бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Производство по делам о нарушении таможенных правил бесплатно рефераты

            Свободная (рыночная) цена товаров и транспортных средств должна быть определена на день обнаружения нарушения таможенных правил. Таможенные органы часто рассчитывают свободную (рыночную) цену на день составления протокола о нарушении таможенных правил или на день составления заключения эксперта.

            Должна быть определена свободная (рыночная) цена товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения (а в случае их отсутствия - максимально приближенных к ним по товарным характеристикам).

К сожалению, в большинстве случаев свободная (рыночная) цена определяется таможенным органом на основании сборников рекламного характера, таких, как "Супер Шваке" (автомобили), "Товары и цены" (товары, произведенные на территории государств - бывших республик СССР). Указанные сборники не отражают информацию о свободной (рыночной) цене товара, так как, во-первых, в силу своего рекламного характера содержат заниженные цены, во-вторых, не учитывают индивидуальные свойства товара (степень износа, усовершенствования, наличие дефектов и т.п.) и, в-третьих, иностранные сборники свидетельствуют о ценах, сложившихся не на российском рынке, а на внутренних рынках иностранных государств.

            Определение свободной (рыночной) цены должно производиться на основании официальной информации.

            В соответствии со ст.339 Таможенного кодекса РФ оценка непосредственных объектов нарушения таможенных правил производится таможенным органом на основании свободных (рыночных) цен. Поскольку таможенный орган, как правило, не обладает информацией о таких ценах, он получает указанные сведения посредством направления запросов в компетентные органы (территориальные подразделения Госкомстата России, торгово-промышленные палаты субъектов РФ).

            При отсутствии информации о цене товара его оценка должна быть произведена на основании заключения эксперта, которым может быть любое физическое лицо, обладающее специальными познаниями в области науки, искусства, техники или ремесла, необходимыми для дачи заключения (ст.326 ТК). Поэтому поручать проведение экспертизы сотрудникам отделов таможенной стоимости и валютного контроля, а также отделов по работе с конфискатами и взиманию штрафов (что распространено в ряде таможен), как правило, неправомерно.                 Таможенный кодекс РФ в отдельных случаях допускает возможность изъятия имущества лица, привлекаемого к ответственности, в качестве обеспечения уплаты сумм возможных штрафов или могущей подлежать взысканию стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения. В соответствии с ч.2 ст.337 ТК подобное изъятие может быть произведено только в тех случаях, когда находящееся на территории Российской Федерации имущество лица, привлекаемого к ответственности, не покрывает указанных сумм.

            Хотелось бы отметить, что при изъятии товаров и транспортных средств на основании приведенной статьи ТК таможенные органы нередко допускают нарушения общих принципов привлечения к ответственности, а также процессуальных требований Таможенного кодекса РФ.

            Так, в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил таможенными органами изымается имущество, принадлежащее правонарушителю на основании договора аренды, лизинга и иных договоров гражданско-правового характера, но не являющееся его собственностью. Подобные действия являются неправомерными, поскольку искажают смысл ответственности за правонарушение. В связи с тем, что изъятие имущества для обеспечения уплаты штрафов или взыскания стоимости товаров и транспортных средств предполагает возможность его последующего отчуждения, для обеспечения указанных мер может быть изъято только имущество, находящееся в собственности лица, привлекаемого к ответственности, поскольку именно оно должно нести неблагоприятные последствия за совершение противоправного деяния.

            Часто у лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, изымается собственность, которая не имеет непосредственного отношения к совершенному им правонарушению. Примером может служить ситуация, когда в отношении иностранного перевозчика, не доставившего товар, перемещаемый по процедуре доставки под таможенным контролем, не заводится дело о нарушении таможенных правил даже при наличии достоверной информации о совершенном правонарушении. При последующем "появлении" такого перевозчика на территории РФ таможенный орган задерживает принадлежащие ему транспортные средства (обеспечивается возможность наложения взыскания в виде штрафа либо взыскания стоимости непосредственных объектов правонарушения), после чего составляется протокол о нарушении таможенных правил. При этом в большинстве случаев изъятые транспортные средства не имеют никакого отношения к недоставке товаров. Подобные действия являются нарушением требований ч.11 ст.338 ТК, устанавливающей, что товары и транспортные средства, не имеющие отношения к делу о нарушении таможенных правил, изъятию не подлежат. Также незаконно взыскание сумм штрафов и стоимости товаров и транспортных средств из стоимости имущества, ранее изъятого в качестве вещественного доказательства.

