бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП бесплатно рефераты

Шпора: Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

l. Предмет и метод ТГиП**

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая

ею сторона объективной действительности. Предметом ТГиПвыступают

наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и

права, а также система основных понятий юриспруденции.

Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не

конкретного Г и права, а государственности вообще, а также понятия, которые

пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект

права, юридический факт и т.д.).

Специфика предмета ТГиПзаключается в том, что Г- во и право

исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью

которых постигается предмет, получаются знания. Все многообразие методов

ТГиПможно представить в виде следующей системы..

Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие методы, выражающие

наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить

метафизику (рассматривающую Г- во и право как вечные и неизменные институты,

глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и

диалектику — материалистическую и идеалистическую; Последняя в свою очередь

может выступать как объективный либо субъективный идеализм. Так, причины

возникновения и сам факт существования Г и права объективный идеализм

связывают с божественной силой либо объективным разумом; субъективный реализм —

с сознанием человека, с согласованием воли людей, материалистическая же

диалектика — с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением

частной собственности и и разделением общества на антагонистические классы). С

позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе Г- во и

право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во

взаимосвязи с другими явлениями.

2. Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного

познания, а применяются лишь на отдельных его пах в отличие от всеобщих

методов. К числу общенаучных методов относят:

- анализ (условное разделение сложного государственно-правого явления на

отдельные части);

синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей);

системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на

выявление многообразных типов связей в нем);

функциональный подход (ориентирует на выяснение функ­ций одних

социальных явлений по отношению к другим) и др.

3. Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием

усвоения теорией Г и права научных достиже­ний технических, естественных и

гуманитарных наук.

К ним относят:

— конкретно-социологический (позволяет с помощью анкети­рования,

интервьюирования, наблюдения и других приемов полу­чить данные о фактическом

поведении субъектов в государственно-правовой сфере);

статистический (позволяет получить количественные показа­тели того или

иного государственно-правового явления);

кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и

технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и

другие методы.

Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к

частноправовым, являющимся сугубо юридическими:

— формально-юридический (позволяет определить юридичес­кие понятия, выявлять

их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых

предписаний и т.п.);

— сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы

либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях

выявления их общих и особенных свойств).

2. ТГиП в системе юридических и гуманитарных наук***

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом,

весьма условно можно подразделить на три большие группы:

1) технические; 2) естественные; 3) гуманитарные.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты.

Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку Г- во и право

выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можно

подразделить на следующие виды:

— теория Г и права;

— историко-правовые науки (история Г и права, история политических и

правовых учений);

— отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское,

административное и другие отрасли права);

— прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия,

правовая кибернетика и т.п.).

Теория Г и права, находясь в системе гуманитарных наyк, тесно

взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с помощью

философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории Г и права, в

результате чего последняя вооружается общей методологией познания

государственно-правовой действительности. В свою очередь ТГиПдает конкретный

материал для широких философских обобщений.

Место в системе юридических наук. Общность ТгиП и

историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают Г- во и право в

целом, ЦВХбы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Отличие

выражается в том, что историко-правовые науки изучают |процесс развития

государственно-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют

преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов,

исследует сущность Г и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е.

применяет преимущественно логический метод).

По отношению к отраслевым юридическим наукам ТгиП выступает как обобщающая.: 1)

изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования Г и права.

Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой

общественных отношений с рамками соответствующей отрасли права.2) ТгиП

исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения,

юридическую ответственность и т.д.).3) она играет методологическую роль

для юриспруденции.

Вместе с тем ТгиП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками,

исходит из фактического материала, содержащегося в них.

Взаимодействие же ТгиП с прикладные науками в значительной мере является

опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.

Таким образом, особенности ТГиП науки состоят в том, что она является:

— гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — Г- во и

право (этим она отличается от технических и естественных наук);

— политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые

непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни

(этим она отличается от Других гуманитарных наук);

— теоретической, изучающей наиболее общие закономерности Г и права (этим она

отличается от других юридических наук).

