бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Производство по делам о нарушении таможенных правил бесплатно рефераты


Заключение


Статья 248 ТК закрепляет важнейшие требования принципа законности применительно к деятельности таможенных органов и их должностных лиц по борьбе с нарушениями таможенных правил. Эти требования включают в себя, во-первых, наличие законных оснований для применения мер воздействия за нарушения таможенных правил и, во-вторых, возможность их осуществления только в порядке, установленном законом.

            Основания для привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил возникают в тех случаях, когда у таможенных органов имеются данные, свидетельствующие о совершении лицом противоправных действий, перечень которых содержится в гл. 39 ТК или ином акте законодательства об административных правонарушениях (Особенной части КоАП). Перечень источников, из которых таможенные органы могут получить эти необходимые данные, приведен в ч. 1 ст. 293 ТК. Основанием привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил является наличие в противоправном деянии лица всех признаков состава нарушения таможенных правил. При наличии основания, необходимого и достаточного для привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил, применение мер воздействия, предусмотренных ст. 242 ТК, допустимо только с соблюдением определенной процедуры.

            В статье 248 ТК принцип соблюдения законности конкретизируется применительно к различным сторонам деятельности таможенных органов по борьбе с нарушениями таможенных правил: процессу применения взысканий за нарушения таможенных правил (ч. 2), порядку применения таможенными органами мер воздействия за нарушения таможенных правил (ч. 3) и к юридическим гарантиям обеспечения законности при применении таможенными органами мер воздействия за нарушения таможенных правил (ч. 4).

            В соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение, а также исполнение постановлений таможенных органов о наложении взысканий должны осуществляться строго на основании закона.

            Согласно п. 3 ст. 374 ТК такое нарушение принципа законности считается существенным нарушением процессуальных требований ТК и может служить основанием для обжалования (опротестования) постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил.

            В интересах укрепления законности установлено, что меры воздействия за нарушения таможенных правил применяются таможенными органами и их должностными лицами в пределах их компетенции и в точном соответствии с законодательством РФ. Статья 290 ТК определяет круг должностных лиц таможенных органов, которые наделены правом вести производство по делу о нарушении таможенных правил, а следовательно, применять к лицам, привлекаемым к ответственности за такие правонарушения, соответствующие меры воздействия. Статья 359 ТК устанавливает круг должностных лиц таможенных органов, правомочных рассматривать дело о нарушении таможенных правил и, следовательно, правомочных привлекать к ответственности за такие правонарушения.

            Юридические гарантии соблюдения требований законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил включают в себя прежде всего систематический контроль со стороны вышестоящих таможенных органов и их должностных лиц.

            Особая роль в укреплении законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил отведена прокурорскому надзору. В соответствии со ст. 22 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе опротестовать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

            Важные юридические гарантии законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил заключаются в нормах, регламентирующих права лиц, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил: право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться квалифицированной юридической помощью, обжаловать постановление по делу и другие.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. признана не соответствующей Конституции РФ ст. 266 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Данная статья устанавливает ответственность за нарушение режима склада временного хранения и предусматривает единственную санкцию - конфискацию товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами (предметами) правонарушения.

            Одним из оснований принятия такого решения послужило отсутствие в статье четких указаний на то, какие конкретно действия (бездействие) составляют объективную сторону данного правонарушения. По мнению Конституционного Суда РФ, это позволяет таможенным органам применять конфискацию имущества произвольно, в том числе и в тех случаях, когда нарушение может быть квалифицировано по другим статьям ТК РФ, либо когда оно вообще не связано с противоправным поведением лица, привлекаемого к ответственности.

            Нетрудно заметить, что неопределенность диспозиции характерна и для других статей ТК РФ. Это обстоятельство в сочетании с практически полным игнорированием таможенными органами положений ТК РФ об основаниях ответственности часто приводит к необоснованному наложению взысканий.

            Диспозиция ст. 266 ТК РФ "Нарушение режима склада временного хранения" сформулирована следующим образом: "Непринятие мер по обеспечению выпуска или получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров и транспортных средств, срок нахождения которых на складе временного хранения превысил установленные предельные сроки хранения".

            Временное хранение является одним из этапов процедуры таможенного оформления. Согласно ст. 142 ТК РФ товары и транспортные средства, доставленные в таможню назначения, представляются, а документы на них вручаются таможенному органу. Представление товара выражается в уведомлении о прибытии товаров и транспортных средств, и производится не позднее чем через 30 минут после прибытия (либо после наступления рабочего времени таможни). С момента такого представления товары и транспортные средства в соответствии со ст. 145 ТК РФ приобретают статус находящихся на временном хранении под таможенным контролем и в течение суток должны быть помещены на склад временного хранения. Вывоз со склада временного хранения допускается после принятия таможней решения о выпуске товаров и транспортных средств (либо о предоставлении в распоряжение) в соответствии с избранным таможенным режимом.

