бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (60 вопросов) бесплатно рефераты

пол­но­мо­чий гла­вы го­су­дар­ст­ва и на­ли­чие кон­сти­ту­ции.

Кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия, в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни

ог­ра­ни­че­ния пол­но­мо­чий мо­нар­ха, де­лит­ся на дуа­ли­сти­че­скую и

пар­ла­мен­тар­ную. В дуа­ли­сти­че­ской мо­нар­хии власть при­над­ле­жит

мо­нар­ху и пар­ла­мен­ту. В за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти пол­но­мо­чия

мо­нар­ха силь­но ог­ра­ни­че­ны, но за­то дос­та­точ­но ши­ро­ки в об­лас­ти

осу­ще­ст­в­ле­ния ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. В на­стоя­щее вре­мя в чис­том

ви­де та­кая фор­ма прав­ле­ния не встре­ча­ет­ся. Наи­бо­лее сей­час

рас­про­стра­нен­ной фор­мой мо­нар­хи­че­ско­го го­су­дар­ст­ва яв­ля­ет­ся

пар­ла­мен­тар­ная мо­нар­хия, она име­ет ме­сто в ря­де ин­ду­ст­ри­аль­но

раз­ви­тых стран: Ве­ли­ко­бри­та­ния, Япо­ния, Шве­ция, Нор­ве­гия, Да­ния,

Ни­дер­лан­ды, Бель­гия. В пар­ла­мен­тар­ной мо­нар­хии власть мо­нар­ха в

об­лас­ти за­ко­но­да­тель­ст­ва прак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ет и в

зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ог­ра­ни­че­на и в об­лас­ти ис­пол­ни­тель­ной

вла­сти.

Рес­пуб­ли­кан­ская фор­ма прав­ле­ния - са­мая рас­про­стра­нен­ная в

со­вре­мен­ных го­су­дар­ст­вах. По срав­не­нию с мо­нар­хи­че­ской фор­мой

прав­ле­ния, рес­пуб­ли­кан­ская яв­ля­ет­ся наи­бо­лее про­грес­сив­ной. Две

наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные ее фор­мы - это пре­зи­дент­ская и

пар­ла­мен­тар­ная рес­пуб­ли­ки.

В пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке пре­зи­дент об­ла­да­ет зна­чи­тель­ны­ми

пол­но­мо­чия­ми и яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но гла­вой го­су­дар­ст­ва и

гла­вой пра­ви­тель­ст­ва. Пост пре­мьер-ми­ни­ст­ра тут от­сут­ст­ву­ет, и

пра­ви­тель­ст­во фор­ми­ру­ет­ся вне­пар­ла­мент­ским пу­тем.

Пра­ви­тель­ст­во не от­вет­ст­вен­но пе­ред пар­ла­мен­том, и пре­зи­дент

из­би­ра­ет­ся не­за­ви­си­мо от пар­ла­мен­та. Ха­рак­тер­ная чер­та

пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ки - же­ст­кое раз­де­ле­ние вла­стей на

за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную. Ос­нов­ным при­зна­ком

это­го раз­де­ле­ния яв­ля­ет­ся боль­шая са­мо­стоя­тель­ность

го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов по от­но­ше­нию друг к дру­гу.

В пар­ла­мен­тар­ной рес­пуб­ли­ке фор­ми­ро­ва­ние пра­ви­тель­ст­ва

про­ис­хо­дит на пар­ла­мент­ской ос­но­ве, и оно от­вет­ст­вен­но пе­ред

ним. Гла­ва го­су­дар­ст­ва вы­пол­ня­ет глав­ным об­ра­зом

пред­ста­ви­тель­ские функ­ции, хо­тя по кон­сти­ту­ции его пол­но­мо­чия

мо­гут быть ши­ро­ки­ми, од­на­ко пра­ви­тель­ст­во за­ни­ма­ет ос­нов­ное

ме­сто в го­су­дар­ст­вен­ном ме­ха­низ­ме и осу­ще­ст­в­ля­ет управ­ле­ние

стра­ной. Пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся, как пра­ви­ло, пар­ла­мен­том и

осу­ще­ст­в­ля­ет свои пол­но­мо­чия с одоб­ре­ния пра­ви­тель­ст­ва.

В ми­ре су­ще­ст­ву­ют и та­кие фор­мы рес­пуб­ли­кан­ско­го прав­ле­ния,

ко­то­рые но­сят чер­ты и пар­ла­мен­тар­ной, и пре­зи­дент­ской

рес­пуб­ли­ки, - сме­шан­ная, или по­лу­пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка.

