бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Производство по делам о нарушении таможенных правил бесплатно рефераты

В каждом конкретном случае вопрос о достаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении разрешается уполномоченным должностным лицом по своему внутреннему убеждению с учетом всех первичных материалов.

Для того чтобы признать имеющиеся данные достаточными, может потребоваться административное расследование. Оно дает возможность получить дополнительные сведения и материалы, требующиеся для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Момент возбуждения дела об административном правонарушении зависит от характера административного правонарушения и условий его совершения. Так, дело об административном правонарушении может быть возбуждено с момента: 1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных КоАП; 2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (см. комментарий к ст.28.2); 3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (см. комментарий к ст.28.5); 4) оформления предупреждения или наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол не составляется (см. комментарий) к ч.1 ст.28.6.

Перечисленные условия, с которыми связано возбуждение производства по делу об административном правонарушении, находят закрепление в таком систематизированном виде впервые (хотя ранее и были знакомы КоАП РСФСР и другим законам, предусматривающим административную ответственность, например, ТК, НК и не вызывают определенных трудностей в их применении). Однако принципиально новое положение, согласно которому дело считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, может быть использовано в значении данной статьи с большой долей условности: правовая природа мер обеспечения производства заключается в том, что они создают условия для своевременного и правильного рассмотрения дела. Одной из целей, например, административного задержания является составление протокола об административном правонарушении, если невозможно его составление на месте совершения (в соответствии со ст.28.5 он должен составляться немедленно). Поэтому в протоколе об административном правонарушении и будет фиксироваться причина административного задержания. При этом может быть составлен и отдельно протокол об административном задержании. Аналогичная ситуация складывается в случае, когда выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и назначается административное расследование.


2. Рассмотрение дела о нарушении таможенных правил


По окончании производства по делу о нарушении таможенных правил должностное лицо таможенного органа, закончившее дело производством, передает материалы дела для рассмотрения начальнику таможенного органа либо его заместителю (в ГТК России - уполномоченному должностному лицу Комитета).

Ст. 356 ТК России, посвященная вопросам направления дела на рассмотрение, не определяет порядок процессуального оформления данного действия.

Закон устанавливает, что дело о нарушении таможенных правил подлежит направлению на рассмотрение с соблюдением следующих сроков:

         • в отношении физического или должностного лица - не позднее чем за пятнадцать дней до истечения срока наложения взыскания;

         • в отношении юридического лица - не позднее месяца до истечения срока наложения взыскания.

(В обоих случаях имеются в виду взыскания в виде предупреждения, штрафа, отзыва лицензии или квалификационного аттестата).

Если в результате производства по делу будут установлены обстоя­тельства, влекущие его прекращение (ст. 291 ТК России), такое решение оформляется постановлением, выносимым должностным лицом, в производстве которого находилось дело.

Постановление вступает в силу после его утверждения начальником таможенного органа или его заместителем.

По окончании производства по сложным, многоэпизодным делам либо делам, находящимся на контроле в вышестоящих таможенных органах (на основании указания ГТК России от 24 ноября 1994 г. N 01-12/1386 “Об установлении контроля по некоторым категориям дел о нарушениях таможен­ных правил в торговом обороте”), наряду с рапортом об окончании производ­ства по делу, должностное лицо, проводившее производство по делу, сос­тавляет заключение. Необходимость составления заключения согласовывает­ся с должностным лицом таможенного органа, которым будет рассматриваться дело. (О заключениях по делу ГТК России было подготовлено письмо от 2 ноября 1994 г. N 01-13/12431 “О необходимости составления заключений по результатам производства по наиболее сложным делам о нарушениях таможенных правил”).

Заключение подписывается составившим его должностным лицом с указанием даты его составления.

Таможенным кодексом (ст. 358) определена компетенция таможенных органов при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил.

Процедура рассмотрения дела о нарушении таможенных правил подробно изложена в ст. 362 ТК России. Данная статья не предусматривает ведение протокола рассмотрения дела. Однако практика показывает, что имеют место обстоятельства, при которых письменная формализация процесса рассмотрения дела представляется необходимой: по сложным, многоэпизод­ным делам, по делам, находящимся на контроле в вышестоящих таможенных органах и т.п. (решение о необходимости ведения протокола принимает должностное лицо, рассматривающее дело). Примерная форма Протокола рассмотрения дела о нарушении таможенных правил приведена в письме ГТК России от 18 июля 1995 г. N 03-43/10147).

