бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП бесплатно рефераты

выступать его законный представитель,

Дееспособность может быть ограничена. В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ

закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены

федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты

основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных

интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 30 ГК РФ «гражданин, который вследствие злоупотребления

напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое

материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности...»

Правосубъектность же — это правоспособность и дееспособность, вместе взятые и

характеризующие лицо именно как субъекта права.

73. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура ***

Если общественные отношения выступают материальным содержанием

правоотношений, то субъективные права и обязанности — юридическим. Именно

через права и обязанности осуществляется юридическая связь участников

правоотношений.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения,

позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Субъективное право

есть средство для удовлетворения интереса управомоченного лица для достижения

определенной цели, ценности. В этом заключается его предназначение. Стр

уктура субъективного права: 1)возможность определенного поведения

управомоченного 2)возможность требования соответствующего поведения от обяза

;3)возможность обращаться за защитой к компетентным государственным

органам (прежде всего в суд);4)возможность пользоваться определенным социальным

благом.

Юридическая обязанность — это мера юридически необходимого поведения,

установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность

есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится

в фикцию. Юридическая обязанность, являясь обратной стороной субъективного

права, имеет следующую структуру:

Необходимость 1) совершать определенные действия или воздерживаться от них;

2) отреагировать на законные требования управомоченного; 3) нести юридическую

ответственность за неисполнение этих требований; 4) не препятствовать

контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.

Различия между субъективным правом и юридической обязанностью: 1) если

субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то

юридическая обязанность — "чужие" интересы (управомоченного лица); 2) если

субъективное право — мера возможного поведения (реализация его зависит от

усмотрения управомоченного лица), то юридическая обязанность — мера

необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя).

Вместе с тем рамки (мера) и возможного поведения (субъективного права), и

необходимого поведения (юридической обязанности) должны быть четко очерчены в

законодательстве.

74. Объекты правоотношений: понятие и виды

Объект правоотношения — это то, на что направлены права в обязанности

субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов.

Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих

получение определенных благ.

Выделяют два подхода к пониманию данной категории:1)— согласно первому из

них, объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов,

поступки людей;2)— согласно второй точке зрения (разделяемой большинством

ученых), объекты весьма разнообразны и могут быть:

1) материальными благами (вещи,'ценности, имущество и т.п.);2)

нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т.п.);3)

продуктами духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки,

науки, компьютерные программы и т.д.);4) результатами действий участников

правоотношений (правоот­ношения, возникающие, например, на основе договора

перевозки, подряда на капитальное строительство и т.п.);5) ценными бумагами и

документами (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т.д.).

75. Понятие и классификация юридических фактов

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми

норма права связывает наступление определенных юридических последствий.

Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется

в гипотезе юридических норм.

Юридические факты классифицируются по различным основаниям:

1) по характеру наступающих последствий они делятся на:

правообразующие (поступление в вуз); правоизменяющие (перевод с очной на

заочную форму обучения); правопрекращающие (окончание вуза);

2) по связи с волей участников правоотношений — на:

события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта — стихийное бедствие,

смерть, истечение сроков и т. п.); действия (обстоятельства, связанные с

волей участников правоотношений).

Последние делятся на правомерные и противоправные.

Правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты

(действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия: сделки,

судебные решения ii т. п.) и юридические поступки (действия, приводящие к

юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, —

создание художественного произведения и т. д.).

Противоправные деяния могут быть уголовными, административными, гражданскими,

дисциплинарными.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических

последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую

называют юридическим (фактическим) составом. Например, для получения пенсии

по старости требуется достичь пенсионного возраста, иметь необходимый

трудовой стаж, решение о назначении пенсии.

76. Реализация права: понятие и формы

Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их

предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой

необходимую сторону жизни, существо­вания права, без чего оно утрачивает свой

социальный смысл.

В зависимости от характера действий субъектов выделяют 4 формы

реализации права:1)— соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от

нару­шения которых лицо должно воздерживаться);2)— исполнение (связано

с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в

интересах управомоченой стороны);3)— использование (выражается в

осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой

собственный инте­рес и тем самым достигает определенного блага, ценности); 4)—

применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению

конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий

индивидуальный акт).

