Развитие логического мышления учащихся при решении задач на построение
Поэтому после введения
определения симметричных относительно оси точек, внимание учащихся переключаем
на практику построения взаимно симметричных относительно оси фигур, для чего
решаем задачи вида:
1) Построить точку,
симметричную данной точке относительно данной прямой.
2) Построить отрезок
(прямую), симметричный данному отрезку (прямой) относительно данной прямой.
3) Построить
треугольник, симметричный данному треугольнику относительно данной прямой.
4) Построить
окружность, симметричную данной окружности относительно данной прямой.
5) Построить
треугольник, симметричный данному прямоугольному треугольнику относительно а)
его катета; б) его гипотенузы.
При
решении этих задач одновременно устанавливаем и равенство взаимно симметричных
отрезков, углов и других фигур, иллюстрируя наши утверждения перегибанием
чертежа по оси симметрии, что помогает найти и сделать понятным способ решения
задачи. Например, при решении задач вида: «Даны две прямые. Найти на них
точки, симметричные относительно третьей прямой» очень удобно нанести все три
прямые на кальку и перегнуть чертеж по третьей прямой. Тогда решение задачи
становится очевидным и понятным для всех учащихся. Таким же образом решаем
задачи: а) Даны прямая и треугольник. Найти на одной прямой и на контуре
треугольника точки, симметричные друг другу относительно другой прямой, б)
Даны окружность и треугольник. Найти на окружности и на контуре треугольника
точки, симметричные друг другу относительно данной прямой.
Чтобы показать
учащимся важность и необходимость умений и навыков в построении симметричных
относительно оси точек, кроме разбора известных уже им примеров, полезно
выполнить разметку какого-нибудь изделия, которое нужно будет изготовлять в
ближайшее гремя.
5.
Обучение должно вестись так, чтобы учащиеся усвоили знания не как изолированные,
оторванные от других, а как подготовленные предшествующими знаниями, и которые
естественно включаются в последующие. Поэтому в дальнейшем, где только возможно,
следует использовать понятие и свойства осевой симметрии и правила построения
симметричных фигур при изучении новых геометрических образов и при решении доступных
учащимся задач на построение.
Знание свойств
симметричных относительно оси фигур позволяет рассматривать решение основных
задач на построение с помощью циркуля и линейки до изучения признаков равенства
треугольников и понятия геометрического места точек. Сами построения являются
для учащихся понятными и естественными.
Действительно, чтобы
построить точку, симметричную относительно некоторой прямой данной точке А, не
лежащей на этой прямой, построим две окружности, проходящие через точку А с
центрами в произвольных точках О1, и О2 данной
прямой. Так как для окружностей данная прямая является осью симметрии, то
вторая их общая точка А1 будет искомой точкой. Но этим самым
мы решили и задачу: «Через точку А,
не лежащую на данной прямой, пронести перпендикуляр к этой прямой,
Аналогичным образом
решается и задача о построении оси симметрии двух данных точек; одновременно
получаем решение задачи о делении данного отрезка пополам.
Так как биссектриса
угла есть ось симметрии его сторон, то для построения ее достаточно
найти на сторонах угла две точки, симметричные относительно искомой оси, каковыми
будут точки, находящиеся на равных расстояниях от вершины угла, принадлежащей
оси симметрии. В результате задача свелась к предыдущей с той лишь разницей,
что достаточно найти одну точку оси, так как вторая точка – вершина угла – нам
известна.
Этим же построением
решается и задача о проведении к прямой перпендикуляра через данную на ней
точку, так как искомый перпендикуляр по существу есть биссектриса развернутого
угла с вершиной в данной точке.
Применение осевой симметрии
значительно упрощает и облегчает усвоение таких разделов темы «Окружность»,
как свойство диаметра, перпендикулярного к хорде, свойство дуг, заключенных
между параллельными хордами. Без большой затраты времени можно тщательно
рассмотреть весьма важный для приложений вопрос о взаимном расположении
окружностей, если обратить внимание учащихся на симметричность общих точек двух
окружностей относительно их линии центров. Учащиеся смогут самостоятельно
указать необходимые и достаточные условия касания двух окружностей, что нужно
при изучении соответствующих геометрических мест центров окружностей,
касающихся данной.