Непременным процессуальным требованием является рассмотрение дела о нарушении таможенных правил в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, руководителя или заместителя руководителя предприятия, учреждения или организации, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, их адвокатов либо представителей[20].

По окончании рассмотрения дела принятое по делу решение оформляется в виде постановления.

Статья 365 Кодекса содержит перечень необходимых для указания в постановлении по делу сведений, фактических данных и результатов рассмотрения дела по существу (т.е. квалификация, принятое по делу решение, вопрос об изъятых товарах, транспортных средствах, документах на них и иных предметах и т.п., издержках по делу).

Постановление объявляется по окончании рассмотрения дела. Постановления о наложении взыскания или о прекращении производства по делу подлежит вручению или направлению лицу, в отношении которого оно вынесено, или его представителю, в течение трех дней со дня вынесения постановления.

В целях реализации положений Таможенного кодекса Государственным таможенным комитетом Приказом были утверждены формы постановлений по делам о нарушениях таможенных правил.

Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу.

Разбирательство дела об административном правонарушении по существу означает выяснение обстоятельств, с которыми связываются такие правовые последствия, как привлечение лица к административной ответственности и наложение административного взыскания. Выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, является обязанностью органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении. Так, подлежат выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении следующие обстоятельства: а) было ли совершено административное правонарушение; б) виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности; в) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; г) причинен ли имущественный ущерб; д) другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В статье 29.7 КоАП впервые законодательно регламентируется логическая последовательность совершения процессуальных действий при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу: согласно п.1 ч.1 рассмотрение дела начинается с объявления судьей состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего дело. Судья, председательствующий в заседании коллегиального органа, или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; проверяется явка участников. Их полномочия проверяются путем проверки представленных соответствующих документов (удостоверений личности, доверенностей, документов, удостоверяющих полномочия законных представителей, а также представителей общественных организаций. Например, полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение); путем опроса выясняется, кто из участников производства не явился и какова причина неявки. При этом могут быть уточнены причины отсутствия путем изучения поступивших писем, сообщений, телеграмм, отметок на возвращенных повестках, на извещениях об их вручениях; лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности с тем, чтобы они имели возможность принимать активное участие в процессе. Например, переводчику разъясняется, что перевод должен касаться объяснений, показаний, заявлений, ходатайств, задаваемых вопросов и ответов, высказанных мнений и пожеланий лица, не владеющего языком, на котором осуществляется производство дела об административном правонарушении.

При разъяснении обязанностей нелишне указать на возможные последствия их несоблюдения. Разъяснения даются в доступной для лиц, участвующих в деле, форме, четко и ясно. Формальный подход к разъяснению прав и обязанностей может привести к тому, что лица, которым адресовано разъяснение, останутся в неведении относительно своих процессуальных прав и обязанностей; рассматриваются ходатайства лиц, участвующих в производстве, в частности, ходатайства об отводе лиц, участвующих в деле; о рассмотрении дела в отсутствие одного из участников производства по делу; об отложении дела; о возвращении протокола и других материалов дела лицу, составившему протокол; об оказании помощи в собирании доказательств; о привлечении дополнительных свидетелей; о назначении экспертизы; о прекращении дела, о приостановлении дела и др.

Отложение рассмотрения дела представляет собой процессуальные действия судьи, должностного лица по переносу разбирательства дела по существу на другое назначенное время. Его осуществление возможно в любой части рассмотрения дела об административном правонарушении, если имеются к этому основания.

Во всех случаях отложение оформляется определением, в котором указываются мотивы отложения, время рассмотрения и те действия, которые должны быть выполнены до нового рассмотрения. О новом рассмотрении дела об административном правонарушении присутствующие извещаются под расписку, а отсутствующим направляются повестки и извещения.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении КоАП установлена определенная последовательность процессуальных действий, направленная на обеспечение принципов производства, таких как равенство всех перед законом, открытость, устность и гласность, состязательность: оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. После оглашения протокола и иных материалов дела судья, должностное лицо, председательствующий коллегиального органа выясняет у лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, понятно ли ему содержание данных документов; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, пояснения специалиста и заключение эксперта, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. По окончании объяснений каждым из лиц, участвующих в деле, их представителям задаются вопросы.

При многообразии процессуальных действий, которыми обладают лица, участвующие в деле, нет необходимости в полном и подробном их перечислении и разъяснении в частности в тех случаях, когда совершение процессуальных действий, право на которые имеется по обстоятельствам дела, вряд ли предполагаются. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия, в соответствии с КоАП.

