бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (60 вопросов) бесплатно рефераты

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (60 вопросов)

1. Пред­мет тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва

Пред­ме­том тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва яв­ля­ют­ся ос­нов­ные

об­щие за­коно­мер­но­сти воз­ник­но­ве­ния, функ­цио­ни­ро­ва­ни­я и

раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва к пра­ва. Дан­ная нау­ка изу­ча­ет при­чи­ны

про­ис­хо­ж­де­ния го­су­дар­ст­ва и пра­ва, их фор­мы и ти­по­ло­гию,

ос­нов­ные за­ко­но­мер­но­сти по­строе­ния сис­те­мы ор­га­нов

го­су­дар­ст­ва и сис­те­мы пра­ва, их функ­циональ­ное воз­дей­ст­вие на

об­ще­ст­вен­ную жизнь.

Осо­бен­но­сти пред­ме­та тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва как нау­ки

вы­ра­жа­ют­ся в сле­дую­щем:

1.Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва изу­ча­ет го­су­дар­ст­вен­ную и

пра­во­вую над­строй­ку в це­лом. Она обоб­ща­ет опыт го­су­дар­ст­вен­но­го

и пра­во­во­го строи­тель­ст­ва в об­ще­ст­ве на всех эта­пах его раз­ви­тия.

2.Со­дер­жа­ние пред­ме­та тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва со­став­ля­ют не

лю­бые, а ос­нов­ные об­щие за­ко­но­мер­но­сти го­су­дар­ст­ва и пра­ва, в

ко­то­рых про­яв­ля­ет­ся их сущ­ность и со­ци­аль­ное зна­че­ние для всей

об­ще­ст­вен­ной жиз­ни.

3.Пред­мет тео­рии со­став­ля­ют го­су­дар­ст­во и пра­во в их един­ст­ве.

По­че­му и го­су­дар­ст­во, и пра­во изу­ча­ют­ся в рам­ках од­ной нау­ки?

По­то­му, что они яв­ля­ют­ся ор­га­ни­че­ски взаи­мо­свя­зан­ны­ми ме­ж­ду

со­бой час­тя­ми над­строй­ки об­ще­ст­ва и су­ще­ст­во­вать изо­ли­ро­ван­но

не мо­гут. Го­су­дар­ст­во из­да­ет и ох­ра­ня­ет нор­мы пра­ва, без его

пра­во­твор­че­ской и вла­ст­ной дея­тель­но­сти они не мо­гут при­об­ре­сти

офи­ци­аль­ную фор­му ре­гу­ля­то­ра об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний. С дру­гой

сто­ро­ны, в нор­мах пра­ва го­су­дар­ст­во по­лу­ча­ет свое юри­ди­че­ское

оформ­ле­ние, его дея­тель­ность осу­ще­ст­в­ля­ет­ся толь­ко на ос­но­ве

пра­во­вых норм, за­ко­нов, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют фор­му

го­су­дар­ст­вен­но­го прав­ле­ния, струк­ту­ру го­су­дар­ст­ва, си­сте­му

его ор­га­нов, их за­да­чи, ком­пе­тен­цию, фор­мы и ме­то­ды

го­су­дар­ст­вен­ной дея­тель­но­сти.

Ис­хо­дя из осо­бен­но­стей пред­ме­та дан­ной нау­ки мож­но сде­лать вы­вод о

том, что тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва яв­ля­ет­ся:

–об­ще­ст­вен­ной нау­кой, так как изу­ча­ет та­кие об­ще­ст­вен­ные

яв­ле­ния, как го­су­дар­ст­во и пра­во;

-юри­ди­че­ской нау­кой, изу­чаю­щей толь­ко го­су­дар­ст­вен­ную и

пра­во­вую сто­ро­ны об­ще­ст­вен­ной жиз­ни;

–об­ще­тео­ре­ти­че­ской нау­кой, по­сколь­ку вы­яв­ля­ет и объ­яс­ня­ет

об­щие за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва и пра­ва.

Как и лю­бая нау­ка, тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва вы­пол­ня­ет

оп­ре­де­лен­ные функ­ции, ха­рак­те­ри­зую­щие ее тео­ре­ти­че­ское и

прак­ти­че­ское зна­чи­мые дня про­грес­сив­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния

об­ще­ст­вен­ной жиз­ни.

