бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (60 вопросов) бесплатно рефераты

фор­му­ли­ру­ет са­мо пра­ви­ло по­ве­де­ния, оп­ре­де­ляя пра­ва и

обя­зан­но­сти субъ­ек­тов пра­во­от­но­ше­ния. На­при­мер, пра­во на

по­лу­че­ние пен­сии, обя­зан­ность яв­лять­ся по по­ве­ст­ке в суд,

воз­дер­жать­ся от ка­ких-ли­бо по­ступ­ков и т.д.

Санк­ция (взы­ска­ние) - это та­кая часть нор­мы, ко­то­рая ука­зы­ва­ет на

при­ну­ди­тель­ные ме­ры воз­дей­ст­вия, ко­то­рые долж­ны быть при­ме­не­ны

к на­ру­ши­те­лям дан­но­го пра­ви­ла по­ве­де­ния. Смысл санк­ции -

пре­ду­пре­дить воз­мож­ные на­ру­ше­ния ус­та­нов­лен­но­го пра­ви­ла

по­ве­де­ния или вос­ста­но­вить спра­вед­ли­вость, ко­гда на­ру­ше­ние уже

со­вер­ши­лось.

22. Ви­ды норм пра­ва

Пра­во­вые нор­мы при­ня­то де­лить на оп­ре­де­лен­ные ви­ды по раз­лич­ным

ос­но­ва­ни­ям. На­при­мер, они де­лят­ся:

1.По от­рас­лям пра­ва, как , на­при­мер, го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вые

нор­мы, нор­мы ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­ва, нор­мы гра­ж­дан­ско­го

пра­ва.

2.По функ­ци­ям, ко­то­рые вы­пол­ня­ют пра­во­вые нор­мы - это

ре­гу­ля­тив­ные и ох­ра­ни­тель­ные.

3.По ха­рак­те­ру за­кре­п­ляе­мых ими пра­вил по­ве­де­ния - это

обя­зы­ваю­щие, за­пре­щаю­щие и упра­во­мо­чи­ваю­щие.

4.По сте­пе­ни оп­ре­де­лен­но­сти из­ло­же­ния эле­мен­тов пра­во­вой нор­мы

в нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тах - это аб­со­лют­но оп­ре­де­лен­ные

(за­кре­п­ле­ние в нор­ме фик­си­ро­ван­ной сум­мы штра­фа), от­но­си­тель­но

оп­ре­де­лен­ные (ус­та­нов­ле­ние выс­ше­го и низ­ше­го пре­де­лов

на­ка­за­ния за кон­крет­ное пра­во­на­ру­ше­ние) и аль­тер­на­тив­ные,

ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют не­сколь­ко ва­ри­ан­тов по­ве­де­ния сто­рон

или не­сколь­ко ва­ри­ан­тов санк­ций за на­ру­ше­ние пра­во­вых норм (2

го­да ли­ше­ния сво­бо­ды или штраф в круп­ном раз­ме­ре).

5.По кру­гу лиц, ко­му они ад­ре­со­ва­ны - это во­ен­ные, пен­сио­не­ры,

сту­ден­ты или лю­ди, про­жи­ваю­щие в оп­ре­де­лен­ной ме­ст­но­сти.

23. По­ня­тие ис­точ­ни­ков (форм) пра­ва

Пра­во - это сис­те­ма пра­вил (норм), ус­та­нов­лен­ных и

санк­цио­ни­ро­ван­ных го­су­дар­ст­вом и ох­ра­няе­мых при­ну­ди­тель­ной

си­лой го­су­дар­ст­ва.

