Шпора: Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП
Шпора: Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП
l. Предмет и метод ТГиП**
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая
ею сторона объективной действительности. Предметом ТГиПвыступают
наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и
права, а также система основных понятий юриспруденции.
Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не
конкретного Г и права, а государственности вообще, а также понятия, которые
пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект
права, юридический факт и т.д.).
Специфика предмета ТГиПзаключается в том, что Г- во и право
исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.
Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью
которых постигается предмет, получаются знания. Все многообразие методов
ТГиПможно представить в виде следующей системы..
Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие методы, выражающие
наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить
метафизику (рассматривающую Г- во и право как вечные и неизменные институты,
глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и
диалектику — материалистическую и идеалистическую; Последняя в свою очередь
может выступать как объективный либо субъективный идеализм. Так, причины
возникновения и сам факт существования Г и права объективный идеализм
связывают с божественной силой либо объективным разумом; субъективный реализм —
с сознанием человека, с согласованием воли людей, материалистическая же
диалектика — с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением
частной собственности и и разделением общества на антагонистические классы). С
позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе Г- во и
право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во
взаимосвязи с другими явлениями.
2. Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного
познания, а применяются лишь на отдельных его пах в отличие от всеобщих
методов. К числу общенаучных методов относят:
- анализ (условное разделение сложного государственно-правого явления на
отдельные части);
— синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей);
— системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на
выявление многообразных типов связей в нем);
— функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних
социальных явлений по отношению к другим) и др.
3. Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием
усвоения теорией Г и права научных достижений технических, естественных и
гуманитарных наук.
К ним относят:
— конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования,
интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом
поведении субъектов в государственно-правовой сфере);
— статистический (позволяет получить количественные показатели того или
иного государственно-правового явления);
— кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и
технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и
другие методы.
Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к
частноправовым, являющимся сугубо юридическими:
— формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять
их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых
предписаний и т.п.);
— сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы
либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях
выявления их общих и особенных свойств).
2. ТГиП в системе юридических и гуманитарных наук***
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом,
весьма условно можно подразделить на три большие группы:
1) технические; 2) естественные; 3) гуманитарные.
Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты.
Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку Г- во и право
выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можно
подразделить на следующие виды:
— теория Г и права;
— историко-правовые науки (история Г и права, история политических и
правовых учений);
— отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское,
административное и другие отрасли права);
— прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия,
правовая кибернетика и т.п.).
Теория Г и права, находясь в системе гуманитарных наyк, тесно
взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с помощью
философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории Г и права, в
результате чего последняя вооружается общей методологией познания
государственно-правовой действительности. В свою очередь ТГиПдает конкретный
материал для широких философских обобщений.
Место в системе юридических наук. Общность ТгиП и
историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают Г- во и право в
целом, ЦВХбы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Отличие
выражается в том, что историко-правовые науки изучают |процесс развития
государственно-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют
преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов,
исследует сущность Г и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е.
применяет преимущественно логический метод).
По отношению к отраслевым юридическим наукам ТгиП выступает как обобщающая.: 1)
изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования Г и права.
Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой
общественных отношений с рамками соответствующей отрасли права.2) ТгиП
исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения,
юридическую ответственность и т.д.).3) она играет методологическую роль
для юриспруденции.
Вместе с тем ТгиП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками,
исходит из фактического материала, содержащегося в них.
Взаимодействие же ТгиП с прикладные науками в значительной мере является
опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.
Таким образом, особенности ТГиП науки состоят в том, что она является:
— гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — Г- во и
право (этим она отличается от технических и естественных наук);
— политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые
непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни
(этим она отличается от Других гуманитарных наук);
— теоретической, изучающей наиболее общие закономерности Г и права (этим она
отличается от других юридических наук).
4. Причины и формы возникновения государства***
Вопрос о происхождении Г является дискуссионным, ибо этнографическая и
историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины
обсуждаются в различных теориях возникновения государства: в теологической
(божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической
(факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в
материалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия
(военно-политические факторы) и т.д.
Формирование Г — длительный процесс, который у различных народов мира
протекал по-разному.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский
способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь
устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя —
земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства,
возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и
эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали
организаторами производства.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, рабовладельческое
Г- во возникло в результате появления частной собственности и раскола
общества на классы.
Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства,
поскольку Г- во возникает непосредственно из классовых противоположностей,
развивающихся внутри родового строя.
В Риме образование Г ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов
плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского Г в значительной степени связано с завоеванием
обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не
была приспособлена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия
, Россия и некоторые другие Г возникли не как феодальные (с классическими
признаками подобной государственности— закреплением крестьянства и крупной
частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими
признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а
крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
5. Договорная теория происхождения Г ***
Договорная теория происхождения Г получила распространение в наиболее
логически завершенном виде в XVII— XVIII вв. в трудах Греция, Руссо, Радищева
и др.
По мнению представителей данной доктрины, Г- во возникает как продукт
сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди,
находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Г- во — это
рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу
которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.
Изолированные же до происхождения Г индивиды превращаются в единый парод. В
итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и
обязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних.
Так, Г- во имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать
преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их
собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр.,
в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае
злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем
свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в
познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о
происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и
глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право парода на
свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.
С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное,
идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое
якобы па определенном этапе своего развития осознает необходимость
соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении
государственности Объективных факторов (прежде всего социально-экономических,
военно-политических и пр.) и преувеличение в этом процессе факторов
субъективных.
6. Теория насилия по вопросу о происхождении Г ***
Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. в
трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.
Причину происхождения государственности они видели не в экономических
отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-
политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для
управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения,
которым и стало государство.
По мнению представителей данной доктрины, Г- во — «естественно» (т.е. путем
насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это
насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения
экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты,
сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.
Следовательно, Г- во — не итог внутреннего развития общества, а навязанная
ему извне сила.
С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности
отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы
насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например,
древнегерманского).
С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом
процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной
из причин возникновения Г наряду с иными. К тому же военно-политические
факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство
социально-экономическим.
3. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового
строя ***
Г- во — это организация политической власти, содействующая
преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,
общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной
территории.
Г- во характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от
социальной власти родового строя:
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с
населением страны ( Г- во обязательно обладает аппаратом управления и
принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также
тюрьмы и другие учреждения);
2) система налогов, податей, займов (необходимы для содержания
государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и
занятых только управленческой деятельностью);
3) территориальное деление населения ( Г- во объединяет своей властью и
защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к
какому-либо роду или племени);
4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и
независимость в международных отношениях);
5) право ( Г- во не может существовать без права, так как последнее
юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной,
определяет юридические рамки и формы осуществления функций Г и т.п.).
7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти ***
Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение
социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей
отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее
устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи,
общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она —
важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной
власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая
категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только
государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями,
общественными организациями и т.н. Согласно другой точке зрения, понятие
«политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как
первая исходит от Г и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном)
участии.
Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и
подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти:
1. распространяется на все общество;
2. носит публично-политический характер;
3. опирается на государственное принуждение;
4. осуществляется специальными лицами (чиновниками,
политиками и т.п.)
5. система налогов;
6. деление населения по территориальному признаку и др.
8. Понятие и сущность Г ***
Г- во — это организация политической власти, содействующая преимущественному
осуществлению конкретных интересов классовых, общечеловеческих, религиозных,
национальных и т.п.) в пределах определенной территории. При рассмотрении
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|