На стадии рассмотрения возможно соединение и выделение дел об административных правонарушениях. Так, в одном производстве могут быть соединены дела о нарушениях, за совершение которых привлекаются к ответственности одно и то же лицо или несколько лиц в соучастии. Выделение дела о нарушении таможенных правил допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела. Соединение и выделение дел производится по постановлению должностного лица, судьи, на рассмотрении которого находится дело об административном правонарушении.

Если в ходе рассмотрения первоначальная квалификация действий лица, привлекаемого к ответственности по двум и более статьям, не подтверждается в какой-либо части, выносится мотивированное постановление о прекращении производства по делу в отношении вменяемого состава административного правонарушения.

После рассмотрения, исследования и проверки всех доказательств, собранных и представленных участниками производства по делу об административном правонарушении, судья, должностное лицо, рассматривающие дело, спрашивают у лиц, участвующих в деле, и представителей, не желают ли они дополнить материалы дела.

Участники могут высказать свое мнение по поводу юридической оценки, обоснованности привлечения к административной ответственности, квалификации административного правонарушения, меры наказания, по всем другим вопросам, подлежащим разрешению при назначении наказания. Ограничение во времени при высказывании мнений законом не предусмотрено. Однако судья, должностное лицо вправе останавливать участвующих в прениях лиц, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. В свою очередь участники прений при несогласии с замечаниями судьи, должностного лица вправе заявить свои возражения, требовать занесения их в протокол. Право последнего высказывания всегда принадлежит физическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, и его защитнику. Выступление защитника в судебных прениях должно быть подчинено отстаиванию интересов своего доверителя. В связи с этим защитник в прениях излагает судье, должностному лицу соображения защиты по существу дела и обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, о мере наказания и о гражданско-правовывх последствиях.

Если в прениях участвует потерпевший, то он вправе изложить свое мнение по поводу доказанности обстоятельств, которые должны быть разрешены в постановлении.


3. Пересмотр постановлений и решений по делам о нарушении таможенных правил.


Одним из способов обеспечения законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил является институт обжалования.

Обжалованы могут быть как постановления о наложении взысканий за нарушения таможенных правил, так и иные постановления, указанные в ст. 365 ТК России.

Таможенным кодексом установлена разная подведомственность для обжалования постановлений о наложении взысканий физическими (в т.ч. должностными) лицами и юридическими лицами.

Кроме того, если для физических и должностных лиц предусмотрена альтернативная возможность использования ими по собственному усмотрению одноступенчатой (народный суд) или двуступенчатой (вышестоящий таможенный орган, а затем народный суд) процедуры обжалования, то для юридических лиц такой альтернативы Кодексом не установлено: для них обязателен доарбитражный порядок рассмотрения постановления о наложении взыскания вышестоящим таможенным органом (данное обстоятельство подтверждено и в п. 10 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. N ОЩ-7/сд-99).

Ст. 370 ТК России устанавливает следующие порядок и сроки обжалования постановления о наложении взысканий за нарушения таможенных правил физическими лицами или должностными лицами.

Постановление может быть обжаловано самим физическим или должностным лицом, в отношении которого оно вынесено, либо его адвокатом, либо его представителем.

Жалоба подается в двадцатидневный срок со дня вынесения постановления либо сразу в районный (городской) народный суд по месту нахождения таможенного органа, наложившего взыскание, либо - в вышестоящий по отношению к наложившему взыскание таможенный орган.

В последнем случае таким таможенным органом в отношении таможен центрального подчинения, а также региональных таможенных управлений является Государственный таможенный комитет, а по отношению к таможням, подчиненным региональным таможенным управлениям, - эти управления.

Здесь же необходимо отметить, что по постановлениям, вынесенным в отношении физических лиц начальником таможенного поста, подчиненного таможне, правом рассмотрения жалоб в качестве вышестоящего таможенного органа обладают начальники таможен и их заместители[21].

В случае, если жалоба первоначально подавалась в вышестоящий таможенный орган, лица, названные в ст. 370 Кодекса, наделены правом в течение десяти дней со дня принятия решения по их обращению вышестоящим таможенным органом подать жалобу на это решение и (или) постановление о наложении взыскания. Такая жалоба подается (адресуется) в районный (городской) народный суд по месту нахождения таможенного органа, наложившего взыскание, или вышестоящего таможенного органа, рассматривавшего жалобу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13