Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (60 вопросов)
идеалов и принципов права, правового государства, прежде всего
реальное и полное обеспечение прав человека.
54. Правосознание и его структура
Существуют различные формы общественного сознания,
посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир.
Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое,
религиозное сознание. К формам общественного сознания
относится и правосознание.
Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов,
традиций, чувств, переживаний, которые выражают отношение людей
к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о
законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или
неправомерном поведении.
Особенность правосознания, как специфической формы
общественного сознания, выражается в следующем:
1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые
составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает
процесс создания правовых норм, реализацию их требований в
общественной , жизни. политические, нравственные и другие идеи и
представления тоже активно воздействуют на формирование и
реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в
правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через
правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых
идей и представлений.
2. Особенность правосознания выражается также в способе
отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых
явлений жизни общества осуществляется посредством
специальных юридических понятий , категорий. К их числу
относятся, например, такие понятия, как правомерность,
неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность,
законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с
помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости,
несправедливости, чести, достоинства.
В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов:
научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного
правосознания (правовой психологии).
1. Правовая идеология - это совокупность чувств, привычек,
настроений, которые в теоретической форме отражают правовые
явления общественной жизни. Теоретическое отражение
правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по
вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной
жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения,
это позволяет государству и его органам эффективно использовать
их в правотворческой и правоприменительной деятельности.
2. Правовая психология – это совокупность чувств, привычек,
настроений, традиций, в которых выражается отношение различных
социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных
индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений,
функционирующих в обществе. Правовая психология
характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые
возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего
законодательства и практическим осуществлением его
требований. Радость или огорчение после принятия нового закона,
чувство удовлетворения или неудовлетворенная при реализации
конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к
нарушениям правовых предписаний – все это относится к области
правовой психологии.
На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости
значительное влияние оказывает внедрение в сознание людей
научных представлений о правовых явлениях общественной жизни.
Общественное и индивидуальное правосознание.
Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи,
традиции, которые вырабатываются отдельными людьми. Научное
правосознание и правовая психология не существуют вне сознания
отдельных личностей. Они включают все то типичное, наиболее
существенное, что содержится в правовом сознании индивидов.
Индивидуальное правосознание – это чувства и представления
о праве конкретной личности. Общественное правосознание
развивается через правосознание отдельных индивидов. Однако оно
неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, так как отражает
правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание не
может охватить всего многообразия правовых явлений различных
периодов жизни общества – оно отражает лишь отдельные,
существенные черты конкретного человека складывается под
влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как
условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их
правосознании. Вот почему правосознание одного человека может
быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а
другого – ограниченным, отстающим от общего уровня
общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в
уровне правосознания отдельных людей при организации работы по
правовому воспитанию.
55.Правовая культура и правовое воспитание
Правовая культура — это общее состояние зaкoнoдaтельства, работы суда,
других правоохранительных органов правосознания всего населения страны,
выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни
общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике,
осуществление требования верховенства права.
Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность
каждого человека, т. е. надлежащий, высокий уровень правосознания,
проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в
полном и эффективном использовании правовых средств в практической
деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие
ценности цивилизации.
Вместе с тем понятие «правовая культура» более широкое и емкое, чем просто
надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре—высокое место
права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее
этому положение дел во всем «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и
статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях
государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений
по вопросам права и т. д.).
57.Правонарушение: понятие, состав и виды
Правонарушения - это возникшие в определённых жизненных обстоятельствах
правоотношения, юридические факты, которые представляют собой виновные,
противоправные деяния лица, способного нести юридическую ответственность
(деликтоспособного лица), и являющиеся основанием для юридической
ответственности.
В юридической литературе принято отличать правонарушения по их характеру, а
также по степени общественной опасности и некоторым другим основаниям.
Правонарушения принято делить на дисциплинарные, административные,
гражданские и уголовные. Однако не все правонарушения являются
преступлением. Так, преступлением являются только уголовные правонарушения, все
другие правонарушения - гражданские, административные, дисциплинарные -
являются проступками.
