бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Процедура заключения международных договоров бесплатно рефераты

Если депозитарием является Правительство Российской Федерации, то подлинник

договора хранится в Историко-документальном департаменте МИД России. Если у

договора иной депозитарий, то на хранение в Историко-документальный

департамент сдаются заве­ренные копии или официальные переводы договора,

полученные от де­позитария. Переписка, относящаяся к данному договору,

хранится в Правовом департаменте МИД России.

Заверенные копии межведомственных договоров хранятся в Право­вом департаменте

МИД России.

Во исполнение функций депозитария многосторонних догово­ров МИД России

осуществляет следующие действия:

Ø хранит подлинный текст договора и полномочия подписавших его лиц;

Ø направляет государствам-участникам, а также государствам,

ко­торые имеют право стать участниками договора, заверенные копии с его

подлинного текста;

Ø обеспечивает подписание договора государствами, желающими стать

его участниками;

Ø получает и хранит документы, уведомления и сообщения,

относя­щиеся к договору;

Ø информирует участников, а также государства, имеющие право

стать участниками договора, о документах, уведомлениях и сообщениях,

относящихся к договору;

Ø информирует участников договора о его вступлении в силу, а

так­же о подписаниях, сдаче на хранение ратификационных грамот или

до­кументов о присоединении;

Ø обеспечивает регистрацию договора в Секретариате ООН. Переписка

по вопросам, связанным с осуществлением функций де­позитария, ведется, как

правило, по дипломатическим каналам.

§2. Регистрация международных договоров.

Хотя регистрация и опубликование не входят в про­цесс заключения

международных договоров, они тесно связаны с ним.

Регистрация – это правовой акт государств, Секре­тариата ООН или другой

международной организации, который заключается в том, что международные

догово­ры, вступившие в силу и переданные в Секретариат для регистрации,

заносятся в регистр или направляются для хранения в делах и занесения в

перечень с целью опуб­ликования и доведения их содержания до сведения всех

государств.

Уже в ст.18 Устава Лиги наций предусматривалась обязанность государств —

членов Лиги регистрировать, а следовательно, предавать гласности под страхом

лишения обязательной силы заключаемые ими междуна­родные договоры. На

Секретариат Лиги возлагалась обязанность регистрировать и при первой

возможности публиковать эти договоры.

В меморандуме, одобренном Советом Лиги наций 19 мая 1920 г. , отмечалась

важность принципа гласности международных договоров как одного из источников их

моральной силы, укрепления вытекающих из них прав и обязательств и важного

средства общественного конт­роля. Правда, меморандум ограничивал обязанность

регистрации договорами, которые были заключены после вступления в силу Устава

Лиги наций, то есть после 10 января 1920 г. , но уполномочивал Секретариат Лиги

регистрировать и ранее заключенные договоры с согла­сия договаривающихся

сторон, даже если они в данный момент не являются членами Лиги наций

[74].

И все же официальное международно-правовое признание принципа гласности

междуна­родных договоров, зафиксированное в Уставе Лиги на­ций и других

международных актах, явилось важным шагом в демократическом развитии права

международ­ных договоров.

Впоследствии этот принцип был подтвержден и раз­вит в Уставе ООН, Венской

конвенции о праве между­народных договоров и других международно-правовых

документах. Согласно ст.102 Устава ООН, «всякий до­говор и всякое

международное соглашение, заключенные любым Членом Организации после

вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возмож­ности,

зарегистрированы в Секретариате и им опубли­кованы».

В соответствии с этой статьей Генеральная Ассамб­лея ООН в резолюции от 14

декабря 1946 г. утвердила Правила о регистрации и опубликовании международ­ных

договоров. В них указывается, что регистрации подлежат все договоры или

международные соглашения, независимо от их формы и наименования, заключенные

после вступления в силу Устава ООН, то есть после 24 октября 1945 г. Однако

резолюция Генеральной Ас­самблеи по вопросу о регистрации договоров от 10

фев­раля 1946 г. рекомендовала членам ООН передать для хранения Генеральному

секретарю и опубликования до­говоры, заключенные до вступления в силу Устава

ООН и не включенные в сборники Лиги наций. Некоторые из них были включены в

сборники договоров ООН[75].

В тех случаях, когда в международном договоре сто­роной является ООН или в самом

договоре устанавли­вается, что ООН уполномочивается произвести регистра­цию

(обычно договоров, заключенных в рамках ООН), или если ООН является

депозитарием договора, обязан­ность его регистрации ex officio лежит на

ООН. Реги­страция в определенных случаях может производиться специализированным

учреждением ООН (ст.4 правил). Согласно общему положению, регистрация

многосторон­них договоров производится их депозитарием (ст.80 Венской

конвенции).

Регистрация договора, произведенная одной из его сторон, самой ООН или ее

специализированными учреж­дениями, освобождает все другие стороны от

обязатель­ства выполнения этой процедуры. Во избежание дубли­рования

Секретариат ООН обязан ежемесячно публико­вать и рассылать всем членам ООН

сообщения о догово­рах, зарегистрированных или внесенных в реестр за истекший

месяц.

