бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (60 вопросов) бесплатно рефераты

объ­ек­тив­ной не­об­хо­ди­мо­сти. В их со­дер­жа­нии не­по­сред­ст­вен­но не

про­яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ский ха­рак­тер . По­ли­ти­че­скую

на­прав­лен­ность они мо­гут при­об­ре­тать в про­цес­се реа­ли­за­ции,

ис­поль­зо­ва­ния.

Тех­ни­че­ские нор­мы – это не ка­кой-то осо­бый вид норм, а со­во­куп­ность

раз­лич­ных ви­дов со­ци­аль­ных норм с тех­ни­че­ским со­дер­жа­ни­ем. Эти

нор­мы мо­гут при­об­ре­тать раз­ные фор­мы: пра­во­вую, мо­раль­ную, фор­му

обы­ча­ев и дру­гие. При­ме­ром тех­ни­че­ских норм, вы­ра­ба­ты­вае­мых

об­ще­ст­вен­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми, мо­гут слу­жить нор­мы,

ус­та­нав­ли­ваю­щие раз­ме­ры спор­тив­ных сна­ря­дов, пра­ви­ла

со­рев­но­ва­ний и т. д. К тех­ни­че­ским нор­мам, при­няв­шим фор­му

обы­ча­ев, мож­но от­не­сти пра­ви­ла вы­пол­не­ния ко­ман­ды “на ка­ра­ул” с

ору­жи­ем, пра­ви­ла раз­во­да ка­рау­лов в воо­ру­жен­ных си­лах.

Наи­бо­лее важ­ные для об­ще­ст­ва тех­ни­че­ские нор­мы об­ле­га­ют­ся в

пра­во­вую фор­му. За­кре­п­ле­ние тех­ни­че­ских пра­вил в пра­во­вых

нор­мах при­да­ет им юри­ди­че­ское зна­че­ние. В си­лу это­го они

ста­но­вят­ся не толь­ко це­ле­со­об­раз­ны­ми, но и обя­за­тель­ны­ми

пра­ви­ла­ми, ко­то­рые ох­ра­ня­ют­ся го­су­дар­ст­вом от на­ру­ше­ний. Не

со­блю­де­ние этих норм вле­чет за со­бой юри­ди­че­скую от­вет­ст­вен­ность.

Так, уго­лов­ное за­ко­но­да­тель­ст­во мно­гих стран пре­ду­смат­ри­ва­ет

от­вет­ст­вен­ность за на­ру­ше­ние да­вил во­ж­де­ния и экс­плуа­та­ции

транс­пор­та, за на­ру­ше­ние пра­вил безо­пас­но­сти при про­из­вод­ст­ве

строи­тель­ных ра­бот и т.д.

17. Пра­во и мо­раль

Как вид со­ци­аль­ных норм, мо­раль­ные ус­та­нов­ле­ния

ха­рак­те­ри­зу­ют­ся об­щи­ми ро­до­вы­ми при­зна­ка­ми и яв­ля­ют­ся

пра­ви­ла­ми по­ве­де­ния, оп­ре­де­ляю­щи­ми от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к

че­ло­ве­ку. Ес­ли дей­ст­вия че­ло­ве­ка не ка­са­ют­ся дру­гих лю­дей, его

по­ве­де­ние с со­ци­аль­ной точ­ки зре­ния без­раз­лич­но. По­это­му не все

уче­ные счи­та­ют нор­мы нрав­ст­вен­но­сти яв­ле­ни­ем ис­клю­чи­тель­но

со­ци­аль­ным.

Со вре­мен Кан­та су­ще­ст­ву­ет убе­ж­де­ние, что сфе­ра нрав­ст­вен­но­сти

ох­ва­ты­ва­ет су­гу­бо внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка, по­это­му оце­нить

по­сту­пок как нрав­ст­вен­ный или без­нрав­ст­вен­ный мож­но лишь по

от­но­ше­но к ли­цу, ко­то­рое его со­вер­ши­ло. Че­ло­век как бы

из­вле­ка­ет из се­бя нор­мы сво­его по­ве­де­ния, в се­бе, в глу­би­не

сво­ей “ду­ши”, да­ет оцен­ку сво­им дей­ст­ви­ям. С дан­ной точ­ки зре­ния

че­ло­век, взя­тый от­дель­но, вне его от­но­ше­ний к дру­гим лю­дям, мо­жет

ру­ко­во­дство­вать­ся нрав­ст­вен­ны­ми пра­ви­ла­ми.

