бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений бесплатно рефераты

Рефлексия: от родителя к родителю передается клубочек. Когда он находится в чьих-то руках, он продолжает фразу “Работая с группой, я понял(а), что …”.

Так же был проведен ряд занятий родителей вместе с подростками. Были использованы следующие методики.

Процедура тренинга "Близнец издалека"

Название. Процедура психологического тренинга "Близнец издалека"

Предназначение.

Эта методика предназначена для рефлексии ценностно-смысловой сферы личности, выявления ведущих ценностных ориентаций в жизни человека.

Психолог предлагает участнику (или участникам) представить существование брата-близнеца (или сестры близнеца), о котором раньше он ничего не знал. Предлагается ответить на вопрос о том, какие обстоятельства жизни близнеца могут вызвать зависть, и максимально детально записать эти обстоятельства.

Данная вымышленная, но вполне понятная для испытуемого ситуация побуждает его к раскрытию основных жизненных ценностей. К раскрытию в таком качестве, в котором они есть.

Желательно, чтобы перед проведением данной процедуры участники были довольно хорошо "разогреты": у них не было зажатости и хорошо работала фантазия.

Процедуру можно проводить как в индивидуальной работе с клиентами, так и в программе группового тренинга. Процедура может проделываться и в парах, и в виде эксперимента с последующим анализом.

Процедуру желательно проводить в спокойной, располагающей к фантазированию, обстановке: можно приглушить свет, включить спокойную музыку и т.п.

Инструкция для мужчин.

Представьте, что Вы узнали о существовании своего брата-близнеца. Вас разлучили ещё в младенчестве. Теперь он живёт далеко, но вот приехал к Вам в гости. Вы разговорились, много узнали друг о друге. В чём-то Вы позавидовали брату.

Вопрос. Что могло вызвать у Вас эту зависть, какие обстоятельства жизни брата?

Смело пишите всё, что приходит в голову. Если Вы представите эту сцену во всех деталях, то Вам будет легче ответить на этот вопрос. Попробуйте представить как выглядит Ваш брат-близнец, во что он одет, какая причёска и т.д. Представьте как и что он говорит, его индивидуальные манеры поведения. Представьте и то, как Вы завидуете и - может быть - как Вы злитесь.

Выпишите на лист бумаги всё то, что могло бы вызвать зависть. Старайтесь писать конкретно, не ограничиваясь общими фразами вроде "Успех в жизни" или "Счастье в личной жизни".

Инструкция для женщин.

Представьте, что Вы узнали о существовании своей сестры-близнеца. Вас разлучили ещё в младенчестве. Теперь она живёт далеко, но вот приехала к Вам в гости. Вы разговорились, много узнали друг о друге. В чём-то Вы позавидовали сестре.

Вопрос. Что могло вызвать у Вас эту зависть, какие обстоятельства жизни сестры?

Смело пишите всё, что приходит в голову. Если Вы представите эту сцену во всех деталях, то Вам будет легче ответить на этот вопрос. Попробуйте представить как выглядит Ваша сестра-близнец, во что она одета, какая причёска и т.д. Представьте как и что она говорит, её индивидуальные манеры поведения. Представьте и то, как Вы завидуете и - может быть - как Вы злитесь.

Выпишите на лист бумаги всё то, что могло бы вызвать зависть. Старайтесь писать конкретно, не ограничиваясь общими фразами вроде "Успех в жизни" или "Счастье в личной жизни".

Вопросы для обсуждения.

1. Не кажется ли вам, что те обстоятельства, которые могут вызвать зависть в нас, и есть наши истинные ценности?

2. Как вам кажется, зависть это плохое чувство? Может ли быть хорошая зависть?

3. Вы не против, если мы сейчас все вместе пожелаем Вам того, что у Вас получилось?


Упражнение "10 заповедей"


Цель упражнения: помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.

Участников просят придумать 10 заповедей - неких общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком. Ведущий на этом этапе записывает каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны дается задание проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее ценную из оставшихся девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует на доске или ватмане.

"Семейная гостиная"

Цель: Укрепление связи с семьей посредством разнообразных нетрадиционных форм работы с родителями.

Задачи:

Формировать представление у детей о семье как о группе людей, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Способствовать родителям находить контакт с детьми.

Оборудование:

магнитофон;

аудиозаписи мелодий песни “Родительский дом ”, “Загляните в семейный альбом ”,

таблички с фамилиями участников команд;

костюмы для танцевальных номеров

бумага, ручки для команд и жюри; жетоны; призы для команд;

мультимедийный проектор, экран;

Звучат музыкальные композиции “Родительский дом”, “ Загляните в семейный альбом”.

Участники, зрители и гости занимают свои места. На экране – название мероприятия

“Семейная гостиная”.

Участвуют 3 семьи (мама, папа и ребенок). У каждой команды – капитан, эмблема.

Жюри оценивает результаты каждого тура.

Ведущий 1. Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые взрослые!

Ведущий 2. Здравствуйте!

Ведущий 1. Мы рады видеть вас в нашем зале на празднике – конкурсе

“Семейная гостиная”

Ведущий 2. Семья – самое главное в жизни каждого человека. Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Мы знаем, что семья – это самая надежная опора. Мы надеемся, что вы будете единой командой, единой семьей.

Ведущий 1. Давайте познакомимся с нашими семьями.

Ведущий 2. Первый конкурс “Давайте познакомимся”.

Задание классным руководителям – представить семью из своего класса.

