бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Субстантивные определения в повести Паустовского О жизни бесплатно рефераты

и несогласованного субстантивного определения, выражающего редуцированное

атрибутивное значение с обстоятельственными или объектными оттенками.

Однако в тех случаях, когда в художественной речи К.Г. Паустовского все же

используются подобные построения, это связано со стремлением усилить

художественную выразительность описания, конкретизировать признаки и свойства

предмета или лица.

§7. Тематическая характеристика определяемых слов – нарицательных и

собственных имен

С точки зрения тематической характеристики определяемых слов при

несогласованных субстантивных определениях можно выделить две большие группы

– имена нарицательные и имена собственные, которые различаются своими

морфолого-синтаксическими свойствами. Так, нарицательное имя существительное

в норме может присоединять как необособленное, так и обособленное определение

разных типов, тогда как имя собственное тяготеет к присоединению только

обособленных определений – в этом его сходство с личным местоимением.

В художественной речи «Повести о жизни» К.Г. Паустовского широко представлены

имена собственные в роли определяемых слов. Это могут быть имена, фамилии,

клички людей и животных, иногда сопровождаемые нарицательным именем

существительным в роли необособленного одиночного приложения: Феоктистов,

тетя Дозя, дядя Юзя, старик Бригман и т.д.

Широко и разнообразно с тематической точки зрения представлены нарицательные

имена существительные. Сюда входят: 1) наименования лиц по половому,

возрастному или социальному признаку: человек с печальной

улыбкой, женщина небесной красоты, старик с редкою бородой и

т.д.; гимназист младшего класса, начальник почтовой конторы,

кардинал в пурпурной сутане., офицеры в белых кителях; 2)

термины родства: сыновья этих обездоленных людей, дочери

бедного шарманщика; 3) наименование реалий быта: книга с

переводными картинками, клетка говорящего попугая, икона Божьей

матери, могила из белого мрамора; 4) детали одежды: туфли

со стоптанными каблуками, платье с заплатами на локтях, перчатки

с застежкой на пуговицах; 5) наименование животных, растений и явлений

природы: роща с непролазным орешником, вода из этих

озер, лето со страшными грозами; 6) наименование жилищ, учреждений

и т.п.: лавочка старого букиниста, костел без свечей

.

Особую группу составляет абстрактная лексика: 1) отглагольная: разговор

о моем поведении, запах подводного царства, блеск первых листьев; 2)

отадъективная лексика: тишина мирных кладбищ, зелень

трав.

Иногда в роли определяемого слова выступает сочетание нарицательного имени

существительного с одиночным приложением, маркированным дефисом:

служка-монах; карлик-еврей.

Разнообразие тематических групп нарицательных и собственных имен в роли

определяемого слова в художественной речи «Повести о жизни» К.Г. Паустовского

свидетельствует о широте охвата действительности и богатстве изобразительно-

выразительных средств, используемых автором в работе над словом.

§8. Роль несогласованных субстантивных определений в «Повести о жизни» К.Г.

Паустовского

Несогласованные субстантивные определения, как обособленные, так и обособленные,

в «Повести о жизни» К.Г. Паустовского подчинены решению общей художественной

задачи – дать максимально разнообразное, богатое красками и художественно

достоверное описание людей, реалий быта, предметов, явлений природы, событий,

т.е. всего, что входит во всеобъемлющее понятие жизнь.

В этом смысле возможности несогласованных субстантивных определений

достаточно велики, так как они способны выражать самые разнообразные

признаки, свойства и характеристики предметов, передавать тончайшие оттенки

смысла и эмоциональной выразительности. При этом, за счет возможности

совмещения атрибутивных, объектных и обстоятельственных значений, возникает

эффект семантической глубины и емкости, что очень важно для создания

художественного образа. Особенно важна роль несогласованных определений в

создании художественной детали.

В целом в плане изобразительной функции несогласованные определения в

художественной речи «Повести о жизни» характеризуют лицо или предмет в

качественном или количественном отношении, по цвету, звуку и запаху, по

материалу и веществу, дают конкретизирующую пространственную или временную

характеристику и т.д.

В плане выразительности они передают эмоционально-экспрессивную

характеристику лица или предмета, а также выражают психологическую,

нравственную или эстетическую оценку, самые тонкие нюансы отношения автора к

изображаемому.

Уточняют характеристику лица или предмета, явления и употребляющиеся в одном

контексте с несогласованными определениями приложения, о которых, однако,

надо говорить особо.

ГЛАВА ІІ. Анализ приложений в «Повести о жизни» К.Г. Паустовского

§1. Соотношение согласованных и примыкающих приложений

Согласно определению одного из учебных пособий, «приложение – это определение,

выраженное именем существительным, которое обычно согласуется с определяемым

словом в падеже, а если оно выражено существительным, изменяющимся по числам,

то согласуется и в числе (герой-летчик, герои-летчики

[33].