Су­ще­ст­ву­ет и ком­про­мисс­ная по­зи­ция в оцен­ке нрав­ст­вен­но­го

ре­гу­ли­ро­ва­ния. Со­глас­но ей нор­мы мо­ра­ли име­ют двоя­кую при­ро­ду:

од­ни име­ют в ви­ду са­мо­го ин­ди­ви­да, дру­гие – от­но­ше­ние ин­ди­ви­да

к об­ще­ст­ву. От­сю­да де­ле­ние эти­ки на ин­ди­ви­ду­аль­ную и

со­ци­аль­ную.

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным и ар­гу­мен­ти­ро­ван­ным яв­ля­ет­ся

пред­став­ле­ние об аб­со­лют­но со­ци­аль­ном ха­рак­те­ре норм мо­ра­ли и

от­сут­ст­вии в них ка­ко­го-ли­бо ин­ди­ви­ду­аль­но­го фак­то­ра.

Су­ще­ст­ву­ет точ­ка зре­ния, что нрав­ст­вен­ные за­ко­ны за­ло­же­ны в

са­мой при­ро­де че­ло­ве­ка. Внеш­не они про­яв­ля­ют­ся в за­ви­си­мо­сти

от той или иной жиз­нен­ной си­туа­ции, в ко­то­рой ока­зы­ва­ет­ся

ин­ди­вид. Дру­гие же ка­те­го­ри­че­ски уго­ж­да­ют, что нор­мы

нрав­ст­вен­но­сти – это тре­бо­ва­ния, об­ра­щен­ные к че­ло­ве­ку из­вне.

Ви­ди­мо, нет ос­но­ва­ний про­во­дить раз­дел ме­ж­ду ин­ди­ви­ду­аль­ным и

со­ци­аль­ным ха­рак­те­ром нрав­ст­вен­ных тре­бо­ва­ний, по­сколь­ку в них

ор­га­ни­че­ски пе­ре­пле­та­ют­ся эле­мен­ты то­го и дру­го­го. Яс­но од­но,

что лю­бая со­ци­аль­ная нор­ма име­ет об­щий ха­рак­тер, и в этом смыс­ле

она ад­ре­су­ет­ся не к кон­крет­но­му ин­ди­ви­ду, а ко всем или к боль­шой

груп­пе ин­ди­ви­дов. Мо­раль­ные нор­мы ре­гу­ли­ру­ют не «внут­рен­ний» мир

че­ло­ве­ка, а от­но­ше­ния ме­ж­ду людь­ми. Од­на­ко не сле­ду­ет упус­кать

из ви­ду ин­ди­ви­ду­аль­ные ас­пек­ты нрав­ст­вен­ных тре­бо­ва­ний. В

ко­неч­ном сче­те их реа­ли­за­ция за­ви­сит от нрав­ст­вен­ной зре­ло­сти

че­ло­ве­ка, проч­но­сти его мо­раль­ных воз­зре­ний, со­ци­аль­ной

ори­ен­ти­ро­ван­но­сти его ин­ди­ви­ду­аль­ных ин­те­ре­сов. И здесь

пер­во­сте­пен­ную роль иг­ра­ют та­кие ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ные

мо­раль­ные ка­те­го­рии, как со­весть, долг, ко­то­рые на­прав­ля­ют

по­ве­де­ние че­ло­ве­ка в рус­ло со­ци­аль­ной нрав­ст­вен­но­сти.

