бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (60 вопросов) бесплатно рефераты

че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва. При пер­во­быт­но­об­щин­ном строе ос­нов­ным

ре­гу­ля­то­ром об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний бы­ли обы­чаи. Они

за­кре­п­ля­ли вы­ра­бо­тан­ные ве­ка­ми наи­бо­лее ра­цио­наль­ные,

по­лез­ные для об­ще­ст­ва ва­ри­ан­ты по­ве­де­ния в оп­ре­де­лен­ных

си­туа­ци­ях, пе­ре­да­ва­лись из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние и от­ра­жа­ли в

рав­ной сте­пе­ни ин­те­ре­сы всех чле­нов об­ще­ст­ва. Обы­чаи из­ме­ня­лись

очень мед­лен­но, что впол­не со­от­вет­ст­во­ва­ло тем­пам из­ме­не­ния

са­мо­го об­ще­ст­ва, про­ис­хо­див­шим в тот пе­ри­од. В бо­лее позд­нее

вре­мя поя­ви­лись тес­но свя­зан­ные с обы­чая­ми и от­ра­жав­шие

су­ще­ст­во­вав­шие в об­ще­ст­ве пред­став­ле­ния о спра­вед­ли­во­сти,

до­б­ре и зле нор­мы об­ще­ст­вен­ной мо­ра­ли и ре­ли­ги­оз­ные дог­мы. Все

эти нор­мы по­сте­пен­но сли­ва­ют­ся, ча­ще все­го на ос­но­ве ре­ли­гии, в

еди­ный нор­ма­тив­ный ком­плекс, в един­ст­во, обес­пе­чи­ваю­щее

дос­та­точ­но пол­ную рег­ла­мен­та­цию еще не очень слож­ных то­гда

об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний. Та­ки­ми обы­чая­ми, одоб­рен­ны­ми мо­ра­лью

и ос­вя­щен­ны­ми ре­ли­ги­ей, бы­ли в пер­во­быт­ном со­циу­ме нор­мы,

оп­ре­де­ляю­щие по­ря­док обоб­ще­ст­в­ле­ния до­бы­то­го чле­на­ми

со­об­ще­ст­ва про­дук­та и ем по­сле­дую­ще­го пе­ре­рас­пре­де­ле­ния,

ко­то­рые все­ми вос­при­ни­ма­лись как не толь­ко пра­виль­ные и,

без­ус­лов­но, спра­вед­ли­вые, но и как един­ст­вен­но воз­мож­ные.

При­ня­тие су­ще­ст­во­вав­ших норм по­ве­де­ния как “сво­их”, без­ус­лов­ная

со­ли­дар­ность с ни­ми бы­ла свя­за­на и с тем, что пер­во­быт­ный че­ло­век

не от­де­лял се­бя от об­ще­ст­ва, не мыс­лил се­бя от­дель­но от ро­да и

пле­ме­ни. И по­сколь­ку все нор­мы рас­це­ни­ва­лись как ни­спос­лан­ные

свы­ше, пра­виль­ные, спра­вед­ли­вые, то, ес­те­ст­вен­но, у мно­гих

на­ро­дов за со­дер­жа­ни­ем этих норм, а не­ред­ко и за са­ми­ми нор­ма­ми и

их со­во­куп­но­стью за­кре­пи­лись та­кие на­име­но­ва­ния, как «пра­во»,

«прав­да» и т.п. В этом смыс­ле пра­во поя­ви­лось рань­ше го­су­дар­ст­ва, и

обес­пе­че­ние его реа­ли­за­ции, со­блю­де­ния все­ми пра­во­вых

пред­пи­са­ний бы­ло од­ной из при­чин воз­ник­но­ве­ния го­су­дар­ст­ва.

Раз­ви­тие пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва, о ко­то­ром тво­ри­лось вы­ше,

при­ве­ло на оп­ре­де­лен­ном эта­пе к то­му, что про­изош­ло его рас­слое­ние.

