бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Производство по делам о нарушении таможенных правил бесплатно рефераты

Нарушение таможенных правил признается совершенным по неосторож­нос­ти, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Под “непреодолимой силой” (“форс - мажор”) понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (стихийное бедствие, общественные явления (война) и прочие)[6].

Применение мер воздействия за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

По общему правилу, за нарушение таможенных правил наступает ответственность, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовной ответственности.

Новым при решении вопросов административной ответственности является и положение об ответственности за нарушение таможенных правил военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Эти лица согласно ТК России несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях. К ним относятся: военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничных и внутренних войск, иных воинских формирований, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники органов внешней разведки, федеральных органов государственной безопасности, а также призванные на военные сборы граждане. На общих же основаниях несут ответственность за нарушение таможенных правил воинские части и другие имеющие статус юридического лица воинские формирования, а также формирования органов внутренних дел, внешней разведки, федеральных органов государственной безопасности.

Таможенный кодекс России содержит более 40 составов, предусматри­вающих ответственность за нарушения таможенных правил.

Нарушения, за которые предусмотрена административная ответствен­ность, можно условно разделить на:

а) носящие формальный характер упущения, сопровождающие выполнение требований, действующих в таможенном деле (например, нарушение порядка производства таможенного оформления и порядка декларирования товаров и транспортных средств - ст. 258, 262 ТК России, непредставление товаров и транспортных средств в месте доставки - ст. 253 ТК России, нарушение сроков представления таможенной декларации, документов и дополнительных сведений - ст. 263 ТК России);

б) грубые нарушения таможенного законодательства, наносящие ущерб экономическим интересам и экономической безопасности России, другим жизненно важным для России интересам, посягающие на установленные государством базовые институты и регламентации, в частности, в отношении, скажем, принципов перемещения товаров (например, несоблюдение мер экономической политики и других ограничений - ст. 274 ТК России, перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу помимо таможенного контроля - ст. 276 ТК России, сокрытие товаров от таможенного контроля - ст. 277 ТК России, перемещение с обманным использованием документов или средств идентификации - ст. 278 ТК России, правонарушения в сфере уплаты таможенных платежей - ст. 281-285 ТК России).

С точки зрения методологии надлежащее применение составов нарушений таможенных правил невозможно без знания и инкорпорирования норм той части Кодекса, которую условно можно обозначить как “экономическая”, а также от разрабатываемых ГТК России на основе Кодекса посвященных этим проблемам приказов, инструкций, указаний и т.п. Как правило, основная часть составов предусматривает ответственность за совершенно конкретное действие (либо бездействие), посягающее на положения, закрепленные в разде-лах Кодекса, предшествующих правоохранительному блоку, и нормативных документах ГТК России.

Так, например, ст. 250 ТК России “Неуведомление при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации” направлена на пресечение противоправных действий, нарушающих закрепленное в ч. 1 ст. 139 ТК России соответствующее требование.

Применяя, допустим, ст. 281 ТК России, необходимо иметь представле­ние о круге лиц, пользующихся льготами по таможенным платежам (скажем, о положениях Общих правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами - Приказ ГТК России N 416 от 15.08.94, разработанный в целях реализации положений Таможенного кодекса[7].

Останавливаясь на части составов, наиболее часто встречающихся в практике деятельности таможенных органов и сопряженных с наибольшими разночтениями при их правоприменении, хотелось бы отметить, что предлагаемая текстовка представляет собой наработки по некоторым аспектам рассматриваемой проблематики, с целью в какой-то мере восполнить отсутствие постатейного комментария.

Статья 253. “Непредставление товаров и транспортных средств в месте доставки и невручение документов на них”. По ст. 253 ТК России следует квалифицировать деяния, выразившиеся в нарушении требований ч. 1 ст. 142 ТК России, т.е. в неуведомлении о прибытии товаров и транспортных средств в порядке и по форме, установленной таможней в соответствии с п. 6.3 Положения о временном хранении (складах временного хранения), утвержденного Приказом ГТК России от 07.10.93 N 388, в сроки, указанные в ч. 1 ст. 142 ТК России.

По данной статье перевозчик подлежит привлечению к ответственности даже в случае, если товары и транспортные средства доставлены в определенное таможенным органом место, однако при этом была нарушена установленная таможенным законодательством сопровождающая завершение процесса доставки технология.