Внут­рен­нее убе­ж­де­ние ин­ди­ви­да в нрав­ст­вен­но­сти или

без­нрав­ст­вен­но­сти сво­его по­ступ­ка в зна­чи­тель­ной ме­ре

оп­ре­де­ля­ет и его со­ци­аль­ную зна­чи­мость.

Един­ст­во пра­во­вых норм и норм мо­ра­ли, как и един­ст­во всех

со­ци­аль­ных норм ци­ви­ли­зо­ван­но­го об­ще­ст­ва, ос­но­вы­ва­ет­ся на

общ­но­сти со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских ин­те­ре­сов, куль­ту­ры

об­ще­ст­ва, при­вер­жен­но­сти лю­дей к идеа­лам сво­бо­ды и

спра­вед­ли­во­сти.

Вме­сте с тем нор­мы пра­ва и нор­мы мо­ра­ли от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га

сле­дую­щи­ми при­зна­ка­ми:

1. По про­ис­хо­ж­де­нию. Нор­мы мо­ра­ли скла­ды­ва­ют­ся в об­ще­ст­ве на

ос­но­ве пред­став­ле­ний лю­дей о до­б­ре и зле, чес­ти, со­вес­ти,

спра­вед­ли­во­сти. Они при­об­ре­та­ют обя­за­тель­ное зна­че­ние по ме­ре

осоз­на­ния и при­зна­ния их боль­шин­ст­вом чле­нов об­ще­ст­ва. Нор­мы

пра­ва, ус­та­нав­ли­вае­мые го­су­дар­ст­вом, по­сле всту­п­ле­ния в

за­кон­ную си­лу сра­зу же ста­но­вят­ся обя­за­тель­ны­ми для всех лиц,

на­хо­дя­щих­ся в сфе­ре их дей­ст­вий.

2. По фор­ме вы­ра­же­ния. Нор­мы мо­ра­ли не за­кре­п­ля­ют­ся в

спе­ци­аль­ных ак­тах. Они со­дер­жат­ся в соз­на­нии лю­дей. Пра­во­вые же

нор­мы по­лу­ча­ют вы­ра­же­ние в офи­ци­аль­ных го­су­дар­ст­вен­ных ак­тах

(за­ко­нах, ука­зах, по­ста­нов­ле­ни­ях).

З. По спо­со­бу ох­ра­ны от на­ру­ше­ний. Нор­мы мо­ра­ли и нор­мы пра­ва в

пра­во­вом гра­ж­дан­ском об­ще­ст­ве в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве

слу­ча­ев со­блю­да­ют­ся доб­ро­воль­но на ос­но­ве ес­те­ст­вен­но­го

по­ни­ма­ния людь­ми спра­вед­ли­во­сти их пред­пи­са­ний. Реа­ли­за­ция и

тех и дру­гих норм обес­пе­чи­ва­ет­ся внут­рен­ним убе­ж­де­ни­ем, а так­же

сред­ст­ва­ми об­ще­ст­вен­но­го мне­ния. Та­кие спо­со­бы ох­ра­ны впол­не

дос­та­точ­ны для мо­раль­ных норм. Для обес­пе­че­ния же пра­во­вых норм

при­ме­ня­ют­ся еще и мы го­су­дар­ст­вен­но­го при­ну­ж­де­ния.

4. По сте­пе­ни де­та­ли­за­ции. Нор­мы мо­ра­ли вы­сту­па­ют в ви­де

наи­бо­лее обоб­щен­ных да­вил по­ве­де­ния (будь до­б­рым, спра­вед­ли­вым,

че­ст­ным). Пра­во­вые же нор­мы пред­став­ля­ют со­бой

де­та­ли­зи­ро­ван­ные, по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми нор­ма­ми, пра­ви­ла

по­ве­де­ния. В них за­кре­п­ля­ют­ся чет­ко оп­ре­де­лен­ные юри­ди­че­ские

пра­ва и обя­зан­но­сти уча­ст­ни­ков об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний.