Воз­ник­ли ли­бо осо­бая со­ци­аль­ная груп­па, со­став­ляю­щая чи­нов­ни­чий

го­су­дар­ст­вен­ный ап­па­рат, ко­то­рый стал фак­ти­че­ским соб­ст­вен­ни­ком

средств про­из­вод­ст­ва, ли­бо класс, об­ра­тив­ший эти сред­ст­ва в ча­ст­ную

соб­ст­вен­ность. В обо­их слу­ча­ях воз­ник­ли со­ци­аль­ное не­ра­вен­ст­во и

экс­плуа­та­ция че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком, ино­гда но­ся­щая

за­мас­ки­ро­ван­ный ха­рак­тер. Ес­те­ст­вен­но, что для лю­дей,

по­став­лен­ных в не­рав­ные ус­ло­вия рас­пре­де­ле­ния об­ще­ст­вен­но­го

про­дук­та, пе­ре­да­ча об­ще­го дос­тоя­ния в ру­ки уз­ко­го кру­га

лиц пе­ре­ста­ла ка­зать­ся спра­вед­ли­вой. Уча­сти­лись на­ру­ше­ния та­ких

обы­ча­ев, раз­мы­вал­ся, раз­ру­шал­ся за­кре­п­лен­ный ими и ве­ка­ми

со­хра­няв­ший­ся не­из­мен­ным по­ря­док. Ус­та­нов­лен­ная обы­чая­ми фор­ма

об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний при­шла в про­ти­во­ре­чие с их из­ме­нив­шим­ся

со­дер­жа­ни­ем.

Людь­ми, бо­лее все­го за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми в пре­се­че­нии та­ких

на­ру­ше­ний, бы­ли пред­ста­ви­те­ли фор­ми­рую­щих­ся гос­под­ствую­щих

клас­сов, со­ци­аль­ных групп, в ру­ках ко­то­рых на­хо­ди­лась не толь­ко

соб­ст­вен­ность (об­ще­ст­вен­ная или ча­ст­ная), но и пуб­лич­ная власть. И

имен­но фор­ми­рую­щий­ся го­су­дар­ст­вен­ный ап­па­рат ис­поль­зу­ет эту

власть для пре­се­че­ния по­доб­ных на­ру­ше­ний и осу­ще­ст­в­ле­ния мер

при­ну­ж­де­ния к ли­цам, их со­вер­шаю­щим.

Воз­ни­ка­ют, та­ким об­ра­зом, пра­во­вые обы­чаи, т.е. та­кие обы­чаи,

ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют­ся го­су­дар­ст­вом. Сле­ду­ет ука­зать на то, что

про­цес­сы клас­со­об­ра­зо­ва­ния, фор­ми­ро­ва­ния го­су­дар­ст­ва и

воз­ник­но­ве­ния пра­ва про­те­ка­ют па­рал­лель­но, под­кре­п­ляя друг

дру­га. Раз­ви­тие об­ще­ст­ва с по­яв­ле­ни­ем да­же за­чат­ков

го­су­дар­ст­ва рез­ко убы­ст­ря­ет­ся, и ско­ро на­сту­па­ет мо­мент, ко­гда

пра­во­вые обы­чаи не мо­гут обес­пе­чить ре­гу­ли­ро­ва­ние со­ци­аль­ных

свя­зей: они из­ме­ня­ют­ся слиш­ком мед­лен­но, не по­спе­вая за тем­па­ми

со­ци­аль­но­го раз­ви­тия. По­это­му по­яв­ля­ют­ся но­вые ис­точ­ни­ки,

фор­мы за­кре­п­ле­ния норм пра­ва: за­ко­ны, юри­ди­чес-кие пре­це­ден­ты,

нор­ма­тив­ные до­го­во­ры.

