бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений бесплатно рефераты

Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Диплом: Ценностные ориентации учащихся общеобразовательных учреждений

Содержание

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

1.1 Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

1.2 Методики исследования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

2.1 Эмпирический анализ ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

2.2 Анализ факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

2.3 Пути оптимизации ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что человечество на пороге XXI столетия переживает процессы глобальной перестройки, модернизации. В центре этих процессов оказалась Россия, для которой актуальнейшей проблемой является проблема ценностей и ценностных ориентаций. Анализ показывает, что философы, педагоги и психологи сходятся во мнении, что разрушение системы общественных ценностей, характерное для разнообразных "переходных периодов" в социальной истории, само по себе выступает сильнейшим дестабилизирующим для такого "переходного" общества фактором. В такие нестабильные периоды страдает подрастающее поколение. Среди молодежи, особенно среди подростков, усиливаются нигилизм, вызывающее поведение, возникает феномен немотивированной жестокости, растет подростковая преступность, заметно опережая темпы роста правонарушений в других возрастных группах, появляются все новые виды отклоняющегося поведения.

Первоочередная задача "переходных" обществ: восстановление и развитие системы социальных ценностей, направленных на выполнение в обществе стабилизирующего назначения. Становясь ценностными ориентациями людей, они непосредственно входят в структуру личности в качестве мотивов их поведения. Важно выяснить психологические особенности современных подростков и в какой степени можно влиять на их формирование как личности с ценностной мотивацией поведения, с личностно и общественно значимыми ценностными ориентациями.

Изучение проблемы показало, что ценностная проблематика занимает одно из доминирующих мест в тематике исследовательских проектов российских ученых в последние годы, одним из которых явилась работа Д.А. Леонтьева (1996г.), в которой автор попытался систематизировать всё, что до сих пор было написано о ценностях, предложив типологию подходов к ценностной проблематике.

Таким образом, актуальность исследования продиктована противоречиями между:

- потребностью социальной психологии и психологии личности в теоретическом осмыслении феномена ценностных ориентации подростков и недостаточной разработанностью научно-обоснованных концепций реализации данного явления;

- требованиями общества к личности подростков быть максимально способными к самоактуализации в постоянно меняющихся условиях социальной и экономической жизни, и недостаточной разработанностью в отечественной и зарубежной психологии личности проблемы ценностных ориентации подростков.

Данные противоречия актуализируют проблему исследования личностных особенностей подростков и структуры их ценностных ориентаций.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы показал, что ценности личности - это очень сложный, многогранный феномен, определяемый авторами по-разному, порой во «взаимоисключающих и несопоставимых смыслах» (Д.А. Леонтьев): 1) как субъективная значимость каких-то объектов или явлений, способных удовлетворять определенные потребности человека (К.А. Абульханова- Славская, В.А. Василенко, В.П. Тугаринов, А.С. Шаров, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, Г. Оллпорт, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Сержантов и др.); 2) как представления о желательном, как убеждения, как идеалы, эталоны (К. Клакхон, В.Б. Ольшанский, Л.М. Архангельский, О.Г. Дробницкий, А.И. Донцов, М. Рокич, Ш. Шварц и У. Билски, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Д.А. Леонтьев, С.С. Бубнова и др.); 3) как представления о должном, принципы, нормы поведения (В.А. Бодров, Г.В. Ложкин, А.Н. Плющ и др.); 4) как разновидность установок или как аттитюды (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И.Г. Афанасьева, У. Томас, Ф. Знанецкий, Н.А. Кириллова и др.); 5) как элементы мотивации наряду с потребностями и мотивами (Э. Фромм, А. Маслоу, В.Г. Морогин и др.).

Но, несмотря на многообразие подходов к трактовке ценностей, мнения большинства авторов сходятся в том, что индивидуальные ценности являются важнейшими, ядерными компонентами структуры личности, обусловливающими направленность личности, ее активность, устойчивость, целостность «Я», мировоззрение и т.д.

Будучи главными конституирующими компонентами личности, ценностно-смысловые ориентации обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие внутреннего мира личности и внешнего мира, следовательно, они влияют на образ жизни, на то, как субъект проявляет себя в различных сферах жизни и деятельности, в том числе в семейной жизни.

Объект исследования - ценностные ориентации.

Предмет исследования - ценностные ориентации учащихся общеобразовательных учреждений.

Целью нашего исследования является изучение ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.

Достижение поставленной цели достигалось путем решения следующих задач:

1.                 Разработать теоретико – методологические основы исследования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.

2.                 Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.

3.                 Разработать пути оптимизации ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют различия в ценностных ориентациях подростков с различными типами родительского отношения; основными путями оптимизации ценностных ориентаций учащихся является социально - психологический тренинг.

Методологической базой исследования являются научные концепции о личности, ценностях и ценностных ориентациях, их месте в ее структуре и развитии, роли различных факторов в становлении ценностных ориентации.

Методы исследования. Разные этапы исследования подразумевали применение следующих методов:

- изучение научно-теоретических источников, имеющих отношение к избранной теме;

- наблюдение, беседа;

- комплекс тестовых методик: тест СЖО Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптированный Д.А. Леонтьевым; тест ценностных ориентации М. Рокича, адаптированный А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым и модифицированный Д.А. Леонтьевым; тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием компьютерной программы «STADIA» версия 6.0.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении существующих взглядов и научных точек зрения по рассматриваемой проблеме.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы практическими психологами и педагогическими работниками, оказывающими психолого-педагогическую помощь подросткам.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивались общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, репрезентативностью выборки, использованием валидного психодинамического инструментария и статистической обработки данных с последующей психологической интерпретацией (корреляционный, анализ с использованием критерия U Манна – Уитни, определение критерия Стьюдента для установления достоверности различий).

