бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП бесплатно рефераты

парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному

типу государства.

Г каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие,

которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической

основе. Нельзя представить себе рабовладельческое Г- во в форме ограниченной

монархии или демократической республики с общенациональными представительными

учреждениями.

Конкретная форма Г предопределяется историческим типом государства. Но

кроме того, она зависит и от других уровней:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) Национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Следовательно, тип и форма Г соотносятся как содержание и форма, где

определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).

17. Формы национально-государственного и административно-территориального

устройства ***

Форма национально-государственного и административно-территориального

устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю

структуру государства, способ его политического и территориального деления,

обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего Г с органами его

составных частей.

Различают следующие формы'.

1) унитарную (простое, единое государство, части которого являются

административно-территориальными единицами и не обладают признаками

государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и

единая система законодательства, как, например, в Польше, Франции);

2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются

государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным

суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими

федеральными органа­ми и федеральным законодательством существуют высшие органы

и законодательство субъектов Федерации, как, например, в России, США; федерации

могут быть построены по территориальному либо по национально-территориальному

принципу);

3) конфедерацию (временный союз государств, образуемый для достижения

политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает

суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный

государствен­ный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В

рам­ках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем

проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего

свойства. Конфедерация представляет собой не­прочные государственные

образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либо

преобразуются в федератив­ные государства. Последнее, например, произошло со

Швейцарией. которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848)

трансформировалась в федерацию.

Появилась новая форма ассоциированного государственною объединения, названное

содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых

Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

18. Политический (государственный) режим: понятие признаки ***

Политическuй режим — это система методов, способов и средств

осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности Г

данного типа, прежде всего отражаются в режиме, а он влияет на форму

правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и государственный

режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения

понятие «политический режим» более Широкое, чем понятие

«государственный режим», ибо включает в Себя не только методы и приемы

осуществления политической власти со стороны государства, но и со

стороны политических партий, движений, общественных объединений, организаций и

т.п.

Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика

политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система«

тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов,

участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической

власти, вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные

институты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об

основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о

подлинной картине принципов организации политического устройства общества.

Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий

в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования полити­ческой власти, а

также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти н обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно на родом;

6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и

прозрачности государственного аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в политической сис­теме общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной вет­вями власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограни­чивающий) в

отношении граждан и должностных лиц;

10) тип политического поведения;

11) характер политического лидерства;

12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

13) доминирование определенных методов (убеждения, принуж­дения и т.п.) при

осуществлении политической власти;

14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15) принципы взаимоотношения общества и власти;

16) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур

Г (армия, полиция, органы государст­венной безопасности и т.д.);

17) мера политического плюрализма, в том числе многопартий­ности;

18) существование реальных механизмов привлечения к полити­ческой и

юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание ка­тегории

«политический режим».

19. Механизм Г : понятие и структура

В государственно-организованном обществе для поддержания его нормальной

жизнедеятельности, решения задач, стоящих перед государством, необходимо

функционирование различных государственных организаций.

Механизм государства представляет собой систему организаций, посредством

которых реализуется государственная власть, обеспечивается ее руководство

обществом. Все государственные организации тесно связаны между собой. Каждая

из них выполняет определенные задачи. Государственный механизм можно назвать

"государственной властью. Он создается для осуществления функций государства,

и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре

государственного аппарата.

Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая

собой совокупность органов, наделенных властными полномочиями для реализации

государственной власти.

В структуру механизма государства кроме аппарата входят государственные

учреждения и предприятия. Государственные учреждения — это такие

организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность

по выполнению функций государства в различных сферах: экономической,

социальной, культурной, охранительной и т. п.

Государственные предприятия осуществляют хозяйственную деятельность,

производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы

и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей, общества,

частных лиц, извлечения прибыли.

В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата

может быть представлена следующими основными видами органов:

а) органы законодательной власти — т. е. органы государственной власти в

собственном смысле слова, основа для иных органов;

б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) —

исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную

работу по государственному управлению социальными процессами в интересах

общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают

вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т. е.

организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации

актов управления);

в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность,

неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права

общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат

принуж­дения (армия, полиция, милиция, разведка, службы безопасности,

тюрьмы).

Механизм государства внутренне един. Каждый государственный орган как часть

целого является носителем государственной власти.

20. Органы государства.

наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки органа государства'.

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;

2) образован и действует на основе правовых актов (конституции и законов);

3) выполняет свойственные только ему задачи и функции, ис­пользуя для этого

соответствующие формы и методы;

4) наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью

применения в случае необходимости мер принуждения;

5) состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений,

скрепленных единством целей, ради достижения которых он образован;

6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства,

которые требуются для осуществления его ком­петенции.

По форме реализации государственной деятельности органы Г классифицируются на

представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и

иные контрольно-надзорные органы,

по принципу разделения властей — на законодательные, исполнительные и судебные,

по иерархии — на федеральные, республиканские и местные;

по срокам полномочий — на постоянные (создаются без ограничения срока

действия) и временные (создаются для достижения краткосрочных целей);

по порядку осуществления компетенции — на коллегиальные (Государственная

Дума Федерального Собрания РФ) и единоначальные (президент);

по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные

и правоохранительные,

по характеру компетенции — на органы общей (правительство) и

специальной компетенции (министерства) и т.п.

21. Принципы организации и деятельности государственного аппарата ***

Аппарат Г есть система государственных органов, взаимосвязанных общими

принципами организации и деятельности. Подобные принципы — это исходные идеи,

определяющие основные подходы к формированию и функционированию

государственных органов.

Такими принципами могут выступать:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который

предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать,

соблюдать и защищать их;

2) принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии

граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

3) принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и

судебную), который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны

властных органов и должностных лиц;

4) принпип законности, который означает обязательность соблюдения всеми

государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5) Принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов права

о практической деятельности конкретных государственных органов;

6) Принцип федерализма, который выражает единство системы государственной

власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

7) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для

использования наиболее квалифицированных работников в деятельности

государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных

вопросов государственной жизни в интересах населения страны:

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает

разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного

аппарата;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное

соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы Г занимают в

государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения

вышестоящих органон обязательны для нижестоящих).

Всесторонний учет этих функций как при образовании государственных органов,

так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную

эффективность государственного управления обществом.

22. Политическая система общества: понятие и структура ***

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных

социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических

партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит

политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические

процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм

организации и реализации политической деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой

целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает

новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система»

позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций,

разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы

политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение

благ между социальными общностями на основе использования государственной

власти, участия в ней, борьбы зa нее.

Структура политической системы означает, из каких элементов состоит, как

они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической

системы'.

1) политическая организация общества, включающая в себя государство,

политические партии и движения, общественные организации и объединения,

трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические

стороны политической власти и политической системы

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь

общества и процесс осуществления политической власти;

4) Политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу

политической власти;

5) Политическая практика, состоящая из политической деятельности и

совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую

политическую систему, является категория «политическая власть».

23. Место и роль Г в политической системе общества ***

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть

и целое. Г- во концентрирует в себе все многообразие политических интересов,

регулируя явления политической Жизни через призму «общеобязательности».

Именно в этом качестве Г- во играет особую роль в политической системе,

придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной

объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая

его жизнедеятельность.

Г- во занимает центральное, ведущее место в политической системе общества,

так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего

народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку

гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для

управления обществом;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12