бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений бесплатно рефераты

Элементы данной модели могут быть использованы в рамках настоящего исследования. По мнению Б.Д. Парыгина, Д.А. Андреевой и Н.А. Ермоленко, адаптацию и социализацию необходимо рассматривать как единый процесс взаимодействия личности и общества, включающий в себя и биологический компонент.

Процесс самоактуализации личности отличается от адаптации и социализации. По мнению К. Роджерса, такой отличительной особенностью является внутренний рост или развитие. В. Франкл говорил об осуществлении личностного смысла как об альтернативе адаптации и идентификации. Самоактуализация в теории А. Маслоу означает стремление к самоосуществлению и самовыражению, это является основной потребностью человека. Самоактуализирующаяся личность имеет большую «свободу воли», менее детерминирована извне, чем обычные люди [62]. Такие люди активны, более автономны и способны к самостоятельным решениям и самоуправлению.

Результаты проведенного в первой главе теоретического анализа сущности, структуры, источников и психологических механизмов формирования и развития системы ценностных ориентации личности позволяют сделать вывод о том, что ценностные ориентации индивида носят динамический характер. Кризисы развития, значимые жизненные ситуации, например, создание семьи, рождение ребенка и пр., оказывают влияние на систему ценностей личности. Анализ литературы позволил определить ценностно-смысловые ориентации как важнейшие компоненты внутреннего мира личности, представляющие собой индивидуальное преломление общественных ценностей, заключающиеся в убеждениях человека в желательности тех или иных целей или способов поведения. Принятие ценностей общества в качестве своих собственных предполагает включение их в личностный смысловой контекст.

Личностные ценности являются источником жизненных целей и смыслов (в том числе и смысла жизни), источником саморазвития и личностного роста. Можно констатировать, что, несмотря на отдельные экспериментальные исследования, проблема изменения структуры ценностных ориентации под влиянием тех или иных обстоятельств недостаточно разработана как отечественными, так и зарубежными психологами.


1.2           Методики исследования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Для исследования системы ценностных ориентации подростков нами была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), разработанная в 1973 году и адаптированная А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым (см. Приложение 2). В нашем исследовании использовалась форма "Е", модифицированная Д.А. Леонтьевым [53]. Методика основана на приеме прямого ранжирования терминальных (ценностей - целей) и инструментальных ценностей (ценностей - средств). Испытуемому предъявлялись два списка по 18 ценностей в каждом, отпечатанные на листах бумаги в алфавитном порядке, и предлагалось поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18 по степени их субъективной важности. Для конкретизации критериев ранжирования испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемым предлагалось оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.

Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы: предпочитаемые, значимые (ранги с 1 по 6), индифферентные, безразличные (с 7 по 12) и отвергаемые, незначимые (с 13 по 18 ранги иерархии).

Для получения групповых результатов для каждой из ценностей подсчитывалось среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы, а затем полученные усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировались в порядке возрастания: ценности с наименьшим рангом приписывался вторичный ранг 1, следующей 2 и т.д. Результатом этой процедуры являлась групповая иерархия ценностных ориентации, представленная в той же форме, что и индивидуальные результаты.

К качественным результатам (непараметрическим), полученным по методике Рокича (ценностные ориентации), невозможно применять статистические методы, которые используются к количественным (числовым) показателям. Для непараметрических данных использовался типологический анализ: процедура кластерного анализа. Данный метод анализа позволяет разбить изучаемую совокупность объектов на группы «схожих» объектов, которые и будут кластерами. При типологическом анализе учитывалось Евклидово расстояние и использовался метод полной связи.

Для исследования родительского отношения нами был использован тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал (см. Приложение 1).

Ценностно-смысловой аспект подростков исследовался с использованием теста смысложизненных ориентации (СЖО) (см. Приложение 3), разработанного и адаптированного Д.А. Леонтьевым на основе теста PIL (PIL -Purpose in Life) Дж. Крамбо (J.S. Crumbaugh) и Л. Махолика (L.T. Maholick) [54]. Методика была создана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии в 1964г. Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) и пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:

- субшкала 1 («Цели в жизни») - характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие у исследуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу;

- субшкала 2 («Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни») - определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом; содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить;

- субшкала 3 («Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией») - измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько прожитая ее часть была продуктивна и осмысленна;

- субшкала 4 («Локус контроля — Я, Я - хозяин жизни») - характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле, контролировать события своей жизни;

- субшкала 5 («Локус контроля - жизнь или управляемость жизни») -показатель убежденности в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

Для анализа и обработки полученных данных использовалась компьютерная программа «STATISTIKA версия 6.0».

