бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (60 вопросов) бесплатно рефераты

спе­ци­аль­но ус­та­нов­лен;

2.в свя­зи с из­да­ни­ем но­во­го нор­ма­тив­но­го ак­та, за­ме­нив­ше­го

ра­нее дей­ст­вую­щий;

3.на ос­но­ва­нии пря­мо­го ука­за­ния кон­крет­но­го ор­га­на об от­ме­не

дан­но­го нор­ма­тив­но­го ак­та.

28.Действие нормативных актов в пространстве

Дей­ст­вие в про­стран­ст­ве. Пре­де­лы дей­ст­вия

нор­ма­тив­но-пра­во­во­го ак­та в про­стран­ст­ве оп­ре­де­ля­ют­ся

тер­ри­то­ри­ей, на ко­то­рую рас­про­стра­ня­ют­ся его пред­пи­са­ния. Под

тер­ри­то­ри­ей по­ни­ма­ет­ся зем­ная по­верх­ность, не­дра, вод­ное и

воз­душ­ное про­стран­ст­ва в пре­де­лах го­су­дар­ст­вен­ной гра­ни­цы,

тер­ри­то­рия по­сольств за ру­бе­жом, во­ен­ные ко­раб­ли в от­кры­том мо­ре и

в ино­стран­ных тер­ри­то­ри­аль­ных во­дах, не­во­ен­ные су­да в от­кры­том

мо­ре, ка­би­ны ле­та­тель­ных и кос­ми­че­ских ап­па­ра­тов в ат­мо­сфе­ре.

Дей­ст­вие нор­ма­тив­ных ак­тов рас­про­стра­ня­ет­ся, как пра­ви­ло, на

тер­ри­то­рию, ко­то­рая под­ве­дом­ст­вен­на ор­га­ну, их из­дав­ше­му. Так,

нор­ма­тив­ные ак­ты чле­нов фе­де­ра­тив­но­го го­су­дар­ст­ва дей­ст­ву­ют

лишь на их тер­ри­то­рии; ак­ты ме­ст­ных ор­га­нов го­су­дар­ст­ва – на

тер­ри­то­рии рай­она, пре­фек­ту­ры, го­ро­да, зем­ли и т.п. При

фе­де­ра­тив­ном го­су­дар­ст­вен­ном уст­рой­ст­ве в от­дель­ных слу­ча­ях

до­пус­ка­ет­ся воз­мож­ность дей­ст­вия не­ко­то­рых пра­во­вых норм

од­но­го го­су­дар­ст­ва на тер­ри­то­рии дру­го­го го­су­дар­ст­ва

(на­при­мер, при раз­ре­ше­нии иму­ще­ст­вен­ных спо­ров, во­про­сов о

на­след­ст­ве).

29.Действие нормативных актов по кругу лиц

Дей­ст­вие по кру­гу лиц. Су­ще­ст­ву­ет пра­ви­ло, со­глас­но

ко­то­ро­му дей­ст­вие нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов рас­про­стра­ня­ет­ся на

всех лиц, про­жи­ваю­щих на дан­ной тер­ри­то­рии. За­ко­ны и дру­гие

нор­ма­тив­ные ак­ты на тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва дей­ст­ву­ют

при­ме­ни­тель­но ко всем гра­ж­да­нам, го­су­дар­ст­вен­ным и об­ще­ст­вен­ным

ор­га­ни­за­ци­ям. Их дей­ст­вие рас­про­стра­ня­ет­ся так­же не ино­стран­ных

гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва. Этим ли­цам га­ран­ти­ру­ют­ся

пре­ду­смот­рен­ные на­цио­наль­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом пра­ва и сво­бо­ды.

Они мо­гут об­ра­щать­ся в суд в дру­гие ор­га­ны го­су­дар­ст­ва для за­щи­ты

при­над­ле­жа­щих им лич­ных, иму­ще­ст­вен­ных, се­мей­ных и иных прав.

Ино­стран­ные гра­ж­да­не, ли­ца без гра­ж­дан­ст­ва, на­хо­дя­щие­ся на

тер­ри­то­рии оп­ре­де­лен­но­го го­су­дар­ст­ва, долж­ны ува­жать его

кон­сти­ту­цию и со­блю­дать за­ко­ны.