Мож­но вы­де­лить два ос­нов­ных пу­ти раз­ви­тия пра­ва. Там, где

гос­под­ствую­щее по­ло­же­ние за­ни­ма­ет го­су­дар­ст­вен­ная

соб­ст­вен­ность, ос­нов­ным ис­точ­ни­ком, спо­со­бом фик­са­ции пра­во­вых

норм ста­но­вят­ся, как пра­ви­ло, сбор­ни­ки нрав­ст­вен­но-ре­ли­ги­оз­ных

по­ло­же­ний (По­уче­ние Пта­хо­те­па в Древ­нем Егип­те, За­ко­ны Ма­ну в

Ин­дии, Ко­ран в му­суль­ман­ских стра­нах и т.п.). За­фик­си­ро­ван­ные в

них нор­мы но­сят за­час­тую ка­зу­аль­ный ха­рак­тер. До­пол­ня­ют­ся они в

слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти дру­ги­ми обы­чая­ми (на­при­мер, ада­та­ми) и

кон­крет­ны­ми (не­нор­ма­тив­ны­ми), но имею­щи­ми си­лу за­ко­на

ус­та­нов­ле­ния­ми мо­нар­ха или по его упол­но­мо­чию чи­нов­ни­ка­ми

го­су­дар­ст­вен­но­го ап­па­ра­та. В об­ще­ст­ве же, ос­но­ван­ном на

ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти, ко­то­рая обу­слов­ли­ва­ла не­об­хо­ди­мость

ра­вен­ст­ва прав соб­ст­вен­ни­ков, раз­ви­ва­лось, как пра­ви­ло, бо­лее

об­шир­ное, от­ли­чаю­щее­ся бо­лее вы­со­кой сте­пе­нью фор­ма­ли­за­ции и

оп­ре­де­лен­но­сти за­ко­но­да­тель­ст­во, и пре­ж­де все­го гра­ж­дан­ское,

ре­гу­ли­рую­щее бо­лее слож­ную сис­те­му иму­ще­ст­вен­ных об­ще­ст­вен­ных

от­но­ше­ний. В не­ко­то­рых слу­ча­ях дос­та­точ­но древ­нее

за­ко­но­да­тель­ст­во от­ли­ча­лось та­кой сте­пе­нью со­вер­шен­ст­ва, что

пе­ре­жи­ло на мно­гие ве­ка ис­поль­зо­вав­ший ем на­род и не по­те­ря­ло

зна­че­ния и се­го­дня (на­при­мер, ча­ст­ное рим­ское пра­во).

Так или ина­че, в лю­бом го­су­дар­ст­вен­но-ор­га­ни­зо­ван­ном об­ще­ст­ве

тем или иным спо­со­бом нор­мы пра­ва воз­во­дят­ся в за­кон, ос­вя­щен­ный

свы­ше, под­дер­жи­вае­мый и обес­пе­чен­ный го­су­дар­ст­вом. Пра­во­вое

ре­гу­ли­ро­ва­ние об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний ста­но­вит­ся важ­ней­шим

ме­то­дом го­су­дар­ст­вен­но­го ру­ко­во­дства об­ще­ст­вом. Но в то же

вре­мя воз­ни­ка­ет и про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду пра­вом и за­ко­ном,

по­сколь­ку по­след­ний пе­ре­ста­ет вы­ра­жать все­об­щую спра­вед­ли­вость,

от­ра­жа­ет ин­те­ре­сы толь­ко час­ти, и как пра­ви­ло мень­шей час­ти,

об­ще­ст­ва.

14. Сущ­ность пра­ва. При­зна­ки пра­ва

Пра­во - это сис­те­ма об­ще­обя­за­тель­ных пра­вил (норм) по­ве­де­ния

лю­дей, ус­та­нов­лен­ных или санк­цио­ни­ро­ван­ных го­су­дар­ст­вом и

ох­ра­няе­мых его при­ну­ди­тель­ной си­лой.

