бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений бесплатно рефераты

В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: "принятие-отвержение", "кооперация", "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация". В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью — "маленький неудачник". На основе значимых факторов общей выборки и максимально диск-риминативного фактора была построена структура настоящего опросника.

Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим "Варимакс" вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

Опросник.

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14.Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15.Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17.Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.

21.Я принимаю участие в своем ребенке.

22.К моему ребенку "липнет" все дурное.

23.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25.Я жалею своего ребенка.

26.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажется мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37.Я всегда считаюсь с ребенком.

38.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39.Основная причина капризов моего ребенка—эгоизм, упрямство и лень.

40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41.Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.Я разделяю увлечения своего ребенка.

44.Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45.Я понимаю огорчения своего ребенка.

46.Мой ребенок часто раздражает меня.

47.Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.Я не доверяю своему ребенку.

50.За строгое воспитание дети благодарят потом.

51.Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53.Я разделяю интересы своего ребенка.

54.Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56.Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58.Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60.Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61.Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44,45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25,31,34,35,36.

3. Симбиоз: 1,5,7, 28, 32, 41, 58.

4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50,57,59.

5."Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

- отвержение,

-    социальная желательность,- симбиоз,

-    гиперсоциализация,

-    инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

Приложение 2

Методика «Ценностные ориентации»

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работыВы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражатьВашу истинную позицию".

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Список А (терминальные ценности):

1.                          активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2.                 жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3.                 здоровье (физическое и психическое);

4.                 интересная работа;

5.                 красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6.                 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7.                 материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8.                 наличие хороших и верных друзей;

9.                 общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10.                     познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11.                     продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12.            развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13.                     развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14.            свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15.            счастливая семейная жизнь;

16.            счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17.            творчество (возможность творческой деятельности);

18.            уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1.                          аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2.                 воспитанность (хорошие манеры);

3.                 высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4.                          жизнерадостность (чувство юмора);

5.                 исполнительность (дисциплинированность);

6.                 независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7.                 непримиримость к недостаткам в себе и других;

8.                 образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9.                 ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

10.            рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11.            самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12.            смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

13.            твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14.            терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15.            широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16.            честность (правдивость, искренность);

17.            эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18.                     чуткость (заботливость).

Приложение 3


Тест СЖО

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Обычно мне очень скучно.  

Обычно я полон энергии.


Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.


В жизни я не имею определенных целей и намерений.

В жизни я имею очень ясные целя и намерения.


Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.        

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной н целеустремленной.


Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.


Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.   

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.


Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.


Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.


Моя жизнь пуста и неинтересна.

Моя жизнь наполнена интересными делами.


Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.

Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.


Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.

Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.


Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.


Я человек очень обязательный.

Я человек совсем не обязательный.


Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.

Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.

Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.


В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.

В жизни я нашел свое призвание и цели.


Мои жизненные взгляды еще не определились.

Мои жизненные взгляды вполне определились.


Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.

Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.


Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.

Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.


Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение.

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.


Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (проценты или стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.

Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов.

Субшкала 1 (цели) - 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат) - 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11