бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП бесплатно рефераты

(установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются

интересы субъектов права, обеспечива­ется достижение социально полезных целей.

Общие признаки правовых средств:

1) выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов

субъектов права, достижения поставленных целей (в чем проявляется социальная

ценность данных образований и в целом права); 2) отражают информационно-

энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую

силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения

интересов участников правоотношений; 3) сочетаясь определенным образом,

выступают основными работающими частями (элементами) действия права, МНР,

правовых режимов (т.е. функциональной стороны права); 4) приводят к

юридическим последствиям, конкретным результа­там, той или иной степени

эффективности правового регулирования; 5) обеспечиваются государством.

Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям. В зависимости

от степени сложности их подразделяют на первичные

(элементарные) и комплексные (составные). Если к . первым относятся

простейшие и неделимые предписания — субъективные права и юридические

обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п., то ко вторым —

комбинированные,

По выполняемой роли они делятся регулятивные (дозволения) и

охранительные (меры защиты); по правового регулирования — на

конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.; по

характеру — на материально-правовые (рекомендации) и

процессуальные (иск); по последствий — на обычные (штраф) и

исключительные (смертная казнь); по времени действия — на постоянные

и временные (премия); по виду правового регулирования — ^щцативные

(установленные в нормах права запреты) и инди-НВные (акт применения

права, акт реализации прав и обязанностей); по информационно-психологической

направленности — стимулирующие (льготы) и ограничивающие

(приостановления)

92. Механизм правового регулирования:•I понятие и основные элементы

Механизм правового регулирования — это система юридических средств,

организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления

препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Цель

механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение

интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового

регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических

средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового

регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к

ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Можно

выделить следующие элементы механизма правового ре-жирования: 1) норма

права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

2) юридический факт или фактический состав с таким решающим актом, как

организационно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение

(нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения,

исполнения и использования); 5) охранительный правоприменительный акт

(употребляется в случае правонарушения).

93. Правовые стимулы: понятие, признаки, виды

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослуш­ному поведению,

создающее для удовлетворения собственных инте­ресов субъекта режим

благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов'. 1) они связаны с

благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так

как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо

снижении | меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры |

наказания есть стимул); 2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы,

ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные | права,

законные интересы, льготы, поощрения; 3) обозначают положительную правовую

мотивацию 4) предполагают повышение позитивной активности; 5) направлены на

упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития

социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная

ценность.

Виды правовых стимулов: 1) — в зависимости от элемента структуры нормы

права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право,

законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция); 2) в зависимости

от предмета правового регулирования выделяют - конституционные, гражданские,

экологические и другие стимулы; 3) в зависимости от объема выделяют основные

(субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные

(льгота); 4) в зависимости от времени действия выделяют постоянные (право на

собственность) и временные (разовая премия) стимулы; 5) в зависимости от

содержания выделяют материально-правовые (заработная плата) и морально-правовые

(благодарность) стимулы

94. Правовые ограничения: понятие, признаки, виды

Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконной акции,

создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и общественных

интересов.

Общие признаки реализации правовых ограничений: 1) они связаны с

неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для

осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их

сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны

и общественных интересов в охране и защите; 2) сообщают об уменьшении объема

возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью

обязанностей, запретов, наказаний и т. п.; 3) обозначают собой отрицательную

правовую мотивацию; 4) предполагают снижение отрицательной активности; 5)

направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

1) по элементу структуры нормы права можно выделить юридический

факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление

и пр. (диспозиция), наказание (санкция); 2) по предмету правового

регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;3) по

объему — полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение

дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет); 4) по времени

действия — постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и

временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении); 5) по содержанию —

материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).

95. Соотношение поощрений и наказаний в праве

Правовое поощрение — это форма и мера юридического одобрения

добровольного заслуженного правомерного поведения, в результате которого

субьект чем-то вознаграждается.

'Правовое наказание — это форма и мера юридического осуждения (порицания)

виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то

обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Общие признаки поощрений и наказаний:

1) они являются правовыми средствами воздействия на интересы ; 2) для них

установлены определенные процедуры применения —- формы поощрения и наказания

заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же

определен и круг лиц наделенных правом применять те или иные меры поощрения и

наказания; 3) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантиру­ются

законом; 4) выступают одновременно в качестве наиболее сильных

обес­печивающих факторов реализации других правовых средств (льгот

субъективных прав, запретов, юридических обязанностей); 5) связаны с благом,

ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что

применяется — поощрение или нака­зание;6) для их наступления необходимо кроме

объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица,

выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо

противоположной заслуге (вине) и подлежащее наказанию.

Различия между поощрением и наказанием: 1) если поощрение как заслуженная

мера призвана подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные

цели и мо­тивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то

на­казание — тоже своеобразная заслуженная мера, выступающая как средство

защиты общества от правонарушений; 2) если меры поощрения связаны с элементами

взаимополезности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания — с

элементами взаимовредности; 3) если поощрение — мера одобрения, то наказание —

мера осуждения, вызывающие соответственно у лица положительные и отрицательные

эмоции; 4) у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями: если при

применении поощрения субъекту предоставляется определен­ная ценность, то при

наказании он лишается каких-либо ценностей; 5) если в наказании заложены силы,

подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении — силы,

поднимаю­щие такое поведение выше нормы; 6) при соотношении поощрений и

наказаний ведущую роль от­водят поощрениям, которые, создавая больше

альтернатив поведе­ния, представляют собой более гибкое воздействие, чем

наказание.

96. Эффективность правового регулирования.

