бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Производство по делам о нарушении таможенных правил бесплатно рефераты

Должностное лицо таможенного органа, принявшее решение о доставлении лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, в служебное помещение таможенного органа Российской Федерации, вправе потребовать от находящихся при исполнении своих служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации оказания содействия в доставлении лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил.

Сроки, основания и порядок обжалования административного задержания физических лиц и должностных лиц установлены статьей 331 ТК России.

В целях пресечения нарушения таможенных правил, когда исчерпаны другие меры воздействия, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения по нему допускается административное задержание физического лица или должностного лица, в отношении которого имеются данные, указывающие на то, что правонарушение совершено этим лицом, на срок до трех часов. Административному задержанию не подлежат: совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку, а также депутаты, прокуроры, судьи[12].

Об административном задержании составляется протокол, в котором делается отметка о применении специальных средств, если они применялись.

Содержание задержанного лица осуществляется применительно к порядку и правилам кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, установленным законодательством Российской Федерации.

           

Глава 2. Стадии производства по делу о нарушении таможенных правил


1. Возбуждение дела о нарушении таможенных правил


Производство по делу о нарушении таможенных правил начинается с момента заведения дела.

Дело заводится при наличии к тому поводов и оснований (ст. 293 ТК России). Поводами к заведению дела о нарушении таможенных правил являются:

         - непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа Российской Федерации признаков нарушения таможенных правил;

         - сообщения и заявления российских и иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;

         - материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирую­щих и иных государственных органов;

         - информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;

         - материалы, поступившие от других таможенных органов Российской Федерации.

Основанием для заведения дела являются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил.

Дело о нарушении таможенных правил считается заведенным, а производство по нему начатым с момента:

         - составления протокола о нарушении таможенных правил или об административном задержании физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил (ст. 289 ТК РФ);

         - фактического получения таможенным органом от органов предвари­тель­ного следствия, других органов дознания, прокурора или суда материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела или вынесено постановление о прекращении уголовного дела по признакам контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, при наличии в этих материалах признаков нарушения таможенных правил (ст. 302 ТК);

         - вынесения начальником таможенного органа или его заместителем постановления об отмене акта о наложении взыскания и о заведении дела о нарушении таможенных правил (ст. 386 ТК).

В случае необходимости проверки сообщений, заявлений и иной информации, такая проверка должна быть закончена в срок не более трех суток со дня получения информации, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток.

Если в процессе проведения проверки устанавливаются обстоятельства, исключающие производство по делу о нарушении таможенных правил (ст. 291 ТК России), при наличии которых, в том числе, производство по делу не может быть начато, решение об этом оформляется постановлением об отказе в заведении дела о нарушении таможенных правил.

В каждом случае обнаружения нарушения таможенных правил об этом составляется протокол о нарушении таможенных правил (за исключением наложения взыскания за нарушение таможенных правил с использованием упрощенной формы (ст. 383 ТК России), при которой протокол не составляется).

Учет и регистрация дел о нарушениях таможенных правил регулируются Положением о порядке учета и регистрации дел о нарушении таможенных правил в таможенных органах Российской Федерации[13].

Законом (ст. 290 ТК России) определен круг лиц, правомочных вести производство по делу.

Таможенным кодексом (ст. 292) установлено, что производство по делу о нарушении таможенных правил должно быть закончено не позднее чем в месячный срок с момента заведения дела.

Продление сроков подробно регулируется Инструкцией о порядке продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения и составляет:

 а) до шести месяцев - начальником таможни или лицом, его замещающим, если производство по делу велось должностным лицом этой таможни либо таможенного поста, подчиненного таможне;

б) до 12 месяцев - начальником таможенного управления (оперативной таможни) или лицом, его замещающим;

в) свыше 12 месяцев - только начальником Регионального таможенного управления по борьбе с таможенными правонарушениями или лицом, его замещающим;

г) в исключительных случаях, при заведении дел согласно ч.1 ст. 254 ТК РФ допускается продление до 18 месяцев срока производства начальником таможенного управления (оперативной таможни) или лицом, его замещающим.

Дальнейшее продление срока производства осуществляет начальник РТУ по БТП или лицо, его замещающее.