Для оптимизации ценностных ориентаций мы использовали социально-психологический тренинг, который оказывает конструктивное влияние на развитие личности в трех направлениях: познавательном, поскольку получение новой информации происходит посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение информативности общения; эмоциональном, так как вся информация интерпретируется через личностную значимость; поведенческом, предполагающем расширение его репертуара за счет осознания неэффективности привычных способов поведения.

Таким образом, для исследования ценностных ориентаций подростков при различных типах обучения нами были использованы следующие методики:

·                    тест ценностных ориентации М. Рокича;

·                    тест СЖО Д.А. Леонтьева;

Для изучения факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций подростков мы использовали:

·                    тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).

Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

2.1 Эмпирический анализ ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений


Настоящее эмпирическое исследование ставило целью изучить особенности системы ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.

Задачи исследования:

1.      Определить особенности родительского отношения к подросткам.

2.      Определить иерархию ценностных ориентаций подростков.

3.      Получить данные о субъективных представлениях об осмысленности жизни подростков.

Эмпирическое исследование проводилось на базе школы им. Максима Горького, с апреля по октябрь 2010 года. В исследовании приняли участие 30 подростков, возраст 15-16 лет.

В ходе нашего исследования нами был проведен тест - опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). По полученным результатам все семьи были разделены на 2 группы:

1-                             я группа – родители с негативными проявлениями родительского отношения (отвержение, авторитаризм в отношениях и т.п.), 12 семей;

2-                             я группа – родители с позитивными проявлениями родительского отношения (кооперация, социальная желательность и т.п.), 17 семей.

Полученные результаты представлены в таблицах №2.1. и №2.2.

Таблица №2.1. Результаты исследования родительского отношения в первой группе.

Семьи

1 шкала «принятие - отвержение»

2 шкала

«кооперация»

3 шкала «симбиоз»

4 шкала «Авторитарная гиперсоциализация»

5 шкала

«Маленький неудачник»

Сырой балл

ранг

Сырой балл

ранг

Сырой балл

ранг

Сырой балл

ранг

Сырой балл

ранг

1

25

100

1

3,46

2

39,06

6

95,76

6

99,37

2

20

97,46

5

12,29

7

96,65

4

69,30

6

99,37

3

27

100

2

5,67

1

19,53

5

83,79

5

96,83

4

29

100

0

1,57

0

4,72

5

83,79

7

100

5

31

100

3

7,88

1

19,53

6

95,76

5

96,83

6

30

100

1

3,46

0

4,72

4

69,30

7

100

7

24

99,36

3

7,88

2

39,06

5

83,79

6

99,37

8

27

100

1

3,46

1

19,53

4

69,30

5

96,83

9

18

94,30

6

19,22

5

86,63

4

69,30

5

96,83

10

26

100

2

5,67

2

39,06

6

95,76

7

100

11

18

94,30

6

19,22

5

86,63

3

53,87

5

96,83

12

28

100

0

1,57

0

4,72

5

83,79

6

99,37


Таким образом, мы установили, что для родителей данной группы подростков характерны высокие баллы по шкале отверженности, авторитаризма, инфантилизации, низкие баллы по шкалам социальная желательность, симбиоз.

Таблица №2.2. Результаты исследования родительского отношения во второй группе.

Семьи

1 шкала «принятие - отвержение»

2 шкала

«кооперация»

3 шкала «симбиоз»

4 шкала «Авторитарная гиперсоциализация»

5 шкала

«Маленький неудачник»

Сырой балл

ранг

Сырой балл

ранг

Сырой балл

ранг

Сырой балл

ранг

Сырой балл

ранг

1

16

92,40

5

12,29

6

92,93

3

53,87

6

99,37

2

7

3,79

9

80,93

3

57,96

1

13,86

1

45,57

3

10

68,35

5

12,29

7

96,65

3

53,87

2

70,25

4

5

0

8

48,82

2

39,06

0

4,41

0

14,55

5

6

0,63

9

80,93

1

19,53

2

32,13

1

45,57

6

12

77,21

5

12,29

7

96,65

3

53,87

2

70,25

7

8

12,02

7

31,19

2

39,06

1

13,86

0

14,55

8

5

0

9

80,93

1

19,53

0

4,41

0

14,55

9

7

3,79

9

80,93

3

57,96

1

13,86

1

45,57

10

8

12,02

9

80,93

1

19,53

2

32,13

1

45,57

11

5

0

7

31,19

3

57,96

3

53,87

2

70,25

12

13

84,17

4

9,77

5

86,63

3

53,87

5

96,83

13

7

3,79

9

80,93

3

57,96

1

13,86

1

45,57

14

11

68,35

5

12,29

7

96,65

3

53,87

2

70,25

15

5

0

8

48,82

2

39,06

0

4,41

0

14,55

16

8

12,02

7

31,19

2

39,06

1

13,86

0

14,55

17

6

0,63

8

48,82

1

19,53

1

13,86

0

14,55

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11