В VII-VIII классах метод осевой симметрии
часто применяется вместе с другими методами.
Метод центральной симметрии.
1. В течение двух лет
мы знакомили учащихся с центральной симметрией примерно так, как в учебнике
Н.Н. Никитина. Рассматривали построение и свойства точек, отрезков и
треугольников, симметричных соответствующим данным фигурам относительно некоторой
точки О. Затем рассматривали вопрос о центре симметрии параллелограмма,
решая предварительно задачу: «Если в параллелограмме через точку О
пересечения его диагоналей провести произвольную прямую, то отрезок прямой,
заключенный между его сторонами, делится в точке О пополам». Получив
соответствующий вывод о центре симметрии параллелограмма, вводим понятие
центрально-симметричных фигур, подчеркивая, что каждой точке М фигуры,
имеющей центр симметрии в точке О, соответствует другая точка М1
этой же фигуры, отстоящая от О на такое же расстояние, как и точка М,
и лежащая на прямой МО.
Решали такие задачи на
построение с применением центральной симметрии;
1) Построить
треугольник по двум сторонам и медиане, проведенной к третьей стороне.
2)
Дан угол и точка Р внутри него. Провести через эту точку прямую так,
чтобы отрезок ее, заключенный между сторонами угла, делился в данной точке
пополам.
У
большинства учащихся не создавалось правильного представления о применении
здесь центральной симметрии, они рассматривали эти решения, как решения задач
дополнением искомых треугольников до параллелограммов.
Причины
того, что это понятие оказалось трудным при таком изложении, следующие:
во-первых, понятие центральной симметрии точек и фигур вводилось формально,
без активного участия учащихся в формировании этого понятия; во-вторых,
примеры задач на построение для иллюстрации применения центральной симметрии
подобраны неудачно; в-третьих, в курсе геометрии по установившейся традиции
центральная симметрия не находит должного применения.
2.
Результаты оказались значительно лучшими, когда понятие центральной симметрии
начали вводить так же, как и понятие осевой симметрии. Объяснение этого понятия
сопровождалось показом соответствующих наглядных пособий, а также изделий, для
которых учащиеся данного класса выполняли разметку, принимая точку пересечения
базисных линий за центр симметрии и откладывая на одной и той же прямой по
разные от этой точки стороны равные отрезки.
Затем
решаем задачи вида: «Построить точку (отрезок, треугольник), симметричную
данной точке (отрезку, треугольнику) относительно данного центра О»,
устанавливая одновременно равенство центрально-симметричных отрезков и
треугольников. Чтобы учащиеся поняли, что любые центрально-симметричные фигуры
равны, предлагаем им начертить произвольную прямолинейную фигуру и найти
центрально-симметричную ей фигуру по отношению к некоторому центру. Поворачивая
одну из них на 180о около центра О, учащиеся убеждаются, что
эти фигуры совпадают. Затем, как и в прежнем варианте, вводим понятие
центрально-симметричных фигур, рассматривая предварительно симметрию
параллелограмма. Чтобы показать приложение
центральной симметрии к решению задач на построение, подбираем задачи, для
решения которых требуется применить действительно центральную симметрию, а не
дополнение до параллелограмма.
Метод
параллельного переноса.
В средней школе
умножение движений не рассматривается, и мы не можем вводить параллельный
перенос как произведение двух отражений около параллельных осей, а вынуждены
исходить из свойств параллелограммов.
Целесообразно с
параллельным переносом знакомить учащихся в процессе решения задач па
построение при изучении темы «Четырехугольники».
Имеются задачи
вычислительного характера и на доказательство, требующие проведения прямых,
параллельных боковой стороне трапеции, или в которых уже проведена такая
прямая, например:
1)
В трапеции ABCD из вершины В проведена прямая, параллельная
боковой стороне CD, до встречи в точке Е с большим
основанием АD. Периметр треугольника АВЕ равен 1м,
а длима ED равна 3дм. Определить периметр трапеции.