Нор­мы пра­ва и нор­мы мо­ра­ли ор­га­ни­че­ски взаи­мо­дей­ст­ву­ют ме­ж­ду

со­бой. Они взаи­мо­обу­слав­ли­ва­ют, до­пол­ня­ют и

взаи­мо­обес­пе­чи­ва­ют друг дру­га в ре­гу­ли­ро­ва­нии об­ще­ст­вен­ных

от­но­ше­ний. Объ­ек­тив­ная обу­слов­лен­ность та­ко­го взаи­мо­дей­ст­вия

оп­ре­де­ля­ет­ся тем, что пра­во­вые за­ко­ны во­пло­ща­ют в се­бе

прин­ци­пы гу­ма­низ­ма, спра­вед­ли­во­сти, ра­вен­ст­ва лю­дей. Дру­ги­ми

сло­ва­ми, за­ко­ны пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва во­пло­ща­ют в се­бе выс­шие

мо­раль­ные тре­бо­ва­ния со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва.

Точ­ная реа­ли­за­ция пра­во­вых норм оз­на­ча­ет од­но­вре­мен­но

во­пло­ще­ние в об­ще­ст­вен­ную жизнь тре­бо­ва­ний мо­ра­ли. В свою

оче­редь, нор­мы мо­ра­ли ока­зы­ва­ют ак­тив­ное влия­ние на соз­да­ние и

реа­ли­за­цию пра­во­вых норм. Тре­бо­ва­ния об­ще­ст­вен­ной

нрав­ст­вен­но­сти все­мер­но учи­ты­ва­ют­ся нор­мо­твор­че­ски­ми

го­су­дар­ст­вен­ны­ми ор­га­на­ми при соз­да­нии пра­во­вых норм. Осо­бо

важ­ную роль мо­раль­ные нор­мы иг­ра­ют в про­цес­се при­ме­не­ния норм

пра­ва ком­пе­тент­ны­ми ор­га­на­ми при ре­ше­нии кон­крет­ных

юри­ди­че­ских дел. Так, пра­виль­ное юри­ди­че­ское ре­ше­ние су­дом

во­про­сов об ос­корб­ле­нии лич­но­сти, ху­ли­ган­ст­ве и дру­гих во мно­гом

за­ви­сит от уче­та мо­раль­ных норм, дей­ст­вую­щих в об­ще­ст­ве.

Мо­раль­ные ус­та­нов­ле­ния ока­зы­ва­ют бла­го­твор­ное воз­дей­ст­вие на

точ­ную и пол­ную реа­ли­за­цию пра­во­вых норм, на ук­ре­п­ле­ние

за­кон­но­сти и пра­во­по­ряд­ка. На­ру­ше­ние пра­во­вой нор­мы вы­зы­ва­ет

ес­те­ст­вен­ное мо­раль­ное осу­ж­де­ние со сто­ро­ны нрав­ст­вен­но зре­лых

чле­нов об­ще­ст­ва. Обя­зан­ность со­блю­дать нор­мы пра­ва есть мо­раль­ный

долг всех гра­ж­дан пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва.

Та­ким об­ра­зом, пра­во ак­тив­но со­дей­ст­ву­ет ут­вер­жде­нию

про­грес­сив­ных мо­раль­ных пред­став­ле­ний в об­ще­ст­ве. Нор­мы мо­ра­ли,

в свою оче­редь, на­пол­ня­ют пра­во глу­бо­ким нрав­ст­вен­ным

со­дер­жа­ни­ем, со­дей­ст­вуя эф­фек­тив­но­сти пра­во­во­го

ре­гу­ли­ро­ва­ния, оду­хо­тво­ряя дей­ст­вия и по­ступ­ки уча­ст­ни­ков

пра­во­от­но­ше­ний нрав­ст­вен­ны­ми идеа­ла­ми.

18.Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы - это свободы или возможности поведения, основанные

на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных,

негосударственных объединений, организаций, партий (право избирать и быть

избранным, право руководящих органов налагать дисциплинарные взыскания на

нарушителей).

19.Право и религиозные нормы. Право и обычай

Право и религиозные нормы. Светский характер определения права (правил),

— казалось бы, четко различает регулятивные свойства права и религии. Но дело

усложняет то обстоятельство, что на определенных этапах истории и в ряде стран

право получало выражение именно в религиозных

догмах.