Регистрации подлежат не только сами договоры, но и все относящиеся к ним

документы: поправки, измене­ния, присоединения, ратификации, оговорки,

декларации, продления, денонсации, приложения, подтверждения. Сюда же должны

быть отнесены как акты о возобновлении международных договоров, так и сами

возобновлен­ные договоры.

Регистрацию не проходят некоторые приложения, носящие сугубо технический или

единовременный характер (список товаров, перечень предприятий, тарифы и

т.п.), а также памятные записки, межведомственные соглашения, в некоторых

случаях обмены нотами и др.

Регистрация должна осуществляться при первой воз­можности, обычно вскоре

после вступления международ­ного договора в силу и его опубликования каким-

либо государством-участником. Днем регистрации считается день получения

Секретариатом ООН заверенной любым из участников копии договора. О

произведенной регист­рации выдается свидетельство за подписью Генерально­го

секретаря ООН или его представителя. Правила 1946 года предусматривают кроме

регистрации еще так называемое хранение в делах и занесение в перечень. В

Уставе ООН эта процедура не предусмотрена. Она применяется к международным

договорам, которые не входят в число подлежащих обязательной регистрации, а

именно:

1. договоры, переданные государством, не являю­щимся членом ООН;

2. договоры, переданные государством — членом ООН, заключенные до

вступления в силу Устава этой организации и не включенные в «Сборник

договоров Лиги наций»;

3. договоры, заключенные ООН или ее специализи­рованными учреждениями.

Таким образом, принятие на хранение и занесение в перечень являются по

существу добровольной формой регистрации договоров.

Вопрос о регистрации решают в первую очередь договаривающиеся государства, за

исключением случаев регистрации ex officio, которую осуществляет

Генераль­ный секретарь ООН и, в определенных случаях, специализированные

учреждения ООН. Иначе говоря, без согласия государств—участников международного

договора регистрация не может иметь места.

В практике государств встречаются различные виды регистрации международных

договоров:

1. Односторонняя регистрация, то есть производимая одним из участников

договора. Это наиболее часто встре­чающийся и нормальный случай.

2. Повторная регистрация, когда уже зарегистриро­ванный договор снова

передается на регистрацию дру­гим участником. По нашему мнению, эта процедура

яв­ляется излишней – если договор уже зарегистрирован, нет никакой

необходимости делать это снова.

3. Совместная регистрация. Она может иметь место в случаях, когда у

международного договора несколько депозитариев, по соглашению между ними.

Совместно, например, регистрировали СССР, США и Великобрита­ния Договор о

запрещении испытаний ядерного оружия от 5 августа 1963 г. Иногда совместная

регистрация при­меняется и при одном депозитарии многостороннего до­говора, и

даже в случаях двусторонних договоров. Так, многосторонний мирный договор с

Италией 1947 года был совместно зарегистрирован Советским Союзом (де­позитарий)

и Францией. Протокол 1963 года о продле­нии срока действия

советско-чехословацкого Договора 1943 года о дружбе, взаимопомощи и

послевоенном со­трудничестве СССР зарегистрировал совместно с Чехо­словакией

[76].

4. Совместную и повторную регистрацию следует от­личать от двойной

регистрации, когда один и тот же международный договор регистрируется в двух

между­народных организациях. Дело в том, что уставы ряда международных

организаций предусматривают регист­рацию в секретариатах этих организаций,

помимо ООН (см. , например, Уставы МАГАТЭ, МОТ, ИКАО, Лиги арабских

государств). Во всех этих случаях она осуществляется в соответствии с

принятыми в этих орга­низациях правилами. В отличие от ст.102 Устава ООН, эти

правила не содержат положений о последствиях не­исполнения регистрации.

Имеются и другие особенности. Например, правила ИКАО 1949 года

предусматривают регистрацию и таких соглашений, участники которых не являются

субъектами международного права (юридиче­ские и даже физические лица).

Регистрация здесь не всегда предполагает опублико­вание договоров, издание

специальных сборников, что снижает ее значение.

Что касается регистрации в Секретариате ООН, то после этой процедуры или

занесения в перечень между­народных договоров он должен их в кратчайший срок

опубликовать.

Следует подчеркнуть, что регистрация, внесение в перечень и опубликование в

сборниках ООН того или иного акта не придают ему сами по себе характера

меж­дународного договора, о чем специально оговаривается в примечании к

каждому сборнику. И действительно, там встречаются односторонние акты,

заявления и ноти­фикации, имеющие международно-правовое значение, но не

являющиеся соглашениями, например заявления о признании обязательной

юрисдикции Международного Суда ООН, о присоединении к договору, денонсации и

т.д. Нерегистрация не делает международный договор недействительным.

При кодификации права международных договоров о Комиссии международного права

и на Венской конфе­ренции институт регистрации получил дальнейшее раз­витие.