2) Доказать, что в
равнобедренной трапеции углы при
основании равны. Для решения этой задачи учащиеся проводят прямую, параллельную
боковой стороне, чтобы свести доказываемое предложение к свойству равнобедренного
треугольника.
Но перенос части
фигуры, искусственно отделенной от других элементов, для учащихся более сложен,
чем перенос всей фигуры. Поэтому можно было бы начинать с решения задачи,
требующей переноса окружности. В этих задачах очень простое построение, так как
фактически нужно перемещать в заданном направлении на данное расстояние лишь
одну точку – центр окружности. Но при таком решении учащиеся не видят, как
перемещаются точки окружности, ибо допустимо вращение окружности около центра,
а это может привести к неправильному пониманию параллельного переноса.
Например, в известном пособии И. И. Александрова первым примером на метол
параллельного переноса является задача: «Между двумя окружностями провести
отрезок ХУ, делящимся пополам в данной точке А». Приведенное там
решение показывает, что вместо параллельного переноса окружности фактически
выполнено отражение от точки А, которое можно в данном случае
рассматривать как произведение параллельного переноса и поворота окружности
вокруг своего центра на 180°.
Таким образом, при
решении задач па построение мы применяем метод параллельного переноса, сущность
которого состоит в следующем: при анализе какую-нибудь фигуру
подвергаем параллельному переносу на некоторое расстояние в определенном
направлении, в результате чего получаем вспомогательную фигуру, построение
которой или очевидно, или не представляет затруднений. После этого производим
обратный перенос и получаем искомую фигуру. Здесь же разъясняем, что параллельный
перенос фигуры на некоторое расстояние означает, что все ее точки смещаются на
одинаковое расстояние в определенном направлении. Следовательно, для определения
параллельного переноса нужно знать направление и величину переноса.
Параллельным перенос
можно задать вектором переноса, которым одновременно определял бы и направление
и интервал данного переноса, но понятие вектора для семиклассников неизвестно,
поэтому мы вынуждены выделять отдельно направление и величину переноса. В
дальнейшем при решении всех задач па построение методом параллельного переноса
требуем от учащихся указывать как направление переноса, так и расстояние, на
которое перемещается каждая точка фигуры.
Метод подобия.
1. Понятие о подобии фигур в
курсе геометрии VIII класса обычно иллюстрируется
многочисленными примерами подобных фигур, встречающихся в быту, в науке
и технике. Используется и имеющийся у учащихся опыт применения подобия при
изготовлении планов и карт на уроках географии; при проведении мензульной
съемки, если она была проведена до изучения этой темы; при выполнении рабочих
чертежей на уроках черчения; при разметке деталей в школьных мастерских по
чертежам, выполненным в некотором масштабе.
Для лучшего усвоения
метода подобия при изучении теоретического материала необходимо проводить подготовительную
работу, в частности, разъяснять, хотя бы в простейших случаях (треугольники,
параллелограммы), условия, определяющие форму фигуры с точностью до подобия.
Так как учащиеся должны уметь выполнять построения вспомогательных фигур,
подобных искомым, то нужно повторить изученные ранее методы и приемы
геометрических построений, в особенности, метод геометрических мест, что можно
сделать при изучении пропорциональности отрезков в связи с новым материалом.
Учащиеся, повторив
материал, относящийся к методу геометрических мест, легче воспринимают метод
подобия. При решении задач методом подобия, как и при решении задач методом
геометрических мест, отбрасываем одно из условий, в результате чего задача
становится неопределенной. Ее решением при применении метода геометрических
мест является бесконечное множество точек, удовлетворяющих оставшимся условиям,
а в случае метода подобия получаем бесконечное множество фигур, объединенных
одним свойством; все они подобны искомой фигуре. Взяв одну из них, мы с помощью
подобного преобразования, учитывая ранее отброшенное условие, получаем искомую
фигуру. Эта аналогия помогает лучше усвоить метод подобия.