Дисциплинарные правонарушения, по сравнению с другими видами
правонарушений, наносят наименьший вред обществу. Они в основном ослабляют
трудовую, служебную дисциплину и тем самым наносят вред нормальному
функционированию государственных, хозяйственных, уголовных и других заведений.
Характерной чертой таких дисциплинарных проступков, как например, прогул,
опоздание на работу и тому подобное, является пренебрежение нарушителя
дисциплиной, а также правилами внутреннего распорядка. При таких
правонарушениях предусмотрены следующие санкции, как например: замечание,
перевод на нижеоплачиваемую работу, понижение в должности, строгий выговор,
увольнение с работы и так далее.
Административные правонарушения, по наносимому ими вреду обществу,
являются более серьёзным проступком, нежели дисциплинарные Административный
проступок - это посягающее на государственный или общественный порядок, права и
свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное
(как умышленное, так и неосторожное) действие или бездействие, за которое
законом предусмотрена административная ответственность. К административным
правонарушениям следует отнести: нарушение правил уличного движения, правил
санитарии, пожарной безопасности.
Правонарушители, совершая административные проступки, нарушают нормы
административного, финансового, земельного, процессуального и других отраслей
права. Административные поступки влекут за собой такие административные
взыскания, как: предупреждение; штраф; лишение специального права, которое
предоставляется гражданину; административный арест.
Следующими по вреду, наносимому обществу после дисциплинарных и административных
правонарушений, являются гражданские правонарушения, которые в
гражданском праве именуются гражданско-правовыми дириктами.
Гражданско-правовой дирикт - это гражданское правонарушение, влекущее за собой
обязанность возмещения причинённого ущерба. Ответственность за такие
правонарушения предусматривается нормами гражданского, семейного, земельного
права.
Само правонарушение заключается в неисполнении, или ненадлежащем исполнении,
договорных или недоговорных обязательств; в причинении имущественного вреда
государственным, частным организациям, личности. Гражданско-правовые нормы
предполагают восстановление нарушенных отношений и выполнение, иногда в
принудительном порядке, невыполненных обязательств или обязанностей;
восстановление нарушенных прав. На практике это означает возмещение
имущественного ущерба, взыскание неуплаченного долга, отмену противоречащих
закону сделок, договоров и других противоправных актов.
Другим видом правонарушений является преступление. Преступление представляет для
общества особую опасность и причиняет вред наиболее важным общественным
отношениям. Преступлением считается предусмотренное уголовным законом
общественно-опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на
общественный строй, на собственность, на права личности и так далее.
Преступления перечислены в уголовном праве, следовательно, преступлением
всегда является уголовное правонарушение, которое закреплено в уголовном
кодексе. Деяния, которые не упоминаются в уголовном кодексе, преступлением
на являются.
Уголовные правонарушения запрещены законом, и правонарушитель, после
совершения уголовного преступления, подвергается уголовному наказанию:
лишению свободы, штрафу в особо крупных размерах и так далее.
58. Юридическая ответственность: понятие, принципы и виды
Каждое государство, издавая правовые нормы, принимает меры по их охране, и
нарушение этих норм влечёт за собой юридическую ответственность. Привлечение
нарушителя правовых норм к юридической ответственности является реакцией
государства на совершённое правонарушителем деяние. К правонарушителю в этом
случае компетентные государственные органы применяют меры принуждения. Это
означает, что государство отрицательно оценивает противоправное поведение
нарушителя правовых норм и заставляет его претерпевать отрицательные для него
последствия, такие как: лишение свободы, наложение штрафа, возмещение
материального ущерба и так далее.
Однако не всегда государственное принуждение является ответственностью, как
например, если правонарушитель задержан милицией и против его воли доставлен
в отделение милиции, это ещё не является юридической ответственностью. Но
когда правонарушитель предстанет перед судом и суд назначит ему наказание -
это уже юридическая ответственность.