Продление срока производства по делу осуществляется на основании мотивированного постановления о возбуждении ходатайства о продлении срока производства по делу, составляемого должностным лицом, ведущим производство по делу.

Производство по делу о нарушении таможенных правил считается законченным:

         - при передаче начальнику таможенного органа или его заместителю для рассмотрения материалов дела должностным лицом таможенного органа, в производстве у которого оно находится (ст. 356 ТК);

         - при прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил в случаях, предусмотренных ст. 291 ТК.

Статьей 296 ТК России установлено, что производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение ведутся на русском языке.

Не владеющие русским языком участники процесса производства и рассмотрения дела о нарушении таможенных правил обладают правом делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства на родном языке или другом языке, которым они владеют, если такой язык относится к числу распространенных, а также пользоваться услугами переводчика.

Производство по делу о нарушении таможенных правил ведется в таможенном органе Российской Федерации, в зоне деятельности которого обнаружено это правонарушение.

В случаях, вызываемых необходимостью, производство по делу о нарушении таможенных правил может вестись в таможенном органе Российской Федерации, в зоне деятельности которого было совершено это правонарушение.

В ходе производства по делам о нарушении таможенных правил могут возникнуть обстоятельства, влекущие соединение дел в одном производстве либо выделение дела в отдельное производство[14].

    В одном производстве соединяются дела о нарушениях таможенных правил:

 а) за совершение которых привлекается к ответственности одно и то же лицо;

 б) привлекаются к ответственности несколько лиц в соучастии.

Выделение дела о нарушении таможенных правил возможно, как на это указывает Кодекс, в случаях, вызываемых необходимостью и при условии, что это выделение не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела.

По общему правилу, при установлении в процессе ведения производства по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Производство по такого рода правонарушениям начинается с составления протокола о нарушении таможенных правил, в котором противоправное деяние лица квалифицируется в соответствии со статьей уголовного законодательства Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за такое деяние. При наличии этого обстоятельства начальник таможенного органа или его заместитель обязаны в срок не более трех суток, а в исключительных случаях - не более десяти суток принять одно из следующих решений:

  1) о возбуждении уголовного дела;

  2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

  3) о передаче протокола и других материалов о контрабанде или ином преступлении по подследственности.

    До принятия одного из вышеназванных решений проверка по выявленному факту проводится в порядке производства по делам о нарушении таможенных правил.

Следующая норма закона - ст. 302 ТК РФ - регламентирует действия таможни в случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела по признакам контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, но при наличии признаков нарушения таможенных правил.

Согласно требованиям названной статьи, при наличии указанных в ней обстоятельств, таможенный орган после получения соответствующих материалов из органов предварительного следствия, других органов дознания, суда или от прокурора продолжает производство по делу и его рассмотрение в общем порядке, на основании Таможенного кодекса.

Закон предусматривает ряд обстоя­тельств, при выявлении которых в процессе производства или рассмотрения дела производство по делу подлежит прекращению, либо такое производство при проверке, например, информации, предшествующей заведению дела, вообще не может быть начато.

Перечень этих обстоятельств приводится в ст. 291 ТК России.

Установле­ние обстоятельств совершенного административного таможенного правонарушения в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела производится в ходе выполнения процессуальных и иных действий, которые можно условно разделить на две группы.

К первой группе относятся процессуальные действия, осуществляемые должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которых находится дело о нарушении таможенных правил, направленные на непосредственное обнаружение, закрепление и изъятие ими доказательств по делу на основании и в порядке, установленными процессуальными нормами ТК РФ. К этой группе относятся опрос лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, опрос свидетеля, таможенное обследование, осмотр, предъявление для опознания, экспертиза, изъятие товаров и транспортных средств.

Ко второй - процессуальные и иные действия, осуществляемые полномочными должностными лицами таможенных органов, направленные на обеспечение производства по делу о нарушении таможенных правил и взыскания возможных санкций имущественного характера, а также на выяснение назначенными ими лицами обстоятельств, подлежащих установлению по делу о нарушении таможенных правил. К этой группе относятся истребование документов, получение информации, наложение ареста, проведение ревизии, проверки, инвентаризации, доставление лица в таможенный орган, административное задержание.