1.По­зна­ва­тель­ная функ­ция вы­ра­жа­ет­ся в объ­яс­не­нии яв­ле­ний и

про­цес­сов го­су­дар­ст­вен­ной и пра­во­вой жиз­ни об­ще­ст­ва. Тео­рия

го­су­дар­ст­ва и пра­ва не толь­ко изу­ча­ет в обоб­щен­ном ви­де

го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вую над­строй­ку, но и объ­яс­ня­ет объ­ек­тив­ные

про­цес­сы ее раз­ви­тия, вы­яв­ля­ет, ка­кие за­ко­но­мер­но­сти ле­жат в

ос­но­ве этих про­цес­сов, оп­ре­де­ля­ет их сущ­ность и со­дер­жа­ние.

2.Эв­ри­сти­че­ская функ­ция. Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва не

ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся по­зна­ни­ем и объ­яс­не­ни­ем ос­нов­ных

за­ко­но­мер­но­стей го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вой дей­ст­ви­тель­но­сти.

Про­ни­кая вглубь по­знан­ных за­ко­но­мер­но­стей, уяс­няя их тен­ден­ции и

взаи­мо­свя­зи с дру­ги­ми об­ще­ст­вен­ны­ми яв­ле­ния­ми, она от­кры­ва­ет

но­вые за­ко­но­мер­но­сти го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вой жиз­ни об­ще­ст­ва.

3.Про­гно­сти­че­ская функ­ция. Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва не

толь­ко ус­та­нав­ли­ва­ет ре­аль­ность но­вых за­ко­но­мер­но­стей, но и

оп­ре­де­ля­ет ус­той­чи­вые тен­ден­ции к раз­ви­тии изу­чае­мых ею яв­ле­ний.

Она кон­ст­руи­ру­ет на­уч­ные ги­по­те­зы даль­ней­ше­го раз­ви­тия

го­су­дар­ст­ва и пра­ва на ос­но­ве аде­к­ват­но­го от­ра­же­ния их

объ­ек­тив­ных за­ко­но­мер­но­стей. Ис­тин­ность вы­дви­гае­мых ею ги­по­тез

про­ве­ря­ет­ся прак­ти­кой.

Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва вы­пол­ня­ет ука­зан­ные функ­ции

при­ме­ни­тель­но к пред­ме­ту ис­сле­до­ва­ния, опи­ра­ясь как на

соб­ст­вен­ные ре­зуль­та­ты, так и на дан­ные дру­гих юри­ди­че­ских на­ук.

Осо­бен­ность функ­ций тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва со­сто­ит в том, что

они осу­ще­ст­в­ля­ют­ся в фор­ме об­ще­тео­ре­ти­че­ско­го мыш­ле­ния,

ко­то­рое ло­ги­че­ским пу­тем вы­яв­ля­ет при­чин­ные и функ­цио­наль­ные

свя­зи го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых яв­ле­ний, оп­ре­де­ля­ет об­щие

за­ко­но­мер­но­сти их раз­ви­тия в ос­во­бо­ж­ден­ном от ис­то­ри­че­ских

слу­чай­но­стей и от­кло­не­ний ви­де.

2. При­зна­ки го­су­дар­ст­ва

При рас­смот­ре­нии по­ня­тия и сущ­но­сти го­су­дар­ст­ва воз­ни­ка­ет

во­прос: как от­ли­чить его от дру­гих ор­га­ни­за­ци­он­ных час­тей

по­ли­ти­че­ской сис­те­мы об­ще­ст­ва, на­при­мер, от по­ли­ти­че­ских

пар­тий? При­ня­то вы­де­лять для это­го ос­нов­ные при­зна­ки

го­су­дар­ст­ва. К ним от­но­сят­ся:

1.На­ли­чие тер­ри­то­рии и тер­ри­то­ри­аль­ное раз­де­ле­ние гра­ж­дан

2.На­ли­чие спе­ци­аль­но­го ап­па­ра­та пуб­лич­ной вла­сти, от­де­лен­но­го

от об­ще­ст­ва.

3.На­ли­чие пра­ва.

4.Су­ве­ре­ни­тет.

5.На­ло­ги.

На­ли­чие оп­ре­де­лен­ной тер­ри­то­рии и тер­ри­то­ри­аль­ное раз­де­ле­ние

гра­ж­дан от­ли­ча­ет го­су­дар­ст­во от дру­гих форм об­ще­ст­вен­ной

ор­га­ни­за­ции лю­дей. Де­ле­ние лю­дей по при­зна­ку род­ст­ва, как при

ро­до­п­ле­мен­ной ор­га­ни­за­ции об­ще­ст­ва, ус­ту­па­ет ме­сто

ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­но­му де­ле­нию. Сле­до­ва­тель­но,

лю­ди де­лят­ся не по при­над­леж­но­сти к то­му или ино­му ро­ду, а по

при­над­леж­но­сти к оп­ре­де­лен­ной ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-

тер­ри­то­ри­аль­ной еди­ни­це, т.е. по мес­ту жи­тель­ст­ва. Пре­ж­де все­го

это по­зво­ли­ло бо­лее эф­фек­тив­но осу­ще­ст­в­лять го­су­дар­ст­вен­ную

власть и управ­лять об­ще­ст­вом и го­су­дар­ст­вом.