При­ме­ром та­кой рес­пуб­ли­ки яв­ля­ет­ся Фран­ция. При та­кой сме­шан­ной

фор­ме пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся вне­пар­ла­мент­ским пу­тем и об­ла­да­ет

ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чия­ми. Он фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ст­во без уча­стия

пар­ла­мен­та, но воз­глав­ля­ет его пре­мьер-ми­нистр. Од­на­ко, пре­зи­дент

в этом слу­чае об­ла­да­ет пол­но­мо­чия­ми на­прав­лять дея­тель­ность

пра­ви­тель­ст­ва. При­ме­ры: Рос­сия, Фин­лян­дия, Пор­ту­га­лия.

Нель­зя так­же об­де­лить на­шим влия­ни­ем и су­пер­пре­зи­дент­ские

рес­пуб­ли­ки, где гла­ва го­су­дар­ст­ва име­ет ши­ро­чай­шие пол­но­мо­чия.

При­ме­ром та­кой рес­пуб­ли­ки яв­ля­ет­ся ряд го­су­дарств в Ла­тин­ской

Аме­ре­ке.

9. По­ня­тие фор­мы го­су­дарст­вен­но­го уст­рой­ст­ва

Под фор­мой го­су­дар­ст­вен­но­го уст­рой­ст­ва сле­ду­ет по­ни­мать

по­ли­ти­ко-тер­ри­то­ри­аль­ное уст­рой­ст­во го­су­дар­ст­ва, в том чис­ле

по­ли­ти­ко-пра­во­вой ста­тус его со­став­ных час­тей и взаи­мо­от­но­ше­ния

цен­тра и го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов в ре­гио­нах го­су­дар­ст­ва.

При­ня­то раз­ли­чать две ос­нов­ные фор­мы го­су­дар­ст­вен­но­го

уст­рой­ст­ва: уни­тар­ное го­су­дар­ст­вен­ное уст­рой­ст­во и

фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ст­вен­ное уст­рой­ст­во.

Уни­тар­ное го­су­дар­ст­во - это еди­ное го­су­дар­ст­во, ко­то­рое

под­раз­де­ля­ет­ся на ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы,

не имею­щие по­ли­ти­че­ской са­мо­стоя­тель­но­сти.

Фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ст­во со­сто­ит из не­сколь­ких

го­су­дар­ст­вен­ных об­ра­зо­ва­ний, об­ла­даю­щих соб­ст­вен­ной

ком­пе­тен­ци­ей в об­лас­ти осу­ще­ст­в­ле­ния го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти

и в об­лас­ти го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния.

К при­зна­кам уни­тар­но­го го­су­дар­ст­ва от­но­сят­ся:

1. еди­ная кон­сти­ту­ция и еди­ная пра­во­вая сис­те­ма;

2. еди­ная сис­те­ма выс­ших ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти и

управ­ле­ния;

3. еди­ное гра­ж­дан­ст­во;

4. еди­ная су­деб­ная сис­те­ма и осу­ще­ст­в­ле­ние пра­во­су­дия на ба­зе

еди­ных норм пра­ва;

5. де­ле­ние тер­ри­то­рии на ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ные

еди­ни­цы, не об­ла­даю­щие по­ли­ти­че­ской са­мо­стоя­тель­но­стью;

6. под­чи­не­ние ме­ст­ных ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти

цен­траль­ным ор­га­нам го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти.

Фе­де­ра­тив­ная фор­ма го­су­дар­ст­вен­но­го уст­рой­ст­ва име­ет мень­шее

рас­про­стра­не­ние в го­су­дар­ст­вах ми­ра. К фе­де­ра­тив­ным

го­су­дар­ст­вам от­но­сят­ся, на­при­мер, та­кие го­су­дар­ст­ва, как США,

Ка­на­да, Швей­ца­рия, Гер­ма­ния, Ав­ст­рия, Ав­ст­ра­лия, Ар­ген­ти­на,

Бра­зи­лия, Ве­не­су­эла, Мек­си­ка, Ма­лай­зия, Ин­дия и т.д. Для

боль­шин­ст­ва фе­де­ра­тив­ных го­су­дарств ми­ра ха­рак­тер­но то, что

фе­де­ра­цию со­став­ля­ют го­су­дар­ст­вен­ные об­ра­зо­ва­ния, как то

шта­ты, зем­ли, кан­то­ны, про­вин­ции, ко­то­рые и яв­ля­ют­ся субъ­ек­та­ми

фе­де­ра­ции и на­де­ле­ны оп­ре­де­лен­ны­ми пол­но­мо­чия­ми.

