Устав муниципального образования
В
силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе
Российской Федерации" постановления судов обязательны для всех
без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному
исполнению; их неисполнение влечет ответственность, предусмотренную федеральным
законом. Поэтому судебное постановление, которым отказ в регистрации устава
муниципального образования признан незаконным, должно быть обязательно
исполнено независимо от того, какой орган государственной власти - законодательный
или исполнительный принял решение об отказе. Коллегиальный характер
законодательного органа и связанные с этим особенности принятия им решений не
могут служить препятствием для исполнения судебного постановления о
незаконности его решения и, следовательно, не могут служить основанием для
оценки нормативного акта, в соответствии с которым такое решение принимается,
как неконституционного.
Исходя
из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, статьей 68, частями
первой и четвертой статьи 71, частями
первой и второй статьи 79 и частью второй статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Прекратить производство по делу по запросу Администрации Санкт-Петербурга о
проверке конституционности положений статей 4, 5 и 6, части второй статьи 7 и
статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 9 декабря 1997 года "О порядке
регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга",
устанавливающих полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по
регистрации уставов муниципальных образований.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу
является окончательным и обжалованию не подлежит.
3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Определение
подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской
Федерации", "Российской газете", официальных изданиях органов
государственной власти Санкт-Петербурга, а также в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".[18]
Итак, Устав
муниципального образования - это местный закон, по которому строится работа
администрации, Собрания депутатов, общественных формирований, их
взаимоотношения, права, обязанности и ответственность. Устав муниципального
образования является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию
самостоятельности местного самоуправления.
В данном
документе чётко прописана компетенция представительного и исполнительного
органов, что помогает в работе местной администрации. На территории
муниципальных образований работают многочисленные партии: КПРФ, ЛДПР, НДР,
Отечество, ДРП и пр.; большую активность проявляют общественные движения,
профсоюзы, “Союз предпринимателей”, Совет ветеранов, Совет женщин и пр. Устав
регламентирует права всех организаций, партий, движений.
Местное самоуправление — это публичная власть, сочетающая в
себе также признаки общественного (естественного) феномена. Местное самоуправление
выступает как форма гражданской самодеятельности населения, проявление его
социальной активности, способности участвовать в управлении собственными делами
и нести за это ответственность. Органы местного самоуправления в
концентрированном виде должны выражать социально-экономические и духовные
потребности и интересы местного сообщества.
Конституция РФ в качестве основания для установления
территориальной основы местного самоуправления признала
административно-территориальный принцип, особое значение придав городским и
сельским поселениям и допустив возможность осуществления местного самоуправления
на других территориях. Все административно-территориальные единицы,
осуществляющие право на самоуправление, получили наименование муниципального
образования.
Муниципальное образование — городское, сельское поселение,
несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная
населенная территория, в пределах которых осуществляется местное
самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные
органы местного самоуправления. Кроме этого, под муниципальным образованием
понимается субъект муниципального права, население, проживающее в городском или
сельском поселении либо на иной территории.
Органы государственной власти субъектов РФ принимают и
изменяют законы, определяющие территориальные основы местного самоуправления в
регионе, территории муниципальных образований; регулируют законами
особенности, в том числе территориальной организации местного самоуправления с
учетом исторических и иных местных традиций; устанавливают и изменяют порядок
образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных
образований, устанавливают и изменяют их границы и наименования; имеют право
проявить инициативу установления и изменения границ муниципального образования,
в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении
муниципальных образований.
В процессе правового регулирования организации и деятельности
местного самоуправления значительное место принадлежит его актам. Органы
местного самоуправления принимают решения по таким важным вопросам местной
жизни, как: структура органов местного самоуправления, разграничение полномочий
между отдельными муниципальными органами и их должностными лицами,
административно-территориальная организация муниципального образования,
бюджетное устройство и бюджетный процесс в муниципальном образовании, муниципальные
займы и кредиты, правила учета нуждающихся в жилой площади и т.д.
Правовой акт местного самоуправления —это официальныйдокумент,
принятый непосредственно населением муниципального образования либо органом
местного самоуправления или его должностным лицом в пределах собственных
полномочий и устанавливающий общеобязательные правила по предметам ведения
местного самоуправления в соответствии с российским законодательством и
уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования — основной нормативный
правовой акт, определяющий статус муниципального образования; акт
нормативно-учредительного характера.
В Уставе муниципального образования подробно указываются
вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
система местного самоуправления; регулируются территориальная,
финансово-экономическая и организационная основы местного самоуправления,
общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной
собственностью; разграничиваются полномочия отдельных муниципальных органов и
их должностных лиц; отмечаются гарантии местного самоуправления и ответственность
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Правовое значение устава муниципального образования
заключается в том, что он является правовым актом, которым городское, сельское,
а также иное поселение фиксирует свой статус муниципального образования, т.е.
предметы ведения, права, обязанности и компетенцию органов местного
самоуправления, обеспечивающие осуществление местного самоуправления
населением ладного муниципального образования.
Устав муниципального образования подлежит государственной
регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Субъект РФ вправе
определить конкретные механизмы регистрации Устава муниципального образования.
Нормативные акты:
1.
Европейская
Хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15 октября 1985 //
Народный депутат., 1993, №11
2.
Закон г. Москвы "О порядке государственной регистрации
уставов муниципальных образований в городе Москве" от 29 октября 2003 г. N
65//"Тверская, 13" от 25 ноября 2003 г. N 142.
