бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений бесплатно рефераты

Развивая концепцию Ж. Пиаже, Г. Дюпон связывает формирование ценностных ориентации со стадиями эмоционального развития человека. Автор выделяет шесть основных стадий развития эмоциональных отношений. Высшая, интегративная стадия эмоционального развития отличается целостностью, полной гармонией между ценностями индивида и группы. По мнению Дюпона, высшей стадии эмоционального развития достигают единицы.

В теории «эго-развития» Дж. Ловингер интегрирует концепцию Л. Кольберга и психосоциальную теорию Э. Эриксона. Здесь развитие личности понимается как единый многосторонний процесс, наиболее существенными сторонами которого выступают следующие: источник самоконтроля, стиль взаимоотношений, смысловое содержание сознание и стиль мышления. Дж. Ловингер выделяет семь основных стадий развития личности. На досоциальной стадии поведение младенцев регулируется исключительно собственными потребностями и стремлением к удовольствию, на импульсивной - желанием получить поощрение и избежать наказания. Третья стадия - самозащиты характеризуется эгоцентричностью и склонностью к манипулированию, подчинение ребенка правилам обусловлено стремлением к получению выгоды. Конформная стадия определяется принятием внешних правил и ценностей, поведение регулируется стыдом при их нарушении. На сознательной стадии на основе норм окружения уже формируются собственные идеалы и принципы, разграничиваются цели и средства, появляется способность к самокритике, ответственность за последствия. Автономная стадия характеризуется осознанием конфликта между собственной системой ценностей и ценностями общества, формированием терпимости и уважения к чужим взглядам на основе способности к их пониманию. Последнюю, интеграционную стадию достигают менее 1% взрослых. Эта стадия состоит в способности к примирению конфликтующих ценностей как внутри себя, так и в отношениях с другими. Дж. Ловингер в созданной им концепции подчеркивает, что каждая стадия развития может оказаться для человека последней и достигнутый к этому моменту возрастной уровень становится его личностным типом. Тем самым, ее интегративная модель позволяет объединить типологический и динамический подходы к изучению системы ценностных ориентации.

Другая точка зрения на генез ценностных ориентации изложена в работах Э.А. Орловой. Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение. На уровне повседневной жизни обыденные представления являются своеобразными единицами социального знания. Представления формируются на личностном уровне и являются продуктом непосредственных контактов людей с окружающим миром.

Ценностное отношение как часть ценностного представления может выступать в виде комплекса взаимосвязанных элементов:

1.   Ценностная предметность как объективная основа и предпосылка ценности.

2.   Актуальная потребность деятельного субъекта, переживаемая как состояние неудовлетворенности, нужды.

3. Ценность как элемент человеческой деятельности, как момент противопоставления действительности и идеала (должного).

4. Оценка как завершение ценностного отношения [69].

Формирование ценностных ориентации более сложный процесс. Он протекает посредством интериоризации, идентификации, интернализации.

В трактовке понятия «интериоризация» мы будем исходить из теории деятельности А.Н. Леонтьева. Согласно А.Н. Леонтьеву, все психическое развитие человека социально детерминировано процессом усвоения индивидом общественного опыта, накопленного человечеством, знаний и способов деятельности [53]. Таким образом, интериоризация есть преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания.

Как считает Б.С. Круглов, интериоризация ценностей есть осознанный процесс. Он предполагает наличие у человека способности выделять из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превращать их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т.п. Такую способность можно осуществить лишь при достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших психических функций, сознания и социально-психологической зрелости [50].

В формировании ценностных ориентации важную роль играют эмоции. Как отмечает П. Хайду, «...в отсутствии эмоциональной оценки и переживания знания, индивиды будут принимать позитивные ценности только на словах, на вербальном уровне». Таким образом, только эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним индивида создают условия для интериоризации ценностей.

В процессе интериоризации ценностей наряду с умственными и эмоциональными факторами задействуются и волевые компоненты (Р.С. Немов).

Усвоение социальных ценностей происходит так же в процессе идентификации. Как отмечают американские психологи П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган и А. Хьюстон, идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого субъект принимает, ставя себя на его место.

По мнению А.В. Петровского, идентификация образует одну из форм отраженной субъектности, «... когда в качестве субъекта мы воспроизводим в себе именно другого человека, а не свои побуждения; его, а не свои цели и т.п.» [8].