Применение — особая форма реализации права, характеризующаяся следующими

признаками:1) применяют право только уполномоченные на то компетентные

субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);2) носит властный

характер;3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы

дела, принятие решения);4) осуществляется в процессуальной форме (в целях

усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная

дея­тельность жестко регламентирована нормами права); 5) связано с реализацией

соответствующего индивидуаль­ного, властного (правоприменительного) акта.; 6)

направлено на установление конкретных правовых по­следствий — субъективных прав

и юридических обязанностей.

Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут без помощи властных

органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в

государственном рвении, когда имеется спор по поводу юридического факта

77. Стадии процесса применения норм права

Правоприменение — сложная последовательная деятельность, осуществляемая в

рамках нескольких этапов, стадий. Можно выделить три основные стадии

правоприменительного процесса: 1)установление фактической основы

дела; 2)установление юридической основы дела;3)решение дела.

На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Ведь

правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические

обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По

сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся

к конкретному делу.

На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и

норму права, регулирующие данное общественное отношение проверяет подлинность

текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу

лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние.

На третьей стадии принимается решение и выносится

правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного

процесса решается судьба этого дела и от того, какие выводы будут

сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений.

Установление фактической и установление юридической основы дела выступают как

бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения

является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение

должно быть испол­нено и конкретное общественное отношение реально

урегули­ровано.

78. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Акт применения права — это такой правовой акт, который содержит

индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в

результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт

выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими

особенностями:1)исходит от компетентных органов;2)носит

государственно-властный характер;3)носит индивидуальный (персонифицированный),

а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает

на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими

обязанностями; 4) имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем

следует различать акт применения как действие (деятельность) и как

акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из

вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:

по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; по

субъектам, их издающим, — на акты государственных и негосударственных (в

частности, муниципальных) органов; по функциям права — на регулятивные

(приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении

уголовного дела); по юридической природе — на основные (выражают

конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (

подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении

лица в качестве обвиняемого); по предмету правового регулирования — на

акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; по характеру — на

материальные и процессуальные.

79. Отличие нормативных актов от актов применения права

Нормативный акт (83, 112)

Акт применения права

Общим является то, что: - это правовые акты - они принимаются и

обеспечиваются компетентными (прежде всего гос. органами); - они выступают

властными по своему характеру документами.

В отличие от нормативного акта правоприменительный акт 1) применяется на

основе нормативного 2) конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном

акте, применительно к инд. ситуациям, отношениям 3) носит персонифицированный

(индивидуально-определенный) характер 4) не является источником (формой) права

и рассчитан только на однократное применение 5) выступает юридическим фактом

для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.

80. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующем

законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия

пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере

правового регулирования; 2)должна отсутствовать конкретная норма права,

призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны

своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь

с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.

Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как

здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз

восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и

аналогии права.

Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела правовой

нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе

общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен

лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай.

Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное

значение приобретают принципы права (справедливость, равенство перед законом

дом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому

правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и

мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные

статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.

81. Юридические коллизии и способы их разрешения

Юридические коллизии — это противоречия между правовыми актами,

регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую

систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в

правоприменительной практике, затрудняют и пользование законодательством.

Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях

отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы

устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую

одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя,

низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов).

Виды коллизий: 1) между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в

пользу Конституции); 2) между законами и подзаконными актами (разрешается в

пользу законов как актов большей юридической силы); 3) между общефедеральными

актами и актами субъектов Федерации:( — если последний принят в пределах

ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он, —

если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный

акт;) 4) между актами одного и того же органа, но изданные в разное время

(применяется акт позже принятый); 5) между актами, принятыми разными органами

(применяется акт, обладающий более высокой юридической силой); 6) между общим и

специальным актом: (— если они приняты одним органом, то применяется последний;

— если они приняты разными органами, то действует первый.)

Возможные способы разрешения коллизий: 1) принятие нового акта; 2)

отмена старого акта;3) внесение изменений в действующие акты;4) систематизация

законодательства;5) референдумы; 6) деятельность судов (прежде всего

Конституционного Суда РФ); 7) переговорный процесс через согласительные

комиссии; 8) толкование и др.

82. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам

Толкование норм права — это деятельность, направленная на выявление

содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного

предписания, его социальная направленность, место в системе правового

регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических

норм, специальной терминологией, дефектностью

Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и

единообразное понимание юридических предписаний, правильное и единообразное

применение.

Толкование состоит из двух сторон: 1) — уяснение (для себя);2) — разъяснение

(для других).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12