Однако существуют и такие приложения, которые связаны с определяемым словом

грамматической связью примыкания[34].

Это происходит в случаях, когда в роли приложения выступает: 1) имя собственное

– географическое наименование (на озере Байкал) – в таких

случаях рассогласование факультативно (в деревню Александровку,

но и: в деревню Александровка); 2) имя собственное – название

неодушевленного предмета, маркированное на письме кавычками (на броненосце «

Потемкин») – в таких случаях рассогласование обязательно.

Иногда о несогласованных приложениях говорят в случае присоединения обособленных

приложений с помощью специальных слов по имени, по кличке, прозванием,

родом и пр. – Я встретил одну девушку, по имени Мария.

Для синтаксиса «Повести о жизни» К.Г. Паустовского важно установление

соотношения согласованных и несогласованных приложений. Речь идет о

частотности их употребления. Несогласованные необособленные и обособленные

приложения занимают слабую позицию в синтаксической парадигме приложений, в

терминологии В.А. Фурашова, что, в частности, доказывает анализ частотности

их употребления, которая, в сравнении с согласованными обособленными и

необособленными приложениями, крайне низка.

Результаты анализа, проведенного нами с помощью метода лингвистической

статистики, таковы.

Всего согласованных приложений в предложениях «Повести о жизни» – 703.

Из них:

– одиночных согласованных приложений в контактной постпозиции с обособлением

– 307;

– распространенных согласованных приложений в постпозиции с обособлением – 105;

– одиночных согласованных приложений в постпозиции без обособления – 117;

– распространенных согласованных приложений в постпозиции без обособления – 27;

– одиночных согласованных приложений в препозиции с обособлением – 17;

– распространенных согласованных приложений в препозиции с обособлением – 15;

– одиночных согласованных приложений в препозиции без обособления – 78;

– распространенных согласованных приложений в препозиции без обособления – 35;

Всего несогласованных приложений в предложениях «Повести о жизни» – 51.

Из них:

– одиночных несогласованных приложений в постпозиции – 32;

– распространенных несогласованных приложений в постпозиции – 12;

– одиночных несогласованных приложений в препозиции – 0;

– распространенных несогласованных приложений в препозиции – 7.

Таким образом, как показывают результаты анализа с помощью метода

лингвистической статистики, частотность употребления согласованных приложений

в синтаксических построениях «Повести о жизни» К.Г. Паустовского крайне

низка. В основном использование этих членов предложения связано с описанием

регистрируемых собственных имен.

§2. Одиночные необособленные и обособленные согласованные приложения и их

позиция

Одиночные приложения могут быть необособленными и обособленными, находиться в

препозиции или постпозиции. Одиночные необособленные приложения в

постпозиции, в свою очередь, делятся на приложения, присоединяемые с помощью

дефиса и без помощи дефиса.

Особую роль в квалификации одиночных необособленных приложений играет сочетание

имени собственного и нарицательного. Согласно традиционной точке зрения

[35], к собственным именам лиц приложением обычно является имя

нарицательное; такое приложение определяет лицо по деятельности, профессии,

социальному положению, степени родства и т.п. – оно, как правило, стоит в

препозиции по отношению к определяемому слову: дядя Ваня.

Собственные имена, являющиеся названиями мест или условными

наименованиями неодушевленных предметов, выступают при именах

нарицательных, как правило, в роли приложений: река Волга

, журнал «Знамя». В этих случаях они находятся в постпозиции

по отношению к определяемому слову.

Одиночные обособленные приложения могут находиться как в препозиции, так и в

постпозиции по отношению к определяемому слову. Примечательно, что собственные

имена лиц в позиции обособления при именах нарицательных, напротив, сами

становятся приложениям в уточняющей функции: Брат его,

Мишка, учился плохо. А собственные имена – названия предметов, в свою

очередь, могут становиться определяемыми словами при приложениях, выраженных

нарицательными именами, которые выполняют при них функцию качественной

характеристики: Ее все удивляло в Новинскев городе, не

знавшем затемнения, бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

В художественной речи «Повести о жизни» К.Г. Паустовского широко представлены

все возможные виды одиночных необособленных и обособленных приложений.

Одиночные необособленные приложения в препозиции, присоединяемые без помощи

дефиса

Большинство подобных приложений уточняют социальную, профессиональную,

возрастную характеристику лица или степень родства и относятся к имени

собственному в роли определяемого слова. Приведем примеры:

Там жили его брат Илько. и тетушка Дозя (І, 127).

Дядя Юзя . был высокий бородатый человек. (І, 55).

Приходил старик Неделя. (І, 27).

В это время из хаты выходил дедушка Трофим (І, 31).

Староста Максим. произносил речь (І, 31).

