Шпора: Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП
выступать его законный представитель,
Дееспособность может быть ограничена. В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ
закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 30 ГК РФ «гражданин, который вследствие злоупотребления
напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое
материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности...»
Правосубъектность же — это правоспособность и дееспособность, вместе взятые и
характеризующие лицо именно как субъекта права.
73. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура ***
Если общественные отношения выступают материальным содержанием
правоотношений, то субъективные права и обязанности — юридическим. Именно
через права и обязанности осуществляется юридическая связь участников
правоотношений.
Субъективное право — это мера юридически возможного поведения,
позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Субъективное право
есть средство для удовлетворения интереса управомоченного лица для достижения
определенной цели, ценности. В этом заключается его предназначение. Стр
уктура субъективного права: 1)возможность определенного поведения
управомоченного 2)возможность требования соответствующего поведения от обяза
;3)возможность обращаться за защитой к компетентным государственным
органам (прежде всего в суд);4)возможность пользоваться определенным социальным
благом.
Юридическая обязанность — это мера юридически необходимого поведения,
установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность
есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится
в фикцию. Юридическая обязанность, являясь обратной стороной субъективного
права, имеет следующую структуру:
Необходимость 1) совершать определенные действия или воздерживаться от них;
2) отреагировать на законные требования управомоченного; 3) нести юридическую
ответственность за неисполнение этих требований; 4) не препятствовать
контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.
Различия между субъективным правом и юридической обязанностью: 1) если
субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то
юридическая обязанность — "чужие" интересы (управомоченного лица); 2) если
субъективное право — мера возможного поведения (реализация его зависит от
усмотрения управомоченного лица), то юридическая обязанность — мера
необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя).
Вместе с тем рамки (мера) и возможного поведения (субъективного права), и
необходимого поведения (юридической обязанности) должны быть четко очерчены в
законодательстве.
74. Объекты правоотношений: понятие и виды
Объект правоотношения — это то, на что направлены права в обязанности
субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.
Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов.
Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих
получение определенных благ.
Выделяют два подхода к пониманию данной категории:1)— согласно первому из
них, объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов,
поступки людей;2)— согласно второй точке зрения (разделяемой большинством
ученых), объекты весьма разнообразны и могут быть:
1) материальными благами (вещи,'ценности, имущество и т.п.);2)
нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т.п.);3)
продуктами духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки,
науки, компьютерные программы и т.д.);4) результатами действий участников
правоотношений (правоотношения, возникающие, например, на основе договора
перевозки, подряда на капитальное строительство и т.п.);5) ценными бумагами и
документами (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т.д.).
75. Понятие и классификация юридических фактов
Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми
норма права связывает наступление определенных юридических последствий.
Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется
в гипотезе юридических норм.
Юридические факты классифицируются по различным основаниям:
1) по характеру наступающих последствий они делятся на:
правообразующие (поступление в вуз); правоизменяющие (перевод с очной на
заочную форму обучения); правопрекращающие (окончание вуза);
2) по связи с волей участников правоотношений — на:
события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта — стихийное бедствие,
смерть, истечение сроков и т. п.); действия (обстоятельства, связанные с
волей участников правоотношений).
Последние делятся на правомерные и противоправные.
Правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты
(действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия: сделки,
судебные решения ii т. п.) и юридические поступки (действия, приводящие к
юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, —
создание художественного произведения и т. д.).
Противоправные деяния могут быть уголовными, административными, гражданскими,
дисциплинарными.
Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических
последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую
называют юридическим (фактическим) составом. Например, для получения пенсии
по старости требуется достичь пенсионного возраста, иметь необходимый
трудовой стаж, решение о назначении пенсии.
76. Реализация права: понятие и формы
Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их
предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой
необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой
социальный смысл.
В зависимости от характера действий субъектов выделяют 4 формы
реализации права:1)— соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от
нарушения которых лицо должно воздерживаться);2)— исполнение (связано
с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в
интересах управомоченой стороны);3)— использование (выражается в
осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой
собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности); 4)—
применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению
конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий
индивидуальный акт).
