Шпора: Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП
другое название данной доктрины — теория живого права;
3) формулируют такое живое право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной
деятельности. Они наполняют законы правом вынося соответствующие решения и
выступая в этом случае субъектами правотворчества.
Достоинства'.
— такое понимание ориентирует на реализацию права. И сущее, где оно
обретает практическое осуществление;
— совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как
содержания, над правовой формой;
эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в
экономику, с децентрализацией управления.
Слабые стороны:
— если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то
теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе
реализация может быть как законной, так и противозаконной;
- в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и
администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного
произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.
33. Соотношение экономики, политики и права ***
Экономика — это совокупность производственных отношений, способ
производства конкретного общества. Политика — это искусство управления
обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами,
партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом — с
другой. (Определение давалось выше, см. ответ на вопрос 41.)
Существует два основных подхода к соотношению данных понятий.
Согласно первому подходу, среди этих понятий нет какого-либо
приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных
отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают
интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде
всего и праве и лишь затем претворяются в других сферах социальных связей.
Здесь можно говорить о приоритете права перед экономикой (например, в эпоху
буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на
их базе формировались новые экономические отношения).
Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются и новые
производственные отношения, а затем закрепляются в праве Здесь уже можно
говорить о приоритете экономики над правом Политика же выступает посредником
между данными явлениями к соответственно понятиями.
Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право.
Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа
производства). Однако эта доминирующая poль проявляется лишь в конечном счете,
ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное
воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных
отношении
Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.
Соотношение же между политикой и правом проявляется двояко:
1) когда определяющим фактором выступает политика и
2) когда определяющим фактором выступает право.
34. Принципы права: понятие и виды ***
Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи,
выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
Они выражают закономерности права, его природу и социальное значение,
представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо
сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.
В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и
отраслевые принципы.
К общеправовым принципам относят:
1) справедливость;
2) юридическое равенство граждан перед законом и судом;
3) гуманизм;
4) демократизм;
5) единство прав и обязанностей;
6) сочетание убеждения и принуждения и т.п.
Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют на всex без
исключения отраслях права.
Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких
отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют:
принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности
судопроизводства и т.д.
Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются
отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве— принцип равенства сторон
в имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция невиновности и
т.п.
Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они
не только определяют общие направления силового воздействия, но и могут быть
положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например,
при аналогии права)
35. Соотношение убеждения и принуждения в праве ***
Убеждение и принуждение — универсальные методы социального управления,
которые присущи различным регуляторам, в особенности праву.
Убеждать — значит склонять субъектов к определенной деятельности,
соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора.
Убеждение может осуществляться в правовой сфере через такие позитивные
юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д.
Г- во и общество прежде всего должны максимально использовать методы убеждения
в правовом регулировании как основные, главные. Убеждение основывается на
заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного
поведения, отвечающего нормам права.
К важным формам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение
законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах
нормативных актов целей и задач их принятия.
Принуждать — значит склонять людей к определенной деятельности
посредством силового давления (вопреки воле управляемых) ограничивая свободу их
выбора. Принуждение может осуществлять в правовой сфере через такие
юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.
Особенности принуждения:
1) представляет собой более жесткий метод воздействия права на субъектов;
2) является второстепенным, применяемым после убеждения, методом
3) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;
4) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания,
т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов
общества в необходимости выполнения правовых предписаний.
Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер
принуждения и убеждения в праве.
Во многом убеждение и принуждение воплощаются в праве в двух соответствующих
методах — диспозитивном и императивном (Ответ на вопрос 93).
36. Функции права: понятие и классификация ***
Функции права — это основные направления правового воздействия,
выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
С помощью понятия функции права можно познать предназначение права в
обществе, его динамику, действие.
Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости то, освещаются ли
они в рамках специально-юридических или в общесоциальных (более широких). Если
следовать широкому смыслу функции права, то среди них можно выделить,
например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные
отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическая (регламентирует
политические отношения, регулирует длительность субъектов политической системы
и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает
специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у
субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная выступает способом
связи между субъектом и объектом управления.