Пра­во как ре­гу­ля­тор воз­ни­ка­ет толь­ко в том об­ще­ст­ве, ко­то­рое

име­ет го­су­дар­ст­вен­ную ор­га­ни­за­цию. Оно пред­став­ля­ет со­бой

ре­зуль­тат об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия и на­ря­ду с дру­ги­ми

со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми (обы­чая­ми, тра­ди­ция­ми, ре­ли­ги­оз­ны­ми

нор­ма­ми) ре­гу­ли­ру­ет об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния. Од­на­ко, по

обя­за­тель­но­сти ис­пол­не­ния людь­ми пра­во­вых норм, по кру­гу лиц,

ко­то­рые долж­ны со­блю­дать нор­мы пра­ва, и по дей­ст­вию пра­ва в

про­стран­ст­ве оно за­ни­ма­ет гла­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние сре­ди

со­ци­аль­ных норм.

На­чи­ная с воз­ник­но­ве­ния пра­ва, ис­сле­до­ва­те­ли мно­гих ве­ков

стре­ми­лись по­нять его при­ро­ду, сфор­му­ли­ро­вать по­ня­тие пра­ва,

оп­ре­де­лить глав­ное на­зна­че­ние пра­во­вых норм. Ис­то­рия зна­ет

мно­же­ст­во тео­рий пра­ва. Ос­но­во­по­лож­ни­ки и сто­рон­ни­ки их

стре­ми­лись со­ста­вить соб­ст­вен­ное пред­став­ле­ние о пра­ве как

об­ще­ст­вен­ном яв­ле­нии.

Наи­бо­лее древ­ней яв­ля­ет­ся тео­рия об­ще­ст­вен­но­го пра­ва.

Ис­то­ки за­ро­ж­де­ния этой тео­рии бе­рут на­ча­ло еще в го­су­дар­ст­вах

древ­не­го ми­ра. ЕЕ суть со­сто­ит в том ут­вер­жде­нии, что кро­ме

по­зи­тив­но­го пра­ва, т.е. пра­ва, по­ро­ж­ден­но­го го­су­дар­ст­вом, в

об­ще­ст­ве дей­ст­ву­ет и ес­те­ст­вен­ное пра­во, ко­то­рое пер­вич­но по

от­но­ше­нию к по­зи­тив­но­му пра­ву и яв­ля­ет­ся для не­го ос­но­вой.

По­ня­тие ес­те­ст­вен­но­го пра­ва ис­хо­дит из ут­вер­жде­ния, что че­ло­век

с ро­ж­де­ния при­об­ре­та­ет не­отъ­ем­ле­мые пра­ва че­ло­ве­ка и

гра­ж­да­ни­на, та­кие, как пра­во на жизнь, на сво­бо­ду, на лич­ную

не­при­кос­но­вен­ность и т.д. Сто­рон­ни­ка­ми ес­те­ст­вен­но­го пра­ва

яв­ля­лись та­кие мыс­ли­те­ли, как Локк, Рус­со, Мон­тес­кье и дру­гие.

Ис­то­ри­че­ская шко­ла пра­ва ис­хо­ди­ла из по­ни­ма­ния пра­ва

как вы­ра­же­ния ду­ха на­ро­да, ко­то­рый скла­ды­вал­ся не­за­ви­си­мо от

взгля­дов и воз­зре­ний ка­ко­го-ли­бо об­ще­ст­вен­но­го дея­те­ля,

за­ко­но­да­тель­ной вла­сти го­су­дар­ст­ва. По их мне­нию, за­ко­но­да­тель

дол­жен был фик­си­ро­вать лишь то, что уже сло­жи­лось в по­ве­де­нии лю­дей,

как пра­во.

