бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Процедура заключения международных договоров бесплатно рефераты

текста договора между аккредитующим го­сударством и государством, при котором

они аккредито­ваны;

Ø представители, уполномоченные государствами представлять их на

международной конференции или в международной организации или в одном из ее

орга­нов, — в целях принятия текста договора на такой кон­ференции, в такой

организации или в таком органе.

Ø главы государств, главы правительств и министры иностранных дел

— в целях совершения всех актов, от­носящихся к заключению договора;

Следовательно, последние две категории лиц должны иметь полномочия на

подписание договора.

Положения п. 1 и 2 ст.12 ФЗ «О международных договорах РФ» полностью

соответствуют сложившейся международной практике: «Президент Российской

Федерации как глава государства представ­ляет Российскую Федерацию в

международных отношениях и в соответ­ствии с Конституцией Российской

Федерации и международным правом ведет переговоры и подписывает международные

договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий.

Председатель Правительства Российской Федерации как глава Правительства и

министр иностранных дел Российской Федерации в силу своих функций и в

соответствии с международным правом ведут перего­воры и подписывают

международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления

полномочий. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа

ис­полнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести перегово­ры

и подписывать международные договоры Российской Федерации меж­ведомственного

характера без предъявления полномочий. Глава дипломатического

представительства Российской Федерации в иностранном государстве или глава

представительства Российской Фе­дерации при международной организации вправе

вести переговоры в целях принятия текста международного договора между

Российской Федераци­ей и государством пребывания или в рамках данной

международной орга­низации без предъявления полномочий. »

Таким образом презюмируется, что глава государства, глава правительства и

министр иностранных дел таким правом наделены в силу своего должностного

положения и служебных функций. Право федерального министра, руководителя

иного федерального органа исполнительной власти вести переговоры и

подписывать догово­ры межведомственного характера без предъявления полномочий

вытека­ет из того, что он несет ответственность за деятельность своего

ведомст­ва и может выступать от его имени в силу своего служебного положения.

В отличие от вышеуказанных должностных лиц глава дипломатического

представительства РФ в иностранном государстве или глава представительства РФ

при международной организации без предъявления полномочий могут только

принимать текст договора. На подписание договора посол или глава

представительства должны получить полномочия.

Что касается должностных лиц, которые обязаны получить полномочия на ведение

переговоров и на подписание международных договоров РФ, такие полномочия

предоставляются:

Ø в отношении договоров, заключаемых от имени Российской

Феде­рации, - Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров,

заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению

Правительства Российской Федерации, - Правительством Рос­сийской Федерации.

Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров

оформляются от имени Президента Российской Фе­дерации либо от имени

Правительства Российской Федерации Министер­ством иностранных дел Российской

Федерации;

Ø в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства

Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации. Полно­мочия на

ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформ­ляются от имени

Правительства Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской

Федерации;

Ø в отношении договоров межведомственного характера -

феде­ральным министром, руководителем иного федерального органа

исполни­тельной власти.

Термин «полномочия» в комментируемой статье употребляется в двух значениях.

Предоставление полномочии Президентом и Правительством озна­чает, что в

решении о проведении переговоров и подписании договора, принимаемом в

соответствии со ст.11 Закона, указывается, кому кон­кретно поручается вести

переговоры и подписывать договор. В россий­ской практике такое поручение чаще

дается федеральному органу испол­нительной власти, от которого исходило

предложение о подписании, а не конкретному лицу. В этом случае вести

переговоры и подписывать до­говор может как федеральный министр или

руководитель иного феде­рального органа исполнительной власти, так и один из

его заместителей. Это представляется целесообразным, поскольку дает большую

гибкость, позволяет, например, не откладывать намеченное подписание из-за

бо­лезни или отсутствия по иной причине данного должностного лица. Од­нако

поручение провести переговоры и подписать договор может быть дано и

конкретному лицу. Причем уполномоченным может быть отнюдь не обязательно

руководитель министерства или ведомства, но и другое лицо. Например, если

договор РФ заключается в отношении субъекта Федерации, подписать его может

должностное лицо данного субъекта Федерации. Предоставление полномочий

федеральным министром (ру­ководителем иного федерального органа

исполнительной власти) также означает принятие решения о том, кому поручается

ведение переговоров и подписание договора межведомственного характера.

Оформление полномочий означает выдачу Министерством ино­странных дел России

специального документа, подтверждающего право данного лица вести переговоры и

подписывать договор, либо, примени­тельно к межведомственным договорам,

выдачу такого документа руко­водителем ведомства.