Ответственность предназначена для того, чтобы наказать нарушителя,
предупредить его неправомерные действия в будущем. Следовательно, юридическая
ответственность носит воспитательный характер. Ответственность, которую несёт
правонарушитель, является воспитательной мерой не только для него самого, но
и оказывает воспитательное воздействие на окружающих. Исключением является
смертная казнь. Здесь главной целью такой меры является воспитательное
воздействие на окружающих.
Наиболее строгой является уголовная ответственность. Она
применяется к лицам, которыми совершаются общественно-опасные деяния,
преступления, которые наказываются в соответствии с уголовным кодексом. К такой
ответственности относятся: штраф в большом размере, лишение свободы,
конфискация имущества и так далее.
Совершение административного проступка влечёт за собой административную
ответственность. Административный проступок не является
общественно-опасным деянием, поэтому и называется проступком, а не
преступлением. К таким проступкам относятся: нарушение общеобязательных правил
поведения в общественных местах, нарушение правил противопожарной безопасности,
нарушение правил охраны труда и технической безопасности, правил торговли,
охоты, рыбной ловли и так далее.
Привлечение к административной ответственности, как правило, влечёт за собой
такие меры, как: наложение штрафа, лишение права управления автомобилем,
конфискация предметов охоты или рыбной ловли и тому подобное.
Меры административной ответственности применяются, как правило, не судом, а
органами государственной инспекции, а также местными административными
комиссиями, то есть теми государственными органами, которым правонарушитель
по роду своей деятельности не подчинён.
Дисциплинарная ответственность применяется при нарушении трудовой
дисциплины. Как правило, это выражается в объявлении замечания, выговора,
строгого выговора, понижения в должности, перевода на нижеоплачиваемую работу,
увольнения по инициативе администрации. Эта ответственность применяется
вышестоящими организациями по отношению к рабочим и служащим подчинённых им
нижестоящих организаций.
Дисциплинарная ответственность применяется в соответствии с нормами трудового
права, а в армии - в соответствии с нормами дисциплинарного устава.
Гражданско-правовая ответственность применяется к гражданам и
юридическим лицам в том случае, когда стороны нарушают свои договорные
обязательства, и в случае причинённого вреда, например, имуществу. К нарушителю
могут быть применены такие меры, как: штраф, выплата неустойки, пеня, признание
сделки недействительной.
Гражданско-правовая ответственность применяется общим судом, а также
арбитражным судом, иногда в административном порядке.
Материальная ответственность возникает в том случае, когда
противоправные действия лица, работающего на данном предприятии или учреждении,
нанесли материальный ущерб этому предприятию или учреждению. Материальная
ответственность осуществляется в соответствии с нормами трудового права. Обычно
за нанесённый ущерб с виновного удерживается часть его зарплаты.
Полная материальная ответственность имеет место тогда, когда с виновным
заключён договор о полной материальной ответственности. В случае, если
виновный уклоняется от возмещения ущерба, то дело может быть передано в суд.
59. Англо-саксонская правовая семья
История развития права у народов мира выделяет множество национальных систем,
однако по сходным юридическим признакам, которые характерны для отдельных
правовых систем, национально-правовые системы можно объединить в отдельные
группы, которые образуют правовую семью.
Существует ряд взглядов и критериев, в соответствии с которыми осуществляется
классификация правовых систем и объединение их в отдельную семью. Наиболее
распространённой точкой зрения является та, в соответствии с которой,
правовые системы группируются на 2 основные правовые семьи.
В государствах, принадлежащих к англо-американской правовой семье, то есть
семье общего права, основным источником права является судебный прецедент,
то есть судебное решение, которое впоследствии становится нормами при решении
аналогичных дел в судах. К государствам с системой общего права относятся США,
Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Северная Ирландия и
государства, принадлежащие к британскому содружеству.
В основе возникновения и развития данной правовой семьи находится принцип
жесткого разделения властей, при котором судебная власть является мощным
противовесом центральной власти. Общее право развивалось на основе принцип -
“право там, где есть его защита”. Однако, роль законодательного, или
статутного права, в странах с данной правовой системой также достаточно
высока.