4. Причины и формы возникновения государства***

Вопрос о происхождении Г является дискуссионным, ибо этнографическая и

историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины

обсуждаются в различных теориях возникновения государства: в теологической

(божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической

(факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в

ма­териалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия

(военно-политические факторы) и т.д.

Формирование Г — длительный процесс, который у различных народов мира

протекал по-разному.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский

способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь

устойчивыми оказались социально-экономичес­кие структуры родового строя —

земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства,

возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и

эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали

организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, рабовладельческое

Г- во возникло в результате появления частной собственности и раскола

общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства,

поскольку Г- во возникает непосредственно из классовых противоположностей,

развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование Г ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов

плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского Г в значительной степени связано с завоеванием

обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не

была приспособ­лена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия

, Россия и некоторые другие Г возникли не как феодальные (с классическими

признаками подобной государственности— закреплением крестьянства и крупной

частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими

признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а

крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

5. Договорная теория происхождения Г ***

Договорная теория происхождения Г получила распространение в наиболее

логически завершенном виде в XVII— XVIII вв. в трудах Греция, Руссо, Радищева

и др.

По мнению представителей данной доктрины, Г- во воз­никает как продукт

сознательного творчества, как результат догово­ра, в который вступают люди,

находившиеся до этого в «естествен­ном», первобытном состоянии. Г- во — это

рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу

кото­рого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

Изолированные же до происхождения Г индивиды превращаются в единый парод. В

итоге у правителей и общества возни­кает комплекс взаимных прав и

обязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних.

Так, Г- во имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать

преступников и т.п., но обязано защищать свою тер­риторию, права граждан, их

собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр.,

в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае

злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем

свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в

познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о

происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и

глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право парода на

свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное,

идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое

якобы па определенном этапе своего развития осознает необходимость

соглашения между народом и правите­лями. Очевидна недооценка в происхождении

государственности Объективных факторов (прежде всего социально-экономических,

военно-политических и пр.) и преувеличение в этом процессе факторов

субъективных.

6. Теория насилия по вопросу о происхождении Г ***

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. в

трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических

отношениях, божественном провидении и обществен­ном договоре, а в военно-

политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для

управления завоеванными на­родами и территориями нужен аппарат принуждения,

которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, Г- во — «естественно» (т.е. путем

насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это

насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения

экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты,

сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, Г- во — не итог внутреннего развития общества, а навязанная

ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности

отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы

насилия сопровождали процесс воз­никновения многих государств (например,

древнегерманского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом

процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной

из причин возникновения Г наряду с иными. К тому же военно-политические

факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первен­ство

социально-экономическим.

3. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового

строя ***

Г- во — это организация политической власти, содейст­вующая

преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,

общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной

территории.

Г- во характеризуется следующими признаками, позволя­ющими отличить его от

социальной власти родового строя:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не со­впадающей с

населением страны ( Г- во обязательно обладает аппаратом управления и

принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также

тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для содержания

государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и

занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения ( Г- во объединяет своей властью и

защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к

какому-либо роду или племени);

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и

независимость в международных отношениях);

5) право ( Г- во не может существовать без права, так как последнее

юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной,

определяет юридические рамки и формы осуществления функций Г и т.п.).

7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти ***

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение

социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей

отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее

устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи,

общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она —

важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной

власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая

категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только

государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями,

общественными организациями и т.н. Согласно другой точке зрения, понятие

«политическая власть» тождественно понятию «государствен­ная власть», так как

первая исходит от Г и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном)

участии.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и

подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

1. распространяется на все общество;

2. носит публично-политический характер;

3. опирается на государственное принуждение;

4. осуществляется специальными лицами (чиновниками,

политиками и т.п.)

5. система налогов;

6. деление населения по территориальному признаку и др.

8. Понятие и сущность Г ***

Г- во — это организация политической власти, содействующая преимущественному

осуществлению конкретных интересов классовых, общечеловеческих, религиозных,

национальных и т.п.) в пределах определенной территории. При рассмотрении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12