бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Производство по делам о нарушении таможенных правил бесплатно рефераты

Следует иметь в виду, что с условием, оговоренным в абзаце втором пункта 5 ст. 18 ТК России, ст. 278 ТК России применима в случае ввоза товара только при фактическом пересечении таможенной границы Российской Федерации. То есть, действия, связанные с обманным использованием документов во внутренних таможнях, в отношении товаров, перемещение которых через таможенную границу было произведено с соблюдением тамо-женных правил, не образуют состава нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 278 ТК России. В зависимости от обстоятельств дела такие противоправные деяния могут квалифицироваться по другим статьям главы 39 ТК России (например, ст. 279, 282).

Статья 279. “Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств”. И в пассажирском, и в грузовом вариантах прохождения товаров и транспортных средств таможенного контроля наиболее распространенной формой нарушения являются действия, связанные с их ненадлежащим декларированием.

Не вызывающая, как правило, затруднений в правоприменительной практике, статья 279 ТК России, тем не менее, нуждается в пояснениях по некоторым ситуациям.

1. Представляется, что в случае выявления таможенными органами в результате контроля доставки непроведения получателем таможенного оформления товаров, доставленных по процедуре ДКД не в таможенный орган назначения, а непосредственно получателю, действия получателя, выразившиеся в недекларировании товара (т.е. противоправном бездействии), могут быть квалифицированы по чт. 1 ст. 279 ТК России.

2. По ч. 2 ст. 279 ТК России в торговом обороте квалифицируются действия, связанные с ошибками при заполнении грузовой таможенной декларации, если последние не повлияли и не могли повлиять на принятие таможенным органом решения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, помещении их под запрашиваемый таможенный режим, размер таможенных платежей. В неторговом обороте по ч. 2 ст. 279 ТК России квалифицируются случаи заявления таможенному контролю неправильных данных о сумме вывозимой из России инвалюты, если ее размер не превышает 500 долларов США, так как в пределах упомянутой суммы для ее ввоза не требуется предъявления соответствующих разрешительных (оправдательных документов).

Подлежат квалификации по ч. 2 ст. 279 ТК РФ и случаи неправильного заявления таможенному контролю размера ввозимой в Россию инвалюты, так как на данный момент наличная иностранная валюта по действующему валютному и таможенному законодательству может ввозиться в Российскую Федерацию без каких-либо количественных ограничений и предъявления разрешительных документов. (Не исключено, однако, что в случае принятия соответствующих законов, направленных на борьбу с “отмыванием” доходов от преступной деятельности, решение о перемещении в Россию ввозимой инвалюты также будет зависеть от предъявления таможенному контролю разрешительных документов. Естественно, что при таком изменении законодательства заявление недостоверных сведений о ввозимой инвалюте будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 279 ТК России).

Статья 280. “Транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями таможенных правил, пользование или распоряжение ими”. Диспозицией данной статьи установлено, что ответственность по ней наступает в случаях:

а) транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

б) транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с сокрытием от таможенного контроля (ст. 277 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

в) транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации (ст. 278 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

г) транспортировки, хранения, приобретения недекларированных или недостоверно декларированных товаров и транспортных средств (ч. 1 ст. 279 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

д) транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, используемых либо отчуждаемых без разрешения таможенного органа Российской Федерации в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы (ст. 281 ТК России).

Для привлечения лица к ответственности по ст. 280 ТК России необходимо следующее:

а) установленный факт совершения иным лицом, нежели лицо, привлекаемое к ответственности, нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 276, 277, 278, ч. 1 ст. 279, 281 ТК России (т.е. субъектом ответственности по ст. 280 ТК России является не лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил, подпадающее под признаки вышеперечисленных статей, - они и подлежат привлечению к ответственности по этим статьям, - а так называемое “третье лицо”, совершающее с незаконно перемещенными либо незаконно используемыми, либо незаконно отчуждаемыми товарами действия, предусмотренные диспозицией ст. 280 ТК России);

б) совершение привлекаемым к ответственности лицом действий по транспортировке, хранению, приобретению товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, пользованию или распоряжению ими;

в) совершение таких действий физическим лицом или должностным лицом умышленно или по неосторожности.

Статья 281. “Нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых представлены льготы по таможенным платежам”. По ст. 281 ТК России следует квалифицировать деяния, выразившиеся в нарушении требований, установленных ст. 29 ТК РФ.