Основанием для выдачи полномочий МИД является решение, при­нятое Президентом

или Правительством в соответствии со ст.11 Закона, в котором указывается,

кому поручено вести переговоры и подписать договор. Без такого решения МИД не

оформляет полномочия. При этом полномочия могут быть выданы (в зависимости от

содержания решения) только на проведение переговоров или на проведение

переговоров и подписание договора, или же только на подписание договора.

Полномочия, выдаваемые МИД, оформляются на специальном гер­бовом бланке.

Текст полномочий, отпечатанный типографским спосо­бом, гласит: «Министерство

иностранных дел Российской Федерации на­стоящим удостоверяет, что Президент

Российской Федерации уполномо­чил... » (если полномочия выдаются от имени

Правительства, в тексте со­ответственно говорится: «Правительство Российской

Федерации упол­номочило... »). Далее впечатываются полностью фамилия, имя,

отчество уполномоченного лица, его должность и указывается, на какие действия

это лицо уполномочено. Если речь идет о подписании договора, приво­дится

полное название. Например, «на подписание Договора между Рос­сийской

Федерацией и (название государства), об основах отношений». Если договорные

документы еще предстоит согласовать, может быть ис­пользована формула «на

проведение переговоров о... и на подписание соответствующего документа».

Полномочия, выдаваемые МИД, подписываются министром либо одним из его

заместителей и директором Правового департамента. На них ставится мастичная

печать МИД.

При заключении двусторонних договоров участники обмениваются полномочиями

(обычно подлинниками), а при многосторонних договорах полномочия сдаются в

се­кретариат конференции или организации, где они прове­ряются, или же

создается специальный комитет по их проверке. Порядок проверки и условия

действительности полномочий определяются правилами процедуры конфе­ренции.

Комитет представляет на утверждение конферен­ции свой доклад, в котором

констатируется действитель­ность (или недействительность) полномочий

представи­телей государств. При заключении двусторонних договоров

действительность полномочий может констатировать­ся в преамбуле таких

договоров.

Уполномоченные должны действовать при заключении договора строго на основании

и в пределах свои полномочий. Любой акт по заключению договора, совер­шенный

лицом, на то не уполномоченным или в наруше­ние полномочий, не порождает для

государства никаких правовых последствий, если только он впоследствии не

будет подтвержден компетентным органом этого госу­дарства.

Уполномоченный должен представлять реально суще­ствующего субъекта

международного права или его органы. Советский Союз, а вслед за ним и РФ

никогда не признавал действитель­ными полномочия, выданные органами, которые

не представляют данное государство в международных отноше­ниях

(марионеточными правительствами, свергнутыми монархами, президентами и т.п.).

Представители сверг­нутых правительств могут продолжать участие в

перего­ворах о заключении договора лишь в том случае, если они получают

полномочия от нового правительства.

В неотложных случаях могут выдаваться временные полномочия, направленные

клерной телеграммой, при этом в конце телеграммы указывается, что «подлинные

полномочия будут представлены дополнительно».

От полномочий нужно отличать инструкции уполномо­ченным. Инструкции

определяют позицию уполномочен­ных по обсуждаемым вопросам. Это внутренний

документ делегации, и обычно до сведения других участников он официально не

доводится. Поэтому договор, заключен­ный в нарушение инструкций, не теряет

своей юридической действительности и значения. В ст.47 Венской кон­венции о

праве международных договоров говорится об инструкциях: «Если правомочие

представителя на выра­жение согласия государства на обязательность для него

конкретного договора обусловлено специальным ограни­чением, то на

несоблюдение представителем такого огра­ничения нельзя ссылаться как на

основание недействи­тельности выраженного им согласия, если только другие

участвовавшие в переговорах государства не были уве­домлены об ограничении до

выражения представителем такого согласия».

Глава 2. Работа над текстами международных договоров.

§1. Согласование текста международного договора путём переговоров.

Выработка согласованного текста международного договора является первой

обязательной стадией в про­цессе заключения соглашения. В эту стадию в

качестве подстадий входят также принятие текста международно­го договора и

установление его аутентичности.

Основным методом подготовки такого текста являют­ся переговоры между

договаривающимися государства­ми. Важную роль здесь играет договорная

инициатива государства, хотя она, как и выдача полномочий, будучи

односторонним актом, не может быть самостоятельной стадией заключения

международного договора.

Современное международное право устанавливает оп­ределенные принципы, которые

должны соблюдаться во время переговоров по заключению международных

договоров, чтобы эти переговоры дали положительные ре­зультаты. К ним

относятся: принцип равноправия сторон. недопустимость дискриминации в

приглашении заинтересованных участников, недопустимость диктата и

вме­шательства во внутренние дела, гласность.