Боль­шин­ст­во фе­де­ра­тив­ных го­су­дарств не об­ла­да­ют

су­ве­ре­ни­те­том, хо­тя ино­гда он за­кре­п­лен в кон­сти­ту­ции

фе­де­ра­ции. Фе­де­ра­тив­ные го­су­дар­ст­ва, в от­ли­чие от уни­тар­ных

го­су­дарств, об­ла­да­ют сле­дую­щи­ми ха­рак­тер­ны­ми для них

при­зна­ка­ми:

1. В от­ли­чие от уни­тар­но­го го­су­дар­ст­ва, тер­ри­то­рия

фе­де­ра­тив­но­го го­су­дар­ст­ва не пред­став­ля­ет со­бой еди­но­го

це­ло­го, а со­сто­ит из тер­ри­то­рий субъ­ек­тов. Субъ­ек­ты фе­де­ра­ции в

боль­шин­ст­ве го­су­дарств не яв­ля­ют­ся го­су­дар­ст­ва­ми в

соб­ст­вен­ном смыс­ле, т.к. не об­ла­да­ют су­ве­ре­ни­те­том, ко­то­рый

пред­по­ла­га­ет не­за­ви­си­мость го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти как внут­ри

го­су­дар­ст­ва, так и во внеш­них сно­ше­ни­ях.

2. Как пра­ви­ло, субъ­ек­ты на­де­ля­ют­ся уч­ре­ди­тель­ной вла­стью в

во­про­се при­ня­тия соб­ст­вен­ной кон­сти­ту­ции. Как пра­ви­ло, со­юз­ные

кон­сти­ту­ции пред­пи­сы­ва­ют субъ­ек­там при­ни­мать кон­сти­ту­ции, не

про­ти­во­ре­ча­щие по­ло­же­ни­ям со­юз­ной.

3. Субъ­ек­ты фе­де­ра­ции на­де­ля­ют­ся пра­вом при­ни­мать соб­ст­вен­ные

за­ко­ны в пре­де­лах их ком­пе­тен­ции, ус­та­нов­лен­ной в фе­де­раль­ной

кон­сти­ту­ции. Пра­во­вые ак­ты субъ­ек­тов дей­ст­ву­ют толь­ко на

тер­ри­то­рии субъ­ек­та.

4. Субъ­ек­ты, как пра­ви­ло, име­ют соб­ст­вен­ную пра­во­вую и су­деб­ную

сис­те­мы.

5. Субъ­ек­ты име­ют, как пра­ви­ло, двой­ное гра­ж­дан­ст­во, т.е. ка­ж­дый

гра­ж­да­нин субъ­ек­та яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но и гра­ж­да­ни­ном

сою­за.

6. Фе­де­ра­тив­но­му го­су­дар­ст­ву, как пра­ви­ло, при­су­ща

двух­па­лат­ная струк­ту­ра со­юз­но­го пар­ла­мен­та. Ниж­няя па­ла­та

со­юз­но­го пар­ла­мен­та пред­став­ля­ет со­бой об­ще­со­юз­но­го

пред­ста­ви­тель­ст­ва и из­би­ра­ет­ся по тер­ри­то­ри­аль­ным

из­би­ра­тель­ным ок­ру­гам, а верх­няя пред­став­ля­ет субъ­ек­тов

фе­де­ра­ции.

7. Субъ­ек­ты име­ют свои за­ко­но­да­тель­ные, ис­пол­ни­тель­ные и

су­деб­ные ор­га­ны.

Сре­ди фе­де­ра­тив­ных го­су­дарств вы­де­ля­ет­ся Рос­сий­ская

Фе­де­ра­ция, ко­то­рая пред­став­ля­ет со­бой асим­мет­рич­ную фе­де­ра­цию,

ко­то­рой при­сущ не­оди­на­ко­вый ста­тус субъ­ек­тов. Так, на­при­мер,

рес­пуб­ли­ки име­ют соб­ст­вен­ную кон­сти­ту­цию, гра­ж­дан­ст­во, а край

или об­ласть - нет.