Как считает В.В. Абраменкова, при вхождении личности в группу на фазе адаптации благодаря идентификации происходит принятие "вкладов" от значимых других в группе и отождествление себя с ними, а через это -усвоение принятых в группе норм и ценностей [69].

Исходя из этого идентификация определяется как процесс отождествления субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а так же как включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм и ценностей окружающих.

Сложным механизмом процесса принятия и освоения ценностей является интернализация. Интернализация - процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в деятельности. Кроме того, интернализация предполагает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результат своей собственной деятельности.

По мнению В. Грулиха интернализация ценностей образует определенную структуру. Отдельные этапы интернализации ценностей реализуются следующим образом:

1)   информация (о существовании ценностей и условиях их реализации);

2)   трансформация ("перевод" информации на собственный, индивидуальный язык);

3)   активная деятельность (познанная ценность принимается или отвергается);

4) инклюзия (инициирование, включение в лично признанную систему ценностей);

5) динамизм - изменения личности, вытекающие из принятия или отрицания ценностей [26, С.103].

По мнению Я. Гудачека пропуск некоторых этапов приводит к редуцированию интернализации и, как следствие, к механическому принятию чужих образцов и стереотипов поведения [32]. Это может породить обратную интернализацию, т.е. замену ценностей предметами потребностей, деградацию ценностей до внешнего импульса к действию.

Следовательно, по Ж. Годфруа, процесс формирования ценностных ориентации неразрывно связан с общими закономерностями социального развития и идет по двум детерминирующим друг друга направлениям. Интериоризация, идентификация и интернализация являются, в свою очередь, условиями социализации личности. Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности [30].

Формирование ценностных ориентации на разных этапах социализации неоднозначно, их характер и содержание меняются под воздействием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности.

По мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст (3-7 лет) является периодом, в котором происходит усвоение первых этических норм. На данном этапе в ходе игры посредством идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые регулируют его поведение. Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и через соучастника (ровесника). Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения. Усвоение моральных ориентации протекает в процессе общения в группе, где ребенок применяет усвоенные ранее эталоны. В процессе игры происходит усвоение отдельных качеств личности, служащих критерием размежевания ребенком социально полезных и отрицательных черт. Дети дошкольного возраста начинают применять нравственные оценки и, в конечном счете, определяют включение личностных свойств в качестве важных компонентов в структуру своих первоначальных ценностных ориентаций.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Дети младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений, происходит изменение их позиций в обществе. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей. Новая форма деятельности и общения (выполнение одних и тех же заданий) невольно объединяет детей и способствует формированию коллективистских черт характера. Наряду с коллективизмом интенсивно развиваются и другие особенности личности: происходит дальнейшее усвоение моральных норм, и на этой основе закладывается фундамент нравственного поведения. Дальнейшее развитие получают высшие чувства - интеллектуальные, эстетические, нравственные, что способствует формированию ценностных ориентации.

Подростковый возраст (10-11 и 13-14 лет) представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации. Общение подростков становится избирательным. Это сказывается на выборе социально значимых образцов для подражания, что во многом определяет содержание формирующихся ценностных ориентации.

Изменение социальной позиции, начало полового созревания и резкие сдвиги физического развития обусловливают возникновение чувства взрослости. Это новообразование вызывает переориентацию детских норм ценностей на взрослые, что усложняет комплекс личностных свойств подростка.

В юношеском возрасте (15-18 лет) складываются основные компоненты личности - характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. В ряде исследований отмечается (Кон И.С., 1979; Годфруа Ж., 1992; Елизарова А.Н., 1995; Крайг Г., 2000; Рыбалко Е.А., 1974 и др.), что юношеский возраст сенситивен, благоприятен для образования ценностных ориентации как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности.

Важной социально-психологической особенностью ранней юности является перестройка сферы общения. Предмет общения, т.е. отношения и ценности, по поводу которых происходит обмен информацией, определяется проблемами своей личности, нахождением своего места в окружающем мире и взаимодействием с ним. Возникает необходимость рассмотрения и оценки возможных альтернатив, главным образом в сфере своих ценностных ориентации, жизненных позиций. Однако, как отмечает И.Ф. Клименко, ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих [43].