2. При изучении
понятия «центр подобия» и при построении многоугольника, подобного данному,
разъясняем учащимся, что соответственные точки всегда лежат на одной прямой,
проходящей через центр подобия, а прямая, не проходящая через центр подобия,
преобразуется в параллельную ей прямую. После того как учащиеся ознакомятся с
построением многоугольника, подобного данному, разбираем сущность метода
подобия, решая несложную задачу, в которой были бы ярко выражены характерные
признаки этого метода. Например: «Построить треугольник, знай два его угла А
и С и высоту hb».
Эту
задачу можно решить различными способами, например методом параллельного
переноса или методом геометрических мест. Разобрав предлагаемые учащимися
решения и повторив сущность применяемых методов, указываем на возможность решения
еще одним способом: с применением подобия фигур.
Если
не учитывать высоту искомого треугольника, то по двум данным углам мы можем
построить бесконечное множество треугольников, но все они
будут подобны искомому. Построим один из них, например
треугольник А1В1С1 (рис. 50).
Рис.
50
Чтобы выяснить, будет
ли он искомым, проведем высоту BlD1 и
сравним ее с данной высотой. В общем случае полученная высота не будет равна
данной. Если, например, BlD1 меньше данной высоты в два раза, значит, и
стороны треугольника нужно увеличить в два раза, ибо сходственные высоты в
подобных треугольниках относятся как сходственные стороны. Если высота BlD1 больше данной в несколько раз, тогда нужно
во столько же раз уменьшить и стороны треугольника. Следовательно, треугольник А1В1С1 нужно
подобно преобразовать так, чтобы высота была равна данному отрезку hb, для чего достаточно определить
коэффициент подобия и выбрать центр подобия. Коэффициент подобия равен
отношению данной высоты к настроенной высоте BlD1, то есть .
За центр подобия выберем, например, точку B1, тогда очень легко построить точку, соответствующую точке D1, для чего достаточно отложить отрезок B1D =
hв. Проведя прямую СА || С1А1,
получим искомый треугольник АВ1С, который действительно
удовлетворяет всем условиям задачи.
Построения,
выполняемые с применением транспортира и треугольника, просты, доказательство
и исследование элементарны, и все внимание учащихся концентрируется на
уяснении сущности нового для них способа решения задач на построение.
Повторяем решение
задачи: не учитывая высоты, по данным углам построили треугольник, подобный
искомому; учитывая затем заданную высоту, подобно преобразовали построенный
треугольник в искомый. Такой способ решения задачи называется методом подобия.
Этим методом можно решать лишь такие задачи па построение, условия которых
можно разбить на две части, одна из которых определяет фигуру с точностью до подобия
(два утла треугольника), а вторая часть условия определяет размеры фигуры
(высота).
Таким образом, метод
подобия при решении задач на построение состоит в следующем; отбросив условие,
определяющее размеры фигуры, по оставшимся условиям строим фигуру, подобную
искомой; учитывая затем ранее отброшенное условие, подобно преобразовываем
построенную фигуру в искомую.
Алгебраический метод.
1. Одним из важных
методов, применяемых в школьном курсе геометрии, является алгебраический метод
решения задач на построение. Уже в VI-VII классах учащиеся неоднократно применяли алгебру при решении
задач вычислительного характера и задач на доказательство с целью упрощения
решения. Алгебра дает очень удобный и хороший способ решения геометрических
вопросов аналитическим путем.
В VI
классе целесообразно рассказать, что некоторые сведения по алгебре были известны
еще в глубокой древности, но вопросы алгебры не отделялись от вопросов арифметики
и геометрии. Позже греческие ученые, такие, как Пифагор, Евклид, которые занимались
преимущественно геометрией, получили значительные результаты и в алгебре. Но
многие алгебраические тождества доказывались ими геометрически. На доске в
качестве примера иллюстрируем доказательство тождества: (a + b)2 = a2 + 2ab + b2 (рис. 56).
Рис. 56
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|
|