10. По­ли­ти­че­ский ре­жим

По­ли­ти­че­ский ре­жим яв­ля­ет­ся од­ной из трех со­став­ных час­тей

по­ня­тия фор­мы го­су­дар­ст­ва (фор­ма го­су­дар­ст­ва: фор­ма прав­ле­ния,

фор­ма по­ли­ти­че­ско­го уст­рой­ст­ва, по­ли­ти­че­ский ре­жим).

По­ли­ти­че­ский ре­жим и го­су­дар­ст­вен­ный по­ли­ти­че­ский ре­жим по

сво­ему со­дер­жа­нию от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га. Так, на­при­мер,

по­ли­ти­че­ский ре­жим - по­ня­тие бо­лее ши­ро­кое, не­же­ли

го­су­дар­ст­вен­ный по­ли­ти­че­ский ре­жим, и вклю­ча­ет в се­бя не толь­ко

прие­мы и ме­то­ды по­ли­ти­че­ско­го вла­ст­во­ва­ния, но и прие­мы и

ме­то­ды дея­тель­но­сти не­го­су­дар­ст­вен­ных по­ли­ти­че­ских

ор­га­ни­за­ций (по­ли­ти­че­ских пар­тий, сою­зов, клу­бов и т.п.).

Го­су­дар­ст­вен­ные по­ли­ти­че­ские ре­жи­мы мо­гут быть

де­мо­кра­ти­че­ски­ми и ан­ти­де­мо­кра­ти­че­ски­ми (то­та­ли­тар­ны­ми,

ав­то­ри­тар­ны­ми, ра­си­ст­ски­ми).

Де­мо­кра­тия - это на­ро­до­вла­стие, оно яв­ля­ет­ся ядром

де­мо­кра­ти­че­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го ре­жи­ма. Для

де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма ха­рак­тер­ны сле­дую­щие

при­зна­ки:

1.Пре­дос­тав­ле­ние ши­ро­кой сво­бо­ды лич­но­сти, пред­при­яти­ям и

ор­га­ни­за­ци­ям в сфе­ре эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти, ко­то­рая при

де­мо­кра­ти­че­ском по­ли­ти­че­ском ре­жи­ме со­став­ля­ет ос­но­ву

ма­те­ри­аль­но­го бла­го­сос­тоя­ния гра­ж­дан.

2.При­зна­ние рав­но­пра­вия гра­ж­дан.

3.Ре­аль­ная га­ран­ти­ро­ван­ность прав и сво­бод лич­но­сти и ре­аль­ная

воз­мож­ность реа­ли­зо­вать дан­ные пра­ва и сво­бо­ды.

4.Воз­мож­ность ре­аль­но­го уча­стия гра­ж­дан в фор­ми­ро­ва­нии вла­ст­ных

го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов и в осу­ще­ст­в­ле­нии го­су­дар­ст­вен­ной

вла­сти при по­мо­щи из­би­ра­тель­ной сис­те­мы и ме­ст­но­го

са­мо­управ­ле­ния, воз­мож­ность кон­тро­ля за дея­тель­но­стью

го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов по­сред­ст­вом ак­тив­но­го уча­стия в

об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ских ор­га­ни­за­ци­ях.

5.На­ли­чие эф­фек­тив­ной и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной су­деб­ной за­щи­ты прав

и сво­бод лич­но­сти от про­из­во­ла и без­за­ко­ния со сто­ро­ны ко­го бы то

ни бы­ло.

6.Ре­аль­ное раз­де­ле­ние вла­стей на за­ко­но­да­тель­ную,

ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную.

7.Учет при осу­ще­ст­в­ле­нии го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ки ин­те­ре­сов

как боль­шин­ст­ва, так и мень­шин­ст­ва все­го на­се­ле­ния, а так­же

ин­те­ре­сов со­ци­аль­ных сло­ев, со­ци­аль­ных групп и на­цио­наль­ных

групп.

8.На­ли­чие ле­галь­ной оп­по­зи­ции су­ще­ст­вую­щей го­су­дар­ст­вен­ной

вла­сти.

9.Плю­ра­лизм по­ли­ти­че­ских те­че­ний и идео­ло­гий, не

про­ти­во­ре­ча­щих кон­сти­ту­ци­он­ным по­ло­же­ни­ям,

де­мо­кра­ти­че­ско­му за­ко­но­да­тель­ст­ву, об­ще­че­ло­ве­че­ским нор­мам

мо­ра­ли.