Яркий пример переплетения права и религии заключается не только в

сакрализации многих правовых правил в раннеклассовых обществах, но и в

появлении на рубеже Х1-Х111 веков такого феномена, как каноническое право.

Более того, в XIII веке в Европе вообще была предпринята кодификация

канонического права — был создан Corpus Juris Canonica. Семейно-брачные

отношения, наследование, так называемая «десятина» (отчуждение в пользу

церкви 1/10 от наследственной массы), иные правила имели религиозно-мирские

формы в том смысле, что некоторые декреты вселенских соборов, декреталии пап

регулировали вполне светские отношения, а иные — получали даже

государственную поддержку.

Все же развитие канонического права пошло в двух направлениях: светское

начало все более уходило под «крышу» государства, а церковное право

сосредоточивалось на регулирование тонких внутрицерковных отношений.

Закрепление светского характера государства во многих конституциях,

отделение церкви от государства, школы от церкви, иные положения — все в

большей степени превращают общественные церковно-государственные отношения в

объект регулирования светским правом. И предложенное выше определение права

учитывает эту основную тенденцию.

Иные тенденции, например, предложение некоторых религиозных деятелей в России

превратить православие в единую государственную идеологию и на этой основе

строить государственно-правовую систему. а в ряде других мусульманских стран

усилить начала шариата, в том числе ввести своеобразные наказания, идущие из

глубины веков и обычаев (удары палкой, отсечение руки у вора) заслуживают,

разумеется, обсуждения, но все же лежат в стороне от процесса, который в XX

веке может быть обозначен как «этатизация» права. Словом, определение права и

определение религии позволяют провести между ними четкую грань и также

свидетельствуют о правильной формулировке определения права.

Право и обычай. Обычай складывается спонтанно, стихийно. Он закрепляет

наиболее полезное поведение в быту, в решении споров, В средние века (V-XI

века в Европе) именно обычаи регулировали наследственные, семейно-брачные

отношения, взаимозависимость людей, их безопасность военные конфликты,

территориальные споры, имущественные владения (наряду с таким своеобразным

механизмом регулирования, как генеалогия) и т.д. И все же обычаи приобрели

правовую характеристику лишь тогда когда были, во-первых, записаны в разных

сборниках-кодексах, причем эти сборники были стабильны, признаны, на них

ссылались при решении споров.

Их исполнение начали обеспечивать церковные суды, королевские суды. Именно

эти суды — новый институт формирующейся европейской государственности в

средние века — придавали обычаям правовой характер, превращали обычаи в одну

из форм права — правовой обычай. Государство — то или иное европейское

королевство — с помощью специального государственного органа — королевского

суда — признавало за обычаем общеобязательность, формальную определенность,

возможность обеспечивать его государственным принуждением. Тем самым обычай

превращался в правовой обычай, а совокупность этих правовых обычаев — в

обычное право. В феодальной Франции, например, было известно до 300 систем

местного обычного права (куттомов). Это право постепенно заменяло денежными

штрафами, иными имущественными возмещениями «кровную месть», поединки,

снижало агрессивность, укрепляло стабильность. В этом своем качестве —

правовом — обычай действительно подпадает под определение права, как,

впрочем, и другие формы, в которых право находит свое выражение —

нормативно-правовой акт, судебный прецедент, некоторые корпоративные нормы,

доктрины (в ряде стран) и т. д. Эти формы выражения права дают нам

возможность и знать, и ощущать действие права как социального института, в

том числе и действие правового обычая. Но ведь так и должно быть, если

предложенное определение права является верным.

20. По­ня­тие и ос­нов­ные при­зна­ки нор­мы пра­ва

Пер­вич­ным эле­мен­том пра­ва яв­ля­ет­ся нор­ма пра­ва. Из нор­мы пра­ва

скла­ды­ва­ют­ся ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вые ак­ты. Нор­ма пра­ва - это

мо­дель по­ве­де­ния лю­дей, ус­та­нав­ли­вае­мая го­су­дар­ст­вом и

оп­ре­де­ляю­щая ме­ру сво­бо­ды в кон­крет­ных пра­во­от­но­ше­ни­ях.