Од­на­ко име­ют­ся ис­клю­че­ния из об­ще­го пра­ви­ла, ко­гда дей­ст­вия

нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов по кру­гу лиц не сов­па­да­ют с их

дей­ст­ви­ем по тер­ри­то­рии. Так, ино­стран­ные гра­ж­да­не,

поль­зую­щие­ся пра­вом ди­пло­ма­ти­че­ско­го им­му­ни­те­та на

тер­ри­то­рии дру­го­го го­су­дар­ст­ва, не мо­гут быть при­вле­че­ны к

уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти, вы­зы­вать­ся в суд для да­чи по­ка­за­ний.

Ес­ли та­кие ли­ца со­вер­ша­ют пра­во­на­ру­ше­ние, во­прос об их

от­вет­ст­вен­но­сти раз­ре­ша­ет­ся ди­пло­ма­ти­че­ским пу­тем.

Не­ко­то­рые на­цио­наль­ные нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты во­об­ще не

рас­про­ст­ра­ня­ют­ся на ино­стран­ных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва

(на­при­мер, ак­ты о вы­бо­рах в ор­га­ны го­су­дар­ст­ва, о во­ин­ской

служ­бе).

Нор­ма­тив­ные ак­ты мо­гут рас­про­стра­нять дей­ст­вие не на всех гра­ж­дан

и долж­но­ст­ных лиц дан­ной тер­ри­то­рии, а толь­ко на оп­ре­де­лен­ные

ка­те­го­рии (во­ен­но­слу­жа­щих, учи­те­лей, лиц сель­ской ме­ст­но­сти и

дру­гих). В та­ких слу­ча­ях в пра­во­вых ак­тах точ­но оп­ре­де­ля­ет­ся

круг лиц, под­па­даю­щих под их дей­ст­вие.

31. Понятие и основные признаки системы права

Само понятие “система” означает единое целое, составленное из взаимосвязанных

и расположенных в определённом порядке частей данной системы.

Под “системой права” принято понимать совокупность взаимосвязанных,

согласованных и расположенных в определённом порядке по институтам и отраслям

права юридических норм, в соответствии с особенностями и характером

регулируемых ими общественных отношений и составляющих вместе единое целое.

Рассматривая содержание понятия “система права”, следует иметь ввиду

совокупность норм права современного государства, которое представляет

целостное образование и которому присущи внутреннее единство и согласованность.

Система права формируется не по желанию отдельной группы людей или отдельной

личности, а обусловленной системой общественных отношений в данной стране.

Составными частями системы права принято считать нормы права, институты

права, отрасли права, подотрасли права. Первичным элементом в системе права

являются нормы права. Из различных сочетаний норм права складываются все

остальные компоненты системы, однако общественные отношения не существуют

изолированно друг от друга, а взаимосвязаны между собой в той или иной степени

и образуют обособленные группы общественных отношений. В соответствии с

обособленностью этих однородных групп общественных отношений группируются и

нормы права, которые регулируют данные общественные отношения. Так например:

нормы права, регулирующие отношения найма жилплощади, образуют обособленные

группы норм, которые являются правовым институтом.

Институтом права называется обособленная группа взаимосвязанных юридических

норм, регулирующих определённый вид однородных общественных отношений.

Основным элементом системы права современного государства является отрасль

права. Нормы, объединённые в отрасль права, регулируют определённую область

общественных отношений, которая отличается своей спецификой. Нормам,

принадлежащим к определённой отрасли права, присуще общее для них своеобразие,

которое и является основой для объединения их в отрасль. Следовательно,

отраслью права является совокупность обособленных юридических норм и правовых

институтов, которыми регулируется определённая область общественных отношений,

отличающаяся своеобразием.

34. Отрасли права

Отраслью права является совокупность обособленных юридических норм и

правовых институтов, которыми регулируется определённая область общественных

отношений, отличающаяся своеобразием. Российское право является внутреннеединым

и согласованным и подразделяется на отдельные составные части, которые

именуются отраслями права.

1.Государственное (конституционное) право — это отрасль права,

закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы

правового положения граждан, систему органов государства и их основные

полномочия.