Статья 80 Венской конвенции распространяет на всех ее участников обязанность

регистрации. Кроме того, после принятия поправки Белорусской ССР на Вен­ской

конференции эта статья содержит упоминание не только о регистрации и

опубликовании, но и о хранении в делах и занесении в перечень международных

догово­ров, независимо от членства в ООН. В ней нет ссылок, как было в

проекте, на правила Генеральной Ассамблеи ООН, которые нечленов ООН ставят в

неодинаковое по­ложение в отношении регистрации по сравнению с чле­нами ООН.

В связи с установлением института регистрации воз­никает вопрос о том, с

какого момента международный договор вступает в силу – с момента его

подписания или ратификации, или же с момента его регистрации в Се­кретариате

Организации Объединенных Наций. Этот во­прос ставился после создания Лиги

Наций, он ста­вится и теперь, в период деятельности ООН, и делаются попытки

как-то решить его.

Даются в основном два решения данного вопроса. Большинство американских

юристов склонно считать, что регистрация или отсутствие таковой не влияет в

какой-либо степени на силу международного договора. Та­кого взгляда, в

частности, придерживается Ч.Хайд в своём «Курсе международного права», где

автор делает вывод, что момент возникновения прав и обязанностей по

международному договору связывается с актом его регистрации.

В отечественной юридической литературе нет работ или статей, посвященных

определению правовых последствий регистрации международного договора.

В учебнике 1957 г. издания отмечается, что по смыслу статьи 18 Устава Лиги Наций

регистрация является «непременным условием для придания им (договорам)

бесспорной юридической силы» Отсюда можно сделать вывод о том, что

международный договор приобретает юридическую силу только с момента регистрации

[77].

Что касается статьи 102 Устава ООН, то в учебнике излагаются только ее

постановления, без указания на то, какое юридическое значение имеет

ре­гистрация договоров Нам представляется, что с теорети­ческой точки зрения

регистрация международных догово­ров в Секретариате ООН не имеет никакого

отношения к вопросу о вступлении в силу международного договора.

Как следует из истории возникновения института ре­гистрации международных

договоров, последний появля­ется как определенная реакция на участившиеся в

прак­тике государств случаи тайных договоров и соглашений, носящих

неправомерный и гра­бительский характер. Поэтому основная цель регистра­ции —

это, во первых, довести содержание договора до сведения международной

организации по поддержанию мира и безопасности народов и, во-вторых, сделать

его достоянием широкой общественности. В этой связи регистрация

международного договора неразрывно связана с его публикацией Отсюда

регистрация выступает как акт обнародования международного договора, придания

ему характера доступности, исключающей тайность его постановлений В этом

отношении регистрация имеет много общего с институтом публикации

международных договоров, который существует во внутригосударствен­ных

правовых системах, так как и в обоих случаях глас­ность выступает в качестве

моральной силы, обеспечива­ющей должное уважение к правовой норме.

Однако регистрация не имеет отношения к вступлению договора в силу и по

другим, не менее веским основаниям.

Известно, что заключение договора практически вы­ступает как акт суверенной

воли государств. Сами государства – участники соглашения определяют и

содер­жание договора во всех его деталях, и дату вступления договора в силу,

и срок окончания действия договора. По этим причинам, например, и акт

ратификации и отказ от нее выступают как проявление суверенной воли

госу­дарства.

Следовательно, только государства-участники право­мочны либо принять условия

договора и придать ему юридическую силу, либо отказаться от этих условий и

отклонить договор в целом Что касается регистрации, то здесь не решается

вопрос принять или отклонить договор, так как предполагается, что этот вопрос

уже решен договаривающимися государствами.

Таким образом, заключение договора, придание ему юридической силы входят

целиком и полностью в ком­петенцию государств-контрагентов. Регистрация

совер­шается, когда договор уже вступил в силу в установленном сторонами

порядке. Она выступает как мера контроля международной организации по

обеспечению мира и безопасности за договорной практикой отдельных государств

с таким расчетом, чтобы эта практика не подрывала целей и принципов

Организации Объединенных Наций.

Из всего этого можно сделать вывод, что незареги­стрированный договор, если

он принят с соблюдением конституционных процедур и соответствует основным

принципам международного права, действителен, как и договор

зарегистрированный. На незарегистрированный договор стороны не вправе

ссылаться в органах ООН, если он заключен после принятия Устава ООН. На

договоры, заключенные до принятия Устава, правило статьи 102 не

распространяется, поскольку данная статья не имеет обратной силы. На

государства, не являющиеся членами ООН, правовая обязанность регистрации

меж­дународных договоров не распространяется, хотя им, очевидно, нельзя

отказать в регистрации, если они по желают это сделать).

ФЗ «О международных договорах РФ» предусмотрена единая государственная

система регистрации и учёта международных договоров, которая осуществляется

правительственным департаментом.

В департаменте договоры регистрируются и учитываются по двум основным

ка­тегориям: многосторонние и двусторонние. Соответственно ведется кар­тотека

регистрации и учета многосторонних и двусторонних договоров.

На каждый многосторонний договор с участием России оформляет­ся специальная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14