бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений бесплатно рефераты


50% подростков имеют высокий уровень по шкале цели в жизни, их планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Средние баллы по шкале «цели в жизни»30% подростков характеризуют наличие адекватных целей в будущем, которые придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Стоит обратить внимание на то, что 20% подростков обучающихся раздельно имеют низкие результаты по данной шкале.

По шкале «Процесс жизни» большинство подростков имеют средние баллы, что говорит об удовлетворенности подростков своей жизнью.

По шкале «результативность жизни» в этой группе также выявлены низкие и средние показатели. По нашему мнению, это свидетельствует о негативной оценке прожитого отрезка времени.

По двум показателям локус-контроля подростки убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Они представляют себя сильной личностью, обладают достаточной свободой выбора. Достаточно высокие баллы по шкале «Процесс жизни» характеризует их как личностей гедонического типа, подростки убеждены, что они способны контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их в жизнь.

Таблица №2.8. Показатели теста СЖО подростков второй группы.

Шкалы

Уровни

низкий

средний

высокий

Цели в жизни

-

45%

55%

Процесс жизни

10%

55%

35%

Результативность жизни

-

60%

40%

Локус контроля -Я

-

45%

55%

Локус контроля жизнь

10%

65%

25%


Высокие баллы по шкале «Локус контроля-Я» и «Цели в жизни» характеризуют их более сильными и обладающими свободой выбора, для этого, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Подростки этой группы склонны позитивно оценивать прожитую часть жизни, в это время определяются новые цели. Они способны жить «настоящим», жизнь воспринимается ими во всей полноте, эмоционально насыщена, наполнена смысла. Они свободно принимают решения и воплощают их в жизнь.


2.2 Анализ факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений


По результатам исследования, нами был собран и синтезирован ряд данных. В ходе исследования нами были изучены особенности родительского отношения. По результатам исследования семьи были разделены на 2 группы с негативными и позитивными проявлениями родительского отношения.

Родители первой группы подростков воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. Родители не заинтересованы в делах и планах ребенка, не помогают ребенку, не сочувствует ему. Родители низко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка. Они не поощряют инициативу и самостоятельность ребенка. Родители не доверяют ребенку, стараются занять противоположную позицию в спорных вопросах. Родители не ощущают себя с ребенком единым целым. Родители требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

В родительском отношении данных родителях имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родители старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Для родителей данной группы характерен авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Родители второй группы уважают индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Родителям не присущ авторитаризм в отношениях с ребенком.

Проведем математическую обработку полученных результатов. Для этого применим критерий U Манна – Уитни.

Н0: у родителей первой группы показатели отвержения выше, чем у родителей второй группы.

Н1: у родителей второй группы показатели отвержения выше, чем у родителей первой группы.

Uэмп = 0 Uкр(<=0.05)= 31 Uкр(<=0.01)= 22


Различие между выборками Х и Y по уровню признака значимо на

уровне значимости<=0,01, выборка Х превосходит выборку Y


Среднее по Х = 27.25 Среднее по Y = 15.42857


Н0 – принимается, Н1 – откланяется. Таким образом, показатели отвержения у родителей второй группы ниже, чем показатели отвержения у родителей первой группы.

Рассмотрим соотношение показателей кооперации у родителей первой и второй группы.

Н0 : у родителей первой группы показатели кооперации выше, чем у родителей второй группы.

Н1: у родителей второй группы показатели отвержения выше, чем у родителей первой группы.

Uэмп = 0 Uкр(<=0.05)= 36 Uкр(<=0.01)= 26


Различие между выборками Х и Y по уровню признака значимо на уровне значимости <=0,01, выборка Y превосходит выборку X

Среднее по Х = 1.444444 Среднее по Y = 4.785714

Н1 – принимается, Н0 – откланяется. Таким образом, показатели кооперации у родителей второй группы выше, чем показатели кооперации у родителей первой группы.

Рассмотрим соотношение показателей авторитарной гиперсоциализации у родителей первой и второй группы.

Н0 : у родителей первой группы показатели авторитаризма выше, чем у родителей второй группы.

Н1: у родителей второй группы показатели авторитаризма выше, чем у родителей первой группы.

Uэмп = 3 Uкр(<=0.05)= 36 Uкр(<=0.01)= 26


Различие между выборками Х и Y по уровню признака значимо на

уровне значимости <=0,01, выборка Х превосходит выборку Y

Среднее по Х = 5.111111 Среднее по Y = 3.142857

Н0 – принимается, Н1 – откланяется. Таким образом, показатели авторитаризма у родителей первой группы выше, чем показатели авторитаризма у родителей второй группы.

Рассмотрим соотношение показателей инвалидизации у родителей первой и второй группы.

Н0 : у родителей первой группы показатели инвалидизации выше, чем у родителей второй группы.

Н1: у родителей второй группы показатели инвалидизации выше, чем у родителей первой группы.

Uэмп = 1 Uкр(<=0.05)= 31 Uкр(<=0.01)= 22


Различие между выборками Х и Y по уровню признака значимо на уровне значимости <=0,01, выборка Y превосходит выборку X


Среднее по Х = 625 Среднее по Y = 5


Н0 – принимается, Н1 – откланяется. Таким образом, показатели инвалидизации у родителей второй группы ниже, чем показатели инвалидизации у родителей первой группы.

