Устав муниципального образования
1) по нормативной природе различаются:
• нормативные правовые акты длительного действия, адресованные
широкому кругу лиц: уставы муниципальных образований, регламенты
представительных органов местного самоуправления, постановления
представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах и
др.;
• правовые акты индивидуального содержания, адресованные
конкретному лицу или органу и рассчитанные на однократное применение: ордер —
договор найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального
использования, распоряжение мэра города о выделении дополнительных средств на
ремонт объекта социально-культурного назначения, приказ заместителя главы
районной администрации об увольнении муниципального служащего и др.;
2) по порядку принятия среди правовых актов местного
самоуправления различают:
Ø решения, принятые
непосредственно населением муниципального образования на местном референдуме:
уставы муниципальных образований, решения об изменении структуры органов
местного самоуправления, решения о приватизации муниципальной собственности и
др. Данные решения не нуждаются в утверждении какими-либо органами
государственной власти, государственными должностными лицами или органами
местного самоуправления и вступают в силу после официального опубликования
(обнародования); граждан: решения о создании органов территориального общественного
самоуправления, решения об избрании старосты сельского поселения как главы
муниципального образования и др.;
Ø решения, принятые
коллегиально на собраниях (сходах) граждан: решения о собрании органов
территориального общественного самоуправления, решения об избрании старосты
сельского поселения как главы муниципального образования.
Ø правовые акты, принятые в
порядке народной правотворческой инициативы: постановления представительного
органа местного самоуправления об изменении структуры органов местного
самоуправления и др.;
Ø правовые акты, принятые
коллегиально представительным органом местного самоуправления или выборным
коллегиальным органом территориального общественного самоуправления:
положения об органах территориального общественного самоуправления и
др.;
Ø правовые акты, принятые на
основе единоначалия: распоряжения и приказы главы муниципального образования
(главы местной администрации) и др.;
Ø договоры, если хотя бы одна
из сторон представляет интересы соответствующего муниципального образования:
договор местной администрации с частной фирмой о строительстве муниципального
жилья, договор представительного органа местного самоуправления и выборного
коллегиального органа территориального общественного самоуправления о разграничении
компетенций и финансовых средств и др.;
3) по содержанию правовые акты местного самоуправления можно
сгруппировать в зависимости от предметов ведения местного самоуправления
следующим образом:
• правовые акты по вопросам хозяйственной деятельности;
• правовые акты по вопросам социальной политики;
• правовые акты по вопросам деятельности местного самоуправления
в культурной сфере;
• правовые акты по вопросам охраны общественного
порядка и др.
4) по порядку вступления правовых актов местного
самоуправления в юридическую силу различают:
• правовые акты, требующие обязательной публикации;
нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, вступают в силу только после их официального
опубликования (обнародования);
• правовые акты, не требующие официального опубликования
(обнародования), как правило, акты для служебного пользования. Классифицировать
можно и отдельные виды актов местного самоуправления. Так, например, акты
применения муниципального права в зависимости от функций, выполняемых ими в
правовом регулировании, можно разделить на: (1) исполнительные акты, с помощью
которых организуется исполнение предписаний норм права путем их применения к
конкретным жизненным случаям, и (2) правоохранительные акты, с помощью которых
нормы права ограждаются от нарушений. Среди исполнительных и
правоохранительных актов, в свою очередь, выделяют: (а) основные, которые
решают вопрос по существу или содержат итоговую оценку дела о правонарушении и
завершают правоохранительные действия, являются окончательным решением, и (б)
вспомогательные, которые подготавливают издание основных актов, обеспечивают
правильное рассмотрение дела, а также реализацию принятых решений.
В правовых актах местного самоуправления более подробно, как
правило, определяются виды правовых актов, принимаемых представительными
органами местного самоуправления и местной администрацией. К актам
представительного органа местного самоуправления относятся: постановления,
решения, резолюции, заявления, обращения и др. Среди актов местной администрации,
главы местного самоуправления наиболее часто встречаются: постановления,
распоряжения и приказы.
Таким образом, основными правовыми актами местного
самоуправления являются:
Устав муниципального образования — основной нормативный
правовой акт, определяющий статус муниципального образования; акт
нормативно-учредительного характера.
В Уставе муниципального образования подробно указываются
вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
система местного самоуправления; регулируются территориальная,
финансово-экономическая и организационная основы местного самоуправления,
общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной
собственностью; разграничиваются полномочия отдельных муниципальных органов и
их должностных лиц; отмечаются гарантии местного самоуправления и
ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Регламент представительного органа местного самоуправления —
правовой процессуальный акт, регулирующий общие принципы работы
представительного органа местного самоуправления, в том числе порядок внесения
и рассмотрения вопросов на его сессиях, образования и деятельности комитетов и
комиссий, созыва очередных и внеочередных сессий, голосования по отдельным
вопросам и др.