Реа­ли­сти­че­ская шко­ла пра­ва ис­хо­ди­ла из то­го, что пра­во

раз­ви­ва­ет­ся под воз­дей­ст­ви­ем внеш­них фак­то­ров, в ос­но­ве ко­то­рых

- ин­те­ре­сы че­ло­ве­ка, и под воз­дей­ст­ви­ем ко­то­рых он ста­вит пе­ред

со­бой це­ли и осу­ще­ст­в­ля­ет их по­сред­ст­вом пра­ва. Т.е. они счи­та­ли,

что пра­во яв­ля­ет­ся ин­те­ре­сом, ко­то­рый за­щи­ща­ет­ся го­су­дар­ст­вом

и при­над­ле­жит тем, кто поль­зу­ет­ся этим пра­вом.

По­ми­мо уже на­зван­ных тео­рий су­ще­ст­ву­ет це­лый ряд дру­гих, ко­то­рые

пред­при­ни­ма­ют по­пыт­ку дать по­ни­ма­ние при­ро­ды пра­ва. К ним

от­но­сят­ся: нор­ма­ти­ви­ст­ская тео­рия, со­цио­ло­ги­че­ская тео­рия,

пси­хо­ло­ги­че­ская тео­рия и дру­гие.

Пра­во­вые нор­мы, вви­ду их осо­бой ро­ли в жиз­ни об­ще­ст­ва и их осо­бой

при­ро­ды, по срав­не­нию с дру­ги­ми со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми,

от­ли­ча­ют­ся осо­бы­ми при­зна­ка­ми:

1.Пра­во­вые нор­мы ус­та­нав­ли­ва­ют­ся толь­ко ком­пе­тент­ны­ми

го­су­дар­ст­вен­ны­ми ор­га­на­ми в фор­ме офи­ци­аль­ных пра­во­вых ак­тов.

Все ос­таль­ные со­ци­аль­ные нор­мы воз­ни­ка­ют или ус­та­нав­ли­ва­ют­ся

не­го­су­дар­ст­вен­ны­ми струк­ту­ра­ми или са­ми­ми со­ци­аль­ны­ми

груп­па­ми об­ще­ст­ва.

2.Ис­пол­не­ние пра­ва га­ран­ти­ру­ет­ся в не­об­хо­ди­мых слу­ча­ях

при­ну­ди­тель­ной си­лой го­су­дар­ст­ва, а за на­ру­ше­ние пра­во­вых норм

на­ру­ши­тель не­сет юри­ди­че­скую от­вет­ст­вен­ность.

3.Пра­во, в от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных норм, об­ще­обя­за­тель­но для

ис­пол­не­ния для все­го на­се­ле­ния стра­ны.

4.Пра­во вы­ра­жа­ет об­щую во­лю гра­ж­дан и го­су­дар­ст­ва.

Сле­до­ва­тель­но, пра­во вы­сту­па­ет как спе­ци­фи­че­ский

го­су­дар­ст­вен­ный ре­гу­ля­тор об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, ко­то­рый

слу­жит как ин­те­ре­сам от­дель­ной лич­но­сти, так и ин­те­ре­сам все­го

об­ще­ст­ва в це­лом.

16. По­ня­тие со­ци­аль­ных и тех­ни­че­ских норм.

Со­ци­аль­но-тех­ни­че­ские нор­мы

Со­ци­аль­ные нор­мы – это пра­ви­ла, ре­гу­ли­рую­щие по­ве­де­ние лю­дей и

дея­тель­ность ор­га­ни­за­ций в их взаи­мо­от­но­ше­ни­ях.

По­треб­ность в со­ци­аль­ных нор­мах воз­ник­ла на са­мых ран­них сту­пе­нях

раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва в свя­зи с не­об­хо­ди­мо­стью

уре­гу­ли­ро­вать по­ве­де­ние лю­дей об­щи­ми пра­ви­ла­ми. При по­мо­щи

со­ци­аль­ных норм дос­ти­га­ет­ся наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­ное

взаи­мо­дей­ст­вие лю­дей; ре­ша­ют­ся за­да­чи, ко­то­рые не под си­лу

от­дель­но­му че­ло­ве­ку.

Со­ци­аль­ные нор­мы ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ря­дом при­зна­ков: 1.