Пуб­лич­ная (об­ще­ст­вен­ная) власть, как из­вест­но, су­ще­ст­во­ва­ла и в

пер­во­быт­ном об­ще­ст­ве, од­на­ко там она прак­ти­че­ски сов­па­да­ла с

на­се­ле­ни­ем и не но­си­ла по­ли­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра.

От­ли­чи­тель­ной чер­той го­су­дар­ст­вен­ной пуб­лич­ной вла­сти

яв­ля­ет­ся то, что она при­над­ле­жит не всем гра­ж­да­нам, а

до­ми­ни­рую­ще­му в об­ще­ст­ве со­ци­аль­но­му слою, и но­сит

по­ли­ти­че­ский ха­рак­тер. Пуб­лич­ная власть осу­ще­ст­в­ля­ет­ся

спе­ци­аль­ны­ми от­ря­да­ми лю­дей, ко­то­рые управ­ля­ют го­су­дар­ст­вом и

при не­об­хо­ди­мо­сти ис­поль­зу­ют при­ну­ж­де­ние.

Пра­во - не­об­хо­ди­мый ат­ри­бут го­су­дар­ст­ва, т.к. без пра­во­во­го

ре­гу­ли­ро­ва­ния об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний не­воз­мож­но эф­фек­тив­ное

ру­ко­во­дство об­ще­ст­вом. Пра­во обес­пе­чи­ва­ет наи­бо­лее пол­ную

реа­ли­за­цию при­ни­мае­мых го­су­дар­ст­вом ре­ше­ний и обес­пе­чи­ва­ет

ус­той­чи­вость го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти. Толь­ко го­су­дар­ст­вен­ные

ор­га­ны при­ни­ма­ют об­ще­обя­за­тель­ные для все­го на­се­ле­ния

го­су­дар­ст­ва ве­ле­ния, ко­то­рые об­ли­че­ны в фор­му пра­во­вых норм,

ис­пол­не­ние ко­то­рых обес­пе­че­но го­су­дар­ст­вен­ной при­ну­ди­тель­ной

си­лой.

Су­ве­ре­ни­тет го­су­дар­ст­ва оз­на­ча­ет вер­хо­вен­ст­во и

не­за­ви­си­мость го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти по от­но­ше­нию к дру­гим

про­яв­ле­ни­ям вла­сти в об­ще­ст­ве и в от­но­ше­ни­ях с дру­ги­ми

го­су­дар­ст­ва­ми и на­ро­да­ми. По срав­не­нию с дру­ги­ми ви­да­ми

вла­сти, го­су­дар­ст­вен­ная власть уни­вер­саль­на, т.к. толь­ко ее

ре­ше­ния рас­про­стра­ня­ют­ся на все на­се­ле­ние и на все об­ще­ст­вен­ные

ор­га­ни­за­ции стра­ны. Все ос­таль­ные ви­ды вла­сти, по срав­не­нию с

го­су­дар­ст­вен­ной, на­хо­дят­ся в под­чи­нен­ном по­ло­же­нии и

не­за­кон­ны, а ре­ше­ния этих вла­стей мо­гут быть от­ме­не­ны

го­су­дар­ст­вен­ной вла­стью.

На­ло­ги - так­же не­об­хо­ди­мый ат­ри­бут го­су­дар­ст­ва, т.к. толь­ко

го­су­дар­ст­во мо­жет об­ла­гать на­ло­га­ми на­се­ле­ние. На­ло­ги

не­об­хо­ди­мы го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти для под­дер­жа­ния

жиз­не­дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­вен­но­го ап­па­ра­та, а так­же для

обес­пе­че­ния обо­ро­ны стра­ны, для осу­ще­ст­в­ле­ния об­ще­ст­вен­ных

ра­бот, со­ци­аль­ных про­грамм, ох­ра­ны ок­ру­жаю­щей сре­ды и т.д.

3. Сущность государства

Сущность государства – то главное в этом явлении, что определяет его

содержание, цели, функционирование. И таким основным является власть, ее

принадлежность.

Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного

уровня, при котором становится объективно невыгодной система уравнительного

распределения общественном продукта. Это неизбежно привело к социальному

расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его

членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах

прежде всем привилегированных социальных групп, классов.

Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера

публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в

отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего

привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые

возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности

государства.

Однако характер государственной власти отнюдь не всегда одинаков. Так, и в

рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное

неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.

Более сложна оценка характера власти в буржуазном государстве. Формально все

люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется

юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном

обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный,

образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих

слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти

экономически господствующему классу – буржуазии.

В восточных государствах власть находилась в руках бюрократического

чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). При этом она также выражала

интересы социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные

группы отличаются от других слоев общества и особым местом в системе

распределения общественного продукта, и особым отношением к средствам

производства, становясь фактически их реальными собственниками. Подобное

всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата

может иметь место и в обществе с лжподствующей частной собственностью на

основные средства производства. Государственный аппарат приобретает

«чрезвычайную относительную самостоятельность”, становится во многих случаях

практически от общества независимым. Это может достигаться, например, за счет

балансирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на

друга, как это имело место во Франции при бонапартистском режиме в 50 – 60-х

гг. XIX столетия. Но тот же результат нередко получается посредством

осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого

противодействия действиям правящей верхушки.

Тем не менее установление классового (сословном) характера государственной

власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только

классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания

государства и политической власти. Во-первых, власть в государстве может

находиться в руках небольшой социальной группы, которая действует прежде

всего в своих собственных интересах (бонапартизм, тоталитарные

бюрократические режимы). Во-вторых, нередко складывается такая обстановка,

при которой возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных

групп. В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в

котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу,

поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми

или групповыми.

Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные

противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев. Поэтому стоящий у

власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то

мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения. Поэтому любое

государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные

функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не

только является машиной господства какого-то класса или социальной группы, но

и представляет все общество, является средством его объединения, способом ем

интеграции.

Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая

неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону

его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или

групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.

Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических

условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению

другой.

Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности

недостаточно только классового подхода, а следует использовать и другие

теории государства – элитарной, технократической, плюралистической демократии

и др.

4. Государственная власть: понятие, свойства

Гос. власть - фундаментальная категория государствоведения и самый

труднопостижимый феномен общественной жизни людей. В понятии "гос. власть"

преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается

борьба классов, соц. групп, наций. Будучи разновидностью соц. власти, гос.

власть обладает всеми ее признаками, при этом имея качественные особенности,

главной из которых заключена в ее полит. и классовой природе. Основоположники

марксизма характеризовали гос. власть как "организованное насилие одного

класса для подавления другого". Для классово-антагонистического общества

такая характеристика в общем и целом верна. Между тем подлинно народная

власть -это не институт насилия, а великая созидательная сила обладающая

реальными возможностями управлять действиями и поведением людей разрешать

соц. противоречия, согласовывать интересы, подчинять их единой властной воле

методами убеждения, стимулирования, принуждения. Особенностью гос. власти

является то, что ее субъект и объект обычно не совпадают. В классовом

обществе властвующими субъектами выступает экономический класс, подвластными

- отдельные лица, социальные группы, классы. В демократическом обществе

тенденция сближения субъекта и объекта власти. При демократическом режиме нет

и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы

гос. и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа,

являются одновременно объектом и субъектом власти. Однако полного совпадения

субъекта и объекта власти в демократ. обществе нет, т.к. при полном

совпадении гос. влась утратит свой полит. характер, превратится в

непосредственно общественную, без органов гос. и гос. управления.

Гос. власть реализуется через гос. управление - целенаправленное воздействие

гос., его органов на общество в целом, те или иные его сферы на основе

познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и

функций. Другая особенность гос. власти состоит в том, что она проявляется в

деятельности гос. органов и учреждений, образующих механизм этой власти.

Поэтому гос. власть часто отождествляют с с органами гос., особенно с

высшими, что недопустимо, т.к.: 1)гос. власть может реализовать сам

властвующий субъект (народ через референдум), 2)полит. власть изначально

принадлежит не гос. и его органам, а элите, классу или народу, которые не

передают гос. органам свою власть, а лишь наделяют полномочиями. Необходимая

черта гос. власти - организация силы, без нее она теряет качество гос.

власти, т.к. становится неспособной провести волю властвующего субъекта в

жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Пока существует гос.

власть, будут существовать у нее и предметно-материальные источники силы-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11