Если договор подготавливается в обстановке неравно­правия, неуважения

суверенитета партнера по перегово­рам, а тем более оккупации его территории, то

такой до­говор и по содержанию будет неизбежно носить неравно­правный характер.

Государство, если, конечно, оно не является агрессором, вправе отказаться от

переговоров в таких условиях. Так, правильно поступили арабские госу­дарства,

отказавшись вести переговоры о перемирии с Израилем в условиях оккупации им

арабских территорий. В связи с переговорами между правительствами ГДР и ФРГ в

марте 1970 года правительство ГДР заявило, что «равноправные переговоры могут

состояться лишь в том случае, если обе стороны признают друг друга в каче­стве

суверенных субъектов международного права[7]

».

Международная практика выработала три основные формы подготовки

согласованного текста международного договора: обычные дипломатические

каналы, международные конференции и международные организации. Как правило,

текст договора составляется одним из этих способов. Но бывают случаи, когда

один и тот же дого­вор в процессе подготовки проходит все три формы.

Обычными дипломатическими каналами являются по­стоянные дипломатические

представительства договари­вающихся государств. Через них ведутся

предваритель­ные переговоры, обмен мнениями по основным пунктам проекта

будущего двустороннего договора (реже много­стороннего). Они осуществляются

путем нотной пере­писки и устных бесед с соответствующими памятными

за­писками и меморандумами. Двусторонние переговоры могут вестись посредством

посылки специальных делега­ций (миссий).

Каждая сторона выставляет свои предложения, свой проект договора. В ходе

переговоров они постепенно, в результате компромиссов, взаимных уступок,

согласовываются. Появляется единый согласованный текст между­народного

договора. С проектом договора может высту­пить и одна сторона. Тогда он может

быть положен, с со­гласия других участников, в основу обсуждения. Однако и в

этом случае в ходе переговоров идет процесс согла­сования воль их участников,

рождается один согласован­ный проект договора.

Подготовке проектов важных международных дого­воров часто предшествует так

называемая предваритель­ная договоренность по принципиальным вопросам. Так,

перед заключением Варшавского Договора между его будущими участниками в марте

1955 года были проведе­ны консультации. Предварительная договоренность мо­жет

фиксироваться в совместных заявлениях и коммюни­ке о результатах переговоров.

Иногда заключенный до­говор, как уже говорилось, содержит обязательство

сторон заключить на его основе какой-либо другой договор. Известны случаи,

когда обмен мнениями о содержании важного договора осуществляется путем

обмена письмами между главами правительств или государств.

Второй важной формой подготовки согласованного текста международного договора

являются международ­ные конференции полномочных представителей госу­дарств.

Особенность этой формы состоит в том, что ей предшествует предварительная

организационная подго­товка, а процесс заключения договора подчинен четким

правилам процедуры, принимаемым на конференции.

Несмотря на техническую природу правил процедуры, они имеют важное значение

для успешной работы конференции и для выработки приемлемого для всех

участников текста международного договора. Поэтому в международной практике

известно немало случаев, когда вопросы процедуры международных конференций

оказывались объектом острых политических споров, которые в конечном счёте

влияли на результаты работы международных конференций.

Исходя из основных принципов международного права, процедура деятельности

конференции должна отвечать следующим требованиям:

Ø обеспечивать равенство всех участников на всех стадиях работы

конференции (включая равенство при определении круга вопросов, подлежащих

обсуждению, а также равный долг всех сторон идти на взаимные уступки и

компромиссы);

Ø охранять права и достоинства всех государств, принимающих

участие в обсуждении вопросов, должным образом учитывать их интересы;

Ø гарантировать наиболее демократичные формы обсуждения вопросов;

Ø содействовать согласованию точек зрения всех участников

конференции на основе полной добровольности;

Ø исключать всякую возможность диктата одних государств по

отношению к другим.

Конференции лишь тогда могут решить успешно задачу выработки международных

договоров, когда строго соблюдены все перечисленные требования. На

международных конференциях, как правило, вырабатываются либо мирные договоры,

либо договоры, охватывающие значительное число государств. Такие

международные конференции чаще всего созываются с целью создания

международных административных союзов, международных организаций, выработки

конвенций по вопросам права войны и т.д. Так, например, 21. 04. 1949 в

Женеве была созвана дипломатическая конференция, которая выработала и 12. 09.

1949 приняла Конвенции «Об обращении с военнопленными», «О защите

гражданского населения во время войны».

Современная международная практика выработала и такую форму международных

конференций, как совеща­ния на высшем уровне государств и правительств

заин­тересованных государств. Большое положительное зна­чение

непосредственных переговоров руководящих госу­дарственных деятелей было с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14