3.
Закон
города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве»
(извлечения) Одобрен правительством Москвы 29 января 2002 года, принят в первом
чтении городской Думой 27 февраля 2002 года. // «Вестник Мэрии Москвы» № 7,
февраль 2002 года, стр 58-68.
4.
Конституция
РФ 1993 г.
5.
Определение
Конституционного суда Российской Федерации от 31 мая 1999 года N 60-О «По делу
о проверке конституционности положений статей 4, 5 и 6, части второй статьи 7 и
статьи 9 Закона Санкт-
6.
Петербурга
"О порядке регистрации уставов муниципальных образований
Санкт-Петербурга".
//Российская газета", N 109, от 09.06.99
7.
Постановлением
Президиума Верховного суда РФ «Государственная регистрация Устава муниципального
образования является необходимым условием вступления Устава в силу» от 28
октября 1997 г. // БВСР 98-3.
8.
Федеральный закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 года (в
ред. Федеральных законов от 22.04.96 N 38-ФЗ, от 26.11.96 N 141-ФЗ, от 17.03.97
N 55-ФЗ)
Литература:
1.
Василъчиков
А. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и
общественных учреждений. - СПб., 1872. Т. 1.
2.
Барабашев
Г.В. Местное самоуправление. - М., 1996.
3.
Остром В.
Смысл американского федерализма Что такое самоуправляющееся общество / Пер. с
англ. - М., 1993.
4.
Токвиль
А. де. Демократия в Америке. - М., 1992.
5.
Фадеев
В.И. Муниципальное право России. - М., 1994.
6.
Баглай
М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. —М., 1996.
7.
Овчинников
И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. - М., 1999.
8.
Акмалова
А.А. Муниципальное право России. – М., 2002.
9.
Нерсесяц
В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. - М.,
1998.
10.
Методология
права. - М., 1981.
11.
Тихомиров
ЮЛ. Публичное право. - М., 1995.
12.
Подготовка
Свода законов: пора завершать начальную стадию// Журнал российского
права.1998.№2.С.155.
13.
Суханов
Е.А. Подготовка и принятие законов в правовом государстве. - М., 1998
14.
Мицкевич
А.В. Акты высших органов советского государства. - М., 1967.
15.
Бабаев
В.К. Нормы советского права. Проблемы теории. Под.ред.М.И.Байтина, В.К.Бабаева.
- Саратов, 1987.
16.
Местное
самоуправление в зарубежных странах. – М., 1994
17.
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской
Федерации. М.: Юристъ., 2000
18.
Конституционное (государственное) право - М.: Юрид.лит., 1999
19.
Шишкин С.И. Правовые проблемы регионализации в Российской
Федерации. - М., 1998
20.
Шишкина Н.Э. Местное управление и самоуправление (практика
зарубежных стран). – М., 1997
21.
Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М., 2001
22.
Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления.
Новосибирск. - 1997.
23.
Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юрид. лит.,
1998
24.
Устав Иркутской области. Научно-практический комментарий. - Иркутск.:
Восточно-Сибирское издательство., 1995
25.
Комментарий к Федеральному Закону “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации. М.: Норма., 2002
26.
Прохоров В.Т., Камо В.С. Органы территориального общественного
самоуправления в системе местного самоуправления. // Советское государство и
права. - 1992.,- № 7.
27.
Васильев В.И. Местное самоуправление сегодня и завтра. //Журнал
российского права. - № 8. - 1997. - С 10-24.
28.
Чиркин В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия
и зарубежный опыт // Журнал российского права - № 6- 2000
"ПРИНЯТ"
Решением
районного Собрания
Пресненского
района г. Москвы
№
21/7/99 РС от 27 декабря
2001г.
Глава
Управы
Пресненского
района
А.В.
Краснов
Районное Собрание муниципального образования
«Пресненский район г. Москвы», руководствуясь Конституцией Российской
Федерации, Законами Российской Федерации и г. Москвы выражая интересы и волю
жителей Пресненского района г. Москвы, реализуя их право на местное
самоуправление и обеспечивая необходимую для его осуществления
нормативно-правовую базу, принимает настоящий УСТАВ муниципального образования
«Пресненский район г. Москвы».
ГЛАВА 1.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ « ПРЕСНЕНСКИЙ РАЙОН г.
МОСКВЫ»,
ЕГО СТАТУС, УСТАВ И ТЕРРИТОРИЯ
Статья 1.Статус муниципального
образования « Пресненский район г. Москвы».
1. Муниципальное образование "Пресненский
район г. Москвы" создано Решением районного Собрания Пресненского района
г. Москвы № 21/7/99 РС от 27 декабря 2001г., является самостоятельным
муниципальным образованием в составе г. Москвы Российской Федерации и не входит
в другие муниципальные образования.
2. На территории Пресненского района г. Москвы
осуществляется местное самоуправление в пол ном объёме, предусмотренном
Конституцией РФ, федеральными законами, законами г. Москвы, настоящим Уставом.
3. Пресненский район г. Москвы имеет свой герб и
иную символику, отражающую его социально-экономические, исторические,
географические и иные особенности и традиции.
Описание герба Пресненского района г. Москвы и
порядок использования его изображения определяется Положением «О гербе
Пресненского района г. Москвы», принимаемым районным Собранием в установленном
законом порядке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|