Применение — особая форма реализации права, характеризующаяся следующими
признаками:1) применяют право только уполномоченные на то компетентные
субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);2) носит властный
характер;3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы
дела, принятие решения);4) осуществляется в процессуальной форме (в целях
усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная
деятельность жестко регламентирована нормами права); 5) связано с реализацией
соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта.; 6)
направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав
и юридических обязанностей.
Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут без помощи властных
органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в
государственном рвении, когда имеется спор по поводу юридического факта
77. Стадии процесса применения норм права
Правоприменение — сложная последовательная деятельность, осуществляемая в
рамках нескольких этапов, стадий. Можно выделить три основные стадии
правоприменительного процесса: 1)установление фактической основы
дела; 2)установление юридической основы дела;3)решение дела.
На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Ведь
правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические
обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По
сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся
к конкретному делу.
На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и
норму права, регулирующие данное общественное отношение проверяет подлинность
текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу
лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние.
На третьей стадии принимается решение и выносится
правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного
процесса решается судьба этого дела и от того, какие выводы будут
сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений.
Установление фактической и установление юридической основы дела выступают как
бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения
является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение
должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально
урегулировано.
78. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды
Акт применения права — это такой правовой акт, который содержит
индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в
результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт
выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими
особенностями:1)исходит от компетентных органов;2)носит
государственно-властный характер;3)носит индивидуальный (персонифицированный),
а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает
на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими
обязанностями; 4) имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем
следует различать акт применения как действие (деятельность) и как
акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из
вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:
по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; по
субъектам, их издающим, — на акты государственных и негосударственных (в
частности, муниципальных) органов; по функциям права — на регулятивные
(приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении
уголовного дела); по юридической природе — на основные (выражают
конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (
подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении
лица в качестве обвиняемого); по предмету правового регулирования — на
акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; по характеру — на
материальные и процессуальные.
79. Отличие нормативных актов от актов применения права
Нормативный акт (83, 112)
Акт применения права
Общим является то, что: - это правовые акты - они принимаются и
обеспечиваются компетентными (прежде всего гос. органами); - они выступают
властными по своему характеру документами.
В отличие от нормативного акта правоприменительный акт 1) применяется на
основе нормативного 2) конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном
акте, применительно к инд. ситуациям, отношениям 3) носит персонифицированный
(индивидуально-определенный) характер 4) не является источником (формой) права
и рассчитан только на однократное применение 5) выступает юридическим фактом
для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.
80. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующем
законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия
пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере
правового регулирования; 2)должна отсутствовать конкретная норма права,
призванная регулировать данные фактические обстоятельства.
Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны
своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь
с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.
Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как
здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз
восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и
аналогии права.
Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела правовой
нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе
общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен
лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай.
Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное
значение приобретают принципы права (справедливость, равенство перед законом
дом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому
правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и
мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные
статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.
81. Юридические коллизии и способы их разрешения
Юридические коллизии — это противоречия между правовыми актами,
регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую
систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в
правоприменительной практике, затрудняют и пользование законодательством.
Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях
отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы
устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую
одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя,
низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов).
Виды коллизий: 1) между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в
пользу Конституции); 2) между законами и подзаконными актами (разрешается в
пользу законов как актов большей юридической силы); 3) между общефедеральными
актами и актами субъектов Федерации:( — если последний принят в пределах
ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он, —
если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный
акт;) 4) между актами одного и того же органа, но изданные в разное время
(применяется акт позже принятый); 5) между актами, принятыми разными органами
(применяется акт, обладающий более высокой юридической силой); 6) между общим и
специальным актом: (— если они приняты одним органом, то применяется последний;
— если они приняты разными органами, то действует первый.)
Возможные способы разрешения коллизий: 1) принятие нового акта; 2)
отмена старого акта;3) внесение изменений в действующие акты;4) систематизация
законодательства;5) референдумы; 6) деятельность судов (прежде всего
Конституционного Суда РФ); 7) переговорный процесс через согласительные
комиссии; 8) толкование и др.
82. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам
Толкование норм права — это деятельность, направленная на выявление
содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного
предписания, его социальная направленность, место в системе правового
регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических
норм, специальной терминологией, дефектностью
Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и
единообразное понимание юридических предписаний, правильное и единообразное
применение.
Толкование состоит из двух сторон: 1) — уяснение (для себя);2) — разъяснение
(для других).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|