Прецедентное право отличается тем, что судья при решении конкретного дела в
государствах общего права признаёт обстоятельства конкретного дела, которые
он в данный момент разрешает, сходными с обстоятельствами аналогичного дела,
по которому уже было принято судебное решение. Следовательно, решение суда,
принятое ранее по аналогичному делу, становится нормой при решении
аналогичных дел. Однако, если судья не находит аналогии в обстоятельствах
дел, ранее решённых судом, и обстоятельствах дел, которые решаются в данный
момент, то он при отсутствии указаний закона по данному делу может сам
принять решение, которое может стать будущей нормой при решении аналогичных
дел.
60. Романо-германская правовая семья
История развития права у народов мира выделяет множество национальных систем,
однако по сходным юридическим признакам, которые характерны для отдельных
правовых систем, национально-правовые системы можно объединить в отдельные
группы, которые образуют правовую семью.
Существует ряд взглядов и критериев, в соответствии с которыми осуществляется
классификация правовых систем и объединение их в отдельную семью. Наиболее
распространённой точкой зрения является та, в соответствии с которой,
правовые системы группируются на 2 основные правовые семьи.
Одной из них является германо-романская правовая семья, или система
континентального права. К странам, правовые системы которых относятся к
данной правовой семье, относятся: Франция, Италия, Испания, ФРГ и так далее.
Большое влияние на формирование данной правовой семьи оказывает римское
право, которое в результате усилий учёных и учёных-практиков было воспринято
правовыми системами многих европейских государств. Для правовых систем
германо-романской правовой семьи характерны следующие признаки:
-данная правовая семья является результатом рецепции, то есть восприятия
римского права;
-во всех странах германо-романской правовой семьи есть писанные конституции,
нормы которых по своей юридической силе стоят на первом месте в правовой
системе. В таких странах учреждается орган конституционного контроля за
конституционностью остальных законов государства;
Для германо-романской правовой семьи характерны три разновидности обычного
закона: кодексы, специальные законы, то есть текущие законодательства, и
сводные тексты норм права.
Для большинства правовых систем стран континентального права характерно
наличие гражданских, уголовных, гражданско-процессуальных и некоторых других
кодексов.
Для германо-романской правовой семьи характерно использование некоторых общих
принципов, которые юристы могут найти в самом законе или вне его. Данные
принципы свидетельствуют о подчинении права велению справедливости, в том
понимании справедливости, которое характерно для данной эпохи в определённый
момент.
Для юридических концепций данной системы характерна гибкость в решении
сложных вопросов правового регулирования, а также стремление юристов данных
стран найти такое решение вопросов, которое бы отвечало чувству
справедливости на основе сочетания как общих, так и индивидуальных интересов.
Для германо-романской системы характерно широкое использование доктрины, а
именно доктринального (неофициального) толкования правовых актов и
сложившихся общественных отношений, неурегулированных правовыми нормами. Для
данной правовой семьи большое значение имеет законодательная и
правоприменительная доктрина, которая позволяет законодателю создавать новые
правовые нормы, отвечающие прогрессивным тенденциям общественного развития, а
правоприменителю, при толковании закона в сложных ситуациях,- правового
регулирования.
Отличительной особенностью германо-романской системы является приоритет
международного права для национальных правовых систем, принадлежащих данной
правовой семье. В конституциях многих государств, правовые системы которых
принадлежат к данной правовой семье, прямо закреплено, что общие принципы
международного права имеют приоритет над национальным законом.
Другой особенностью германо-романской правовой семьи является отношение к
обычаям. Обычай в данной правовой семье не является самостоятельным
источником права, однако в отдельных случаях он применяется в дополнение к
закону. Для национальных правовых систем, относящихся к германо-романской
правовой семье, характерно ограниченное применение прецедента в судебной
практике этих государств.
Основным источником права в данной правовой семье является закон. И несмотря
на использование прецедента, приоритет в правовом регулировании отдаётся
закону.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|