Од­ной из важ­ней­ших за­дач при изу­че­нии пра­ва яв­ля­ет­ся ос­мыс­ле­ние

его сущ­но­сти. Это оз­на­ча­ет, что пра­во сле­ду­ет изу­чать

при­ме­ни­тель­но к кон­крет­ным ис­то­ри­че­ским ус­ло­ви­ям и

кон­крет­но­му ти­пу об­ще­ст­ва. Сущ­ность пра­ва за­клю­ча­ет­ся в

кон­крет­ных ус­ло­ви­ях жиз­ни кон­крет­но­го че­ло­ве­че­ско­го

об­ще­ст­ва. Со­дер­жа­ни­ем сущ­но­сти пра­ва яв­ля­ет­ся ис­то­ри­че­ское

бы­тие, ко­то­рое обу­слов­ли­ва­ет его воз­ник­но­ве­ние,

су­ще­ст­во­ва­ние, раз­ви­тие и от­ми­ра­ние. При ха­рак­те­ри­сти­ке пра­ва

сле­ду­ет при­ни­мать во вни­ма­ние, к ка­ко­му ис­то­ри­че­ско­му ти­пу

го­су­дар­ст­ва при­над­ле­жит дан­ный тип пра­ва. Пра­во яв­ля­ет­ся

со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ским ре­гу­ля­то­ром об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний

кон­крет­но­го ис­то­ри­че­ско­го ти­па го­су­дар­ст­ва.

Са­ма суть пра­ва обу­слов­ле­на эко­но­ми­че­ским стро­ем об­ще­ст­ва,

пра­во­вые от­но­ше­ния бе­рут на­ча­ло из тех жиз­нен­ных ус­ло­вий, в

ко­то­рых осу­ще­ст­в­ля­ет­ся го­су­дар­ст­вен­ная власть. Пра­во са­мым

тес­ным об­ра­зом свя­за­но с эко­но­ми­че­ской и по­ли­ти­че­ской

сис­те­ма­ми об­ще­ст­ва, а так­же с тем ти­пом про­из­вод­ст­вен­ных

от­но­ше­ний, ко­то­рый по­ро­ж­да­ет раз­лич­ные фор­мы со­ци­аль­но­го

не­ра­вен­ст­ва лю­дей.

В про­цес­се раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва вслед­ст­вие

из­ме­не­ния эко­но­ми­че­ских ус­ло­вий жиз­ни лю­дей и раз­ло­же­ния

ро­до­п­ле­мен­но­го строя по­сте­пен­но воз­ник­ла по­треб­ность в но­вых

нор­мах по­ве­де­ния в об­ще­ст­ве, ко­то­рые от­ве­ча­ли бы ин­те­ре­сам

гос­под­ство­вав­ших в нем со­ци­аль­ных сло­ев и клас­сов. В этих нор­мах, в

от­ли­чие от обы­ча­ев пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва, бы­ли вы­ра­же­ны

ин­те­ре­сы не все­го об­ще­ст­ва, а глав­ным об­ра­зом - гос­под­ствую­ще­го

клас­са или со­ци­аль­но­го слоя. Дан­ные нор­мы на за­ре раз­ви­тия

го­су­дар­ст­вен­но­сти за­кре­п­ля­ли иму­ще­ст­вен­ное, со­ци­аль­ное, а

ино­гда и по­ли­ти­че­ское не­ра­вен­ст­во. В от­ли­чие от норм

пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва, обы­ча­ев, нор­мы пра­ва не мог­ли

вы­пол­нять­ся чле­на­ми об­ще­ст­ва доб­ро­воль­но. А, сле­до­ва­тель­но,

го­су­дар­ст­во бы­ло вы­ну­ж­де­но при­ме­нять при­ну­ж­де­ние для

обес­пе­че­ния по­все­ме­ст­но­го ис­пол­не­ния норм пра­ва.

Нау­ке из­вест­ны та­кие ис­точ­ни­ки пра­ва, как:

- пра­во­вой обы­чай

- пре­це­дент

- нор­ма­тив­ный акт

- нор­ма­тив­ный до­го­вор

При­ме­не­ние пра­во­во­го обы­чая как нор­мы по­ве­де­ния лю­дей ухо­дит в

глу­би­ны ве­ков раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва. Пра­во­вой обы­чай - это

пра­ви­ла по­ве­де­ния лю­дей, сло­жив­шие­ся в жиз­ни и ре­гу­ляр­но

ис­поль­зуе­мые людь­ми в их взаи­мо­от­но­ше­ни­ях и в ре­зуль­та­те

санк­цио­ни­ро­ван­ные го­су­дар­ст­вом в ка­че­ст­ве об­ще­обя­за­тель­ных и

ох­ра­няе­мых го­су­дар­ст­вом. Та­кое пра­во на­зы­ва­ет­ся обыч­ным. Оно

бы­ло ха­рак­тер­но для ран­них ра­бо­вла­дель­че­ских и ран­них фео­даль­ных

го­су­дарств.

