Шпора: Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП
правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты,
законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп
населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает
добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно необходимо
для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления
пробелов).
Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового
регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем
протяжении их действия.
49. Правовая культура: понятие и структура ***
правовая культура личности — это знание и понимание права и действия в
соответствии с ним. Правовая культура личности связана с правосознанием,
опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только
психологические и юридические его элементы, но и юридически значимое поведение
всякого индивида, знающего и понимающего
можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого
знания юридических правил сочетаются с точностью соблюдения их предписаний,
кто в своей деятельности следует.
Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:
1) психологический элемент (правовая психология);
2)идеологический элемент (правовая идеология);3) поведенческий элемент
(юридически значимое поведение).
Правовая культура личности означает правовую образованность включая
правосознание, умение и навыки пользоваться подчинение своего поведения
требованиям юридических
правовая культура общества — это уровень правосознания и активности
общества, степень прогрессивности юридической деятельности.
Структура правовой культуры общества состоит из
1) степень правосознания и правовой активности общества; 2) степень
прогрессивности юридических норм (уровень развития общества, культура
юридических текстов и т.п.);
степень прогрессивности юридической деятельности (культуру правотворческой,
правоприменительной и правоохранительной деятельности).
Правовая культура общества является частью его общей культуры и
характеризуется следующими факторами: 1) — реальной потребностью в праве;
2) — состоянием законности и правопорядка в стране; 3)— степенью развитости
в обществе юридической науки и юридического образования.
50. Понятие и признаки нормы права ***
Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило
поведения, установленное и обеспечиваемое государством направленное на
урегулирование общественных отношений.
Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его системы.
Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как
особого социального явления. этого не следует, однако, что понятия «право» и
«норма » совпадают. Они соотносятся между собой как целое и частное
К признакам нормы права относят:
1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание Г
относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальная
определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с
помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с
государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается
мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием); 4)
предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним
субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя
реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5)
микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из
таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).
51. Предоставительно-обязывающий характер правовых норм ***
Данный признак означает, что норма не только предоставляет субъектам права,
но и возлагает на других субъектов обязанности. Ибо нельзя реализовать право
без обязанности и обязанности без права. Вот почему можно назвать благими
пожеланиями те, которые не обеспечены реальными обязанностями соответствующих
лиц.
представительно-обязывающий характер не у всех юридических норм выражен
одинаково:
Четко он виден прежде всего в регулятивных нормах (гражданских,
трудовых, семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и
обязанности субъектов; В охранительных же нормах (уголовных,
административных) больший упор делается на воплощение запретов и обязанностей.
В декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий
характер выражен слабо, ибо они не являются кон- Цми правилами поведения.
При рассмотрении предоставительно-обязывающего характера норм важно иметь в
виду, что права и обязанности не могут содержаться в одной статье
нормативного акта.
Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность — в статье этого же
нормативного акта или даже в статье иного акта.
Кроме того, в статье закона могут конкретно указываться только права, а
обязанности подразумеваться, вытекать из содержания закона. Может быть и
наоборот, когда указываются лишь обязанности, а права подразумеваются.
52. Структура нормы права ***
Одним из основных признаков права является микросистемность. Выступая
клеточкой права, норма в то же время представляет собой такое образование,
которое обладает специфическим внутренним строением, своеобразной
организацией.
Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых
элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура
показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.
Таких частей три:
1) гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия
(время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем
закрепления юридических фактов;
2) диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель поведения
субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии
указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной
регулирующей частью нормы, ее ядром;
3) санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для
субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными,
неблагоприятными — меры наказания, так и позитивными — меры
поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей
работником).
Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и
играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся
в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции
немыслима, без санкции бессильна.
Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной, Одни авторы считают,
что норма права состоит из двух частей — гипотезы и диспозиции или
диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной
структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше элементов (гипотезы,
диспозиции, санкции).
53. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта ***
Норма права и статья нормативного акта не тождественны, не они могут не
совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы,
диспозиции и санкции, а статья законодательного акта:— форма выражения
государственной воли.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится с содержанием
нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Законодатель может все три
элемента логической структуры нормы права деть в одну статью нормативного акта;
может в одну статью нормативного акта включить несколько норм; Может
элементы нормы права изложить в нескольких статьях этого же нормативного акта;
Может элементы нормы права изложить в нескольких статьях иных нормативных
актов.
Способам изложения возможны три варианта соотношения норм права и статьи
нормативного акта:1) Прямой способ имеет место тогда, когда норма
права непосредственно излагается в статье нормативного акта; 2) ссылочный
способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы
права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта; 3) бланкетный
способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к
целому виду каких-то нормативных актов, правил.
54. Классификация норм права ***
Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в
системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.
Выделяют следующие основные виды правовых норм:
1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на:
— исходные нормы, которые определяют основы правового
регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления
(это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные
нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
— общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли
права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей
отрасли права;
— специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той
или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых
общественных отношений с учетом присущих особенностей и т.д. (они детализируют
общие, корректируют иные и пространственные условия их реализации, способы
правового воздействия на поведение личности);
В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой
принадлежности) они разделяются на конституционные, гражданские,
административные, земельные и т.п.;
В зависимости от их характера — на материальные (уголовные,
экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные,
гражданско-процессуальные);
В зависимости от методов правового регулирования на:
императивные (содержащие властные предписания); диапозитивные
(содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально
полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый
для Г и общества вариант поведения);
В зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся
в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о
введении чрезвычайного положения в определенном городе в связи со стихийным
бедствием).
55. Понятие и виды форм (источников) права***
Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и
охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную
материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно
воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить.
Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала
рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».
Применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права
три фактора:
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы
собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в
идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и
т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.
Выделяют четыре основные формы права:
— нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и
направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (К их
числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.); —
правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения,
содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного
применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ,
отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового
оборота); — юридический прецедент — это судебное или
административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается
сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел
(распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США,
Канаде и т.д.); — нормативный договор — соглашение между
правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права
(например, Федеративный договор РФ 1992 г.).
56. Понятие и виды нормативных актов ***
Нормативный правовой акт— это правовой акт, принятый правомочным на то
органом и содержащий правовые нормы, т.е. общего характера и постоянного
действия, рассчитанный на многократное применение.
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией,
в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным
документом, носителем юридически значимой информации.
Нормативный акт занимает особое место в системе правовых норм. Его следует
отличать от актов применения и толкования.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие
группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
Конституция (закон законов) — основополагающий, учредительный
политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы
человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного
устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным
и органически связанным с Конституцией. Федеральные законы — это акты
текущего законодательства, посвященные различным сторонам
социально-экономической, политической и духовной жизни общества; Законы
субъектов Федерации — издаются их представительными органами и
распространяются только на соответствующую категорию.
Виды подзаконных актов:
Указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются
больше по процедурным, текущим вопросам); 2.) постановления и
распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства,
наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3)
приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов
регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах
компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных
органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных
органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных
(негосударственных) органов; 7) локальные нормативные акты — это нормативные
предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и
организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества
все нормативные акты подразделяются на:
— нормативные акты государственных органов; — нормативные акты иных
социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ,
товариществ и т.п.); — нормативные акты совместного характера
(государственных органов и иных социальных структур); — -нормативные акты,
принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
— общефедеральные; — нормативные акты субъектов Российской Федерации; —
нормативные акты органов местного самоуправления; — локальные нормативные
акты.
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как:
— нормативные акты неопределенно-длительного действия; — временные
нормативные акты.
57. Закон и его верховенство. Понятие, признаки и виды законов ***
Признаки закона: 1) Принимается только органом законодательной власти или
референдумом; 2) Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией Р
Ф и регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3) В идеале должен выражать
волю и интересы народа; 4) Обладает высшей юридической силой (все подзаконные
акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить); 5) Регулирует
наиболее важные, ключевые общественные отношения
Данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|