Постановление — нормативный акт или акт, имеющий общее
значение; акт, затрагивающий, как правило, права, свободы и обязанности
человека и гражданина, а также связанный с решением крупных вопросов
экономического и социального развития, охраны общественного порядка,
использованием муниципальной собственности, финансовых ресурсов и т.п. Постановления
по своей структуре состоят из (1) констатирующей части, в которой обозначаются
цели и задачи предписываемых действий и причины издания акта (констатирующая
часть не является обязательной), и (2) распорядительной части, которая
начинается с указания наименования органа, издающего постановление, и, как
правило, включает ряд пунктов. Распорядительная часть обычно включает перечень
предписываемых действий, исполнителей, характеристику ресурсов и конкретных
мероприятий, необходимых для исполнения, и сроки исполнения.
Как правило, только в виде постановлений могут издаваться
акты представительного органа местного самоуправления, которыми: (а)
принимается или изменяется структура организации местного самоуправления,
образуется, реорганизуется структурное подразделение или орган местного самоуправления;
(б) вводится штраф или иное взыскание, устанавливается правило или положение,
за нарушение которого налагается штраф или, другое взыскание; (в)
устанавливаются местные налоги или сборы; (г) предоставляются, возобновляются
или продлеваются льготы; (д) регулируется размер платы за коммунальные услуги;
(е) санкционируется получение кредита; (ж) устанавливаются правила передачи
или сдачи в аренду или санкционируется передача или сдача в аренду собственности,
находящейся в ведении органов местного самоуправления; (з) регулируется
землепользование; (и) вводятся дополнения или отменяются какие-либо из ранее
принятых постановлений.
Положение — акт, систематизирующий нормы статутного (об
органе) или тематического содержания и утверждаемый распорядительным актом. В
виде положения обычно принимаются акты, детально регламентирующие порядок
организации и деятельности органов местного самоуправления, а также определяющие
их взаимоотношения с другими органами, организациями, учреждениями и
гражданами. Кроме этого, на местном уровне положениями регулируются полномочия
отдельных органов, например, органов территориального общественного
самоуправления; учреждений или организаций, например, Фонда поддержки молодых
талантов, полномочия муниципальных органов в отдельных сферах жизнедеятельности
местного сообщества, например, в области укрепления общественного порядка.
Правила — нормативно-правовой акт, детально регламентирующий
порядок осуществления какого-либо вида деятельности.
Распоряжение — акт ненормативного характера, издаваемый по
оперативным вопросам; акт применения права.
Правовые акты резолютивного характера — резолюции,
заявления, обращения — акты, как правило, принятые по результатам обсуждения
конкретного вопроса (события) и предусматривающие новые решения (действия) со
стороны иных органов, организаций, должностных лиц для принятия реальных мер.
Протокол — документ коллективного органа, фиксирующий
основные этапы его работы, перечень обсужденных вопросов, содержание
выступлений и принятых решений.
Приказы и инструкции — правовые акты
оперативно-распорядительного характера. Инструкции обычно излагают правила, регулирующие
специальные стороны деятельности организации или должностного лица.
Указание — распорядительный документ, издаваемый органом
местного самоуправления преимущественно по вопросам
информационно-методического характера, связанным с исполнением приказов,
инструкций и других актов.
В
соответствии с существующим законодательством имеются механизмы контроля со стороны
населения деятельности органов местного самоуправления. Так, реализация населением
права на правотворческую инициативу в вопросах местного значения закреплена в статье
25 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления», которая обязывает
органы местного самоуправления рассматривать проекты правовых актов по вопросам
местного значения, вынесенные населением на открытые заседания с участием своих
представителей. Результаты рассмотрения должны быть официально обнародованы. Эта
же статья Федерального закона закрепляет и обязывает органы и должностные лица местного
самоуправления давать ответы по существу индивидуальных и коллективных обращений
гражданам в течение месяца[14].
Практика местного самоуправления свидетельствует, что наиболее важные проекты решений
по вопросам местного значения (например проект Устава муниципального образования)
могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением.
Формы
контроля со стороны населения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
должны закрепляться в Уставах муниципальных образований.
Муниципальное образование — городское, сельское поселение,
несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная
населенная территория, в пределах которых осуществляется местное
самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные
органы местного самоуправления. Кроме этого, под муниципальным образованием
понимается субъект муниципального права, население, проживающее в городском или
сельском поселении либо на иной территории.