            Указанные действия являются неправомерными в связи с тем, что имущество, изъятое в качестве вещественного доказательства, в течение всего времени производства по делу о нарушении таможенных правил обладает особым статусом. Так, должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, обязано обеспечить сохранность вещественных доказательств до окончательного разрешения дела. Изъятие же имущества по ч.2 ст.337 ТК может быть заменено на его залог, предоставление гарантии или внесение на депозит таможенного органа причитающихся сумм. Естественно, что при возможности осуществления такой замены не приходится говорить о какой-либо сохранности имущества.

     В таможенном законодательстве РФ действует принцип непоглощения менее строгого наказания более строгим и при совершении одним лицом нескольких нарушений таможенных правил взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.

            В диспозициях ряда статей, устанавливающих ответственность за нарушение таможенных правил, закреплено, что ответственность по ним наступает только в случае отсутствия в действиях лица признаков иных нарушений таможенных правил или признаков преступления.

            Уголовным законодательством РФ предусмотрено пять составов преступлений в сфере таможенного дела. К ним относятся контрабанда (ст.188 УК РФ), незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УК РФ), невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст.190 УК РФ), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ) и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ).

            Предлагаемый вашему вниманию обзор правоприменительной практики разделен на пять групп соответственно объектам нарушений таможенных правил: нарушения таможенных правил, посягающие на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; порядок таможенного контроля; порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; порядок обложения таможенными платежами и их уплаты; порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими. При этом будут освещены только те статьи Таможенного кодекса РФ, которые получили наибольшее применение в западном регионе Российской Федерации.

            Следует сразу оговориться, что отнесение составов нарушений таможенных правил к той или иной группе в ряде случаев несколько условно. Дело в том, что такие понятия, как "таможенное оформление", "таможенный контроль" и "перемещение через таможенную границу РФ", тесно переплетены в российском таможенном законодательстве. Так, нарушение таможенных правил, выражающееся в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля (ст.276 ТК), посягает одновременно и на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств, и на порядок проведения таможенного контроля. А нарушение таможенных правил, выражающееся в недоставлении в определенное таможенным органом место товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем (ч.1 ст.254 ТК), посягает одновременно и на порядок таможенного контроля, и на порядок таможенного оформления.

Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотре­ние - система процессуальных действий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - законодательством Российской Федерации об административных правонаруше­ниях.

Основными задачами производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрения являются: выявление и пресечение правонаруше­ний; своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела; разрешение его в точном соответствии с законодательст­вом; обеспечение исполнения постановлений; выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений, принятие мер к их устранению; предупреждение правонарушений.


Глава 1. Понятие, основные цели и задачи производства по делам о нарушении таможенных правил


1. Поводы для заведения дел о нарушении таможенных правил


            В числе основных функций таможенных органов Российской Федерации законодательно закреплена функция борьбы с контрабандой и другими преступлениями, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов, с нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации. Вышеназванной функцией определено и положение таможенных органов, отнесенных Таможенным кодексом Российской Федерации к числу правоохранительных, что, безусловно, расширяет права таможенных органов в решении их функциональных обязанностей.

Реализуя задачу борьбы с таможенными правонарушениями, таможенные органы применяют методы правового принуждения, санкции с целью пресечения нарушений таможенного законодательства.

Правоприменительная практика таможенных органов Российской Федерации в сфере привлечения к административной ответственности за таможенные правонарушения в законодательном порядке в настоящее время регламентируется положениями раздела X Таможенного кодекса Российской Федерации, носящего характер документа, на основании которого и вокруг которого формируется нормативная база по вопросам, касающимся применения мер воздействия за нарушения таможенных правил.

До принятия Кодекса по сути не существовало таможенно-процессуальных норм, а также законодательно закрепленных общих положений, регулирующих административную практику таможенных органов, в связи с чем последние пользовались процедурами законодательства об административных правонарушениях[4].

