бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП бесплатно рефераты

сущности Г важно учитывать два аспекта

1) то, что любое Г- во есть организация политической власти (формальная

сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

классовый, в рамках которого Г- во можно определить как организацию

политической власти экономически господствующего класса. (Здесь Г- во

используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом

интересов господствующегo класса. В этом случае первоочередное удовлетворение

интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других

классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью

насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят

на второй план.);

общесоциальный, в рамках которого Г- во можно определить как

организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов

различных классов и социальных групп (Здесь Г- во уже используется в более

широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных

интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства

населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.)

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, национальный, и

расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых

соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в

политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность Г многоаспектна. Она не сводится только к классовым и

общесоциальным началам. Поэтому сущности Г в зависимости от исторических

условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

9. Типы государства: различные подходы ***

Типология Г — это его специфическая классифика­ция, проводимая в

основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки

(общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных

отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса,

Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и

соответствующий тип надстроечных элементов: Г- во и право. В зависимости от

типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:

рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее

время к ним добавляют у два: азиатский способ производства и прафеодализм).

Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить Г на основе социально-экономических

факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития

государства.

Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней

запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда

«вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные,

культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают

духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и

пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби,

цивилизация есть зам­ытое и локальное состояние общества, отличающееся

общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В

зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую,

западную, православную и т.п.

достоинства данной типологии

1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые

характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более

«заземленная» типология государств.

Слабые стороны:

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества

10. Понятие и классификация функций Российского Г ***

Функции Г — это основные направления деятельности Г по решению стоящих

перед ним задач. Понятие функции Г не следует отождествлять с такими

понятиями, как

1) цели и задачи Г (если цель общества то, к чему стремится государство, а

задачи — цель и средства ее достижения, то функции лишь основные направления

деятельности Г по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и

задачи определяют функции);

2) функции отдельных его органов (в отличие от функций много­численных

государственных органов, специально предназначенных для определенного вида

деятельности, функции Г охваты­вают его деятельность в целом, в них находит

выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению

подчинена ра­бота всего государственного аппарата и каждого органа в

отдель­ности).

В зависимости от продолжительности действия функции Г

классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития

государства) и временные (прекращают свои действие с решением определенной

задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения

— на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной

жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.

К внутренним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:

1. охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;

2. Экономическая;

3. налогообложения;

4. социальной защиты;

5. Экологическая; 6)культурная.

К внешним функциям современного Российского Г mожho отнести следующие:

1. оборона страны;

2. поддержание мирового порядка;

3. сотрудничество с другими государствами и т.п.

11. Характеристика основных внутренних функций к Российского Г ***

Внутренние функции Г — это основные направления деятельности Г по

выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:

1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения

правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов

личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ,

согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»);

2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства

Г в экономическую сферу, о методах государственного управления

экономическими отношениями; если| в условиях административной системы

управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях

рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством

налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) функцию налогообложения (в современных условиях налог становится главным

методом новой системы управления, универсальным регулятором, который

используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в

юридической, и во внешнеполитической и т.п.);

4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении

нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных

объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах,

студентах и др.; кроме тою. Г- во призвано поддерживать жилищное

строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

5) экологическую функцию (с помощью законодательства Г- во устанавливает

правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими

гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);

6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя

государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра,

кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и

осуществляемая в недостаточном объеме).

12. Характеристика основных внешних функций Российского Г ***

Внешние функции Г — это основные направления деятельности Г по

выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает

полноправное существование Г в современном мире, который все больше становится

взаимозависимым.

К внешним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:

1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного

уровня обороноспособности общества, отвечающего) требованиям его национальной

безопасности, предназначает­ся защиты суверенитета и территориальной

целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России

вооруженных конфликтов);

2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского Г по

предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия,

укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового

уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании

межнациональных и межгосударственных конфликтов);

3) функцию сотрудничества с другими государствами (это разнообразная

деятельность государства, направленная на установление и развитие

экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично

сочетающих интересы данного Г с интересами других государств) и т.п.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях

будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на

международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных,

социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех

народов, входящих в мировое сообщество.

13. Формы и методы осуществления функций Г ***

Формы осуществления функций Г — это однородная деятельность органов

государства, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отличие от последних есть

однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых

актов и влекущая юридические последствия.

К правовым формам относят:

1.Правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нормативных актов);

2. Правоприменительную (деятельность по реализации нормативных актов путем

принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению

законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

3.Правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и

гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической

ответственности виновных лиц и т.п.).

К организационным формам относят:

1) организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по

обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой

проектов документов, организацией выборов и т.п.);

2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа,

связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.);

3) организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по

идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства,

связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием

общественного мнения

Методы осуществления функций Г — это способы и приемы, с помощью

которых органы Г реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют:

убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.

14. Понятие и элементы формы Г ***

Форма Г — это способ организации политической власти, охватывающий форму

правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: н чем заключается

главное, закономерное, определяющее в государ­стве, то категория «форма

государства» — кто и как правит в обще­стве, как устроены и действуют в нем

государственно-властные структуры, как объединено население на данной

территории, каким образом оно связано через различные территориальные и

полити­ческие образования с государством в целом, как осуществляется

политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма Г — это его строение, на которое влияют как социально-экономические

факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и

религиозные особенное ти, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы Г выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших

органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и

населением; в зависимости от особенности формы правления Г подразделяются на

монархические и республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру

государства, соотношение между государством в целом и его составными

территориальными единицами; по форме государственного устройства Г делятся

на унитарные, федеративные и конфедеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов,

способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от

особенностей набора данных приеме государственного властвования различают

демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

15. Формы государственного правления ***

Форма государственного правления — это элемент формы государства,

характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок

образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

По формам правления Г подразделяются на монархии и республики.

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) Осуществляется бессрочно;

3) не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные

учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета Г является

монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из

современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых

наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие

государственные органы, ограничивающие власть главы Г (речь идет, в частности,

об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Признаки республики:

1)выборность власти;

2)Прочность;

3)Зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и

подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и

смешанные. В президентских республиках (СШA, Сирия) именно президент

выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) — парламент, в смешанных

(Франция, Финляндия) — совместно президент и парламент -

16. Соотношение тина и формы Г ***

Понятие «тип государства» будет использоваться с позиции формационного

подхода, под понятием же «форма государства» будет пониматься по сути дела

форма правления.

Тип Г — это совокупность существенных признаков, свойственных

государствам единой общественно-экономической формации.

С одной стороны, Г каждого типа облекаются во мно­жество форм — в рамках одного

исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для

рабовладельческо­го типа были характерны монархии (древневосточные деспотии

-Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя и республики

(аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и

демократические, например Афинское государство). для феодального типа —

монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности,

сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя,

Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики.

(парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные)

монархии, для социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики

и республики народной демократии.

С другой стороны, Г определенного исторического типа имеют некоторые формы,

присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия —

принадлежность только феодального Г в известный период его развития, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12