Пре­це­дент име­ет ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в стра­нах с

анг­ло­сак­сон­ской пра­во­вой сис­те­мой. В та­ких стра­нах су­деб­ные

по­ста­нов­ле­ния по кон­крет­ным де­лам слу­жат ори­ен­ти­ром для ре­ше­ния

ана­ло­гич­ных дел дру­ги­ми су­да­ми в бу­ду­щем. А сле­до­ва­тель­но, это

ре­ше­ние при­об­ре­та­ет нор­ма­тив­ный ха­рак­тер.

В со­вре­мен­ных го­су­дар­ст­вах на пер­вом мес­те в ка­че­ст­ве

ис­точ­ни­ка пра­ва вы­сту­па­ет нор­ма­тив­ный акт. Он пред­став­ля­ет

со­бой до­ку­мент, из­да­вае­мый спе­ци­аль­но на то упол­но­мо­чен­ным

(ком­пе­тент­ным) ор­га­ном го­су­дар­ст­ва. Нор­ма­тив­ный акт со­дер­жит

об­ще­обя­за­тель­ные пра­ви­ла по­ве­де­ния, т.е. нор­мы пра­ва. К

нор­ма­тив­ным ак­там от­но­сят­ся: кон­сти­ту­ции. кон­сти­ту­ци­он­ные

за­ко­ны, обыч­ные за­ко­ны, ука­зы и рас­по­ря­же­ния Пре­зи­ден­та, ука­зы

ми­ни­ст­ров.

До­го­вор с нор­ма­тив­ным со­дер­жа­ни­ем име­ет ме­сто в ос­нов­ном в

ме­ж­ду­на­род­ном пра­ве. Так, в 1992 го­ду в Рос­сии был за­клю­чен

Фе­де­ра­тив­ный До­го­вор, со­стоя­щий из 3-х до­го­во­ров. В нем

со­дер­жать­ся пра­во­вые нор­мы о взаи­мо­от­но­ше­ни­ях Фе­де­ра­ции и

субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции и о раз­гра­ни­че­нии пол­но­мо­чий ме­ж­ду ни­ми.

25. По­ня­тие нор­ма­тив­но-пра­во­во­го ак­та и его от­ли­чие от дру­гих

ис­точ­ни­ков пра­ва. Ви­ды нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов

Нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт яв­ля­ет­ся од­ним из ос­нов­ных ис­точ­ни­ков

пра­ва со­вре­мен­но­го го­су­дар­ст­ва. В нем вы­ра­жа­ет­ся боль­шин­ст­во

пра­во­вых норм, ко­то­рые ре­гу­ли­ру­ют наи­бо­лее важ­ные с точ­ки зре­ния

лич­но­сти, ее ее ин­те­ре­сов и по­треб­но­стей об­ще­ст­вен­ные

от­но­ше­ния. Дру­гие ис­точ­ни­ки пра­ва (пра­во­вые обы­чаи, су­деб­ные и

ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные пре­це­ден­ты) об­ще­ре­гу­ля­тив­ной зна­чи­мо­стью

не об­ла­да­ют. Они иг­ра­ют ча­ст­ную, вспо­мо­га­тель­ную или

до­пол­ни­тель­ную роль в ре­гу­ли­ро­ва­нии об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний.

В нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тах за­кре­п­ля­ют­ся нор­мы, ко­то­рые

учи­ты­ва­ют ин­те­ре­сы боль­шин­ст­ва и мень­шин­ст­ва в це­пом,

ко­ор­ди­ни­ру­ют их в за­ви­си­мо­сти от кон­крет­ных эко­но­ми­че­ских,

со­ци­аль­ных, на­цио­наль­ных и ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний в дан­ный

ис­то­ри­че­ский пе­ри­од.

В от­ли­чие от дру­гих ис­точ­ни­ков (форм) пра­ва нор­ма­тив­но-пра­во­вой

акт об­ла­да­ет сле­дую­щи­ми при­зна­ка­ми:

1. Нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт соз­да­ет­ся в ре­зуль­та­те

пра­во­твор­че­ской дея­тель­но­сти ком­пе­тент­ных ор­га­нов го­су­дар­ст­ва

или все­на­родным во­ле­изъ­яв­ле­ни­ем (ре­фе­рен­ду­мом).