Со­ци­аль­ные нор­мы яв­ля­ют­ся пра­ви­ла­ми по­ве­де­ния лю­дей. Они

ука­зы­ва­ют, ка­ки­ми долж­ны или мо­гут быть че­ло­ве­че­ские по­ступ­ки по

мне­нию оп­ре­де­лен­ных кол­лек­ти­вов лю­дей, раз­лич­ных ор­га­ни­за­ций

или го­су­дар­ст­ва. Это об­раз­цы, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми лю­ди

со­об­ра­зу­ют свое по­ве­де­ние. 2. Со­ци­аль­ные нор­мы – это пра­ви­ла

по­ве­де­ния об­ще­го ха­рак­те­ра ( в от­ли­чие от ин­ди­ви­ду­аль­ных

пра­вил ). 3. Со­ци­аль­ные нор­мы – это не толь­ко об­щие, но и

обя­за­тель­ные пра­ви­ла по­ве­де­ния лю­дей в об­ще­ст­ве.

Бла­го­да­ря ука­зан­ным при­зна­кам со­ци­аль­ные нор­мы ста­но­вят­ся

важ­ным ре­гу­ля­то­ром об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, ак­тив­но

воз­дей­ст­ву­ют на по­ве­де­ние лю­дей и оп­ре­де­ля­ют его на­прав­ле­ние в

раз­лич­ных жиз­нен­ных си­туа­ци­ях. Все со­ци­аль­ные нор­мы,

дей­ст­вую­щие в со­вре­мен­ном об­ще­ст­ве, под­раз­де­ля­ют­ся по двум

ос­но­ва­ни­ям: 1. по спо­со­бу их ус­та­нов­ле­ния (соз­да­ния); 2. по

сред­ст­вам ох­ра­ны их от на­ру­ше­ний.

На ос­но­ве это­го вы­де­ля­ют­ся сле­дую­щие ви­ды со­ци­аль­ных норм: 1.

Нор­мы пра­ва – пра­ви­ла по­ве­де­ния, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют­ся и

ох­ра­ня­ют­ся го­су­дар­ст­вом. 2. Нор­мы мо­ра­ли (нрав­ст­вен­но­сти) –

пра­ви­ла по­ве­де­ния, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в об­ще­ст­ве в

со­от­вет­ст­вии с мо­раль­ны­ми пред­став­ле­ния­ми- лю­дей о до­б­ре и зле,

спра­вед­ли­во­сти и не­спра­вед­ли­во­сти, дол­ге, дос­то­ин­ст­ве и

ох­ра­ня­ют­ся си­лой об­ще­ст­вен­но­го мне­ния или внут­рен­ним

убе­ж­де­ни­ем. 3. Нор­мы об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций пред­став­ля­ют

со­бой пра­ви­ла :по­ве­де­ния, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют­ся са­ми­ми

об­ще­ст­вен­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми и ох­ра­ня­ют­ся с по­мо­щью мер

об­ще­ст­вен­но­го воз­дей­ст­вия, пре­ду­смот­рен­ных ус­та­ва­ми этих

ор­га­ни­за­ций. 4. Нор­мы обы­ча­ев – это пра­ви­ла по­ве­де­ния,

сло­жив­шие­ся в оп­ре­де­лен­ной об­ще­ст­вен­ной сре­де и в ре­зуль­та­те

их мно­го­крат­но­го по­вто­ре­ния во­шед­шие в при­выч­ку лю­дей.

