бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Процедура заключения международных договоров бесплатно рефераты

Турцией — к статье 10,

Доминиканской Республикой — к статье 12, Германией — к статьям 11, 12, 13 и

20, Сиамом — к статьям 12, 19, 23, Ираном — к статьям 12, 19, 21,

Великобританией и Японией — к статьям 19 и 23.

В результате этих оговорок в конвенции оказалось 15 более или менее

самостоятельных договорных систем. Несмотря на это, Гаагские конвенции 1907

года сыграли известную положительную роль, что было бы невозможно при

применении к ним тезиса о необходимости общего согласия с оговоркой

[63].

Таким образом, возможность распространения постанов­лений конвенции на

большее число государств, хотя бы за счет допущения в рамках одной системы

обязательств с различным объемом, и, главное, возможность последовательно

придерживаться принципа суверенитета — не могут быть принесены в жертву во

имя необходимости сохранения так называемого единообразия правоотношений,

вытекающего из начала общего согласия с оговорками к многосторонним

международным договорам

Отстаивая этот тезис, рассмотрим в историческом плане некоторые процедурные

правила, применявшиеся при заклю­чении многосторонних договоров.

Речь идет о принципе единогласия и принципе большинст­ва при заключении

конвенции.

Первый из них господствовал в XIX и начале XX века. Текст договора мог быть

принят только единогласно, что возможно в случае совпадения волеизъявлений

всех предпола­гаемых участников соглашения. Вопрос об оговорках в этом

случае, естественно, не поднимался.

В последние десятилетия принцип единогласия постепенно вытеснялся принципом

большинства. Это было коренным изменением, поскольку возникал вопрос,

обязательно ли мне­ние большинства для меньшинства. При этих обстоятельствах

и появилась проблема оговорки к многосторонним между­народным договорам.

Если при работе над текстом конвенции принят принцип единогласия, то в конце

концов за счет отказа от спорных статей может быть выработан текст,

приемлемый для всех. Если же при выработке конвенции принимается принцип

большинства, то окончательный текст не является результа­том переговоров в

подлинном смысле этого слова, так как остается определенное количество

государств, с рядом поста­новлений не согласных. Чтобы восстановить известное

равен­ство сторон, участвующих в конвенции, за меньшинством сле­дует признать

безусловное право делать оговорки.

Итак, заявление оговорки—это суверенный акт государ­ства. Признание

(принятие) оговорки партнером по договору или отклонение ее—такой же

суверенный акт. Какие же юри­дические последствия влекут за собой эти акты ?

Если двадцать государств подпишут конвенцию, два из них сделают оговорки,

семнадцать из оставшихся восемнад­цати государств эти оговорки примут, а одно

отклонит их, то позиция этого одного государства лишит всякого значения

намерения девятнадцати других, а для двух государств исключит возможность

участия в конвенции.

Все изложенное совсем не противоречит тому, что в от­дельных случаях

требование необходимости общего согласия может быть выполнено. Это совершенно

естественно в отно­шении закрытых договоров, когда первоначальные участники

такого договора разрешают какому-либо государству при­соединиться к нему.

Также логичным будет применение этого требования к до­говорам, исключающим

какие-либо оговорки. Если, несмотря на такое запрещение, государство пожелает

все же сделать оговорку, то оно может стать участником договора только с

согласия всех его участников, фактически отменяющих в этом случае свое же

постановление.

Что же касается договоров открытых и тех, в которых нет положений, касающихся

оговорок, то есть подавляю­щего большинства международных многосторонних

догово­ров, то в случае заявления оговорки одной из сторон пред­ставляется

целесообразным исходить из следующего: при заявлении оговорки каким-либо

одним государством любое из других государств — участников конвенции, каждое

в отдельности, ставится перед необходимостью самостоятель­но, руководствуясь

государственными интересами, определить свое отношение к данной оговорке.

При этом возможно, что:

Ø Каждое государство в отдельности может принять заявленную оговорку

и согласиться, что остальные положе­ния конвенции, не затрагиваемые данной

оговоркой, сохра­няют силу во взаимоотношениях двух государств. К аналогичному

выводу пришел и Международный Суд, сформулировавший в связи с Конвенцией о

геноциде свое мнение следующим образом: «... Если. кто-либо из участников

принимает оговорку как соответствующую предмету и целям этой Конвенции, то он

может фактически считать, что сделавшее оговорку государство является

участником Конвенции[64]»;

Ø Каждое государство в отдельности может найти, что данная оговорка

настолько существенно изменяет смысл конвенции, что согласие с ней невозможно

(отклоняет оговор­ку). Вопрос о действии конвенции между двумя такими

госу­дарствами, естественно, отпадает. На позиции остальных го­сударств и их

отношении к участию в конвенции государства, сделавшего оговорку, это решение

никоим образом не отра­жается. Высказанная точка зрения совпадает с мнением

Меж­дународного Суда, выраженным так: «Если какой-либо участник этой Конвенции

возражает про­тив оговорки, которую он считает не соответствующей предмету и

цели Конвенции, то он может фактически считать, что сделавшее оговорку

государство не является участником Конвенции

[65]»

Теоретически обоснованным и практически весьма полез­ным является предложение

проф. В.Н.Дурденевского, считающего целесообразным в подобных случаях

руководство­ваться следующим правилом: конвенция действует между го­сударством,

сделавшим оговорку, и всеми другими ее участ­никами в ее полном объеме, за

исключением лишь той части, к которой оговорка относится, кроме случая, когда

возражающий против оговорки прямо скажет, что не желает в своих отношениях с

государством, сделавшим оговорку, применения всей измененной такой оговоркой

конвенции[66].

