Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (60 вопросов)
человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным
регулятором общественных отношений были обычаи. Они
закрепляли выработанные веками наиболее рациональные,
полезные для общества варианты поведения в определенных
ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в
равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись
очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения
самого общества, происходившим в тот период. В более позднее
время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие
существовавшие в обществе представления о справедливости,
добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все
эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в
единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее
достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда
общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью
и освященными религией, были в первобытном социуме нормы,
определяющие порядок обобществления добытого членами
сообщества продукта и ем последующего перераспределения,
которые всеми воспринимались как не только правильные и,
безусловно, справедливые, но и как единственно возможные.
Принятие существовавших норм поведения как “своих”, безусловная
солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек
не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и
племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные
свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих
народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и
их совокупностью закрепились такие наименования, как «право»,
«правда» и т.п. В этом смысле право появилось раньше государства, и
обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых
предписаний было одной из причин возникновения государства.
Развитие первобытного общества, о котором творилось выше,
привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение.
Возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий
государственный аппарат, который стал фактическим собственником
средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную
собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и
эксплуатация человека человеком, иногда носящая
замаскированный характер. Естественно, что для людей,
поставленных в неравные условия распределения общественного
продукта, передача общего достояния в руки узкого круга
лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких
обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками
сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма
общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся
содержанием.
Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких
нарушений, были представители формирующихся господствующих
классов, социальных групп, в руках которых находилась не только
собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И
именно формирующийся государственный аппарат использует эту
власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер
принуждения к лицам, их совершающим.
Возникают, таким образом, правовые обычаи, т.е. такие обычаи,
которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что
процессы классообразования, формирования государства и
возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг
друга. Развитие общества с появлением даже зачатков
государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда
правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных
связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами
социального развития. Поэтому появляются новые источники,
формы закрепления норм права: законы, юридичес-кие прецеденты,
нормативные договоры.
Можно выделить два основных пути развития права. Там, где
господствующее положение занимает государственная
собственность, основным источником, способом фиксации правовых
норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных
положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в
Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). Зафиксированные в
них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они в
случае необходимости другими обычаями (например, адатами) и
конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона
установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками
государственного аппарата. В обществе же, основанном на
частной собственности, которая обусловливала необходимость
равенства прав собственников, развивалось, как правило, более
обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и
определенности законодательство, и прежде всего гражданское,
регулирующее более сложную систему имущественных общественных
отношений. В некоторых случаях достаточно древнее
законодательство отличалось такой степенью совершенства, что
пережило на многие века использовавший ем народ и не потеряло
значения и сегодня (например, частное римское право).
Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе
тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный
свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством. Правовое
регулирование общественных отношений становится важнейшим
методом государственного руководства обществом. Но в то же
время возникает и противоречие между правом и законом,
поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость,
отражает интересы только части, и как правило меньшей части,
общества.
14. Сущность права. Признаки права
Право - это система общеобязательных правил (норм) поведения
людей, установленных или санкционированных государством и
охраняемых его принудительной силой.
Право как регулятор возникает только в том обществе, которое
имеет государственную организацию. Оно представляет собой
результат общественного развития и наряду с другими
социальными нормами (обычаями, традициями, религиозными
нормами) регулирует общественные отношения. Однако, по
обязательности исполнения людьми правовых норм, по кругу лиц,
которые должны соблюдать нормы права, и по действию права в
пространстве оно занимает главенствующее положение среди
социальных норм.
Начиная с возникновения права, исследователи многих веков
стремились понять его природу, сформулировать понятие права,
определить главное назначение правовых норм. История знает
множество теорий права. Основоположники и сторонники их
стремились составить собственное представление о праве как
общественном явлении.
Наиболее древней является теория общественного права.
Истоки зарождения этой теории берут начало еще в государствах
древнего мира. ЕЕ суть состоит в том утверждении, что кроме
позитивного права, т.е. права, порожденного государством, в
обществе действует и естественное право, которое первично по
отношению к позитивному праву и является для него основой.
Понятие естественного права исходит из утверждения, что человек
с рождения приобретает неотъемлемые права человека и
гражданина, такие, как право на жизнь, на свободу, на личную
неприкосновенность и т.д. Сторонниками естественного права
являлись такие мыслители, как Локк, Руссо, Монтескье и другие.
Историческая школа права исходила из понимания права
как выражения духа народа, который складывался независимо от
взглядов и воззрений какого-либо общественного деятеля,
законодательной власти государства. По их мнению, законодатель
должен был фиксировать лишь то, что уже сложилось в поведении людей,
как право.