У юношей возникает потребность не просто внешне походить на взрослого, а быть признанным, выделенным из общей массы сверстников и взрослых. Все нормы и ценности воспринимаются юношами из культуры взрослого общества. Усвоение ценностей взрослых способствует достижению определенной внутренней и внешней независимости, утверждению своего «Я». Однако, доминирующим является не какой-то отдельно взятый идеал, а обобщенный образ, синтезирующий в себе положительные черты и качества идеальной личности.

Ценностные ориентации как устойчивые свойства личности формируются и развиваются в процессе трудовой деятельности. Начало этой деятельности для большинства людей приходится на возраст 18-23 года. И.С. Кон называет этот период поздней юностью или началом взрослости [44]. Как отмечает Б.Г. Ананьев, с началом самостоятельной общественно - трудовой деятельности строится собственный статус человека. Этот статус преемственно связан со статусом семьи, из которой человек вышел. Однако, под влиянием обстоятельств жизни ценностные ориентации и представления могут все более отдаляться от прежнего статуса и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, тем не менее, наиболее ценные традиции.

По мнению Л.А. Коростылевой, становлению брачно-семейных отношений помогают интегральные личностные характеристики партнеров по браку (мотивации, ценностные ориентации), сходство их образа мира, а также соотнесенность их представлений о счастье [46].

Таким образом, семья, как социальный институт, оказывает влияние на формирование ценностных предпочтений личности.

Ценности динамичны - они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. Вследствие накопленного жизненного опыта то, что было для индивида центральной ценностью, может превратиться в периферийную или даже изменить свою полярность - позитивная ценность может превратиться в негативную и наоборот. Одним из факторов изменения системы ценностей являются социально-исторические условия, на фоне которых развивается личность. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения системы ценностей общества, социальных групп, отдельной личности. Изменчивость субъективных ценностей и предпочтений связана с объективностью реального процесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется и который является их отражением. Переоценка ценностей - закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи, в этом заключается основной момент личностного развития в возрасте, следующим за юностью.

Наиболее ярко этот процесс представлен в среднем возрасте (средняя взрослость). Его главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Э. Эриксон назвал этот период возраста кризисом генеративности или застоя. При нормальной линии развития происходит дальнейшая интернализация ценностей. Личность продолжает самоактуализироваться. Основными ценностями становятся любовь, работа, личная жизнь, творчество, зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Аномальная линия развития личности вызвана осознанием расхождения системы ценностей, жизненных целей и действительным существованием индивида. Оценка этого расхождения в этом возрасте сопровождается, как правило, отрицательным, эмоционально-тягостным состоянием и влечет за собой изоляцию от людей, потерю смысла деятельности и жизни, первые симптомы отклонений в психике, душевные расстройства.

Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку системы ценностей и целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознания ограниченности времени жизни всякого человека.

Психологической основой ценностной ориентации личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально детерминированные отношения личности к действительности (А.Н. Леонтьев, 2003; С.Л. Рубинштейн, 1976; В.Ф. Анурин, Г.Л., 1982; Будинайте Л.Г., Корнилова Т.В., 1993 и др.).

Таким образом, ценностные ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно - историческими условиями. Психологическими механизмами формирования и развития ценностных ориентации выступают индивидуально - типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего, мышления, памяти, эмоций и воли, существующих в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.

В современной психологии неоднократно предпринимались попытки системных описаний структуры ценностных ориентации личности. Интерес вызывает структурно - динамическая модель системы ценностных ориентации, предложенная М.С. Яницким [85]. Некоторые положения модели, представленные М.С. Яницким, отражены в таблице №1.1.

Таблица 1. 1. Элементы модели системы ценностных ориентаций учащихся.

Параметры

модели

Элементы модели

1

2

3

Ведущие процессы личностного развития

Адаптация

Социализация

Индивидуализация

Формируемые уровни системы ценностных ориентаций личности

Защитный (низший)

Заимствованный (средний)

Автономный (высший)

Основные психологические факторы, определяющие выбор механизмов развития

Высокая тревожность и фрустрационная напряженность

Конформность, зависимость и эктернальность

Осмысленность жизни, интеральность, позитивная «Я-концепция»

Ведущие ценности данных уровней системы ценностных ориентаций личности

«Свобода от», материальный достаток и развлечения

Семья, карьера, престиж и общественное признание

Творчество, активность, свобода, самореализация и широта взглядов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11