            Срок временного хранения устанавливается таможенным органом исходя из времени, необходимого для подачи таможенной декларации, характера товаров и используемого транспортного средства. По усмотрению таможни данный срок может продлеваться, но в определенных пределах. Согласно ст. 155 ТК РФ общий (предельный) срок нахождения товаров и транспортных средств на складах временного хранения составляет не более двух месяцев и не может быть продлен даже в исключительных случаях. Для отдельных видов товаров (подакцизных, скоропортящихся и некоторых других) предусмотрены сокращенные предельные сроки хранения.

            В период временного хранения должны быть завершены все операции по таможенному оформлению и таможенному контролю. В обязанности владельца товаров входит уплата таможенных пошлин и налогов, сборов за таможенное оформление, подача таможенной декларации и иных, необходимых для таможенных целей, документов. Таможенным органом должны быть проведены проверка содержащихся в таможенной декларации сведений, таможенный досмотр товаров и т.д. Кроме того, в этот же период осуществляются контрольные мероприятия со стороны других государственных органов (ветеринарный, фитосанитарный и другие виды контроля).

            Таким образом, ст. 266 ТК РФ, по существу, предусматривает ответственность за неисполнение в течение срока временного хранения требований по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, т.е. за неуплату таможенных платежей и недекларирование товаров.

            Однако неуплата таможенных платежей и непредставление в установленный срок таможенной декларации и иных необходимых для таможенных целей документов и дополнительных сведений образуют самостоятельные составы правонарушений, ответственность за которые предусмотрена соответственно в ст. 284 и 263 ТК РФ. Согласно ст. 263 ТК РФ непредставление таможенной декларации наказывается штрафом в сумме, не превышающей пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. В соответствии со ст. 284 ТК РФ неуплата таможенных платежей влечет наложение штрафа в размере от 100 до 300% от суммы неуплаченных таможенных платежей.

            Между тем, текст ст. 263, 266 и 284 ТК РФ не позволяет точно определить, когда правонарушение должно квалифицироваться по ст. 263, 284, а когда по ст. 266 ТК РФ. Очевидно, в основу разграничения не может быть положено нахождение товаров и транспортных средств на складе временного хранения, поскольку ТК РФ не требует декларировать товары и транспортные средства немедленно, до помещения на склад временного хранения. В практической деятельности вопрос о разграничении решался по-разному.

            Одна из точек зрения состояла в том, что по ст. 266 ТК РФ деяние может квалифицироваться лишь в том случае, если лицо, перемещающее товары, не предприняло весь комплекс мер по обеспечению выпуска товаров, т.е. не исполнило ни одну из обязанностей, возложенных на него таможенным законодательством. Однако такое неисполнение можно рассматривать и как совокупность правонарушений и в соответствии со ст. 238 ТК РФ налагать взыскание за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим.

            Другая позиция была основана на том, что сроки, предусмотренные для декларирования товаров и уплаты таможенных платежей, и сроки временного хранения неодинаковы. Согласно ст. 171 ТК РФ срок подачи таможенной декларации устанавливаются Государственным таможенным комитетом (ГТК РФ) и не могут превышать 15 дней с даты представления товаров таможенному органу. В отношении большинства товаров никаких специальных сроков на сегодняшний день не установлено, поэтому на подачу декларации отводится максимальный 15-дневный срок. Сокращенные сроки (10 дней) введены ГТК РФ для отдельных видов подакцизных товаров.

            Сроки уплаты таможенных платежей напрямую связаны со сроками подачи таможенной декларации. Часть 1 ст. 119 ТК РФ предусматривает, что, если лицу, перемещающему товары, не предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, они должны уплачиваться до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При этом, если декларация подана с просрочкой, срок уплаты таможенных платежей считается истекшим в момент истечения срока на подачу декларации (ч. 3 ст. 119 ТК РФ).

            Из приведенных положений Таможенного кодекса РФ следует, что совершение правонарушений, предусмотренных ст. 263 и 284 ТК РФ, всегда предшествует истечению предельного срока временного хранения. Диспозиция ст. 266 ТК РФ предполагает, что лицо не предпринимает необходимых мер не только в установленный законом 15-дневный срок, но и какое-то время после истечения этого срока, т.е. что противоправное бездействие продолжается и после совершения правонарушения. Однако квалификацию деяния, безусловно, нельзя ставить в зависимость от времени обнаружения правонарушения или пресечения незаконных действий должностными лицами таможни. За совершение правонарушений, предусмотренных ст. 263 и 284 ТК РФ, лицо должно привлекаться к ответственности именно по этим статьям. В то же время в соответствии с принципом однократности наказания за одни и те же действия вынесение постановления о наложении взыскания за данные правонарушения исключает в дальнейшем привлечение к ответственности по ст. 266 ТК РФ.