Способ выражения согласия с оговоркой.

Оговорке как акту государственного суверенитета всегда противопоставляется

ответный суверенный акт другого госу­дарства, который заключается в признании

оговорки или от­клонении ее. Как уже отмечалось, в первом случае два дан­ных

государства вступают в договорные отношения, преду­смотренные соглашением и

оговоркой к нему, во втором — конвенция между ними силы не имеет Очевидно,

что для международной практики очень важно определить, были ли сделанные

одной стороной оговорки сочтены другой стороной за приемлемые.

При заключении двустороннего договора разрешение вопроса трудностей не

представляет, всякая неясность в этом отношении устраняется путем прямых

переговоров между двумя сторонами договора. Если оговорка сделана к

конвен­ции многосторонней, этот путь неудобен. В то же время именно в этом

случае всем участникам соглашения и депози­тарию ратификационных грамот

особенно важно, во-первых, иметь уверенность в том, что каждая оговорка

известна каждому участнику, и, во-вторых, иметь достаточные основа­ния судить

о его отношении к оговорке, чтобы решить, дей­ствует ли или не действует

конвенция между ее двумя кон­кретными участниками.

Довольно распространены случаи, когда оговорки включались в декларации или в

особый протокол, составляющий приложение к конвенции. Так, в частности,

поступили участники Европейской конвенции по радиовещанию 1948 года. В

специальном приложении к конвенции были изложены заявления, содержащие

оговорки, сделанные двадцатью одним подписавшим конвенцию государством.

При оговорке, сделанной в момент ратификации, полный текст оговорки

приводится или непосредственно в ратифика­ционной грамоте или в письме,

сопровождающем эту грамоту

Наконец, при присоединении к конвенции оговорка может быть изложена в том

самом документе, где выражено намерение данного государства присоединиться к

конвенции. Поскольку речь идет о многосторонних конвенциях, в этом слу­чае,

так же как и при ратификации, дальнейшая забота об уведомлении остальных

участников конвенции о заявленной оговорке ложится на депозитария.

Во всех приведенных случаях действия, предпринимаемые государством, могут

считаться совершенно достаточными для того, чтобы заключить, что сделанная им

оговорка стала из­вестной всем государствам, имеющим отношение к данной

конвенции

Более сложно установить достаточно точно, принята или отклонена оговорка.

Здесь следует рассматривать после­довательно:

Ø каким образом может быть выражено согласие с ого­воркой;

Ø в каких случаях депозитарий должен осведомляться о приемлемости

оговорки и когда он может исходить из пре­зумпции, что оговорка принята.

Изучение практики позволяет наметить три формы выражения согласия с

оговоркой—прямое (явно и определенно выраженное), косвенное и молчаливое.

Извещение о принятии оговорки, сделанное, например, в ноте на имя

депозитария, не оставляет места для каких-либо сомнений и колебаний. Но на

практике оно встречается не так часто, Это вполне объяснимо: государство,

делающее оговорку, максимально заинтересовано в доведении ее до сведения

остальных сторон, чего нельзя сказать о государ­стве, соглашающемся с ней.

Формального признания оговорки этому государству не нужно; решив этот вопрос

для себя и уже считая себя связанным положениями конвенции с заявив­шим

оговорку государством, оно направит письменное изве­щение о признании,

пожалуй, только из-за стремления к акку­ратности в оформлении своих

международных связей.

Выраженным согласием может считаться не только пря­мое уведомление об этом,

но и совершение действий, свиде­тельствующих о том, что государство считает

договор обяза­тельным для себя. Согласие здесь выражается косвенным пу­тем.

Таким действием может считаться, например, сдача своей ратификационной

грамоты (при условии, конечно, что у этого государства было достаточно

времени, чтобы принять опреде­ленное решение).

Особенно ясно это проявляется, если несколько госу­дарств одновременно сдают

свои ратификационные грамоты, и этот акт в результате такого коллективного

действия при­дает договору обязательный характер. В этом случае с полным

основанием можно считать, что они принимают оговорки, заявленные

государством, которое вместе с ними участвует в сдаче грамот.

Гораздо чаще согласие бывает молчаливым. В качестве молчаливого согласия

рассматривается отсутствие возражений. Однако житейское правило «молчание –

знак согласия», будучи примененным к взаимоотношениям государств, у некоторых

из них вызывает возражения.