2.Административное право регулирует общественные отношения, которые

складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной

деятельности органов государства.

3.Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих

общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

4.Земельное право регулирует общественные отношения в области

использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов.

5.Гражданское право — наиболее объемная отрасль системы права, которая

регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними неимущественные

отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы

собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных

отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений

искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные

неимущественные права, честь и достоинство гражданина или организаций.

6.Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные

отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права

определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и

время отдыха.

7.Семейное право - регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы

устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и

обязанности супругов, детей по отношению друг к другу.

8.Гражданско-процессуальное право - регулирует отношения, возникающие в

процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

9.Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые

устанавливают, какое общественно-опасное поведение является преступным и какое

наказание за его совершение.

10.Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок

производства по уголовным делам. Регулируют деятельность органов дознания,

предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами

при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных

дел.

11.Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при

исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым

воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными

назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность

по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Международное право - это система норм, выражающая согласованную волю

различных государств. Общепризнанные нормы международного права по вопросам

прав человека обладают приоритетом над внутригосударственным правом.

37. По­ня­тие и формы реа­ли­за­ции пра­ва

Нор­мы пра­ва су­ще­ству­ют для то­го, что­бы ак­тив­но воз­дей­ст­во­вать на

по­ве­де­ние зло­дей, ре­гу­ли­ро­вать об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния.

Влия­ние пра­ва на по­ве­де­ние лю­дей осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез их во­лю и

соз­на­ние. Бла­го­да­ря пра­во­во­му ре­гу­ли­ро­ва­нию лю­ди мо­гут

по­сту­пать так, как это предпи­сы­ва­ет­ся нор­ма­ми пра­ва. Их по­ве­де­ние

упо­ря­до­чи­ва­ет­ся, при­во­дит­ся в со­от­вет­ст­вие с по­треб­но­стя­ми

об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия, об­щи­ми и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми

ин­те­ре­са­ми гра­ж­дан го­су­дар­ст­ва. Реа­ли­за­ция норм пра­ва есть

во­пло­ще­ние их пред­пи­са­ний в дей­ст­ви­ях лю­дей.

Раз­ли­ча­ют­ся сле­дую­щие фор­мы реа­ли­за­ции норм пра­ва:

осу­ще­ст­в­ле­ние (ис­поль­зо­ва­ние) прав, ис­пол­не­ние обя­зан­но­стей,

со­блю­де­ние обя­зан­но­стей и при­ме­не­ние норм пра­ва (осо­бая фор­ма их

реа­ли­за­ции).

1. Осу­ще­ст­в­ле­ние (ис­поль­зо­ва­ние) прав вы­ра­жа­ет­ся в реа­ли­за­ции

воз­мож­но­стей, ко­то­рые пре­дос­тав­ля­ют­ся уча­ст­ни­кам

об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний нор­ма­ми пра­ва. В этой фор­ме

осу­ще­ст­в­ля­ют­ся, на­при­мер, нор­мы, за­кре­п­ляю­щие за гра­ж­да­на­ми

пра­во уча­ст­во­вать в вы­бо­рах пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов

го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти; пра­во вла­деть, поль­зо­вать­ся и

рас­по­ря­жать­ся сво­им иму­ще­ст­вом и другие. Осо­бен­ность дан­ной фор­мы

реа­ли­за­ции со­сто­ит в том, что уча­ст­ни­ки об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний

мо­гут со­ве­рш­ать дей­ст­вия, ко­то­рые доз­во­ле­ны нор­ма­ми пра­ва.

2. Ис­пол­не­ние обя­зан­но­стей вы­ра­жа­ет­ся в обя­за­тель­ном

со­вер­ше­нии дей­ст­вий, ко­то­рые пред­пи­сы­ва­ют­ся нор­ма­ми пра­ва. В

та­кой фор­ме реа­ли­зу­ют­ся нор­мы, оп­ре­де­ляю­щие юри­ди­че­ские

обя­зан­но­сти гра­ж­дан, долж­ностных лиц, го­су­дар­ст­вен­ный и

об­ще­ст­вен­ный ор­га­ни­за­ций, их ор­га­нов. На­при­мер, обя­зан­ность

по­став­щи­ка в ус­та­нов­лен­ный срок по­ста­вить за­каз­чи­ку про­дук­цию;

обя­зан­ность долж­ни­ка воз­вра­тить долг; обя­зан­ность сви­де­те­ля

да­вать прав­ди­вые по­ка­за­ния пра­во­ох­ра­ни­тель­ным ор­га­нам.

