бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений бесплатно рефераты

2.   Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени.

3.   Ценности организованы в системы.

4. Истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности.

5. Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич выделяет два класса ценностей [1]:

1.     Терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться.

2.     Инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, для них характерна меньшая межиндивидуальная вариабельность. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей - целей и ценностей - средств.

В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых ценности исследуются в различных аспектах изучения свойств личности. В одних школах личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн), в других - центральное место занимает изучение психологических отношений личности (В.Н. Мясищев), в третьих - личность исследуется в связи с общением (К.А. Абульханова - Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) или в связи с установками (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили).

Несмотря на различие трактовок личности, в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (Рубинштейн С.Л., 1976), «смысло - образующий мотив» (Леонтьев А.Н., 1975), как «основная жизненная направленность» (Ананьев Б.Г., 1980), «доминирующие отношения» (Мясищев В.Н., 1982).

По мнению Б.Ф. Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад [54]. «В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [55]. В направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности.

Статус, роли и ценностные ориентации по мнению Ананьева Б.Г. образуют первичный класс личностных свойств, определяют собой структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, - характер и склонности человека [7]. В этой связи Б.Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития.

Личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды, общества. По мнению А.Г. Здравомыслова, важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром выступают ценности [12].

«Ценности, - писал СЛ. Рубинштейн, - ... производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека» [81].

Анализируя функционирование ценностей в процессе жизнедеятельности, следует исходить из отношения субъект - объект, т.е. какие значения приписываются субъектом объектам внешнего мира, как он их переживает и оценивает. Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы.

Как отмечает В.П. Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни». Автор условно делит ценности на три категории:

1. Материальные ценности - техника и материальные блага, которые могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями.

2. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость.

3. Духовные ценности - образование, наука, искусство.

Направленность личности на те или иные ценности - по B.П. Тугаринову составляет ее ценностные ориентации [8].

О.Г. Дробиницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру - предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания или ценности - представления. Первые есть объекты наших оценок, вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок.

А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич выделяют две категории ценностей:

1. Сквозные ценности, являющиеся основными в любой сфере деятельности: трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, вера, терпимость, доброжелательность, милосердие и др.

2. Фундаментальные ценности, не зависящие от сферы и обстоятельств жизнедеятельности.

Субъективные ценности служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности. Такой формой, которая, еще не раскрывая индивиду предметного содержания объектов и законов его деятельности, «кодирует» это содержание в виде готовых регуляторов и оценок, позволяет ему мыслить и действовать в социальной действительности, следуя сложившимся стереотипам и установкам [9].

По мнению В.Л. Мясищева, можно трактовать субъективные ценности как осуществление в субъект - объектном и субъект - субъектном взаимодействиях плана личностных отношений. Это положение расширяет контекст реализации ценностных отношений, включая в него человеческое общение [64].

В концепции субъект - объектных взаимодействий, содержавшейся в теории деятельности А.Н. Леонтьева, понятие субъективных ценностей в какой-то степени ассоциируется с понятием значимости, предполагающим связь индивидуальной представленности значений с эмоционально - мотивационной сферой [53].

Основываясь на концепции А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами - значением и личностным смыслом. Личностный смысл ценностей - это их отношение к потребностям человека. Он определяется объектом, выполняющим функцию ценностей, и зависит от самого человека. Значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе. В силу того, что ценность есть предмет потребностей человека, а таким предметом может быть вещь или идея, В.Ф. Сержантов [54] делит ценности на две категории - материальные и духовные. Материальные ценности - орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, компоненты значений которых могут быть представлены следующими основными свойствами:

-  физический статус;

-  техническое устройство;

-  праксеологические функции;

-  социально-экономическая форма.

Духовные ценности - идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные). Они в силу своей природы характеризуются следующими основными свойствами:

-  информационное содержание и истинностная характеристика;

-  материальное воплощение;

-  аксиологическая функция;

-  социально-экономическая форма.

По мнению В.Ф. Сержантова, ценности в отношении к индивидуальному сознанию находятся в двояком отношении: они отражены в нем как значения, имеющие для индивида определенный смысл. При этом в состав значений включаются компоненты, которые характеризуют их как ценности, «...т.е. их социально опосредованные функционально - праксеологические определения» [54].

Чешский исследователь Я. Гудачек указывает на два основных значения понятия «ценность»:

1.   Ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., в сущности которых заключается атрибут ценности и которые существуют независимо от субъективных оценок людей.

2.   Ценности в смысле значимости (ценности, конкретной ценности или системы ценностей) для индивида.

Значимость ценности для индивида можно понимать в трех значениях:

1.   Качества вещей, на которые направлены усилия человека или которые удовлетворяют его потребности.

2.   Положительно оцениваемые индивидом объекты.

3.   Критерий, на основании которого разные объекты подлежат оценке [32].

Болгарский исследователь В. Момов полагает, что можно типологизировать ценности следующим образом: ценности существующие или наличные - актуальные; ценности целевые или мыслимые - желаемые, возможные. При дальнейшем анализе целевых ценностей их можно классифицировать как ценности - цели и ценности - идеалы, далее, ценности - желания и ценности - должного (нормативные) [68].

Венгерский исследователь Ф. Патаки предлагает следующую классификацию ценностей:

1.      Общественно - политические ценности (общественная жизнь, личная жизнь, оценочное отношение к общественным перспективам, патриотизм, интернационализм и т.п.).

2.      Коллективистские ценности (солидарность, совместное действие, способность согласования и подчинения личных интересов, дисциплина и т.п.).