Статья 254. “Выдача без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрата или недоставление в таможенный орган Российской Федерации товаров, транспортных средств и документов на них”. При применении ст. 254 ТК РФ необходимо исходить из того, что неправомерные действия, перечисленные в диспозиции данной статьи, должны совершаться только в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем (см. ст. 192 ТК России “Время нахождения под таможенным контролем”), а также в отношении таможенных и иных документов на такие товары и транспортные средства.

Диспозиция ч. 1 ст. 254 ТК РФ содержит три возможных варианта неправомерного, без разрешения таможенного органа, распоряжения товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем: их выдача либо утрата, либо недоставление.

Основная трудность при квалификации правонарушений по ч. 1 ст. 254 ТК России проистекает по поводу недоставления товаров и транспортных средств, т.к. у практических работников возникает вопрос о разграничении применения ст. 253 и ч. 1 ст. 254 ТК России. Как об этом было сказано выше, диспозиция ст. 253 ТК России предполагает, что товары и транспортные средства были доставлены в место, установленное таможенным органом, однако после их доставления перевозчик не совершил действий, предписанных ч. 1 ст. 142 ТК России. Ответственность же по ч. 1 ст. 254 ТК России наступает за действие, выразившееся - по форме - как раз в несоблюдении предписания контролирующего (таможенного) органа о месте доставления.

Статья 259. “Неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими”. Рассматриваемая норма - правовая реакция на несоблюдение запрета, содержащегося в ст. 131 Кодекса.

Одним из вопросов, возникающих по названной статье, является возможность квалификации по ней действий получателей товаров в случае проведения ими неправомерных операций с товарами, не доставленными в таможенный орган назначения по процедуре ДКД и не прошедшими в этом органе процедуры декларирования.

Нахождение статей, регулирующих действия с товарами и транспортными средствами до проведения основного таможенного оформления  (понятие, применяемое в ст. 137 ТК РФ) и помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, в разделе IV ТК России “Таможенное оформление” означает, что товары и транспортные средства в рассматриваемом нами случае подпадают под понятие объектов, “в отношении которых таможенное оформление не завершено”[8].

 В связи с этим в рассматриваемой частной ситуации названным выше лицам возможно вменение ст. 259 ТК России.

Статья 266. “Нарушение режима склада временного хранения”. При применении ст. 266 ТК РФ следует иметь в виду следующее:

а) предельные сроки хранения товаров и транспортных средств определяются Таможенным кодексом. Продолжительность таких сроков в различных случаях изложена в разделе 7 Положения о временном хранении (складах временного хранения), утвержденного Приказом ГТК России от 07.10.93 N 388. Кроме того, в соответствии со ст. 155 ТК России ГТК России может устанавливать более короткие предельные сроки хранения товаров, нарушение которых также влечет ответственность по ст. 266 ТК России. Такие сроки установлены, например, Приказом ГТК России от 12.05.94 N 193 (20 суток в отношении алкогольных напитков и табачных изделий, помещенных на пограничные склады временного хранения), Общими правилами перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденными Приказом ГТК России от 15.08.94 N 408 (один месяц в отношении товаров, ввозимых физическими лицами);

б) при определении субъекта ответственности следует исходить из того, какое лицо должно было обеспечить выпуск или получение в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров или транспортных средств. Им может быть лицо, перемещающее товары (см. п. 9 ст. 18 ТК России), таможенный брокер, владелец склада временного хранения. Если такое лицо не установлено, это обстоятельство не может препятствовать заведению дела о нарушении таможенных правил;

в) таможенным законодательством установлен ряд требований, которые необходимо выполнить для выпуска или получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров и транспортных средств (уплата таможенных платежей, декларирование, представление разрешений, иных документов, необходимых для таможенных целей и т.д.). Непринятие мер по исполнению этих требований в установленные предельные сроки временного хранения и является объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 266 ТК России;

г) доставленные в иное место, нежели на склад временного хранения, товары и транспортные средства рассматриваются как находящиеся на складе временного хранения (п. 1.3 Положения о временном хранении товаров и транспортных средств);

д) при квалификации правонарушений по ст. 266 ТК России действие, а точнее, бездействие лица, привлекаемого к ответственности, по непроведению декларирования, неуплате таможенных платежей, нарушению сроков представления таможенных документов и т.п. полностью охватываются диспозицией названной статьи, в связи с чем дополнительной квалификации по статьям Кодекса, предусматривающим ответственность за вышеперечислен­ные деяния, не требуется.