Уча­ст­ник кон­крет­но­го пра­во­от­но­ше­ния рас­по­ла­га­ет воз­мож­но­стью

дей­ст­во­вать сво­бод­но, а имен­но соз­на­тель­но из­би­рать для се­бя тот

или иной ва­ри­ант по­ве­де­ния и сво­бод­но дей­ст­во­вать при дос­ти­же­нии

оп­ре­де­лен­ных це­лей по­сред­ст­вом пра­во­от­но­ше­ния с дру­гим

субъ­ек­том пра­ва.

Пра­во­вая нор­ма, так­же, как и са­мо пра­во в це­лом, име­ет свои

от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки, ко­то­рые от­ли­ча­ют ее от дру­гих

со­ци­аль­ных норм. Та­ки­ми при­зна­ка­ми пра­во­вой нор­мы яв­ля­ют­ся:

1.Пра­во­вая нор­ма ус­та­нав­ли­ва­ет­ся или санк­цио­ни­ру­ет­ся

го­су­дар­ст­вом и за­кре­п­ля­ет­ся в офи­ци­аль­ных пра­во­вых ак­тах

го­су­дар­ст­ва.

2.Нор­ма пра­ва име­ет пре­дос­та­ви­тель­но-обя­зы­ваю­щий ха­рак­тер. С

од­ной сто­ро­ны она пре­дос­тав­ля­ет сво­бо­ду дей­ст­вий, на­прав­лен­ных

на реа­ли­за­цию за­кон­ных прав субъ­ек­та, а с дру­гой сто­ро­ны нор­ма

пра­ва обя­зы­ва­ет ли­бо со­вер­шить дей­ст­вие, ли­бо воз­дер­жи­вать­ся от

со­вер­ше­ния дей­ст­вий. Сле­до­ва­тель­но, пре­дос­тав­ляя сво­бо­ду

от­дель­но­му ли­цу, пра­во­вая нор­ма од­но­вре­мен­но ог­ра­ни­чи­ва­ет эту

сво­бо­ду.

3.Обес­пе­че­ние ис­пол­не­ния пра­во­вой нор­мы с по­мо­щью мер

го­су­дар­ст­вен­но­го при­ну­ж­де­ния и при­ме­не­ние в слу­чае

не­об­хо­ди­мо­сти при не­ис­пол­не­нии или не­над­ле­жа­щем ис­пол­не­нии

юри­ди­че­ской от­вет­ст­вен­но­сти к пра­во­на­ру­ши­те­лю.

4.Нор­ма пра­ва яв­ля­ет­ся го­су­дар­ст­вен­ным ре­гу­ля­то­ром ти­по­вых

об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний.

21. Струк­ту­ра пра­во­вой нор­мы и фор­мы ее из­ло­же­ния в

нор­ма­тив­ном ак­те

Пра­во­вая нор­ма име­ет свою внут­рен­нюю струк­ту­ру, ко­то­рая

на­счи­ты­ва­ет 3 эле­мен­та: ги­по­те­зу, дис­по­зи­цию и санк­цию.

Ги­по­те­за (пред­по­ло­же­ние) ука­зы­ва­ет на та­кие жиз­нен­ные

об­стоя­тель­ст­ва, при ко­то­рых субъ­ек­ты долж­ны ис­пол­нять

ус­та­нов­лен­ные пра­ви­ла. Ими мо­гут быть: дос­ти­же­ние

оп­ре­де­лен­но­го воз­рас­та для по­лу­че­ния пен­сии или пе­ри­од, на

ко­то­рый вве­де­но чрез­вы­чай­ное по­ло­же­ние в оп­ре­де­лен­ной

ме­ст­но­сти стра­ны и т.д.

Дис­по­зи­ция (рас­по­ря­же­ние) - это та­кая часть нор­мы, ко­то­рая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11