бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП бесплатно рефераты

другое название данной доктрины — теория живого права;

3) формулируют такое живое право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной

деятельности. Они наполняют законы правом вынося соответствующие решения и

выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства'.

такое понимание ориентирует на реализацию права. И сущее, где оно

обретает практическое осуществление;

— совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как

содержания, над правовой формой;

эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в

экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

— если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то

теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе

реализация может быть как законной, так и противозаконной;

- в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и

администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного

произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

33. Соотношение экономики, политики и права ***

Экономика — это совокупность производственных отношений, способ

производства конкретного общества. Политика — это искусство управления

обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами,

партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом — с

другой. (Определение давалось выше, см. ответ на вопрос 41.)

Существует два основных подхода к соотношению данных понятий.

Согласно первому подходу, среди этих понятий нет какого-либо

приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных

отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают

интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде

всего и праве и лишь затем претворяются в других сферах социальных связей.

Здесь можно говорить о приоритете права перед экономикой (например, в эпоху

буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на

их базе формировались новые экономические отношения).

Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются и новые

производственные отношения, а затем закрепляются в праве Здесь уже можно

говорить о приоритете экономики над правом Политика же выступает посредником

между данными явлениями к соответственно понятиями.

Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право.

Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа

производства). Однако эта доминирующая poль проявляется лишь в конечном счете,

ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное

воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных

отношении

Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.

Соотношение же между политикой и правом проявляется двояко:

1) когда определяющим фактором выступает политика и

2) когда определяющим фактором выступает право.

34. Принципы права: понятие и виды ***

Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи,

выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Они выражают закономерности права, его природу и социальное значение,

представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо

сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и

отраслевые принципы.

К общеправовым принципам относят:

1) справедливость;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом;

3) гуманизм;

4) демократизм;

5) единство прав и обязанностей;

6) сочетание убеждения и принуждения и т.п.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют на всex без

исключения отраслях права.

Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких

отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют:

принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности

судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются

отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве— принцип равенства сторон

в имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция невиновности и

т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они

не только определяют общие направления силового воздействия, но и могут быть

положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например,

при аналогии права)

35. Соотношение убеждения и принуждения в праве ***

Убеждение и принуждение — универсальные методы социального управления,

которые присущи различным регуляторам, в особенности праву.

Убеждать — значит склонять субъектов к определенной деятельности,

соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора.

Убеждение может осуществляться в правовой сфере через такие позитивные

юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д.

Г- во и общество прежде всего должны максимально использовать методы убеждения

в правовом регулировании как основные, главные. Убеждение основывается на

заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного

поведения, отвечающего нормам права.

К важным формам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение

законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах

нормативных актов целей и задач их принятия.

Принуждать — значит склонять людей к определенной деятельности

посредством силового давления (вопреки воле управляемых) ограничивая свободу их

выбора. Принуждение может осуществлять в правовой сфере через такие

юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.

Особенности принуждения:

1) представляет собой более жесткий метод воздействия права на субъектов;

2) является второстепенным, применяемым после убеждения, методом

3) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;

4) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания,

т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов

общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер

принуждения и убеждения в праве.

Во многом убеждение и принуждение воплощаются в праве в двух соответствующих

методах — диспозитивном и императивном (Ответ на вопрос 93).

36. Функции права: понятие и классификация ***

Функции права — это основные направления правового воздействия,

выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

С помощью понятия функции права можно познать предназначение права в

обществе, его динамику, действие.

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости то, освещаются ли

они в рамках специально-юридических или в общесоциальных (более широких). Если

следовать широкому смыслу функции права, то среди них можно выделить,

например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные

отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическая (регламентирует

политические отношения, регулирует длительность субъектов политической системы

и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает

специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у

субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная выступает способом

связи между субъектом и объектом управления.

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие

общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер,

ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для

общества и Г социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило,

правовые стимулы— поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.д. Данные

средства способствуют удовлетворению интересов лиц, oткрывая простор для их

активности, инициативы, предприимчивости.

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений —

обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений — и имеет вторичный

характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать,

ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный

процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют

конкретные помехи. Для того чтобы убрать с пути данные препятствия, и

используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

37. Типы права: различные подходы ***

Типология нрава — это его специфическая классификация, производимая в

основном с позиции следующих подходов.

В рамках первого (формационного) главным критерием выступают

социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно

базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей

данного подхода, решающим фактором общественного развития, который

детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: Г- во и право.

В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий,

феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

Достоинство:

— продуктивна сама идея делить право на основе

социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно

влияют на общество.

Слабая сторона:

формационный подход не позволяет в должной мере учесть

конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую

специфику права.

В рамках другого подхода типология права производится на основе

конкретно-географических, национально-исторических, религиозных,

специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными

критериями выделяют такие типы права:

1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая совокупность

права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного

государства);

2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе

общности источников, структуры права и исторического пути его формирования).

Различают следующие правовые семьи: общего права, романо-германская,

славянская, мусульманская, индусская и др.

Достоинство данной типологии заключается в том, что выделены

национально-исторические, конкретно-географические и технико-юридические

признаки, которые весьма определенно характеризуют право.

Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают роль

социально-экономических факторов в природе права.

38. Правовая система общества: понятие и структура ***

Правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность

права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного

государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:

1) право (законодательство);

2) юридическая практика;

3) господствующая правовая идеология.

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под

правом понимается система общеобязательных. формально определенных юридических

норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой

системой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества,

целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью

которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и

цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности

всей правовой системы данного общества.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как

главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые:

правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической

сферы жизни конкретного общества.

39. Правовой статус личности: понятие, структура, виды ***

Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта в

обществе. Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный)

статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная

конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а

также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых

они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро

правового статуса. В структуре последнего выделяют такие элементы:

1) права и обязанности;

2) законные интересы;

З) правосубъектность;

4) гражданство;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают

собой соотношение таких философских категорий, как общее, особенное и

отдельное,

Общий статус — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в

Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий

граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.),

обеспечивает возможность выполнения и специальных функций.

Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст,

семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность

персонифицированных прав и обязанностей личности.

40. Соотношение и взаимосвязь Г и права ***

Единство состоит в том, что Г- во и право:

1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и

духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом:

1) если Г- во есть особая организация политической власти, то право есть

социальный регулятор;

2) если Г- во выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом Г является государственный орган, то первичным

элементом права — норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействие Г и права:

— с одной стороны, воздействие Г на право состоит» том, что первое

формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и

охраняет его (правоприменение);

с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая

деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом:

когда Г- во стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно

для антидемократических государств);

когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно

для правовых государств).

41.Правовое государство: понятие и принципы ***

Правовое Г- во — это такая организация политической власти, создающая

условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а

также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной

власти и недопущения злоупотреблений.

Праобраз идеи правового Г возник, по сути дела, как противоядие от произвола,

как реакция на деспотизм, тиранию. Можно выделить два основных принципа

(две стороны сущности) правового государства:

Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для

личности режима правового стимулирования ( обязательная, содержательная

сторона);

Наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти,

формирование для государственных структур правового режима ограничения

(формально-юридическая сторона).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12