10.На­це­лен­ность за­ко­но­да­тель­ст­ва и го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ки

на удов­ле­тво­ре­ние объ­ек­тив­ных по­треб­но­стей лич­но­сти и об­ще­ст­ва

в це­лом.

11.При­зна­ние и осу­ще­ст­в­ле­ние на прак­ти­ке кон­сти­ту­ци­он­но­сти и

за­кон­но­сти.

Де­мо­кра­ти­че­ские ре­жи­мы в раз­лич­ных стра­нах име­ют свои

раз­но­вид­но­сти, ко­то­рые за­ви­сят от осо­бен­но­стей по­ли­ти­че­ской

сис­те­мы, от рас­ста­нов­ки по­ли­ти­че­ских сил в об­ще­ст­ве и в

го­су­дар­ст­вен­ном ме­ха­низ­ме и т.д.

Для ан­ти­де­мо­кра­ти­че­ских ре­жи­мов ха­рак­тер­ны сле­дую­щие при­зна­ки:

1.Ущем­ле­ние прав и сво­бод лич­но­сти, вос­при­пят­ст­во­ва­ние со

сто­ро­ны вла­ст­ных струк­тур ее сво­бод­но­му раз­ви­тию.

2.Ого­су­дар­ст­вле­ние всех об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций.

3.Фак­ти­че­ская ли­к­ви­да­ция субъ­ек­тив­ных прав и сво­бод лич­но­сти,

не­смот­ря на их за­кре­п­ле­ние в кон­сти­ту­ции.

4.При­мат го­су­дар­ст­ва над пра­вом, что яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем

про­из­во­ла со сто­ро­ны го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов, а так­же

след­ст­ви­ем на­ру­ше­ния за­кон­но­сти и след­ст­ви­ем ли­к­ви­да­ции

пра­во­вых на­чал в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни.

5.Все­объ­ем­лю­щая ми­ли­та­ри­за­ция об­ще­ст­вен­ной жиз­ни и на­ли­чие

во­ен­но-бю­ро­кра­ти­че­ско­го ап­па­ра­та, под­чи­няю­ще­го все дру­гие

сфе­ры об­ще­ст­вен­ной жиз­ни.

6.От­сут­ст­вие ле­галь­ной оп­по­зи­ции су­ще­ст­вую­щей вла­сти.

7.Ли­к­ви­да­ция пар­ла­мен­та­риз­ма или пре­вра­ще­ние пред­ста­ви­тель­ных

уч­ре­ж­де­ний в при­да­ток вла­сти од­но­го че­ло­ве­ка или уз­кой

со­ци­аль­ной груп­пы.

8.Фак­ти­че­ская ли­к­ви­да­ция по­ли­ти­че­ских пар­тий и об­ще­ст­вен­ных

ор­га­ни­за­ций, кро­ме пра­вя­щей по­ли­ти­че­ской пар­тии.

9.Кон­цен­тра­ция вла­сти в ру­ках гла­вы го­су­дар­ст­ва или пра­ви­тель­ст­ва.

10.От­каз от прин­ци­пов кон­сти­ту­ци­он­но­сти и за­кон­но­сти.

11.Ши­ро­кое при­ме­не­ние по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий.

Ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы мо­гут ус­та­нав­ли­вать­ся как при

мо­нар­хи­че­ской, так и при рес­пуб­ли­кан­ской фор­мах прав­ле­ния.

Ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы так­же име­ют свои раз­но­вид­но­сти.

Так, на­при­мер, край­няя фор­ма - фа­ши­ст­ский ре­жим, ко­то­рый

пред­став­ля­ет со­бой от­кры­тую дик­та­ту­ру, осу­ще­ст­в­ляе­мую

оп­ре­де­лен­ны­ми эко­но­ми­че­ски гос­под­ствую­щи­ми кру­га­ми

об­ще­ст­ва. При оп­ре­де­лен­ных об­стоя­тель­ст­вах мо­гут ус­та­но­вить­ся

и нео­фа­ши­ст­ские ре­жи­мы.

Дру­гой раз­но­вид­но­стью то­та­ли­тар­но­го ре­жи­ма яв­ля­ет­ся

дик­та­тор­ский ре­жим, опо­рой ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ар­мия. При­ме­ры

та­ких ре­жи­мов: в не­дав­нем про­шлом - Чи­ли, в на­стоя­щее вре­мя - Ирак

и от­дель­ные стра­ны в Аф­ри­ке и Ла­тин­ской Аме­ри­ке.