Характерно в этом отношении мнение проф. В.Н.Дурденевского, прямо говорящего о

молчаливом согласии как вполне приемлемом способе выражения согласия

[67]. В связи с этим необходимо учитывать два обстоятельства:

1. Государство может безразлично отнестись к необхо­димости сообщить о

своем согласии, так как, сообщив, оно в сущности ничего не выигрывает, а не

сообщив — ничего не теряет. Зато государство никогда не преминет

воспользовать­ся своим правом не считать себя связанным договором с заявившим

оговорку государством, если такая оговорка приз­нана им неприемлемой, и

всегда заявит протест против нее. В этом случае государство сделает все от

него зависящее, чтобы довести об этом до сведения всех заинтересованных

государств, и в первую очередь до сведения государства, сде­лавшего оговорку.

2. При системе, исключающей возможность молчаливого согласия, в

значительной степени усложнилась бы процедура заключения многостороннего

договора, во-первых, из-за не­обходимости огромной дипломатической переписки

и, во-вторых, в связи с неясностью (до получения письменного согла­сия), кто

же является участником конвенции.

Признание молчаливого согласия с оговоркой — в смысле отсутствия возражений

против нее—заключает в себе, прав­да, один недостаток – для признания

конвенции вступившей в силу для двух данных государств нужен определенный

юри­дический акт, которым не может быть молчание, длящееся не­определенно

долго.

Однако неудобства, вызываемые этим обстоятельством, устраняются без труда:

требуется лишь установить опреде­ленный срок, в течение которого может быть

заявлено возра­жение против оговорки Он, разумеется, должен быть до­статочным

для детального изучения вопроса. В то же время он не может превышать какой-то

разумный предел. Обычно устанавливается срок в 6 месяцев. Так, напри­мер,

статья 23 Конвенции о предупреждении и пресечении терроризма предусматривает:

«Если в течение шести месяцев после даты уведомления, посланного Генеральным

Секретарем, не будет сделано возражений против оговорки, она будет принята

высокими договаривающимися сторонами[68]

».

Государство или соответствующий орган международ­ной организации, выполняя

функции депозитария многосто­ронней конвенции, уведомляет об оговорке

остальных ее участников, сопровождая это уведомление просьбой сообщить ему о

своем отношении к оговорке. При этом депозитарий, как правило, сообщает, что

если государства не представят соответствующие возражения до определенного

срока (чаще всего до вступления конвенции в силу), то он будет считать, что

оговорка ими принята.

Если же в момент заявления оговорки конвенция уже вступила в силу, то

применяется правило, по сути дела не отличающееся от приведенного:

предоставляется какой-то реальный срок, и только по истечении его делается

заключе­ние о молчаливом согласии

Презумпция согласия.

Рассматривая вопрос о презумпции согласия с оговоркой, необходимо отметить,

что речь в данном случае идет не о рассмотрении молчаливого согласия как

формы выражения согласия, имеющей юридическую силу, а о тех случаях, когда

согласие ни прямо, ни косвенно не выражено, но тем не менее может считаться

полученным

Если договор подписывается в один день одновременно всеми его участниками, то

отсутствие в документе возражений против оговорки может рассматриваться как

определен­но выраженное согласие и даст основание заинтересованным

государствам делать соответствующие выводы, так как ни одно государство не

подпишет договор без протеста против оговорки, если сочтет ее неприемлемой

для себя.

Это правило, которое, безусловно, можно применить к до­говору, вступающему в

силу немедленно после подписания, сохраняет силу и тогда, когда для этого

требуется его рати­фикация. Оговорки, сделанные при подписании, становятся

известными каждому государству, которое впоследствии рати­фицирует этот

договор. Зная содержание оговорки и имея достаточно времени для обдумывания

создавшегося положе­ния, любое государство или заявит о своем несогласии с

ого­воркой в самой ратификационной грамоте, или воздержится от сдачи ее в

депозит.

В практике заключения многосторонних международных договоров, когда число

участников довольно велико, подписа­ние соглашения происходит не в один день,

а в течение опре­деленного срока, специально для этого установленного. Дело,

разумеется, не в технических причинах: каждому государству установлением

такого срока как бы предоставляется возмож­ность еще раз обдумать свою

позицию.

При этом может создаться положение, при котором одни стороны даже ратифицируют

договор раньше, чем другие его подпишут (и может быть с оговорками). Так,

например, было с Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании

за него На 20 сентября 1950 г конвенцию подпи­сали 43 государства и 11 уже

ратифицировали ее. Советский Союз, УССР, БССР подписали конвенцию с оговорками

после сдачи четырьмя государствами (Австралией, Исландией, Нор­вегией и

Эфиопией) своих ратификационных грамот, а Эква­дор и Гватемала совершили

ратификацию, еще ничего офи­циально не зная об этих оговорках

[69].

В какой степени можно презюмировать согласие с ого­воркой ?

Положение государств, еще не подписавших договор, ни­чем не отличается от

положения государств, подписывающих договор одновременно. Отсутствие

немедленного протеста является выражением их согласия.

Сложнее определить позицию государств первой группы. Проф. В.Н.Дурденевский

пишет по этому поводу: «В таких случаях приходится логически допустить, что,

подпи­сывая договор, стороны заранее согласны на установление оговорок

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14