Реалистическая школа права исходила из того, что право
развивается под воздействием внешних факторов, в основе которых
- интересы человека, и под воздействием которых он ставит перед
собой цели и осуществляет их посредством права. Т.е. они считали,
что право является интересом, который защищается государством
и принадлежит тем, кто пользуется этим правом.
Помимо уже названных теорий существует целый ряд других, которые
предпринимают попытку дать понимание природы права. К ним
относятся: нормативистская теория, социологическая теория,
психологическая теория и другие.
Правовые нормы, ввиду их особой роли в жизни общества и их особой
природы, по сравнению с другими социальными нормами,
отличаются особыми признаками:
1.Правовые нормы устанавливаются только компетентными
государственными органами в форме официальных правовых актов.
Все остальные социальные нормы возникают или устанавливаются
негосударственными структурами или самими социальными
группами общества.
2.Исполнение права гарантируется в необходимых случаях
принудительной силой государства, а за нарушение правовых норм
нарушитель несет юридическую ответственность.
3.Право, в отличие от других социальных норм, общеобязательно для
исполнения для всего населения страны.
4.Право выражает общую волю граждан и государства.
Следовательно, право выступает как специфический
государственный регулятор общественных отношений, который
служит как интересам отдельной личности, так и интересам всего
общества в целом.
16. Понятие социальных и технических норм.
Социально-технические нормы
Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и
деятельность организаций в их взаимоотношениях.
Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях
развития человеческого общества в связи с необходимостью
урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи
социальных норм достигается наиболее целесообразное
взаимодействие людей; решаются задачи, которые не под силу
отдельному человеку.
Социальные нормы характеризуются рядом признаков: 1.
Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они
указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по
мнению определенных коллективов людей, различных организаций
или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди
сообразуют свое поведение. 2. Социальные нормы – это правила
поведения общего характера ( в отличие от индивидуальных
правил ). 3. Социальные нормы – это не только общие, но и
обязательные правила поведения людей в обществе.
Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся
важным регулятором общественных отношений, активно
воздействуют на поведение людей и определяют его направление в
различных жизненных ситуациях. Все социальные нормы,
действующие в современном обществе, подразделяются по двум
основаниям: 1. по способу их установления (создания); 2. по
средствам охраны их от нарушений.
На основе этого выделяются следующие виды социальных норм: 1.
Нормы права – правила поведения, которые устанавливаются и
охраняются государством. 2. Нормы морали (нравственности) –
правила поведения, которые устанавливаются в обществе в
соответствии с моральными представлениями- людей о добре и зле,
справедливости и несправедливости, долге, достоинстве и
охраняются силой общественного мнения или внутренним
убеждением. 3. Нормы общественных организаций представляют
собой правила :поведения, которые устанавливаются самими
общественными организациями и охраняются с помощью мер
общественного воздействия, предусмотренных уставами этих
организаций. 4. Нормы обычаев – это правила поведения,
сложившиеся в определенной общественной среде и в результате
их многократного повторения вошедшие в привычку людей.
Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются
в ста привычки, ставшей естественной жизненной потребностью
человека. 5. Нормы традиций выступают в виде наиболее
обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в
связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев
определенной сферы жизнедеятельности человека (например,
семейные, профессиональные, военные, национальные и другие
традиции). 6. Нормы ритуалов представляют собой такую
разновидность социальных норм, которая определяет правила
поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами
морального воздействия.
Деление социальных норм проводится не только по способу их
установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому
признаку выделяются политические, технические, трудовые,
семейные нормы, нормы культуры, религии и другие. Все социальные
нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами
человеческого общежития.
Технические нормы – это правила наиболее целесообразного
обращения людей с предметами природы, орудиями труда,
различными техническими средствами. Назначение технических
норм в правильном использовании сил природы, техники наиболее
экономичным и экологически безвредным способом. К техническим
нормам относятся правила выполнения строительных работ,
инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода
сырья, топлива , электроэнергии. Технические нормы имеют
социальный характер. Но в отличие от социальных норм, которые
регулируют отношения непосредственно между людьми (человек –
человек), технические нормы регулируют поведение людей в связи
с использованием техники (человек – техника – человек).
Экономическая теория доказала, что отношения, возникающие в
процессе производства, всегда выступают в конечном как
социальные отношения. Специфика технических норм выражается в
том, что они выступают в качестве социальных норм с техническим
содержанием.
Содержание технических норм обусловлено объективными
закономерностями развития природы, законами естествознания.
Поэтому многие технические нормы являются требованиями
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|