Осо­бен­ность этой фор­мы реа­ли­за­ции вы­ра­жа­ет­ся в том, что субъ­ек­ты

долж­ны, не­за­ви­си­мо от соб­ст­вен­но­го же­ла­ния, со­вер­шать ак­тив­ные

дей­ст­вия, пре­ду­смот­рен­ные нор­ма­ми пра­ве.

3. Со­блю­де­ние обя­зан­но­стей вы­ра­жа­ет­ся в воз­дер­жа­нии от

со­вер­ше­ния дей­ст­вий, за­пре­щен­ных юри­ди­че­ски­ми нор­ма­ми. Суть

этой фор­мы реа­ли­за­ции норм пра­ва со­сто­ит в не­со­вер­ше­нии

дей­ст­вий, ко­то­рые на­но­сят вред об­ще­ст­ву, го­су­дар­ст­ву,

лич­но­сти. Так, не­ со­вер­шая дей­ст­вий, ко­то­рые за­пре­ще­ны нор­ма­ми

пра­ва, гра­ж­да­не реа­ли­зу­ют тре­бо­ва­ния этих норм. В от­ли­чие от

ис­пол­не­ния, со­блю­де­ние обя­зан­но­стей но­сит пас­сив­ный ха­рак­тер,

так как юри­ди­че­ские обя­зан­но­сти при этом реа­ли­зу­ют­ся по­сред­ст­вом

воз­дер­жа­ния от оп­ре­де­лен­ных дей­ст­вий. В пер­вом слу­чае гра­ж­да­не

долж­ны ак­тив­но дей­ст­во­вать, что­бы реа­ли­зо­вать нор­му пра­ва, а во

вто­ром, на­обо­рот, не со­вер­шать за­пре­щен­ных дей­ст­вий.

Ука­зан­ные фор­мы реа­ли­за­ции пра­во­вых норм счи­та­ют­ся

не­по­сред­ст­вен­ны­ми, так как пра­во­вые пред­пи­са­ния реа­ли­зу­ют­ся

са­ми­ми уча­ст­ни­ка­ми об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний. Ес­ли же дан­ные

фор­мы не по­зво­ля­ют в пол­ном объ­е­ме реа­ли­зо­вать пра­ва и

обя­зан­но­сти, пре­ду­смот­рен­ные пра­во­вы­ми нор­ма­ми, воз­ни­ка­ет

не­об­хо­ди­мость в ис­поль­зо­ва­нии при­ме­не­ния пра­ва как осо­бой фор­мы

его реа­ли­за­ции.

При­ме­не­ние норм пра­ва не­об­хо­ди­мо то­гда, ко­гда

вы­ше­рас­смот­рен­ные фор­мы ока­зы­ва­ют­ся не­дос­та­точ­ны­ми для пол­ной

реа­ли­за­ции пра­во­вых норм и тре­бу­ет­ся вме­ша­тель­ст­во в этот

про­цесс спе­ци­аль­ных ком­пе­тент­ных ор­га­нов. Этот во­прос тре­бу­ет

спе­ци­аль­но­го и бо­лее вни­ма­тель­но­го рас­смот­ре­ния.

38. По­ня­тие при­ме­не­ния пра­ва и его ви­ды. Ак­ты при­ме­не­ния пра­ва

При­ме­не­ние норм пра­ва – это вла­ст­ная дея­тель­ность ком­пе­тент­ных

го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов по реа­ли­за­ции пра­во­вых норм

от­но­си­тель­но кон­крет­ных жиз­нен­ных слу­ча­ев ин­ди­ви­ду­аль­но

оп­ре­де­лен­ных лиц.

Ка­ко­вы же ха­рак­тер­ные при­зна­ки при­ме­не­ния норм пра­ва?