Пра­во­твор­че­ская дея­тель­ность пред­став­ля­ет со­бой та­кую

го­су­дар­ст­вен­ную дея­тель­ность, ко­то­рая со­сто­ит в из­да­нии норм

пра­ва, а так­же в со­вер­шен­ст­во­ва­нии и от­ме­не ус­та­рев­ших

пра­во­вых норм.

2. В нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тах со­дер­жат­ся толь­ко нор­мы пра­ва, то

есть пра­ви­ла об­ще­го ха­рак­те­ра, об­ла­даю­щие го­су­дар­ст­вен­ной

обя­за­тель­но­стью. По­это­му нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты не­об­хо­ди­мо

от­ли­чать от ин­ди­ви­ду­аль­ных пра­во­вых ак­тов ко­то­рые ис­точ­ни­ка­ми

пра­ва не яв­ля­ют­ся.

3. От нор­ма­тив­но-пра­во­во­го ак­та как ис­точ­ни­ка пра­ва сле­ду­ет

от­ли­чать ис­точ­ни­ки пра­во­ве­де­ния, или ис­точ­ни­ки на­ше­го зна­ния о

пра­ве. Мы чер­па­ем све­де­ния о нор­мах пра­ва из раз­лич­но­го ро­да

сбор­ни­ков за­ко­но­да­тель­ст­ва, из ис­то­ри­че­ских пра­во­вых

па­мят­ни­ков, из про­из­ве­де­ний про­фес­сио­наль­ных юри­стов. Все это

ис­точ­ни­ки на­ше­го по­зна­ния пра­во­вых норм, а не ис­точ­ни­ки пра­ва.

4. Нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт оформ­ля­ет­ся в ви­де офи­ци­аль­но­го

го­су­дар­ст­вен­но­го до­ку­мен­та, ко­то­рый име­ет обя­за­тель­ные

ат­ри­бу­ты: на­зва­ние ак­та (за­кон, указ, по­ста­нов­ле­ние);

на­име­но­ва­ние ор­га­на, при­няв­ше­го акт (пар­ла­мент, пре­зи­дент,

пра­ви­тель­ст­во, ме­ст­ный ор­ган вла­сти).

5. В нор­ма­тив­ных ак­тах нор­мы пра­ва груп­пи­ру­ют­ся по оп­ре­де­лен­ным

струк­тур­ным об­ра­зо­ва­ни­ям: раз­де­лам, гла­вам, стать­ям (на­при­мер, в

Гра­ж­дан­ском ко­дек­се: раз­дел «Обя­за­тель­ное пра­во», гла­ва

«Ис­пол­не­ние обя­за­тельств», ста­тья «Дос­роч­ное ис­пол­не­ние

обя­за­тель­ст­ва»).

Итак, нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт – это офи­ци­аль­ный акт

пра­во­твор­че­ст­ва, в ко­то­ром со­дер­жать­ся нор­мы пра­ва.

По юри­ди­че­ской си­ле все нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты

под­раз­де­ля­ют­ся на за­ко­ны и под­за­кон­ные ак­ты. Юри­ди­че­ская си­ла

нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов яв­ля­ет­ся наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ным

при­зна­ком их клас­си­фи­ка­ции. Она оп­ре­де­ля­ет их ме­сто и зна­чи­мость

в об­щей сис­те­ме го­су­дар­ст­вен­но­го нор­ма­тив­но­го

ре­гу­ли­ро­ва­ния. В со­от­вет­ст­вии с тео­ри­ей и прак­ти­кой

пра­во­твор­че­ст­ва ак­ты вы­ше­стоя­щих пра­во­твор­че­ских ор­га­нов

об­ла­да­ют бо­лее вы­со­кой юри­ди­че­ской си­лой, чем ак­ты ни­же­стоя­щих

пра­во­твор­че­ских ор­га­нов. По­след­ние из­да­ют­ся на ос­но­ве и во

ис­пол­не­ние нор­ма­тив­ных ак­тов, из­да­вае­мых вы­ше­стоя­щи­ми

пра­во­твор­че­ски­ми ор­га­на­ми.

Нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты клас­си­фи­ци­ру­ют­ся так­же по

со­дер­жа­нию. Та­кое де­ле­ние в из­вест­ной ме­ре ус­лов­но. Ус­лов­ность

эта объ­ек­тив­но объ­яс­ня­ет­ся тем, что не во всех нор­ма­тив­но-

пра­во­вых ак­тах со­дер­жат­ся нор­мы од­но­род­но­го со­дер­жа­ния.

Име­ют­ся ак­ты, со­дер­жа­щие нор­мы толь­ко од­ной от­рас­ли пра­ва

(на­при­мер, тру­до­вое, се­мей­ное, уго­лов­ное за­ко­но­да­тель­ст­во). Но

на­ря­ду с от­рас­ле­вы­ми нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми дей­ст­ву­ют и ак­ты,

имею­щие ком­плекс­ный ха­рак­тер. Они вклю­ча­ют нор­мы раз­лич­ных

от­рас­лей пра­ва, об­слу­жи­ваю­щих оп­ре­де­лен­ную сфе­ру об­ще­ст­вен­ной

жиз­ни. Хо­зяй­ст­вен­ное, тор­го­вое, во­ен­ное, мор­ское

за­ко­но­да­тель­ст­во – при­ме­ры ком­плекс­ных нор­ма­тив­но-пра­во­вых

ак­тов.

По объ­е­му в ха­рак­те­ру дей­ст­вия нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты

подраз­де­ля­ют­ся: - на ак­ты об­ще­го дей­ст­вия, ох­ва­ты­ваю­щие всю

со­во­куп­ность от­но­ше­ний оп­ре­де­лен­но­го ви­да на дан­ной

тер­ри­то­рии; – на ак­ты ог­ра­ни­чен­но­го дей­ст­вия –

рас­про­стра­ня­ют­ся толь­ко на часть тер­ри­то­рии или на стро­го

оп­ре­де­лен­ный кон­тин­гент лиц, на­хо­дя­щих­ся на дан­ной тер­ри­то­рии;

– на ак­ты ис­клю­чи­тель­но­го (чрез­вы­чай­но­го) дей­ст­вия. Их

ре­гу­ля­тив­ные воз­мож­но­сти реа­ли­зу­ют­ся лишь при на­сту­п­ле­нии

ис­клю­чи­тель­ных об­стоя­тельств, на ко­то­рые рас­счи­тан акт (вое­нных

дей­ст­вий, сти­хий­ных бед­ст­вий).

По ос­нов­ным субъ­ек­там го­су­дар­ст­вен­но­го пра­во­твор­че­ст­ва

нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты мож­но под­раз­делить на ак­ты

за­ко­но­да­тель­ной вла­сти (за­ко­ны); ак­ты ис­пол­ни­тель­ной вла­сти

(под­за­кон­ные ак­ты); ак­ты су­деб­ной вла­сти (юрис­дик­ци­он­ные ак­ты

об­ще­го ха­рак­те­ра).

26. Закон: его понятие и роль в обществе. Виды законов

Закон, как основной источник права большинства современных государств,

отличается характерными только ему признаками:

1) законы принимаются только высшими представительными органами

государства или самим народом в результате референдума

2) законы принимаются по основным вопросам общественной жизни

3) принятие законов обусловлено особым законодательным порядком, который

не свойственен принятию других нормативных актов

4) законы не подлежат отмене другими государственными органами, кроме как

парламентом, принявшим этот закон

5) законы составляют основу всей правовой системы государства

6) законы обладают высшей юридической силой по отношению к другим

нормативным актам

Как источник права, законы отличаются по своей юридической силе. Законы

бывают конституционные и обыкновенные.

Конституция, как основной закон государства, является основным источником

права и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим законам и

нормативным актам.

Конституционные законы, следующие после конституции по своей юридической

силе, определяют основные начала государственной и общественной жизни. На

основе конституции и конституционных законов строится всё остальное

законодательство государства.

В процессе реализации норм права в повседневной жизни важно установить

пределы действия нормативно-правовых актов, так как всякий нормативный акт

издаётся для того, чтобы в определённый промежуток времени на конкретной

территории регулировать отношения определённого круга лиц.