Ход, содержание и результаты процессуальных действий фиксируются в протоколах, составляемых при производстве по делу о нарушении таможенных правил, должностным лицом таможенного органа Российской Федерации как в ходе проведения конкретных процессуальных действий, так и непосредственно после их окончания..

Протоколы составляются по формам,  устанавливаемым Государствен­ным таможенным комитетом Российской Федерации.

Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, вправе производить опрос физических лиц, должностных лиц, руководителей или заместителей руководителей предприятий, учреждений или организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по существу дела.

Об опросе лиц составляется протокол опроса. Порядок опроса, права и обязанности опрашиваемого лица зависят от его процессуального положения[15].

Одним из наиболее острых процессуальных действий, направленных на обнаружение, закрепление и изъятие доказательств по делу о нарушении таможенных правил, является таможенное обследование территорий, помещений или транспортных средств.

Объектами таможенных обследований, в частности, могут быть:

         • помещения (территории) производственных цехов, гаражей, складов сырья, материалов, готовой продукции;

         • помещения бухгалтерии, служебные кабинеты должностных лиц предприятий, организаций и учреждений, привлекаемых к ответствен­ности за нарушение таможенных правил;

         • иные помещения предприятий, организаций и учреждений, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, их филиалов и представительств, принадлежащих им транспортных средств;

         • дома, квартиры лиц, привлекаемых к ответственности, и их родственников.

Таможенное обследование проводится в присутствии понятых. В необходимых случаях для участия в проведении таможенного обследования приглашается специалист.

Обнаруженные в ходе проведения таможенного обследования товары, транспортные средства, документы и иные предметы, имеющие отношение к делу, изымаются на основании и в порядке, предусмотренных ст. 337 и 338 ТК России.

При проведении таможенного обследования могут производиться измерения, применяться фото- и киносъемка, видеозапись, а также использоваться технические средства.

О проведении таможенного обследования составляется протокол          (ст. 349 ТК РФ), копия которого в обязательном порядке вручается под расписку лицам, у которых проведено таможенное обследование территории, помещений или принадлежащих им транспортных средств.

Получение санкции прокурора на проведение таможенного обследования жилых помещений в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил не требуется.

Внешнее сходство действий, направленных в процессе таких обследо­ваний на обнаружение и изъятие документов и иных предметов, являющихся доказательством по делу о нарушении таможенных правил, с мероприятиями, осуществляемыми при обыске по уголовному делу, не дает оснований для их отождествления.

Осмотр может проводиться как при составлении протокола о нарушении таможенных правил, при проведении таможенного обследования, при изъятии товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов, так и в виде самостоятельного процессуального действия.

Осмотр как самостоятельное процессуальное действие проводится в присутствии понятых. В его проведении могут участвовать лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, специалист, свидетель[16].

В необходимых случаях при осмотре производятся измерения, применяются фото- и киносъемка, видеозапись, составляются планы, чертежи, схемы, берутся пробы и образцы, изготовляются слепки и оттиски следов, снимаются копии с документов.

О производстве осмотра как самостоятельного процессуального действия составляется протокол.

Объектами опознания согласно статье 343 ТК России являются:

         • товары,

         • транспортные средства,

         • документы на них,

         • иные предметы, изъятые при составлении протокола о нарушении таможенных правил, проведении таможенного обследования, осмотра, изъятия товаров, транспортных средств и иных предметов.

Лица, привлекаемые к ответственности за нарушение таможенных правил, не могут являться объектом опознания по делам о нарушении таможенных правил, поскольку законодатель не включил в данный перечень людей.

О предъявлении предметов для опознания составляется протокол в соответствии с требованиями, перечисленными в статье 349 ТК России.

Результаты предъявления для опознания могут оказаться ошибочными как из-за умышленных ложных объяснений опознающего, так и в связи с его добросовестным заблуждением. Поэтому их следует подвергать тщательной проверке и оценке.

Экспертиза является одним из наиболее сложных процессуальных действий и представляет собой целый комплекс мероприятий по получению доказательства по делу о нарушении таможенных правил[17]. Она назначается путем вынесения мотивированного постановления в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле и может сопровождаться взятием проб и образцов для проведения экспертизы (ст. 347 ТК РФ).

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий и других соответствующих учреждений либо иными специалистами, назначенными должностным лицом таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил. В качестве эксперта может быть вызвано любое физическое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13