Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений
У родителей отмечаются
высокие показатели по шкале социальной желательности, низкие показатели по
шкале отвержения, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация.
Таким
образом, проведенная нами работа показала свою эффективность и позволила
улучшить детско – родительские отношения.
Повторное исследование
особенностей ценностных ориентаций первой группы подростков показало, что
ценностные ориентации подростков первой группы изменились. В структуре значимых целей (ранговые
места с 1 по 6) первое место занимает «счастливая семейная жизнь» эта ценность
понимается как потребность во внимании и эмоционально близких отношениях.
«Любовь» оказывается на втором месте, как одно из необходимых условий теплых
отношений с близкими, далее следует «здоровье».
Отвергаемыми ценностями
является «материальная обеспеченность жизни», «общественное признание» это
говорит о том, что подростки не считают материальное выше духовного, им в
большей степени важны отношения с близкими.
Мы считаем, что у
подростков, после проведения социально – психологического тренинга увеличилась
потребность во внимании и поддержке со стороны близких и друзей. Выделенные
особенности ценностных ориентаций подростков при повторном исследовании
включают ценности социализации и адаптации. Тогда как при первом исследовании у
подростков преобладали ценности самоактуализации. Подростки выделяют ценности
личной жизни. Необходимо обратить внимание, что центральная ценность в данной
группе – любовь. Для данной группы подростков характерна неотъемлемая связь
счастливой семейной жизни, основанной на любви и здоровье.
Таким образом, гипотеза
исследования подтвердилась, действительно существуют различия в ценностных ориентациях подростков с
различными типами родительского отношения. Проведение коррекционной работы по
оптимизации родительского отношения способствовало оптимизации ценностных
ориентации подростков.
Список использованной литературы
1.
Абрамова Г.С.
Введение в практическую психологию. М., 1994. - 237 с.
2.
Алексеев В.Г.
Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.
3.
Алексеева В.Г.
Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности //
Психологический журнал. 1984. Т.5. №5. С. 63 - 70.
4.
Альманах
психологических тестов. М: "КПС", 1995. - 400 с.
5.
Ананьев Б.Г.
Избранные труды: В 2 т., Т. 1. М., 1980. – 232 с.
6.
Ананьев Б.Г.
Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. – 338 с.
7.
Ананьев Б.Г. О
проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2002. - 344 с.
8.
Анастази А. Психологическое
тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. В 2 т. М., 1985.
9.
Анурин В.Ф. Ценностные
ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы.
Подготовка специалистов для народного хозяйства. //Сборник научных трудов.
Горький, 1982. - С. 116 - 129.
10. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание
// Педагогика 1999г. - №4 с. 117-121.
11. Артюхова И. Ценности – цели
подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем
// Директор школы. – 2001. – №10. – С.84–87.
12. Асеев В.Г. Мотивация поведения и
формирование личности. Москва, Мысль 1976.
13. Барабанщиков Б.А. Системная
организация и развитие психики //Психологический журнал.-2003.-№1.-С.28-38.
14. Беляева Т.Б. Изучение половых и
возрастных особенностей в представлениях о ценностях человека // Ежегодник РПО,
т. 1, Вып. 2. М., 1995. - С. 102 - 103.
15. Березин Ф.Б. Психическая и
психофизическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. - с. 270.
16. Бобнева М.И. Социальные нормы и
регуляция поведения. М., 1978. – 312 с.
17. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные
ценности и личностные предпосылки субъекта // Психологический журнал. 1993. Т.
14. №5. С. 99 - 105.
18. Варга А.Я. Структура и типы
родительского отношения // Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1987. – 15
с.
19. Волков Б.С. Психология юности и
молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.-256с.
20. Выготский Л.С. Вопросы детской
психологии. М., 1997.
21. Выготский Л.С. Педагогическая
психология. –М., 1991. – 512 с.
22. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика
ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) //
Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.96–105.
23. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с
ребенком. Как? — М.: МАСС МЕДИА, 1995. – 210 с
24. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Лапочкина
М.В. Самоактуализационный тест. М., 1995. – 44 с.
25. Гордон Т. Повышение родительской
эффективности / Популярная педагогика. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. – 188 с.
26. Гудачек Я. Ценностная ориентация
личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и
развитие личности. М., 1989. С. 102 - 109.
27. Дербенев Д.П. Социальная адаптация
детей . М.: Социальный журнал №1/2. 1997.
28. Диагностическая и коррекционная
работа школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной, -М., 1987. – 241 с.
29. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М, 1978.
- 272с.
30. Дубровина И.В. Школьная
психологическая служба. - М., 1997. – 87 с.
31. Елизарова А.Н. Ценностные ориентации семьи
как фактор родительско-юношеского конфликта // Автореф. дис. … канд. психол.
наук. М., 1995. – 24 с.
32. Залесский Г.Е. Психологические
вопросы формирования личности. М. Мысль 1976.
33. Залесский Г.Е.
Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения. // Вестник МГУ.
Психология 1998 №2 (апрель июнь) с. 58-67.
34. Захарчук А., Есликова Е. Ценности
учащейся молодежи и людей среднего возраста // Специалист. – 1999. – №2. –
С.30–32.
35. Здравомыслов А.Г. Потребности,
интересы, ценности. М., 1986.-222с.
36. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной
психологии. М, 1982 – 128 с.
37. Изучение ценностно-смысловой сферы личности.
Методические рекомендации / Составитель канд. психол. наук, доц. Яницкий М.С.
Кемерово. 1997. - с. 39.
38. Киприянова Е. Жизненные планы,
мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций
старшеклассников. // Экспресс-опыт 1999 - №1 (январь-июнь) с. 34-36.
39. Киприянова Е.В. Исследование
ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности //
Обществознание в школе. – 1999. – №2. – С.50–52.
40. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в
структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии
1999 №6 с. 29.
41. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности
глазами психолога профессиоведа // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №4. -
с. 130-136.
42. Клименко И.Ф. Генезис ценностных
ориентации. Исследование отношения к норме социального поведения на различных
этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных
ориентации и социальной активности личности. М., 1992. - с. 3-12.
43. Кожеурова Н.С. Роль идеала в
становлении жизненной позиции молодежи (теоретический аспект) // Культура.
Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. – М., 2001. – Вып 4, ч.1. – .147–165.
44. Кон И.С. Психология юношеского возраста:
(проблемы формирования личности). М., 1979. - 175 с.
45. Коростылева Л.А. Психология
самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб., 2000. – 292 с.
46. Крайг Г. Психология развития. СПб.,
2000. – 992 с.
47. Крапивская Л.В. Личность и ее
ценностные ориентации. М. 1983.
48. Круглов Б.С. Социальная
направленность личности //Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В.
Дубровиной. М., 1989. - с. 12 - 14.
49. Кузнецов В.М.
Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 1994 с.
144.
50. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание,
личность. М., 2003. – 304 с.
51. Леонтьев Д.А. Методика изучения
ценностных ориентации. М. 1992.-17 с.
52. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных
ориентация (СЖО). М., 1992.-16 с.
53. Леонтьев Д.А., Калашников М.О.,
Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации //
Психологический журнал. 1993. Т. 14. №1. - с. 150 - 155.
54. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект
общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность
и развитие личности. М., 1989, - 311 с.
55. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические
проблемы психологии. М., 1984. – 448 с.
56. Лукин В. Гадкие лебеди: Жизненные
ценности современной молодежи // Культура. – 2001. – №16. – С.4.
57. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации в
структуре личности. // Межвузовский сборник научных трудов. «Российское
общество: цивилизационные горизонты трансформации». Выпуск 1. Саратов, 2004. С.
96-100 (статья).
58. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации
личности в контексте временной перспективы. // Гуманитарные и
социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика» № 6. Ростов-на-Дону,
издательство РГПУ, 2006. С. 121 – 132 (статья).
59. Мамедова Ж.С. Исследование ценностных
ориентаций личности в контексте временной перспективы. // Психология
индивидуальности. Материалы Всероссийской конференции. Москва, 2006. С. 379-382
(тезисы).
60. Маслоу А. Новые рубежи человеческой
природы. М., 1999. - 425 с.
61. Момов В. Человек, мораль, воспитание (теоретико-методологические
проблемы): Пер. с болт. М., 1994. – 176 с.
62. Моральные ценности и личность / Под
ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаевича. М., 1994. -176 с.
63. Мудрик А.В. Время поисков и решений.
Книга для учащихся. М., 1990 с. 180.
64. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение
человека к Действительности // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,
А.А. Пузырея. М., 1982. - с. 35 - 38.
65. Надирашвили Ш.А. Установка и
деятельность. Тбилиси. 1987. - 361с.
66. Островская К.В. В поисках ценностей.
М., 2000. – 151 с.
67. Панкова Т.А. О становлении
нравственных и гражданских позиций школьников // Социол. исслед. – 2002. – №5.
– С.111–114.
68. Попов В.А., Кондратьева О.Ю.
Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. // Социол.
исслед. – 1999 – №6. – С.96–99.
69. Психология личности. Тексты / Под
ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. - 288 с.
70. Психология развивающейся личности /
Под ред. А.В. Петровского. М, 1987. - 240 с.
71. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А.В.
Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд. М., 1990. - 494 с.
72. Развитие личности ребенка: перевод с англ.
/ Под ред. А.М. Фонарева. М., 1987. – 272 с.
73. Серый А.В. Ценностные ориентации личности
в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов.
Автореф. дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 1996. – 25 с.
74. Серый А.В., Яницкий М.С.
Ценностно-смысловая сфера личности/ Учебное пособие. Кемерово: КемГУ, 1999. –
92 с.
75. Тарасов С.Г. Основы применения
математических методов в психологии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.
Петерберг. ун-та, 1999. – 116 с.
76. Шаграева О.А. Образ жизни семьи и
психическое развитие ребенка раннего возраста // Автореф. дис. … канд. псих.
наук. М. 1995. - 13 с.
77. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных
ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982.
Т. 3. №5. - с. 135-145.
78. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Величковского. В
2-х т. М., 1986. - 408 с.
79. Хмелев Е. Исследование ценностных
ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. – 2001.
– №8. – С.10-13.
80. Хорни К. Невротическая личность
нашего времени. Самоанализ / Общ. ред. Г.В. Бурменской. М, 1993. - 480 с.
81. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные
положения, исследования и применение.). СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с.
82. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности
и современное государство // Государство и право. – 2002. – №2. – С.5–13.
83. Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К
вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982
с. 108-115.
84. Якобсон П.М. Психологические проблемы
мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969.-137с.
85. Яницкий М.С. Ценностные ориентации
личности как динамическая система. Кемерово, 2000. - 204 с.
Приложения
Приложение 1
1.
Тест–опросник
родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина.)
Опросник
состоит из 5 шкал.
1.
"Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к
ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой
он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель
стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и
планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим,
неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в
жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По
большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.
Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2.
"Кооперация"
— социально
желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается
так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь
ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и
творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он
поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на
равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных
вопросах.
3.
"Симбиоз"
- шкала отражает
межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале
можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.
Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком
единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от
трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за
ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.
Тревога
родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу
обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку
самостоятельности никогда.
4.
"Авторитарная гиперсоциализация" — отражает форму и направление контроля за поведением
ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного
родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка
безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем
свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия
ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными
достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями,
чувствами.
5.
"Маленький неудачник" — отражает особенности восприятия и понимания ребенка
родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного
родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и
социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с
реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся
родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не
успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку,
досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается
оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|