Ведущий 1. Конкурс “ Герб моей семьи”.

Во времена Средневековья зародилась традиция изображать герб своей семьи. Во многих английских семьях до сих пор чтят эту традицию.

Мы предлагаем вам придумать и нарисовать герб вашей семьи.

(Пока наши семьи работают вашему вниманию музыкальная пауза.)

Ведущий 2. Слово жюри.

Ведущий 1. Конкурс пословиц.

В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. По необходимости один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

И мы думаем, что в ваших семьях, дорогие наши участники тоже все хорошо.

О таких семьях народ сложил пословицы. Расшифруйте их.

1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС

2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В

Ответы.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Ведущий 1. Следующий конкурс “Заветный рецепт моей семьи”.

Любимое занятие наших мам – на кухне творить чудеса. У каждой семьи свои рецепты пирожков, блинов, тортов. Ах, какая вкуснятина! Приглашаем наших мам продемонстрировать свои кулинарные шедевры.

Ведущий 2. Пока жюри подводит итоги вашему вниманию музыкальная пауза.

Ведущий 1. Слово жюри.

Ведущий 2. Конкурс “ Семейные увлечения”.

Разные люди, разные увлечения. Кто-то спортом занимается, кто-то пишет стихи, кто-то рисует, а кто-то вышивает бисером. Сейчас наши семьи познакомят нас со своим миром увлечений.

Ведущий 1. Приступаем к последнему конкурсу “ Минута славы”, приглашаем на сцену наши семьи, показать свои таланты.

Ведущий 2. Вот и закончились наши конкурсы. Жюри подводит итоги. А мы хотим подарить нашим самым смелым семьям музыкальные подарки. (Мини – концерт)

Слово жюри.

Награждение семей дипломами и подарками.

Мероприятие заканчивается чаепитием родителей и детей.

После проведенных занятий нами было проведено повторное исследование детско – родительских отношений в первой группе. Результаты повторного исследования представлены в таблице №2.12.

Таблица №2.12. Результаты повторного исследования детско - родительского отношения в первой группе.

Семьи

1шкала «принятие - отвержение»

2 шкала

«кооперация»

3шкала «симбиоз»

4шкала «Авторитарная гиперсоциализация»

5 шкала

«Маленький неудачник»

Сырой балл

ранг

Сырой балл

ранг

Сырой балл

ранг

Сырой балл

ранг

Сырой балл

ранг

1

8

12,02

7

31,19

2

39,06

1

13,86

0

14,55

2

5

0

9

80,93

1

19,53

0

4,41

0

14,55

3

6

0,63

6

19,22

3

57,96

1

13,86

1

45,57

4

9

31

9

80,93

1

19,53

2

32,13

1

45,57

5

11

68,35

6

19,22

6

92,93

2

32,13

2

70,25

6

4

0

9

80,93

1

19,53

0

4,41

0

14,55

7

7

3,79

9

80,93

3

57,96

1

13,86

1

45,57

8

5

0

9

80,93

1

19,53

0

4,41

0

14,55

9

7

3,79

9

80,93

3

57,96

1

13,86

1

45,57

10

2

0

9

80,93

2

39,06

0

4,41

0

14,55

11

5

0

7

31,19

3

57,96

3

53,87

2

70,25

12

6

0,63

8

48,82

1

19,53

1

13,86

0

14,55


Для родителей данной группы детей характерны высокие баллы по шкале кооперация 69,4, средние баллы по шкале симбиоз 47,9, низкие баллы по шкалам авторитаризм 16,6 и инвалидизация 38,8.

На рисунке 2.6. представлены сравнительные результаты исследования родительского отношения первой группы до и после проведения занятий.


Рис. 2.6. Сравнительные результаты исследования родительского отношения первой группы до и после проведения занятий.


После проведения коррекционной программы изменились показатели детско – родительских отношений в исследуемой группе.

У родителей отмечаются высокие показатели по шкале социальной желательности, низкие показатели по шкале отвержения, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация.

Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Родителям не присущ авторитаризм в отношениях с ребенком.

Проведем математическую обработку полученных результатов. Для этого применим критерий U Манна – Уитни.

Н0 – показатели отвержения у родителей выше при первом исследовании, чем при втором.

Н1 –показатели отвержения у родителей выше при втором исследовании, чем при первом.

Uэмп = .5 Uкр(<=0.05)= 189 Uкр(<=0.01)= 158


Различие между выборками Х и Y по уровню признака значимо на уровне значимости <=0,01, выборка Х превосходит выборку Y

Среднее по Х = 20.13043 Среднее по Y = 5.913043

Н0- принимается, Н1 – отвергается. Таким образом, мы можем сказать, что у родителей при повторном исследовании наблюдается рост показателя «принятие» по отношению к ребенку.

Рассмотрим изменение показателя «авторитаризм в отношениях».

Н0 – показатели авторитаризма у родителей выше при первом исследовании, чем при втором.

Н1 –показатели авторитаризма у родителей выше при втором исследовании, чем при первом.

Uэмп = 14.5 Uкр(<=0.05)= 189 Uкр(<=0.01)= 158


Различие между выборками Х и Y по уровню признака значимо на уровне значимости <=0,01, выборка Х превосходит выборку Y

Среднее по Х = 3.913043 Среднее по Y = 1

Н0- принимается, Н1 – отвергается. Таким образом, мы можем сказать, что у родителей при повторном исследовании наблюдается значительное снижение показателя «авторитаризма в отношениях» по отношению к ребенку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11