бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП бесплатно рефераты

правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты,

законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп

населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает

добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно необходимо

для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления

пробелов).

Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового

регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем

протяжении их действия.

49. Правовая культура: понятие и структура ***

правовая культура личности — это знание и понимание права и действия в

соответствии с ним. Правовая культура личности связана с правосознанием,

опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только

психологические и юридические его элементы, но и юридически значимое поведение

всякого индивида, знающего и понимающего

можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого

знания юридических правил сочетаются с точностью соблюдения их предписаний,

кто в своей деятельности следует.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

1) психологический элемент (правовая психология);

2)идеологический элемент (правовая идеология);3) поведенческий элемент

(юридически значимое поведение).

Правовая культура личности означает правовую образованность включая

правосознание, умение и навыки пользоваться подчинение своего поведения

требованиям юридических

правовая культура общества — это уровень правосознания и активности

общества, степень прогрессивности юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из

1) степень правосознания и правовой активности общества; 2) степень

прогрессивности юридических норм (уровень развития общества, культура

юридических текстов и т.п.);

степень прогрессивности юридической деятельности (культуру правотворческой,

правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и

характеризуется следующими факторами: 1) — реальной потребностью в праве;

2) — состоянием законности и правопорядка в стране; 3)— степенью развитости

в обществе юридической науки и юридического образования.

50. Понятие и признаки нормы права ***

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило

поведения, установленное и обеспечиваемое государством направленное на

урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его системы.

Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как

особого социального явления. этого не следует, однако, что понятия «право» и

«норма » совпадают. Они соотносятся между собой как целое и частное

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание Г

относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальная

определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с

помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с

государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается

мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием); 4)

предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним

субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя

реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5)

микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из

таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

51. Предоставительно-обязывающий характер правовых норм ***

Данный признак означает, что норма не только предоставляет субъектам права,

но и возлагает на других субъектов обязанности. Ибо нельзя реализовать право

без обязанности и обязанности без права. Вот почему можно назвать благими

пожеланиями те, которые не обеспечены реальными обязанностями соответствующих

лиц.

представительно-обязывающий характер не у всех юридических норм выражен

одинаково:

Четко он виден прежде всего в регулятивных нормах (гражданских,

трудовых, семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и

обязанности субъектов; В охранительных же нормах (уголовных,

административных) больший упор делается на воплощение запретов и обязанностей.

В декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий

характер выражен слабо, ибо они не являются кон- Цми правилами поведения.

При рассмотрении предоставительно-обязывающего характера норм важно иметь в

виду, что права и обязанности не могут содержаться в одной статье

нормативного акта.

Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность — в статье этого же

нормативного акта или даже в статье иного акта.

Кроме того, в статье закона могут конкретно указываться только права, а

обязанности подразумеваться, вытекать из содержания закона. Может быть и

наоборот, когда указываются лишь обязанности, а права подразумеваются.

52. Структура нормы права ***

Одним из основных признаков права является микросистемность. Выступая

клеточкой права, норма в то же время представляет собой такое образование,

которое обладает специфическим внутренним строением, своеобразной

организацией.

Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых

элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура

показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

Таких частей три:

1) гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия

(время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем

закрепления юридических фактов;

2) диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель поведения

субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии

указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной

регулирующей частью нормы, ее ядром;

3) санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для

субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными,

неблагоприятными — меры наказания, так и позитивными — меры

поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей

работником).

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и

играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся

в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции

немыслима, без санкции бессильна.

Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной, Одни авторы считают,

что норма права состоит из двух частей гипотезы и диспозиции или

диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной

структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше элементов (гипотезы,

диспозиции, санкции).

53. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта ***

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, не они могут не

совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы,

диспозиции и санкции, а статья законодательного акта:— форма выражения

государственной воли.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится с содержанием

нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Законодатель может все три

элемента логической структуры нормы права деть в одну статью нормативного акта;

может в одну статью нормативного акта включить несколько норм; Может

элементы нормы права изложить в нескольких статьях этого же нормативного акта;

Может элементы нормы права изложить в нескольких статьях иных нормативных

актов.

Способам изложения возможны три варианта соотношения норм права и статьи

нормативного акта:1) Прямой способ имеет место тогда, когда норма

права непосредственно излагается в статье нормативного акта; 2) ссылочный

способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы

права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта; 3) бланкетный

способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к

целому виду каких-то нормативных актов, правил.

54. Классификация норм права ***

Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в

системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового

регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления

(это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные

нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли

права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей

отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той

или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых

общественных отношений с учетом присущих особенностей и т.д. (они детализируют

общие, корректируют иные и пространственные условия их реализации, способы

правового воздействия на поведение личности);

В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой

принадлежности) они разделяются на конституционные, гражданские,

административные, земельные и т.п.;

В зависимости от их характера — на материальные (уголовные,

экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные,

гражданско-процессуальные);

В зависимости от методов правового регулирования на:

императивные (содержащие властные предписания); диапозитивные

(содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально

полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый

для Г и общества вариант поведения);

В зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся

в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о

введении чрезвычайного положения в определенном городе в связи со стихийным

бедствием).

55. Понятие и виды форм (источников) права***

Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и

охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную

материальными условия­ми жизни общества волю и интересы народа, активно

воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала

рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права

три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы

собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в

идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и

т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и

направленный на урегулирование определенных обществен­ных отношений. (К их

числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.); —

правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения,

содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного

применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ,

отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового

оборота); — юридический прецедент — это судебное или

административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается

сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел

(распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США,

Канаде и т.д.); — нормативный договор — соглашение между

правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права

(например, Федеративный договор РФ 1992 г.).

56. Понятие и виды нормативных актов ***

Нормативный правовой акт— это правовой акт, принятый правомочным на то

органом и содержащий правовые нормы, т.е. общего характера и постоянного

действия, рассчитанный на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией,

в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным

документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых норм. Его следует

отличать от актов применения и толкования.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие

группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

Конституция (закон законов) — основополагающий, учредительный

политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы

человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного

устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным

и органически связанным с Конституцией. Федеральные законы — это акты

текущего законодательства, посвященные различным сторонам

социально-экономической, политической и духовной жизни общества; Законы

субъектов Федерации — издаются их представительными органами и

распространяются только на соответствующую категорию.

Виды подзаконных актов:

Указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются

больше по процедурным, текущим вопросам); 2.) постановления и

распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства,

наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3)

приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов

регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах

компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных

органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных

органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных

(негосударственных) органов; 7) локальные нормативные акты — это нормативные

предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и

организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества

все нормативные акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов; — нормативные акты иных

социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ,

товариществ и т.п.); — нормативные акты совместного характера

(государственных органов и иных социальных структур); — -нормативные акты,

принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

— общефедеральные; — нормативные акты субъектов Российской Федерации; —

нормативные акты органов местного самоуправления; — локальные нормативные

акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как:

— нормативные акты неопределенно-длительного действия; — временные

нормативные акты.

57. Закон и его верховенство. Понятие, признаки и виды законов ***

Признаки закона: 1) Принимается только органом законодательной власти или

референдумом; 2) Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией Р

Ф и регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3) В идеале должен выражать

волю и интересы народа; 4) Обладает высшей юридической силой (все подзаконные

акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить); 5) Регулирует

наиболее важные, ключевые общественные отношения

Данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12