Статья 276. “Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля”. Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, представляет собой одно из наиболее опасных, наносящих существенный вред охраняемым Кодексом интересам Российской Федерации в сфере таможенного регулирования. Оно посягает на закрепленный в ст. 27 ТК России один из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств, предусматривающий, что пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации, и во время их работы, т.е. под контролем последних.

Непосредственными объектами нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 276 ТК России, являются как товары, так и транспортные средства, понятия которых содержатся соответственно в п. 1 и п. 4 ст. 18 ТК России.

Статья 277. “Сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации”. Данное нарушение таможенных правил отличается повышенной степенью общественной опасности. Товары, перемещаемые зафиксированными в диспозиции статьи способами, скрываются от таможенного контроля путем:

а) использования тайников, которыми являются места специально:

         - изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров),

         - оборудованные и приспособленные (т.е. подвергавшиеся конструктив­ным изменениям, разборке, монтажу и т.д.);

б) использования других способов, при которых визуальное обнаружение товаров во время таможенного контроля затруднено;

в) придания одним товарам вида других, т.е. существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.

Статья 278. “Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации”. Представляется, что правонаруше­ние, предусмотренное ст. 278 ТК России, представляет собой наибольшую общественную опасность. В отличие от зафиксированного в ст. 277 ТК России так называемого физического сокрытия от таможенного контроля товаров, действия, перечисленные в ст. 278 ТК России, можно отнести к интеллекту­альному сокрытию товаров и транспортных средств от таможенного контроля.

В такого рода ситуациях таможенному контролю предъявляются документы, по содержанию и форме внешне отвечающие необходимым требованиям и порождающие у лица, представляющего их таможенному органу, право на беспрепятственное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Наполнение терминов “недействительные документы”, “документы, полученные незаконным путем” и т.п. зависит от конкретики ситуации, от того, легализуют ли таковые перемещение товаров и транспортных средств[9].

Согласно диспозиции ст. 278 ТК России, в качестве документов, необходимых для таможенных целей, правонарушителем представляются:

а) поддельные документы, т.е. полностью изготовленные фальшивые документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных и т.п.);

б) недействительные документы, означающие, что их официальное предназначение иное, что они свидетельствуют о фактах, лишь совпадающих с рассматриваемым, или не имеют надлежащего статуса официального (например, просроченная, исчерпавшая себя лицензия);

в) документы, полученные незаконным путем, т.е. документы, полученные заинтересованным лицом в результате предоставления в качестве оснований для выдачи этих документов уполномоченному на то лицу заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

г) документы, содержащие недостоверные сведения, т.е. документы, которые фактически являются подлинными, но в которые внесены сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать и т.п.), однако вносимые в него данные (текст, цифровые материалы) являются ложными;

д) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам.

В варианте обманного использования документов недостоверности этих документов придается видимость правдоподобия, которая выявляется, как правило, лишь при сопоставлении и анализе всего пакета сделки.

Предъявление ненадлежащих, скажем так, документов должно находиться в причинно-следственной связи с незаконным перемещением товаров и транспортных средств, способствовать ему.

Вне такого контекста, вне определения степени влияния информации, содержащейся в документах, на решение таможенного органа по поводу товаров и транспортных средств налицо только “подделка... иного выдаваемого государственным или общественным предприятием, учреждением, организацией документа, представляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях использования такого документа самим подделывателем или другим лицом…., использование заведомо подложного документа”.

Законодатель сознательно разделяет документы, содержащие недостоверные сведения, на необходимые для таможенных целей (ст. 278), и применяемые при декларировании (ст. 279). В этой части в обоих составах присутствует только видимая похожесть, но не более того, поскольку правовое пространство их применения, объективная сторона правонарушения разнятся существенно.

Например, в ситуации, когда при осуществлении таможенного контроля обнаруживается не соответствующий действительности сертификат качества, на основании которого в грузовой таможенной декларации указывается недостоверный код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, освобождающий товар от предоставления, скажем, лицензии на вывоз, оптимальная квалификация нарушения предполагает ст. 278 ТК России.

Недостоверные же сведения по формуле ст. 279 ТК России означают, в частности, неполную и поэтому недостоверную информацию в той фактуре в декларации, которая влияет на принимаемое таможенным органом принципиальное по существу решение о материализованных обязанностях держателя груза перед государством (в лице таможенного органа).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13