3.      Интерперсональные ценности, или ценности отношения (дружба, секс, отношение к взрослым и ровесникам, а также оценка их поведения).

4.         Объективированные ценности (наука, искусство, интеллигентность, мораль).

5.         Ценности "Я" (личные перспективы, карьера, выбор профессии, самоосуществление).

6.         Предметные ценности (предпочтительное поведение и оценка, прежде всего предметов потребления) [69].

Ценностные ориентации оказывают влияние на формирование потребностей индивида. По мнению В.Ф. Анурина [16], потребности возникают как продукт противоречия между субъектом с его целостной системой восприятия мира (возрастные, физиологические особенности личности, ее жизненный и социальный опыт, этические и эстетические воззрения и т.п.) и объективными условиями его существования. Внешние условия в зависимости от ценностных ориентации могут вызывать неодинаковые потребности у различных субъектов. Личность соотносит возникающую потребность с общественными потребностями. Степень и характер этого сопоставления зависят от ценностных ориентации. Кроме того, ценностная ориентация выявляет у субъекта представление о месте данной потребности в системе его потребностей, т.е. субъект избирает такой способ удовлетворения данной потребности, который согласуется с другими его потребностями (нравственными, эстетическими и т.д.). Таким образом, ценностная ориентация, играет роль обратной связи между личностью и обществом и определяет характер возникшей потребности, социально опосредует ее и, одновременно, определяет место этой потребности в общей системе потребностей личности.

Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова вводят понятие "личностные ценности". Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился. Конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает при интерпретации «моральных решений» и процессов личностной регуляции принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т.д.). В них субъект реализуется на уровне целостного Я, предполагающего сознательный и ответственный выбор не только в плане внешне заданных альтернатив, но и в плане достигнутого потенциала саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов. Личностные ценности являются специфической формой функционирования смысловых образований в личностных структурах. Они формируются и проявляются в актуальной регуляции решений субъекта о его предпочтениях и функционируют как определенный уровень развития смысловых образований. Личностные ценности опосредуют переход на более высокий уровень личностных структур тех смысловых образований, которые могли выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности субъекта, «но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное Я» [22].

По мнению К. Островской [7], люди обычно не слишком отличаются друг от друга в стремлении к добру, красоте, счастью, справедливости и успеху, то есть не отличаются в желании реализовать определенные ценности: «различие между ними (людьми) состоит в том, в какой степени они реализуют эти ценности и каким именно способом».

Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом (Зиневич О.В., Лисе Л.Ф., 1977; Криволапов Б.Г., 1978; Анурин В.Ф., 1982; Круглов Б.С., 1989; Гудачек Я., 1989; Данч И., 1989; Рубинштейн С.Л.; Леонтьев Д.А., 1992; Копытов А.Г., 1990; Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В., 1993; Беляева Т.Б., 1995; Гаврилов В.Е., 1995), показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, гендерных и личностных особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

Ценности носят двойственный характер. Они социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые эта личность входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

Отечественные психологи раскрывают природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются лишь отнесением ценностей к мотивационной или смысловым сферам.

В зависимости от прикладных целей и задач, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности - цели (терминальные) и ценности - средства (инструментальные). Терминальные ценности более постоянны во времени. Они являются важнейшими, основными целями человека, отражающими долговременную жизненную перспективу (то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем), и определяют смысл жизни, указывая на то, что для человека особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий.

Ценностям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряют свою значимость. Принятие и освоение ценностей - сложный и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации.

Этапы формирования системы ценностных ориентаций занимают важное место во многих западных теориях развития (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Г. Дюпон, Дж. Ловингер и др.). Так, например, Ж. Пиаже считал, что важнейшей предпосылкой формирования ценностных ориентации личности является определенный уровень интеллектуального развития. Автор полагал, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями. Моральные суждения проявляются, по его словам в «уважении индивидуума к нормам общественного строя и его чувстве справедливости» [22, с.177]. По мнению Ж. Пиаже, нравственное развитие подобно умственному. Оно носит прогрессивный, стадиальный характер. Автор выделяет две стадии морального развития: «нравственный реализм» и «нравственный релятивизм». На начальной стадии «нравственного реализма» дети считают, что все моральные нормы поведения реальны, неизменны и обязательны для исполнения. Позднее, в период от 5 до 12 лет, в процессе развития абстрактного мышления у ребенка на первый план вместо категории действительности выходит категория возможности. У ребенка появляется способность оценивать намерения поступка, абстрагируясь от его конкретных последствий. На второй стадии ребенок уже понимает относительность моральных норм, которые при необходимости могут изменяться. Критерием нравственной оценки здесь выступают намерения человека.

Уточняя и детализируя концепцию Ж. Пиаже, Л. Кольберг выделяет три уровня моральных суждений: предконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный, каждый из которых включает в себя по две стадии. Предконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью, моральные ценности носят внешний характер и следование им основывается на принципе выгоды. Конвенциональный уровень характеризуется социальной конформностью, некритическим принятием оценок своей референтной группы и стремлением к поддержанию установленного порядка, традиций и правил. Нормы и ценности близкого окружения присваиваются, их соблюдение становится внутренней потребностью, однако они основаны на внешнем авторитете. Постконвенциональный уровень соответствует ориентации на собственные моральные принципы, выработке своей системы этических ценностей. Личные ценности на этом уровне могут не совпадать с ценностями референтной группы, определяясь больше универсальными, общечеловеческими ценностями. Однако, как признает сам Л. Кольберг, многие люди с адекватным умственным развитием так и не достигают постконвенциональных стадий развития моральных суждений. Данная концепция, к сожалению, не отвечает на вопрос, что является механизмом развития моральных суждений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11