При этом следует исходить из того, что в данном случае к условно выпущенным товарам следует относить товары, в связи с которыми лицу были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. На момент написания данной работы значительное количество правонарушений, подпадающих под признаки ст. 281 ТК России, выявляется в сфере предоставления льгот по уплате таможенных платежей физическими лицами при ввозе автомашин.

Имеются в виду случаи, когда физическое лицо, ввезшее автомашину на таможенную территорию Российской Федерации и оформившее ее в таможен­ных органах с использованием льгот по таможенным платежам, впоследствии отчуждает автомашину, де-факто продавая ее, с нарушением установленного порядка - без уплаты таможенных платежей, снятия автомашины владельцем с учета в органах ГИБДД, оформления договора купли-продажи в специализи­рованных магазинах или в органах ГИБДД, постановки на учет в органах ГИБДД. Вместо этого лицо, ввезшее автомашину, оформляет на имя приобретателя доверенность на право пользования и/или распоряжения автомашиной и тем самым избегает обязанности произвести таможенное переоформление автомашины и уплатить таможенные платежи (не считая государственного налога при оформлении договора купли-продажи), что и является нарушением таможенных правил, предусмотренным ст. 281 ТК России (а при умышленном уклонении от уплаты таможенных платежей в крупных либо особо крупных размерах - преступлением, предусмотренным ст. 194 УК РФ).

Статья 282. “Действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных правил или их занижение”. В случаях заявления в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, такие действия подлежат квалификации по ст. 282 ТК России.

Примером таких действий может являться указание в грузовой таможенной декларации недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, недостоверного кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и т.п. При этом необходимо исходить из того, что целью заявления недостоверных сведений является освобождение от таможенных платежей или занижение их размера[10].

Статья 284. “Нарушение сроков уплаты таможенных платежей”. Содержащееся в диспозиции ст. 284 ТК России понятие “установленные сроки уплаты таможенных платежей” следует понимать как нарушение сроков уплаты, устанавливаемых не только ТК России (ст. 119), но и таможенными органами в соответствии с нормативными актами ГТК России, иными правовыми актами по таможенному делу (например, установление сроков уплаты при предоставлении отсрочки либо рассрочки).

Статья 288. “Невыполнение должностными лицами и иными лицами требований, действующих в таможенном деле”. Данная статья посвящена правовой оценке действий должностных лиц, иных работников предприятия, учреждения или организации и физических лиц, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера, в случаях, когда соответствующее предприятие, учреждение или организация привлекаются к ответственности за нарушение таможенных правил.

Законодатель формирует диспозицию рассматриваемой нормы через отсылку к нарушениям, предусмотренным в предыдущих составах главы, определяя их для субъектов статьи как невыполнение действующих в таможенном деле требований.

Таким образом, повторяясь, констатируем, что по ст. 288 ТК России подлежат ответственности сотрудники юридических лиц (назовем их так для удобства) при условии:

  а) виновности таких должностных или физических лиц (в форме умышленного или неосторожного действия или бездействия - ст. 231 ТК России) в невыполнении действующих в таможенном деле требований, за нарушение которых предусмотрена ответственность;

  б) признания предприятия, учреждения, организации по постановлению таможенного органа совершившим нарушение таможенных правил (для привлечения юридического лица к ответственности в соответствии с уже упомянутой ст. 231 ТК России достаточно установления факта совершения нарушения таможенных правил). При этом действия самого юридического лица квалифицируются по статье, соответствующей содеянному.


2. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела о нарушении таможенных правил


Производство по делу о нарушении таможенных правил ведется должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, непосредственно обнаружившим нарушение таможенных правил, а по решению начальника таможенного органа Российской Федерации или его заместителя должностным лицом, являющимся сотрудником структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил таможенного органа Российской Федерации.

Полномочиями начальника таможенного органа Российской Федерации при производстве по делам о нарушении таможенных правил обладают руководитель структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил Государственного таможенного комитета Российской Федерации и его заместители, а также руководители структурных подразделений по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил региональных таможенных управлений и таможен Российской Федерации и их заместители.

           

3. Участники производства по делам о нарушении таможенных правил, их права и обязанности


Участие в производстве по делу о нарушении таможенных правил и в его рассмотрении лица, привлекаемого к ответственности, его представителя и адвоката регламентированы ст. 306 ТК РФ. 