Эмпирическая база: исследование проводилось на базе школы им. Максима Горького, с апреля по октябрь 2010 года. В исследовании приняли участие 30 подростков, возраст 15-16 лет.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Положения, выносимые на защиту:

1.  Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

2.  Типы родительского отношения являются важным фактором, влияющим на формирование ценностных ориентаций подростков.

3.  Социально–психологический тренинг выступает эффективным инструментом оптимизации ценностных ориентаций подростков.

ценностная ориентация учащийся

Глава I. Теоретико–методологические основы исследования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

1.1           Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Изучение проблемы ценностных ориентации личности представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке — философии, социологии и психологии.

Понятие «ценностные ориентации» неразрывно связано понятием личность, поскольку тесно соприкасается с изучением человеческого поведения, побуждений и мотивов.

Понятию «ценность» авторами психологического словаря А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским [71] придается несколько значений, в зависимости от рассматриваемой проблемы:

1. Ценность как общественный идеал (выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни), - это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.

2. Ценности, предстающие в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков.

3. Социальные ценности преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.

Понятию «ценность», как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах.

Так, Э. Фромм отмечает, что нельзя игнорировать то, что человеку присуща потребность искать ответы на вопросы о смысле жизни и определять нормы и ценности, в соответствие с которыми нужно жить. Ученый считает, что у каждого человека имеется потребность в ценностях. Он делит их на две категории. Первая категория – официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности. Вторая категория - действительные, бессознательные (порожденные социальной системой). Вторая группа ценностей является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и образуют иерархию, в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых [81].

По мнению К. Хорни, основной мотивацией человеческих поступков является «коренная тревога» - фиксированное внутреннее свойство психической деятельности. Исходя из этого, в более поздних работах она разделила эти потребности на три группы. Первая группа – движение к людям (потребность в любви). Вторая группа – движение от людей (потребность в независимости). Третья группа – движение против людей (потребность в силе). Каждая из этих групп представляет собой базовую ориентацию по отношению и к себе [80].

Иной подход к проблеме ценностных ориентаций структуре личности сложился в «понимающей психологии». Э. Шпрангер, развивая учение В. Дильтея о том, что задача психологии состоит в раскрытии смысловой сферы личности, ценностных ориентаций, считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она (личность) познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. Исходя из этого, Шпрангер выделяет шесть типов личности:

1. Теоретический человек – основная ценность – поиск истины.

2. Экономический человек – основной акцент делается на полезные и практичные ценности.

3. Эстетический человек – наивысшей ценностью считается стиль и гармония, окружающая действительность воспринимается и оценивается с точки зрения изящества и соответствия ситуации.

4. Социальный человек - главная ценность - это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству.

5. Политический человек - основная ценностная направленность на личную власть, влияние, известность, не ограниченную сферой политики.

6. Религиозный человек - ценностная ориентация в поиске смысла жизни, высшей духовной силы [79].

Выделенные типы показывают наличие различий не по психофизиологическим параметрам, а по ценностным ориентациям человека. Эти типы трактуются Э. Шпрангером как универсалии человеческой природы, т.е. абстрактно - метафизически.

Проблема регулятивной роли высших ценностей - смысловых образований, рассматривается представителями гуманистического направления.

Центральным звеном теории личности Абрахама Харольда Маслоу является самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которая является высшей ступенью в иерархии потребностей. А. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности [9]. Он допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Чем ниже расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Автором были выделены две группы ценностей:

Б - ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилий, игра, самодостаточность).

Д - ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой-либо потребности, на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Маслоу не обращается эксплицитно к Д - ценностям.

С точки зрения Л. Хьелла, Д. Зиглера: «чем глубже человек познаёт свою природу, желания своего внутреннего «Я», свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, чем отчётливее он осознаёт, что на самом деле доставляет ему радость, тем легче, естественнее будет решена им проблема ценностного выбора» [81].

В созданной В. Франклом теории логотерапии и экзистенциального анализа центральным звеном выступает понятие смысла жизни. Франкл считает, что «...важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент» [84]. Согласно автору, смысл жизни можно обнаружить тремя путями:

1. Совершая подвиг.

2. Переживая ценности.

3. Путем страдания.

Исходя из этого, выделяются три группы ценностей (ценности - смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории). Первую группу составляют ценности творчества - наиболее естественные и важные, но не необходимые. Основным путем реализации является труд. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность. Вторая группа - это ценности переживания. По мнению В. Франкла, богатым ценностным потенциалом обладает любовь. «Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности». Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни. С точки зрения В. Франкла, наиболее значимыми являются ценности отношений. Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Ценности отношения делятся на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти. В отличие от экзистенционалистов, Франкл рассматривает эти категории с оптимистической позиции «...нет трагических и негативных аспектов, которые не могли бы по средством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения» [84].

Таким образом, ценностные ориентации как предмет психологического исследования базируются на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания.

Представление о системе ценностей личности как иерархии убеждений получило распространение в американской социальной психологии. По мнению М. Рокича, ценности определяются как: «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [53, с.47]. Ценности характеризуются следующими признаками:

1.   Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11