех договоров, присоединение

к которым осуществляется в форме федераль­ного закона), решения о

присоединении принимаются Президентом, а если соответствующие вопросы

относятся к ведению Правительства, - Правительством.

Президентом решения о присоединении РФ к международным дого­ворам принимаются по

широкому кругу вопросов. Правительством та­кие решения принимаются только по

тем вопросам, которые отнесены к его ведению. Например, Правительством принято

решение о присоединении РФ к Конвенции об Организации по морским наукам в

северной части Тихого океана (постановление от 3 мая 1994 г. №440

[40]).

Решения о присоединении Российской Федерации к международным договорам

принимаются Правительством, если присоединение произво­дится: от имени

Российской Федерации - к договорам по вопросам, от­носящимся к ведению

Правительства (подпункт «б»); от имени Прави­тельства (подпункт «в»).

Постановлением Правительства, например, решен вопрос о присое­динении Российской

Федерации к Бернской конвенции об охране лите­ратурных и художественных

произведений в редакции 1971 г. , Всемир­ной конвенции об авторском праве в

редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране

интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их

фонограмм'. Поло­жения этих конвенций, которые могли бы потребовать внесения

допол­нений и изменений в российские законы, ко времени принятия этого

по­становления уже нашли отражение в Законе Российской Федерации «Об авторском

праве и смежных правах» 1993 г. Еще один пример правитель­ственного решения о

присоединении к международным договорам связан с участием Российской Федерации

в конвенциях Совета Европы в облас­ти образования. Правительство приняло

предложение Министерства иностранных дел, согласованное с рядом других

федеральных органов исполнительной власти, о присоединении Российской Федерации

к Ев­ропейской конвенции об эквивалентности дипломов, дающих право на

поступление в высшие учебные заведения, от 11 декабря 1953 г. и Прото­колу к

ней от 3 июня 1964 г. , а также к Европейской конвенции об акаде­мическом

признании документов об университетском образовании от 14 декабря 1959 г.

[41]

Присоединение к международным договорам межведомственного характера

осуществляется в порядке, предусмотренном для заключения таких договоров. Это

означает, что решение о проведении переговоров о присоединении к

межведомственному договору принимается Правитель­ством, а решение о

присоединении к нему - федеральным министром, ру­ководителем иного

федерального органа исполнительной власти, в ком­петенцию которых входят

вопросы, регулируемые договором, по согла­сованию с Министерством иностранных

дел; Правительство принимает решение о присоединении к межведомственному

договору, если соответ­ствующие вопросы имеют важное значение для

государственных интере­сов РФ.

От присоединения нужно отличать акт подтверждения государством своего участия в

международном договоре. Такое подтверждение становится необходимым, когда по

различным причинам, например в случае правопреемст­ва, другие участники

договора могут усомниться в уча­стии государства в данном договоре. Так, в 1955

году Советский Союз заявил о признании ратифицированных Россией Гаагских

конвенций и деклараций 1899 и 1907 го­дов «в той мере, в какой эти конвенции и

декларации не противоречат Уставу ООН, и если они не были измене­ны или

заменены последующими международными согла­шениями, участником которых является

СССР[42]».

Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции в соответствии с

ленинским Декретом о мире Советское государство признало для себя силу или

дей­ствие ряда гуманитарных конвенций. Так, Постановле­нием СНК РСФСР от 30 мая

1918 г. были признаны Же­невские и другие конвенции Красного Креста. В 1925

го­ду СССР были признаны: конвенции 1904 и 1906 годов об освобождении

госпитальных судов от портовых или иных сборов, Гаагская конвенция 1907 года о

примене­нии к морской войне начал Женевской конвенции 1906 го­да; в 1926 году –

Брюссельские конвенции 1910 года относительно столкновения судов и оказания

помощи и спасания на море, конвенция 1884 года по охране подводных телеграфных

кабелей, конвенция 1911 года об охра­не котиков и др.

[43]

В 1958 году так же поступила в отношении Гаагских конвенций Германская

Демократическая Республика как одно из государств-правопреемников прежней

Германии — участника Гаагских конвенций. То обстоятельство что правительство

Нидерландов в качестве депозитария учинило опрос других участников конвенций

относитель­но участия в них ГДР, ни в какой степени не может из­менить того

факта, что Германская Демократическая Республика являлась участником Гаагских

конвенций 1899 и 1907 годов. В 1976 году это участие было вновь подтверждено

ГДР с началом действия присоединения 22 декабря 1958 г.

[44]

Как видно, вопросы, связанные с подтверждением уча­стия в международном

договоре, обычно возникают в связи с правопреемством, поэтому они

регулируются не Венской конвенцией 1969 года о праве международных договоров,

а Венской конвенцией 1978 года о правопре­емстве государств в отношении

международных догово­ров.

В РФ этот вопрос дополнительно урегулирован в ФЗ «О международных договорах

РФ». П. 3 ст.1 Закона гласит, что закон распространяется на международные

договоры, в которых РФ является стороной в качестве государства-продолжателя

СССР. Это понятие является новым в международно-правовой практике. При

образовании на месте одного государства нескольких новых говорят о

государствах-правопреемниках. Между ними распределяются международные права и

обязанности прекратившего существование государства. Применительно к СССР

такими правопреемниками являются государства- бывшие союзные республики. Что

касается России, то статус правопреемника не мог удовлетворить ни ее, ни

другие государства, ни международное сообщество в целом. Поэтому по взаимному

соглашению государств за РФ был признан особый статус «государства-

продолжателя», в силу которого она заняла в международной системе место СССР,

взяв на себя основную массу его прав и обязанностей.

§5. Принятие, утверждение международных договоров.

Принятие международного договора – это особая форма, посредством которой

государство выражает в международном плане свое согласие на его

обязательность для себя.

В таком понимании принятие международного дого­вора нужно отличать от

принятия текста договора, кото­рое было рассмотрено выше. Как уже говорилось,

принятие текста договора относится именно к тексту. Голосуя за договор,

государства принимают его текст, но не выражают еще согласия с вытекающими из

него обязательствами. Принятие обязательств но дого­вору происходит на

последующих стадиях процесса за­ключения международного договора, о которых

уже го­ворилось (подписание, ратификация и присоединение) и о которых еще

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14