Участие законного представителя (ст. 309), потерпевшего (ст. 450), адвоката (ст. 310), эксперта (ст. 311), специалиста (ст. 312), переводчика          (ст. 313), свидетеля (ст. 314), понятых (ст. 315) регламентируется соответствую­щими статьями Таможенного кодекса России.

Обстоятельства, исключающие возможность ведения производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, установлены статьей 316 ТК России, согласно которой должностное лицо не может вести производство по делу о нарушении таможенных правил или рассматривать это дело, если:

         • оно ранее участвовало в производстве по данному делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрении в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, законного представителя лица, привлекаемого к ответственности;

         • оно является родственником физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя, а также свидетеля, эксперта, ревизора, специалиста, которые участвовали в производстве по делу о нарушении таможенных правил либо его рассмотрении;

         • имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что должностное лицо таможенного органа Российской Федерации лично, прямо или косвенно, заинтересовано в исходе дела.

            Для положительного решения вопроса об отводе должностного лица достаточно одного из предусмотренных в данной статье обстоятельств.

            Перечень обстоятельств, исключающих возможность участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении, а также отводы других участников процесса регламентирован ст. 317-319 ТК РФ.

Любые процессуальные действия, совершаемые в рамках соответствующего административного производства, предполагают непременное участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав и на которых возлагаются те или иные процессуальные обязанности. Это - участники производства. Конкретные формы выражения их процессуальной право- и дееспособности различны, что определяется той процессуальной ролью, которая отводится каждому из них.          В одних случаях совершаемые ими действия служат юридическими фактами, влекущими за собой возникновение административно-процессуальных отношений, в других они вступают в такого рода отношения в силу определенных обстоятельств, предусмотренных административно-процессуальными нормами и т.д. Главное в общей характеристике этих лиц заключается в том, что каждый из них (видовой их набор достаточно разнообразен) является стороной возникшего административно-процессуального отношения. Обобщенно - это стороны возникающего в результате совершения административного правонарушения процессуального отношения, предметом которого является рассмотрение и разрешение в установленном законом порядке индивидуального административно-юрисдикционного дела.

Число участников производства значительно(11), что свидетельствует о его состязательном характере и о стремлении законодателя создать необходимые условия для установления по делу объективной истины.

Конечно, ведущая роль принадлежит судье, органу, должностному лицу, на которых возложена главная процессуальная обязанность - рассмотрение и разрешение дела по существу. Именно они принимают решение по делу, а также обеспечивают процессуальные гарантии участников производства.

Новеллой является включение в состав участников производства прокурора.

Как правило, дело об административном правонарушении должно рассматриваться с участием такого лица или его законного представителя (в отношении юридического лица). Предусмотрена возможность рассмотрения дела в их отсутствие. Например, если от них поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела или же такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При этом необходимо иметь данные о том, что лицо было надлежаще извещено о дате и месте рассмотрения его дела. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство. В таком случае возможен привод физического лица (о юридическом лице в этом плане ничего не сказано). Следует считать, что производство без участия лица, в отношении которого ведется производство, является исключением из общего правила.

При рассмотрении дела, влекущего в качестве административного наказания административный арест или административное выдворение, присутствие лица, в отношении которого ведется производство, обязательно. Особые условия предусмотрены для несовершеннолетних, в отношении которых ведется производство. Если обсуждение обстоятельств дела может оказать отрицательное влияние на несовершеннолетнего, он может быть удален на время рассмотрения этих обстоятельств.

Процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство, достаточно широки: право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения по возникающим вопросам, заявлять ходатайства и отводы, обжаловать процессуальные действия органа, должностного лица, рассматривающего дело, пользоваться услугами переводчика, а также юридической помощью защитника. Это лицо может обжаловать не только протокол об административном правонарушении, но и применение процессуальных мер обеспечения производства. Круг его прав шире, чем у иных участников производства.

Процессуальные права потерпевшего в целом аналогичны правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Он вправе пользоваться юридической помощью представителя.

Правила участия либо неучастия потерпевшего в производстве не отличаются от аналогичных правил, предусмотренных для лица, в отношении которого ведется производство. Однако он может быть опрошен в качестве свидетеля по данному делу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13