            В правоприменительной практике спорным также является вопрос о том, в чем состоит неуплата таможенных платежей и непредставление таможенной декларации, какие действия могут рассматриваться как правонарушение.

            В качестве достаточно типичного примера можно привести следующее дело. Общество с ограниченной ответственностью было привлечено к ответственности по ст. 266 ТК РФ за нарушение таможенных правил, выразившееся в неуплате таможенных платежей и недекларировании товаров в предельный двухмесячный срок временного хранения. Состав неуплаты таможенных платежей был установлен на основании лишь того факта, что часть средств была зачислена на счет таможни по истечении названного срока.

            Если бы речь шла о взыскании суммы неуплаченных таможенных платежей (недоимки), факт непоступления таможенных платежей на счет таможни действительно мог бы иметь определяющее значение. Однако для применения мер ответственности таможенный орган обязан установить наличие в действиях лица всех признаков таможенного правонарушения. Непоступление средств на счет таможни само по себе не дает оснований утверждать, что таковое было совершено.

            Понятие таможенного правонарушения закреплено в ст. 230 Таможенного кодекса РФ. Согласно этой статье таможенным правонарушением признается противоправное деяние лица (действие либо бездействие), посягающее на установленный законодательством РФ и международными договорами РФ порядок в сфере таможенного дела, за которое Таможенным кодексом РФ предусмотрена ответственность.

            В теории права и в законодательстве принято выделять объективные и субъективные признаки правонарушения. Совокупность этих признаков устанавливается законом и характеризует конкретное деяние как определенное правонарушение, тем самым разграничивая различные правонарушения между собой и отделяя их от действий, которые правонарушениями не признаются. Такая совокупность именуется составом правонарушения.

            К объективным признакам относятся объект правонарушения (т.е. общественные отношения, охраняемые определенными нормами законодательства, в данном случае - отношения в сфере таможенного дела) и объективная сторона правонарушения. Под объективной стороной понимаются предусмотренные законом признаки, характеризующие внешние проявления правонарушения, то, в чем оно выражается. Объективную сторону составляют, прежде всего, признаки, характеризующие само деяние, его результат и причинную связь между ними. Субъективные признаки - субъект правонарушения и субъективная сторона - определяют, кто может нести ответственность за правонарушение и каково его отношение к деянию (о субъективной стороне будет сказано далее).

            Реальное деяние может рассматриваться как правонарушение только тогда, когда оно содержит все установленные законом признаки состава правонарушения. Отсутствие одного из них означает отсутствие состава правонарушения в целом и, следовательно, невозможность привлечения к ответственности. Признаки конкретных составов таможенных правонарушений содержатся в гл. 39 ТК РФ "Виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения". Однако если диспозиция любой из этих статей не позволяет четко определить круг действий, совершение которых влечет наложение взыскания, толковать ее нужно с учетом норм ТК об общих условиях привлечения к ответственности. В противном случае возможно грубое нарушение законности - применение мер ответственности за деяние, которое в действительности не является правонарушением. Именно на это обстоятельство обращено особое внимание в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г.

            Возвращаясь к приведенному примеру, необходимо отметить, что таможенный орган фактически проигнорировал требования ст. 230 ТК РФ.

            Как следовало из материалов дела, до истечения установленного срока указанное ООО и действующая по его поручению другая организация представили обслуживающим банкам платежные поручения на перечисление таможенных платежей. Необходимые денежные средства на расчетных счетах обеих организаций имелись, и оба платежных поручения были исполнены банками плательщиков в тот же день. Несвоевременное поступление средств на счет таможни произошло в результате нарушений, допущенных одним из банков, участвующих в расчетах.

            Данные факты позволяют сделать вывод о том, что ООО не допускало противоправного бездействия в отношении уплаты таможенных платежей. Следовательно, ответственность за несвоевременную уплату таможенных платежей к нему применяться не может.

            Аналогичная проблема длительное время существовала в налоговых правоотношениях. В связи с банковским кризисом в 1995 г. резко возросло количество случаев, когда поручения на перечисление налогов исполнялись банками несвоевременно либо не исполнялись вовсе. В судебной практике некоторая определенность по этому вопросу была достигнута с изданием информационного письма президиума Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ от 4 апреля 1996 г. N 1 "Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов". В данном письме говорится, что если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет (своевременно представил банку надлежаще оформленное платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет при наличии денежных средств на счете плательщика), ответственность за просрочку уплаты налога к нему применяться не может. Привлечение к ответственности допустимо лишь в том случае, если непоступление (просрочка поступления) налогов в бюджет вызвано противоправными действиями самого налогоплательщика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13