При разработке ТК РФ в него необходимо было ввести процессуальные нормы, регулирующие производство по делам о нарушениях таможенных правил. Однако в Кодекс не были просто перенесены нормы уголовно-процессуального и отчасти гражданского, административного, налогового и иного законодательства: ТК России содержит ряд новаций, ранее не существовавших в законодательстве.

Вопросам административной ответственности за таможенные правонарушения посвящен раздел X ТК РФ “Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение”.

Раздел содержит нормы, которые по своему содержательному наполнению и назначению могут быть отнесены к:

         - общей части - глава 38 “Общие положения”;

         - особенной части - глава 39 “Виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения”;

         - процессуальной части - глава 40 “Общие условия производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрения”; глава 41 “Лица, участвующие в производстве по делу о нарушении таможенных правил и в его рассмотрении, их права и обязанности”; глава 42 “Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении. Отводы”; глава 43 “Доказательства по делу о нарушении таможенных правил”; глава 44 “Меры по обеспечению производства по делу о нару-шении таможенных правил”; глава 45 “Порядок производства конкретных процессуальных действий”; глава 46 “Издержки по делу о нарушении таможенных правил”; глава 47 “Направление дела о нарушении таможенных правил на рассмотрение”; глава 48 “Рассмотрение дела о нарушении таможенных правил”; глава 49 “Обжалование постановления таможенного органа Российской Федерации по делу о нарушении таможенных правил”; глава 50 “Исполнение постановления таможенного органа Российской Федерации о наложении взыскания за нарушение таможенных правил; глава 51 “Упрощенная форма применения взыскания за нарушение таможенных правил”.

В период, предшествовавший принятию ТК России, таможенные органы при решении вопросов привлечения к административной ответственности за таможенные правонарушения руководствовались преимущественно общими положениями норм административного законодательства, например, Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таможенный кодекс Российской Федерации не отсылает к нормам административного законодательства, но, используя его положения, определяет основные правила административных таможенных процедур. Кодекс по-новому трактует многие принципиальные подходы административ­ного законодательства, существенно меняя регулирование вопросов о субъектах ответственности (введение ответственности юридического лица, принципа двусубъектности ответственности за совершение одного правонарушения), ответственности военнослужащих, наложении взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил, сроках наложения взысканий[5].

Таможенный кодекс впервые дает развернутое определение понятия нарушения таможенных правил, которое приводится в ст. 230 ТК России.

Согласно названной статье, нарушение таможенных правил - это носящее противоправный характер действие либо бездействие лица, посягающее на установленный ТК России, Законом Российской Федерации “О таможенном тарифе”, другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные орга-ны Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое (т.е. противоправное действие либо бездействие) ТК РФ предусмотрена ответственность.

Приведенная формулировка перечисляет в общем виде законодательные акты, определяющие правовые основы таможенного дела, а также регламентированные данными актами возможные объекты противоправных посягательств.

При определении возможных субъектов ответственности за выявленные нарушения таможенных правил следует иметь в виду, что к административной ответственности могут быть привлечены как российские, так и иностранные:

        а) предприятия, учреждения, организации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (т.е. субъекты, объединяемые родовым обозначением “юридическое лицо”);

       б) физические лица (по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста);

       в) должностные лица (если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации).

Таможенный кодекс Российской Федерации содержит в рассматриваемой общеправовой части две основные особенности, ранее не известные таможенному праву:

1. Двусубъектность ответственности, при которой за совершение одного таможенного правонарушения допускается привлечение:

- юридических лиц - к административной ответственности,

- физических лиц - к административной или уголовной ответственности.

Двусубъектность ответственности предполагается на практике только в сфере нарушений в так называемом торговом обороте.

2. Вторым важным обстоятельством, оговоренным в законе, является то, что если физические и должностные лица несут ответственность лишь за виновное противоправное действие или бездействие, т.е. совершение ими нарушения таможенных правил умышленно или по неосторожности, то юридические лица от ответственности за нарушение таможенных правил освобождаются только в случаях, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы, то есть названные лица могут привлекаться таможенным органом к административной ответственности при установлении самого факта нарушения таможенных правил, и субъективная сторона не подлежит доказыванию в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил, совершенному юридическим лицом.

Таможенный кодекс не дает определений форм вины, а также непреодолимой силы - они являются общеправовыми. Нарушение таможенных правил признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13