Одиночные необособленные приложения в постпозиции, присоединяемые без помощи

дефиса

Это шли нас приветствовать почтенные деды из деревни Тимофеевки

(І, 31). Приложение выражено именем собственным – названием места.

. получивший за эту свою особенность прозвище «Свечное рыло»

(І, 227) . Приложение выражено именем собственном – обозначением прозвища

лица. На письме маркируется с помощью кавычек.

Язык существовал только как музыка (І, 213).

Приложение в дистантной постпозиции по отношению к определяемому слову –

нарицательному имени – присоединяется к нему с помощью союза как,

обозначает качественное отождествление.

Одиночные необособленные приложения в постпозиции, присоединяемые с помощью

дефиса

Такие приложения весьма разнообразны по своей семантике. Контактная

постпозиция по отношению к определяемому слову является сильной позицией для

одиночных необособленных приложений, что и демонстрируют нам многочисленные

примеры из произведения К.Г. Паустовского:

Служка-монах, подпоясанный веревкой, провел нас в

монастырскую гостиницу (І, 36). Уточняет профессиональную характеристику

лица.

Из недавно еще патриархальных городков. вынырнули атаманы-

изуверы (ІІ, 177). Выражает эмоциональную оценку лица.

От нас во все стороны удирали жуки-водомерки (І, 32).

Выражает родо-видовые отношения.

Красные и желтые мальвы-монашки покачивались за открытым окном

(І, 27). Служит образному обозначению определяемого предмета.

Она угощала нас пирожками-меригами, таявшими во рту с

маслянистой сладостью (І, 36). Уточняет наименование определяемого

предмета.

Одиночные необособленные приложения в препозиции, присоединяемые с помощью

дефиса

В тексте «Повести о жизни» К.Г. Паустовского их немного, так как это – слабая

позиция для таких приложений:

Тоненькие девочки-березы белели, как свечи (І, 175).

Приложение выражает образную характеристику определяемого предмета.

Одиночные обособленные приложения в постпозиции

Обособленные приложения, в отличие от необособленных, обладают более широкими

семантическими (в силу наличия полупредикативности) и синтаксическими (в силу

ослабленной, по А.М. Пешковскому, синтаксической связи) возможностями.

Сильная позиция для них – контактная постпозиция по отношению к определяемому

слову. Проиллюстрируем это на примерах из «Повести о жизни» К.Г.

Паустовского:

Это наш лесник, обходчик (І, 142). Приложение уточняет

профессиональную характеристику лица.

А брат Марины, студент, все дни пропадал на охоте (І, 145).

Приложение в дистантной постпозиции по отношению к определяемому слову –

уточняет социальную характеристику лица.

. где переругиваются случайные жильцыпассажиры (І, 211).

В ней я уже застал своих спутниковпетроградцев (ІІ,87).

Данные приложения имеют уточняющий характер, что на письме выражено с помощью

тире.

Чаще всего такие приложения присоединяются к определяемому слову – личному

местоимению:

.мы, студенты, уже ничего не замечали вокруг (І, 199).

Мы, дети, были потрясены этой войной (І, 30).

Тяжело было остаться с глазу на глаз с сорока искалеченными людьми, особенно

нам, студентам, освобожденным от солдатской службы (І, 227).

Он приезжал в гимназию в собственном экипаже и был налит презрением к нам

, разночинцам (І, 122). Приложения раскрывают содержание

определяемого слова – личного местоимения.

Такие приложения в художественной речи часто выполняют эмфатическую

(усилительно-выделительную) функцию. Отметим ряд подобных случаев:

Попробуй сама двинуть его, черта, – ответил машинист (ІІ, 176).

При нарицательном существительном в роли определяемого слова они служат для

уточнения наименования предмета:

Петлюра въедет в Киев во главе правительстваДиректории

на белом коне. (ІІ, 120).

Гайдамаки с длинными синевато-черными чубами – оселедцами – на бритых

головах. напоминали мне детство и украинский театр (ІІ, 121).

Одиночные обособленные приложения в препозиции

Такие случаи в произведении К.Г. Паустовского редки, так как ограничены

условия для обособления. Чаще всего – при наличии определяемого слова –

личного местоимения:

Как гражданин, он берет своими мистическими пальцами винтовку.

(І, 207). Приложение присоединяется с помощью союза как, выражает

добавочное значение причины.

К.Г. Паустовский активно использует в художественной речи «Повести о жизни»

как обособленные, так и необособленные одиночные приложения, относящиеся как

к нарицательным, так и к собственным именам.

В основном одиночные приложения находятся в контактной постпозиции по

отношению к определяемому слову. Препозиция встречается редко, как правило, в

случаях имени собственного – названия лица в роли определяемого слова (если

придерживаться традиционной точки зрения).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13