Во-пер­вых, пра­во­при­ме­ни­тель­ную дея­тель­ность осу­ще­ст­в­ля­ют

толь­ко ком­пе­тент­ные го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны (долж­но­ст­ные ли­ца)

или ор­га­ны об­ще­ст­вен­но­сти по упол­но­мо­чию го­су­дар­ст­ва.

На­при­мер, мэ­рия, пре­фек­ту­ра, суд, ад­ми­ни­ст­ра­ция пред­при­ятия,

ко­ман­дир во­ин­ской час­ти, проф­со­юз­ный ко­ми­тет. От­дель­ные же

гра­ж­да­не, не яв­ляю­щие­ся долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми, спе­ци­аль­ных

пол­но­мо­чий не име­ют, и, сле­до­ва­тель­но, при­ме­нять нор­мы пра­ва не

мо­гут.

Во-вто­рых, дея­тель­ность по при­ме­не­нию норм пра­ва име­ет

го­су­дар­ст­вен­но-вла­ст­ный ха­рак­тер. Та­ко­ва дея­тель­ность су­да по

осу­ще­ст­в­ле­нию пра­во­су­дия или сле­до­ва­те­ля по рас­сле­до­ва­нию

уго­лов­но­го де­ла.

В-треть­их, со­дер­жа­ние пра­во­при­ме­ни­тель­ной дея­тель­но­сти

вы­ра­жа­ет­ся в из­да­нии на ос­но­ве норм пра­ва ин­ди­ви­ду­аль­ных

пра­во­вых пред­пи­са­ний (ак­тов). Эти ак­ты от­но­сят­ся к оп­ре­де­лен­ным

жиз­нен­ным слу­ча­ям и ад­ре­су­ют­ся кон­крет­ным ли­цам. На­при­мер,

ре­ше­ние ис­пол­ко­ма о вы­да­че кон­крет­но­му гра­ж­да­ни­ну ор­де­ра на

квар­ти­ру, при­го­вор су­да в от­но­ше­нии ли­ца, со­вер­шив­ше­го

пре­сту­п­ле­ние и др.

В-чет­вер­тых, при­ме­не­ние норм пра­ва осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в стро­го

ус­та­нов­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке. Осо­бо важ­ное зна­че­ние та­кой

по­ря­док име­ет при при­ме­не­нии норм уго­лов­но­го и гра­ж­дан­ско­го

пра­ва, обес­пе­чи­вая по­сле­до­ва­тель­ное про­ве­де­ние за­кон­но­сти,

глу­бо­кое и все­сто­рон­нее рас­смот­ре­ние об­стоя­тельств кон­крет­но­го

юри­ди­че­ско­го де­ла.

Ко­гда, в ка­ких слу­ча­ях воз­ника­ет не­об­хо­ди­мость в при­ме­не­нии норм

пра­ва?

1. Нор­ма пра­ва при­ме­ня­ет­ся ком­пе­тент­ны­ми ор­га­на­ми то­гда, ко­гда

пре­ду­смот­рен­ные юри­ди­че­ские пра­ва и обя­зан­но­сти не мо­гут

воз­ник­нуть у кон­крет­ных лиц и реа­ли­зо­вать­ся без их

го­су­дар­ст­вен­но-вла­ст­ной дея­тель­но­сти. Для воз­ник­но­ве­ния и

реа­ли­за­ции этих прав и обя­зан­но­стей в ка­ж­дом от­дель­ном слу­чае

не­об­хо­ди­мо из­да­ние ком­пе­тент­ным ор­га­ном вла­ст­но­го ре­ше­ния в

от­но­ше­нии кон­крет­но­го ли­ца. На­при­мер, для то­го, что­бы учить­ся в

выс­шем го­су­дар­ст­вен­ном учеб­ном за­ве­де­нии (реа­ли­зо­вать свое

пра­во на об­ра­зо­ва­ние), не­об­хо­ди­мо ре­ше­ние ру­ко­во­ди­те­ля

дан­но­го ву­за о за­чис­ле­нии; что­бы реа­ли­зо­вать пра­во на

тру­до­уст­рой­ст­во, не­об­хо­ди­мо офи­ци­аль­ное ре­ше­ние

ад­ми­ни­ст­ра­ции пред­при­ятия, ор­га­ни­за­ции о при­ня­тии на ра­бо­ту. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11