На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие
общественных отношений) и охранительную функции.
Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер,
ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для
общества и Г социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило,
правовые стимулы— поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.д. Данные
средства способствуют удовлетворению интересов лиц, oткрывая простор для их
активности, инициативы, предприимчивости.
Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений —
обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений — и имеет вторичный
характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать,
ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный
процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют
конкретные помехи. Для того чтобы убрать с пути данные препятствия, и
используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.
37. Типы права: различные подходы ***
Типология нрава — это его специфическая классификация, производимая в
основном с позиции следующих подходов.
В рамках первого (формационного) главным критерием выступают
социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно
базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей
данного подхода, решающим фактором общественного развития, который
детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: Г- во и право.
В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий,
феодальный, буржуазный и социалистический типы права.
Достоинство:
— продуктивна сама идея делить право на основе
социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно
влияют на общество.
Слабая сторона:
— формационный подход не позволяет в должной мере учесть
конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую
специфику права.
В рамках другого подхода типология права производится на основе
конкретно-географических, национально-исторических, религиозных,
специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными
критериями выделяют такие типы права:
1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая совокупность
права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного
государства);
2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе
общности источников, структуры права и исторического пути его формирования).
Различают следующие правовые семьи: общего права, романо-германская,
славянская, мусульманская, индусская и др.
Достоинство данной типологии заключается в том, что выделены
национально-исторические, конкретно-географические и технико-юридические
признаки, которые весьма определенно характеризуют право.
Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают роль
социально-экономических факторов в природе права.
38. Правовая система общества: понятие и структура ***
Правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность
права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного
государства.
В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:
1) право (законодательство);
2) юридическая практика;
3) господствующая правовая идеология.
Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под
правом понимается система общеобязательных. формально определенных юридических
норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой
системой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества,
целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью
которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.
Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и
цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности
всей правовой системы данного общества.
Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как
главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые:
правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.
Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической
сферы жизни конкретного общества.
39. Правовой статус личности: понятие, структура, виды ***
Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта в
обществе. Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный)
статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная
конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а
также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых
они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро
правового статуса. В структуре последнего выделяют такие элементы:
1) права и обязанности;
2) законные интересы;
З) правосубъектность;
4) гражданство;
5) юридическая ответственность;
6) правовые принципы и т.п.
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают
собой соотношение таких философских категорий, как общее, особенное и
отдельное,
Общий статус — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в
Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.
Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий
граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.),
обеспечивает возможность выполнения и специальных функций.
Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст,
семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность
персонифицированных прав и обязанностей личности.
40. Соотношение и взаимосвязь Г и права ***
Единство состоит в том, что Г- во и право:
1) возникают и развиваются совместно;
2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;
3) выступают средствами управления, инструментами власти;
4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и
духовными факторами и т.п.
Различия между государством и правом:
1) если Г- во есть особая организация политической власти, то право есть
социальный регулятор;
2) если Г- во выражает силу, то право — волю;
3) если первичным элементом Г является государственный орган, то первичным
элементом права — норма;
4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.
Взаимодействие Г и права:
— с одной стороны, воздействие Г на право состоит» том, что первое
формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и
охраняет его (правоприменение);
с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая
деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.
Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом:
когда Г- во стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно
для антидемократических государств);
когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно
для правовых государств).
41.Правовое государство: понятие и принципы ***
Правовое Г- во — это такая организация политической власти, создающая
условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а
также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной
власти и недопущения злоупотреблений.
Праобраз идеи правового Г возник, по сути дела, как противоядие от произвола,
как реакция на деспотизм, тиранию. Можно выделить два основных принципа
(две стороны сущности) правового государства:
Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для
личности режима правового стимулирования ( обязательная, содержательная
сторона);
Наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти,
формирование для государственных структур правового режима ограничения
(формально-юридическая сторона).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|