В настоящее время в России сформировались территории
муниципальных образований всех возможных типов: отдельные поселения (городские
и сельские), сельские округа (сельсоветы, волости и т.п.), районы,
двухуровневая организация (район и внутрирайонные муниципальные образования,
город и внутригородские муниципальные образования). По различным типам
территориальной организации местного самоуправления применительно к субъектам
РФ сложилось следующее распределение: а) на уровне районов — в 6 субъектах; б)
на уровне районов и городов — в 37 субъектах; в) на уровне районов, городов и
сельских округов — в 23 субъектах; г) на уровне сельских округов и поселков — в
5 субъектах; д) на уровне городских районов и округов — в 2 субъектах; е) на
уровне городов и сельских округов — в 11 субъектах; ж) не определены
территории муниципальных образований, либо только отдельные территории являются
муниципальными образованиями — в 5 субъектах.
В Краснодарском крае, Астраханской, Калужской, Саратовской и
некоторых других областях районы разделены на муниципалитеты, объединяющие ряд
населенных пунктов. В Республике Карелия, Ленинградской, Псковской и ряде
других областей муниципальные образования созданы в волостях — административной
единице, включающей несколько поселений, объединенных общей территорией. В
Республике Коми в качестве муниципальных образований определены такие самоуправляющиеся
территории как отдельные поселки, села, деревни, части городов районного и
республиканского подчинения.
Действующее законодательство регулирует вопросы, связанные с
образованием, объединением, преобразованием или упразднением муниципальных
образований, установлением или изменением их территорий. В ст. 12 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» подчеркивается, что эти вопросы решаются с учетом мнения населения
соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города
самостоятельно, в соответствии с уставом города. Данное положение полностью
соответствует ст. 5 Европейской Хартии местного самоуправления, которая
предусматривает, что «при любом изменении местных территориальных разграничений
необходимо предварительно консультироваться с соответствующими органами
местного самоуправления, возможно, там, где это позволяет закон, путем
проведения референдума». Наряду с учетом мнения населения российское законодательство
предусматривает также учет исторических и иных местных традиций.
Порядок образования, объединения, преобразования или
упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и
наименований определяется законом субъекта Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 января
1998 г. «О Федеральном реестре муниципальных образований в Российской
Федерации» внесению в Федеральный реестр подлежат все муниципальные образования
на территории России. С этой целью в орган исполнительной власти соответствующего
субъекта РФ, на территории которого находится данное муниципальное
образование, представляются следующие документы:
1) рекомендация о внесении муниципального образования в
Федеральный реестр. (В случае несогласия заявителя с отказом уполномоченного
органа исполнительной власти субъекта РФ дать рекомендацию о внесении
муниципального образования в Федеральный реестр основанием для регистрации
является комплект документов, представляемый непосредственно заявителем и
сопровождаемый мотивированным обоснованием);
2) копия заявления о внесении муниципального образования в
Федеральный реестр;
3) копия пояснительной записки с указанием наименования
муниципального образования, наименования административного центра
муниципального образования (если муниципальное образование включает в свой
состав несколько поселений), адреса, по которому располагается орган местного
самоуправления, состава поселений, входящих в муниципальное образование, если
муниципальное образование объединяет несколько поселений;
4) копии документов, содержащих сведения о наличии муниципальных
образований, находящихся в границах муниципального образования, представившего
документы для внесения в Федеральный реестр; сведения о нахождении муниципального
образования, представившего документы для внесения в Федеральный реестр, в
границах другого муниципального образования; сведения о численности населения
(в том числе по каждому поселению, входящему в состав муниципального
образования);
5) копия решения о создании муниципального образования или
иного документа, подтверждающего осуществление местного самоуправления на
соответствующей территории;
6) копия протокола избирательной комиссии о результатах
выборов депутатов представительного органа местного самоуправления либо
выборных должностных лиц местного самоуправления (если уставом муниципального
образования не предусмотрено избрание представительного органа);
7) опубликованный устав муниципального образования.
Орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает
представленные документы, проводит необходимую экспертизу и направляет свою
рекомендацию, а также копии представленных документов в органы федеральной
власти, которые также в месячный срок либо оформляют и выдают соответствующее
свидетельство, либо в случае несоответствия представленных документов
законодательству возвращают их.
Отказ может быть обжалован заявителем в судебном порядке.
Аналогичный порядок установлен и для исключения муниципального образования из
Федерального реестра, констатирующего таким образом упразднение -
муниципального образования.
Федеральный реестр муниципальных образований в РФ ведется на
бумажных и электронных носителях. Внесению в Федеральный реестр подлежат все
муниципальные образования на территории РФ. Внесение муниципального
образования в Федеральный реестр осуществляется путем записи в книгу для
ведения Федерального реестра данных, включающих: (1) наименование
муниципального образования; (2) адрес административного центра муниципального
образования; (3) перечень документов — оснований для внесения в Федеральный
реестр; (4) регистрационный номер; (5) дату регистрации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|