На основании проведенного исследования мы можем сделать заключение о том, что с детьми и родителями первой группы необходимо проведение коррекционных занятий, способствующих установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Изучение ценностных ориентаций в первой группе подростков показало следующее. В структуре значимых целей (ранговые места с 1 по 6) первое место занимает «материальная обеспеченность в жизни». «уверенность в себе» оказывается на втором месте, далее следует «здоровье». Эта ценность понимается как потребность личностном становлении, самореализации в жизни. «Продуктивная жизнь» находится на пятом месте.

Отвергаемыми ценностями (ранговые места с 7 по 12) для подростков с раздельным типом обучения становятся: «счастливая семейная жизнь», «общественное признание», «интересная работа», «наличие друзей», «развитие», «жизненная мудрость».

В число индифферентных ценностей (ранговые места с 13 по 18) попадают ценности «свобода», «творчество», «познание», «развлечения», «счастье других», «красота природы и искусство».

Отметим, что у данной группы подростков материально обеспеченная жизнь и активная деятельность – это важные факторы самосовершенствования и самореализации, прибавляющие уверенности в себе, поскольку данная ценность находится в непосредственной ранговой близости с ценностью «продуктивная жизнь», что свидетельствует об интересе к профессиональному росту и социализации.

В I группе в блоке значимых ценностей-средств оказываются: «твердая воля», «эффективность в делах», «независимость», «самоконтроль», «рационализм», «исполнительность». В блоке отвергаемых – «высокие запросы», «воспитанность», «образованность», «честность», «непримиримость к недостаткам», «жизнерадостность».

В числе значимых ценностей подростков второй группы оказывается наличие хороших и верных друзей и интересная работа. В число индифферентных ценностей попадают такие ценности как «активная деятельная жизнь», «жизненная мудрость», «уверенность в себе», «свобода», «продуктивная жизнь», «познание».

Отвергаемыми являются ценности: «счастье других», «творчество», «развлечение», «развитие», «общественное признание».

Отмечается однородность блока приоритетных инструментальных ценностей. В этом блоке находятся ценности, ответственные за высокую требовательность к себе, что подразумевает более высокую ответственность подростков второй группы. В блок значимых терминальных ценностей включены ценности всех трех уровней: адаптации, социализации, самоакутализации.

При сравнении терминальных ценностей (табл. 2.9.), таких как «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «материальная обеспеченность жизни», «уверенность в себе», нами были выявлены значимые различия между сравниваемыми группами подростков на уровне значимости p≥0,05.

Таблица 2.9. Ранговые места терминальных ценностей в группах подростков с различными типами родительского отношения.

Первая группа подростков

Вторая группа подростков


Общегрупповой показатель

Название ценности

Общегрупповой

показатель

Название ценности

4,65

Здоровье

1,80

Здоровье

8,0

Любовь

4,05

Любовь

8,2

Счастливая семейная жизнь

5,30

Счастливая семейная жизнь

1,75

Материальная обеспеченность жизни

6,30

Материально обеспеченность жизни

9,85

Наличие друзей

7,45

Наличие друзей

9,95

Интересная работа

7,60

Интересная работа

6,25

Активная деятельная жизнь

8,0

Активная деятельная жизнь

11,5

Жизненная мудрость

8,75

Жизненная мудрость

3,45

Уверенность в себе

9,90

Уверенность в себе

12,5

Свобода

10,50

Свобода

7,7

Продуктивная жизнь

10,70

Продуктивная жизнь

13,5

Познание

10,75

Познание

8,6

Общественное признание

10,80

Общественное

признание

10,85

Развитие

11,30

развитие

13,55

Развлечения

13,60

Развлечения

13,1

Творчество

14,25

Творчество

13,75

Счастье других

14,80

Счастье других

15,35

Красота природы и искусство

14,85

Красота природы и

искусство


У подростков второй группы 1 – 4 места занимают здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь.

Подростки же первой группы предпочитают вести себя подчеркнуто активно, поэтому уверенность в себе, активная деятельность и продуктивность жизни у респондентов в блоке значимых ценностей. В данной группе преобладают ценности-цели, отвечающие за активность, уверенность в себе и свободу, т.е. ценности ценности самоутверждения, в отличие от самоактуализирующих ценностей второй группы. Подростки второй группы относят эти ценности в блок индифферентных, но в значимые выносят наличие друзей (5 ранговое место) и интересную работу (6 ранговое место).

Мы считаем, что у подростков с позитивным родительским отношением больше развита потребность во внимании и общении со стороны близких и друзей, у них преобладают ценности личной жизни.

В блок отвергаемых ценностей у подростков обеих групп попали такие ценности как «творчество», «красота природы и искусства», «развлечение», «счастье других».

Таким образом, мы установили, что ценностные ориентации подростков с различными типами родительского отношения различаются.

Сопоставим результаты, полученные в группах подростков по каждой шкале, по результатам исследования по методике СЖО.

Рис. 2.1. Результаты теста СЖО в группах подростков по шкале «Цели в жизни».

55% подростков второй группы имеют высокий результат, что свидетельствует о постановке четкие цели в жизни, в первой группе таких подростков 45%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11