Механизм правового регулирования — организационное воздействие правовых

средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.

е. результативности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое

регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в

наибольшей мере создающей режим благоприятствова­ния для развития полезных

общественных отношений.

Эффективность правового регулирования — это соотношение между поставленной

перед ним целью и достигнутым результатом.

В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности

правового регулирования:

1) совершенствование правотворчества, в процессе которо­го в нормах права (с

учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются

общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут

действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и

информационных средств такое положение, когда закон выгод­нее соблюдать, чем

нарушать. Кроме того, важно усилить юри­дическую гарантированность правовых

средств, т. е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить

уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу;

2) совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного

регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить

стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных

отношений, вве­сти их в твердые рамки законности, то правоприменение — учет

конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное

сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и

универсальность правовому регу­лированию, минимизирует сбои и остановки в

действии права;

3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на

качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и

правопорядка.

Интересы человека — вот главный ориентир для совер­шенствования элементов

механизма правового регулирования. Выступая своего рода юридической

технологией удовлетворе­ния данных интересов, механизм правового

регулирования дол­жен быть социально ценным по своей природе, создавать

ре­жим благоприятствования реализации законных стремлений личности, упрочению

ее правового статуса.

97. Понятие и принципы законности

Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов (законных

актов. Для законности необходимы две стороны: 1) наличие правовых,

справедливых, научно обоснованных законосодержательная сторона); 2) их

выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных tea будет недостаточно

(формальная сторона).

Принципы законности:1) единство законности (понимание и применение

нормативных »должно быть одинаковым на всей территории страны);2) верховенство

Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных

и индивидуальных прав актов; издание каким бы то ни было органом правового

акта, противоречащего закону, есть нарушение законности); 3) гарантированность

прав и свобод человека и гражданина ( с одной стороны, без законности права и

свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их

важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и

осуществление являются показателем состояния законности и демократии в

обществе); 4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества,

должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, состояние

законодательства является одним из существенных условий показателей культурного

уровня общества); 6) связь законности с целесообразностью (Законность есть

высшая целесообразность).7) принцип презумпции невиновности закреплен в

Конституции РФ

98. Гарантии законности: понятие и виды

Гарантии законности — это средства и условия, обеспечиваю­щие соблюдение

законов и подзаконных актов, беспрепятствен­ное осуществление прав граждан и

интересов общества и государства.

Выделяют следующие виды гарантий законности: 1) социально-экономические

(это степень экономического раз­вития общества, уровень его благосостояния,

многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.); 2) политические

(это степень демократизма конституционного строя, политической системы

общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);

3) организационные (это деятельность специальных органов, контролирующих

соблюдение законов и подзаконных актов, — про­куратуры, суда, милиции и т.д.);

4) общественные (это сложившийся в стране комплекс профи­лактических и иных

мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями

законодательства); 5) идеологические (это степень развития правосознания,

распро­странения среди граждан юридических знаний, уважения к требова­ниям

права, уровень нравственного воспитания в обществе); 6) специально-юридические

(способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью

предупреждения, устране­ния и пресечения нарушений правовых требований). К

специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в

законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности),

институты (возбуждения уголовного дела), процедура (порядок рассмотрения

уголовных и гражданских дел), средства поощрений и наказаний и т.п.).

99. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых

поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности

социальных связей'. Особенности правопорядка;1) он запланирован в

нормах права;2) возникает в результате реализации данных норм;3) обеспечивается

государством;4) создает условия для организованности общественных отноше-,

делает человека более свободным, облегчает жизнь;5) выступает итогом

законности.

Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе

понятие более широкое, включает в качестве ядра первое понятие.

Общественный порядок — это состояние упорядоченности общественных

отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их

соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения

(дисциплины).

Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом:

с одной стороны, подлинная демократия невозможна без за­конности и

правопорядка, без которых первая превращается в хаос различные злоупотребления;

— с другой стороны, законность и правопорядок не будут соци­ально

ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демокра­тических механизмов,

институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу

законности и право­порядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в

обще­ственной жизни.

Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления

демократии, как демократическое содержание законо­дательства, контроль

общественности за реализацией законов и т.п.;

в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и

укреплению демократии.

100. Понятие и виды дисциплины. Ее соотношение с законностью,

правопорядком и общественным порядком

Дисциплина — это определенные требования к поведению людей, отвечающие

сложившимся в обществе социальным нормам.

Дисциплина — понятие, связанное прежде всего с деятельностью, с поведением. В

нем отражаются, во-первых, определенные требования общества к индивидам и

коллективам и, во-вторых, со­циальная оценка человеческого поведения с точки

зрения его соответствия интересам общества, его правомерности, а также

внутренней культуры.

Дисциплина выступает необходимым средством против дезорганизации в ее

различных формах и степенях.

Выделяют следующие виды дисциплины: Государственная это

вид дисциплины, связанный с выполнением требований, предъявляемых к

государственным служащим; Трудовая это форма общественной

связи людей в процессе обязательным подчинением его участников определенному

порядку; Воинская соблюдение военнослужащим правил,

установленных законами, уставами, приказами; Договорная

соблюдение субъектами обязательств, предусматриваемых в хозяйственных договорах;

Финансовая соблюдение субъектами бюджетных, налоговых финансовых

предписаний; Технонологическая соблюдение субъектами в

процессе производства предписаний соответствующих технологий и т.п. 'Законность

более узкое понятие, чем дисциплина, ибо если первая включает соблюдение лишь

правовых норм, то второе — соблюдение тех социальных норм, включая правовые,

нравственные, где результатом законности выступает правопорядок, то результатом

дисциплины — порядок общественный.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12