27. Дей­ст­вие нор­ма­тив­ных ак­тов по вре­ме­ни

Ус­та­нов­ле­ние пре­де­лов дей­ст­вия нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов

не­об­хо­ди­мо для пра­виль­ной реа­ли­за­ции норм пра­ва. Ведь лю­бой

нор­ма­тив­ный акт из­да­ет­ся для то­го, что­бы в ус­та­нов­лен­ный

про­ме­жу­ток вре­мен на оп­ре­де­лен­ной тер­ри­то­рии ре­гу­ли­ро­вать

по­ве­де­ние оп­ре­де­лен­но­го кру­га лю­дей. Осо­бо важ­ное зна­че­ние, как

от­ме­ча­лось ра­нее, этот во­прос име­ет для пра­во­ох­ра­ни­тель­ной

дея­тель­но­сти ком­пе­тент­ных ор­га­нов.

Дей­ст­вие во вре­ме­ни. Нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты на­чи­на­ют

дей­ст­во­вать с мо­мен­та всту­п­ле­ния их в си­лу. Во мно­гих стра­нах

дей­ст­ву­ют оп­ре­де­лен­ные пра­ви­ла всту­п­ле­ния в си­лу нор­ма­тив­ных

ак­тов.

1.Акт всту­па­ет в си­лу с мо­мен­та его при­ня­тия пра­во­твор­че­ским

ор­га­ном.

2.Акт на­чи­на­ет дей­ст­во­вать по ис­те­че­нии оп­ре­де­лен­но­го сро­ка

по­сле его опуб­ли­ко­ва­ния. Так, в Рос­сии за­ко­но­да­тель­ные ак­ты

всту­па­ют в си­лу на всей ее тер­ри­то­рии че­рез 10 дней с мо­мен­та их

опуб­ли­ко­ва­ния в офи­ци­аль­ном из­да­нии за­ко­но­да­тель­ной вла­сти.

3.Нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт всту­па­ет в си­лу со вре­ме­ни, ука­зан­но­го

в са­мом ак­те или в спе­ци­аль­ном ак­те о вве­де­нии его в дей­ст­вие.

Ус­та­нов­ле­ние точ­но­го сро­ка всту­п­ле­ния, в си­лу нор­ма­тив­ных

ак­тов важ­но по­то­му, что имен­но с это­го мо­мен­та их пред­пи­са­ния

под­ле­жат ис­пол­не­нию. Но­вый нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт

рас­про­стра­ня­ет свое дей­ст­вие толь­ко на те от­но­ше­ния, ко­то­рые

име­ют ме­сто по­сле его всту­п­ле­ния в си­лу. Об­рат­ной си­лы он не

име­ет. Дан­ный прин­цип оз­на­ча­ет, что пред­пи­са­ния нор­ма­тив­но­го

ак­та не рас­про­стра­ня­ют­ся на те от­но­ше­ния, ко­то­рые воз­ник­ли и

су­ще­ст­во­ва­ли до его из­да­ния. Та­кое по­ло­же­ние яв­ля­ет­ся

на­деж­ной га­ран­ти­ей обес­пе­че­ния прав и обя­зан­но­стей гра­ж­дан,

под­дер­жа­ния проч­но­го пра­во­по­ряд­ка. Ис­клю­че­ния из ука­зан­но­го

прин­ци­па до­пус­ка­ют­ся толь­ко в двух слу­ча­ях: 1. ес­ли са­мим

нор­ма­тив­но-пра­во­вым ак­том ус­та­нав­ли­ва­ет­ся его об­рат­ная си­ла;

2. ес­ли уго­лов­ные за­ко­ны или ак­ты ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го

за­ко­но­да­тель­ст­ва смяг­ча­ют на­ка­за­ние или во­об­ще уст­ра­ня­ют

на­кзуе­мость дея­ния.

Нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты ут­ра­чи­ва­ют свою си­лу (пре­кра­ща­ют

дей­ст­вие) на сле­дую­щих ос­но­ва­ни­ях:

1.по ис­те­че­нии сро­ка дей­ст­вия ак­та, ко­гда та­кой срок был

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11