Шпора: Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП
сущности Г важно учитывать два аспекта
1) то, что любое Г- во есть организация политической власти (формальная
сторона);
2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Можно выделить следующие подходы к сущности государства:
классовый, в рамках которого Г- во можно определить как организацию
политической власти экономически господствующего класса. (Здесь Г- во
используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом
интересов господствующегo класса. В этом случае первоочередное удовлетворение
интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других
классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью
насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят
на второй план.);
— общесоциальный, в рамках которого Г- во можно определить как
организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов
различных классов и социальных групп (Здесь Г- во уже используется в более
широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных
интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства
населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.)
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, национальный, и
расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых
соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в
политике конкретного государства.
Иначе говоря, сущность Г многоаспектна. Она не сводится только к классовым и
общесоциальным началам. Поэтому сущности Г в зависимости от исторических
условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
9. Типы государства: различные подходы ***
Типология Г — это его специфическая классификация, проводимая в
основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки
(общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных
отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса,
Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и
соответствующий тип надстроечных элементов: Г- во и право. В зависимости от
типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:
рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее
время к ним добавляют у два: азиатский способ производства и прафеодализм).
Достоинства данной типологии:
1) продуктивна сама идея делить Г на основе социально-экономических
факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития
государства.
Слабые стороны:
1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней
запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда
«вписывается» в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные,
культурные и т.п.).
В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают
духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и
пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби,
цивилизация есть замытое и локальное состояние общества, отличающееся
общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В
зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую,
западную, православную и т.п.
достоинства данной типологии
1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;
2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые
характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более
«заземленная» типология государств.
Слабые стороны:
1) недооцениваются социально-экономические факторы;
2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества
10. Понятие и классификация функций Российского Г ***
Функции Г — это основные направления деятельности Г по решению стоящих
перед ним задач. Понятие функции Г не следует отождествлять с такими
понятиями, как
1) цели и задачи Г (если цель общества то, к чему стремится государство, а
задачи — цель и средства ее достижения, то функции лишь основные направления
деятельности Г по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и
задачи определяют функции);
2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных
государственных органов, специально предназначенных для определенного вида
деятельности, функции Г охватывают его деятельность в целом, в них находит
выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению
подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в
отдельности).
В зависимости от продолжительности действия функции Г
классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития
государства) и временные (прекращают свои действие с решением определенной
задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения
— на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной
жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.
К внутренним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:
1. охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;
2. Экономическая;
3. налогообложения;
4. социальной защиты;
5. Экологическая; 6)культурная.
К внешним функциям современного Российского Г mожho отнести следующие:
1. оборона страны;
2. поддержание мирового порядка;
3. сотрудничество с другими государствами и т.п.
11. Характеристика основных внутренних функций к Российского Г ***
Внутренние функции Г — это основные направления деятельности Г по
выполнению стоящих перед ним внутренних задач.
К внутренним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:
1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения
правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов
личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ,
согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»);
2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства
Г в экономическую сферу, о методах государственного управления
экономическими отношениями; если| в условиях административной системы
управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях
рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством
налогов, кредитов, льгот и т.д.);
3) функцию налогообложения (в современных условиях налог становится главным
методом новой системы управления, универсальным регулятором, который
используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в
юридической, и во внешнеполитической и т.п.);
4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении
нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных
объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах,
студентах и др.; кроме тою. Г- во призвано поддерживать жилищное
строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);
5) экологическую функцию (с помощью законодательства Г- во устанавливает
правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими
гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);
6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя
государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра,
кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и
осуществляемая в недостаточном объеме).
12. Характеристика основных внешних функций Российского Г ***
Внешние функции Г — это основные направления деятельности Г по
выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает
полноправное существование Г в современном мире, который все больше становится
взаимозависимым.
К внешним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:
1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного
уровня обороноспособности общества, отвечающего) требованиям его национальной
безопасности, предназначается защиты суверенитета и территориальной
целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России
вооруженных конфликтов);
2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского Г по
предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия,
укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового
уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании
межнациональных и межгосударственных конфликтов);
3) функцию сотрудничества с другими государствами (это разнообразная
деятельность государства, направленная на установление и развитие
экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично
сочетающих интересы данного Г с интересами других государств) и т.п.
Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях
будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на
международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных,
социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех
народов, входящих в мировое сообщество.
13. Формы и методы осуществления функций Г ***
Формы осуществления функций Г — это однородная деятельность органов
государства, посредством которой реализуются его функции.
Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отличие от последних есть
однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых
актов и влекущая юридические последствия.
К правовым формам относят:
1.Правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нормативных актов);
2. Правоприменительную (деятельность по реализации нормативных актов путем
принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению
законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);
3.Правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и
гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической
ответственности виновных лиц и т.п.).
К организационным формам относят:
1) организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по
обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой
проектов документов, организацией выборов и т.п.);
2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа,
связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.);
3) организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по
идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства,
связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием
общественного мнения
Методы осуществления функций Г — это способы и приемы, с помощью
которых органы Г реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют:
убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.
14. Понятие и элементы формы Г ***
Форма Г — это способ организации политической власти, охватывающий форму
правления, форму государственного устройства и политический режим.
Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: н чем заключается
главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма
государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем
государственно-властные структуры, как объединено население на данной
территории, каким образом оно связано через различные территориальные и
политические образования с государством в целом, как осуществляется
политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
Форма Г — это его строение, на которое влияют как социально-экономические
факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и
религиозные особенное ти, культурный уровень развития общества и т.п.
Элементами формы Г выступают:
1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших
органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и
населением; в зависимости от особенности формы правления Г подразделяются на
монархические и республиканские);
2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру
государства, соотношение между государством в целом и его составными
территориальными единицами; по форме государственного устройства Г делятся
на унитарные, федеративные и конфедеративные);
3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов,
способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от
особенностей набора данных приеме государственного властвования различают
демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).
15. Формы государственного правления ***
Форма государственного правления — это элемент формы государства,
характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок
образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
По формам правления Г подразделяются на монархии и республики.
Признаки монархии:
1) власть передается по наследству;
2) Осуществляется бессрочно;
3) не зависит от населения.
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные
учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета Г является
монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из
современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых
наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие
государственные органы, ограничивающие власть главы Г (речь идет, в частности,
об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).
Признаки республики:
1)выборность власти;
2)Прочность;
3)Зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и
подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и
смешанные. В президентских республиках (СШA, Сирия) именно президент
выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) — парламент, в смешанных
(Франция, Финляндия) — совместно президент и парламент -
16. Соотношение тина и формы Г ***
Понятие «тип государства» будет использоваться с позиции формационного
подхода, под понятием же «форма государства» будет пониматься по сути дела
форма правления.
Тип Г — это совокупность существенных признаков, свойственных
государствам единой общественно-экономической формации.
С одной стороны, Г каждого типа облекаются во множество форм — в рамках одного
исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для
рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии
-Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя и республики
(аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и
демократические, например Афинское государство). для феодального типа —
монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности,
сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя,
Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики.
(парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные)
монархии, для социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики
и республики народной демократии.
С другой стороны, Г определенного исторического типа имеют некоторые формы,
присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия —
принадлежность только феодального Г в известный период его развития, а
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|