В ря­де стран су­ще­ст­во­ва­ли кле­ри­каль­ные по­ли­ти­че­ские ре­жи­мы,

ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют гос­под­ство ре­ли­ги­оз­ных кру­гов в стра­не,

ока­зы­ваю­щих ре­шаю­щее влия­ние на по­ли­ти­че­скую жизнь в

го­су­дар­ст­ве.

Для та­ко­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма, как кау­де­лизм, ха­рак­тер­но

ус­та­нов­ле­ние лич­ной вла­сти дик­та­то­ра, ли­к­ви­да­ция эле­мен­тар­ных

прав и сво­бод, ус­та­нов­ле­ние кро­ва­во­го тер­ро­ра и ре­прес­сий,

пря­мые рас­пра­вы со свои­ми по­ли­ти­че­ски­ми про­тив­ни­ка­ми.

Са­мо­дер­жав­ные по­ли­ти­че­ские ре­жи­мы име­ют ме­сто в ря­де

мо­нар­хи­че­ских го­су­дарств Араб­ско­го Вос­то­ка (Сау­дов­ская Ара­вия,

Оман).

Ко­неч­но, су­ще­ст­ву­ет це­лый ряд про­ме­жу­точ­ных форм ав­то­ри­тар­ных

ре­жи­мов, ко­то­рые от­ли­ча­ют­ся раз­лич­ной сте­пе­нью

ав­то­ри­тар­но­сти, од­на­ко ка­ж­дой из этих раз­но­вид­но­стей мо­жет быть

свой­ст­ве­нен то­та­ли­та­ризм. При та­ких ре­жи­мах ли­бо за­пре­ще­на

лю­бая по­ли­ти­че­ская дея­тель­ность, кро­ме по­ли­ти­ки дик­та­то­ра и его

ок­ру­же­ния, ли­бо раз­ре­ше­на все­го од­на по­ли­ти­че­ская пар­тия или

по­ли­ти­че­ское дви­же­ние, ко­то­рое ис­клю­ча­ет воз­ник­но­ве­ние

оп­по­зи­ции.

Для то­та­ли­тар­но­го ре­жи­ма ха­рак­те­рен все­объ­ем­лю­щий кон­троль за

все­ми про­яв­ле­ния­ми об­ще­ст­вен­ной жиз­ни и жиз­ни от­дель­ной

лич­но­сти со сто­ро­ны ре­прес­сив­но­го го­су­дар­ст­вен­но­го ап­па­ра­та.

11. Воз­ник­но­ве­ние пра­ва

Не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем су­ще­ст­во­ва­ния лю­бою об­ще­ст­ва яв­ля­ет­ся

ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний его чле­нов. Со­ци­аль­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние

бы­ва­ет двух ви­дов: нор­ма­тив­ное и ин­ди­ви­ду­аль­ное. Пер­вое но­сит

об­щий ха­рак­тер: нор­мы (пра­ви­ла) ад­ре­со­ва­ны всем чле­нам об­ще­ст­ва

или оп­ре­де­лен­ной его час­ти и не име­ют кон­крет­но­го ад­ре­са­та.

Ин­ди­ви­ду­аль­ное от­но­сит­ся к кон­крет­но­му субъ­ек­ту, яв­ля­ет­ся

ин­ди­ви­ду­аль­ным при­ка­зом дей­ст­во­вать со­от­вет­ст­вую­щим об­ра­зом.

Оба эти ви­да не­раз­рыв­но свя­за­ны ме­ж­ду со­бой. Нор­ма­тив­ное

ре­гу­ли­ро­ва­ние, в ко­неч­ном сче­те, при­во­дит к воз­дей­ст­вию на

кон­крет­ных ин­ди­ви­дов, при­об­ре­та­ет кон­крет­ном ад­ре­са­та.

Ин­ди­ви­ду­аль­ное же не­воз­мож­но без об­ще­го, т.е. нор­ма­тив­но­го,

ус­та­нов­ле­ния прав осу­ще­ст­в­ляю­ще­го та­кое ре­гу­ли­ро­ва­ние

субъ­ек­та на по­да­чу со­от­вет­ст­вую­щих ко­манд.

Со­ци­аль­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние при­хо­дит в че­ло­ве­че­ское со­об­ще­ст­во

от да­ле­ких пред­ков, а его раз­ви­тие идет вме­сте с раз­ви­ти­ем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11