Осо­бен­ность этих норм по­ве­де­ния со­сто­ит в том, что они ис­пол­ня­ют­ся

в ста при­выч­ки, став­шей ес­те­ст­вен­ной жиз­нен­ной по­треб­но­стью

че­ло­ве­ка. 5. Нор­мы тра­ди­ций вы­сту­па­ют в ви­де наи­бо­лее

обоб­щен­ных и ста­биль­ных пра­вил по­ве­де­ния, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в

свя­зи с под­дер­жа­ни­ем вы­ве­рен­ных вре­ме­нем про­грес­сив­ных ус­то­ев

оп­ре­де­лен­ной сфе­ры жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка (на­при­мер,

се­мей­ные, про­фес­сио­наль­ные, во­ен­ные, на­цио­наль­ные и дру­гие

тра­ди­ции). 6. Нор­мы ри­туа­лов пред­став­ля­ют со­бой та­кую

раз­но­вид­ность со­ци­аль­ных норм, ко­то­рая оп­ре­де­ля­ет пра­ви­ла

по­ве­де­ния лю­дей при со­вер­ше­нии об­ря­дов и ох­ра­ня­ет­ся ме­ра­ми

мо­раль­но­го воз­дей­ст­вия.

Де­ле­ние со­ци­аль­ных норм про­во­дит­ся не толь­ко по спо­со­бу их

ус­та­нов­ле­ния и ох­ра­ны от на­ру­ше­ний, но и по со­дер­жа­нию. По это­му

при­зна­ку вы­де­ля­ют­ся по­ли­ти­че­ские, тех­ни­че­ские, тру­до­вые,

се­мей­ные нор­мы, нор­мы куль­ту­ры, ре­ли­гии и дру­гие. Все со­ци­аль­ные

нор­мы в их со­во­куп­но­сти и взаи­мо­свя­зи на­зы­ва­ют­ся пра­ви­ла­ми

че­ло­ве­че­ско­го об­ще­жи­тия.

Тех­ни­че­ские нор­мы – это пра­ви­ла наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­но­го

об­ра­ще­ния лю­дей с пред­ме­та­ми при­ро­ды, ору­дия­ми тру­да,

раз­лич­ны­ми тех­ни­че­ски­ми сред­ст­ва­ми. На­зна­че­ние тех­ни­че­ских

норм в пра­виль­ном ис­поль­зо­ва­нии сил при­ро­ды, тех­ни­ки наи­бо­лее

эко­но­мич­ным и эко­ло­ги­че­ски без­вред­ным спо­со­бом. К тех­ни­че­ским

нор­мам от­но­сят­ся пра­ви­ла вы­пол­не­ния строи­тель­ных ра­бот,

ин­ст­рук­ции по экс­плуа­та­ции ма­шин и ме­ха­низ­мов, нор­мы рас­хо­да

сы­рья, то­п­ли­ва , элек­тро­энер­гии. Тех­ни­че­ские нор­мы име­ют

со­ци­аль­ный ха­рак­тер. Но в от­ли­чие от со­ци­аль­ных норм, ко­то­рые

ре­гу­ли­ру­ют от­но­ше­ния не­по­сред­ст­вен­но ме­ж­ду людь­ми (че­ло­век –

че­ло­век), тех­ни­че­ские нор­мы ре­гу­ли­ру­ют по­ве­де­ние лю­дей в свя­зи

с ис­поль­зо­ва­ни­ем тех­ни­ки (че­ло­век – тех­ни­ка – че­ло­век).

Эко­но­ми­че­ская тео­рия до­ка­за­ла, что от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие в

про­цес­се про­из­вод­ст­ва, все­гда вы­сту­па­ют в ко­неч­ном как

со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Спе­ци­фи­ка тех­ни­че­ских норм вы­ра­жа­ет­ся в

том, что они вы­сту­па­ют в ка­че­ст­ве со­ци­аль­ных норм с тех­ни­че­ским

со­дер­жа­ни­ем.

Со­дер­жа­ние тех­ни­че­ских норм обу­слов­ле­но объ­ек­тив­ны­ми

за­ко­но­мер­но­стя­ми раз­ви­тия при­ро­ды, за­ко­на­ми ес­те­ст­во­зна­ния.

По­это­му мно­гие тех­ни­че­ские нор­мы яв­ля­ют­ся тре­бо­ва­ния­ми

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11