бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Билеты: Примерные билеты по Русскому языку бесплатно рефераты

Безличные предложения — это односоставные предложения со сказуемым, при

котором нет и не может быть подлежащего: Уже совсем стемнело; На

улице крепко морозит; В классе было тихо; Мне грустно

... потому что весело тебе (М. Лермонтов).

Сказуемое в таких предложениях может выражаться различными способами.

А. Простое глагольное: 1) безличным глаголом: На дворе вечереет

; 2) безличной формой личного глагола: Пахнет сеном над

лугами; 3) безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях:

В школе уже никого не было; 4) словом нет: У него нет родителей.

Б. Составное глагольное: безличным вспомогательным глаголом +

неопределенная форма глагола: Спать не хотелось; Над этим стоит подумать.

В. Составное именное: глаголом-связкой в безличной форме + именная часть

(имя или краткое страдательное причастие в форме среднего рода): В этот час

в коридоре было совсем тихо; В избе жарко натоплено.

Значения безличных предложений так же разнообразны, как форма: они сообщают о

состоянии окружающей среды или природы (Темнеет. Сыро); о физическом или

психическом состоянии человека (Знобит; Мне холодно; Ане тоскливо).

Односоставные предложения с одним главным членом — подлежащим — именуются

назывными. Подлежащее в них выражено именем существительным в форме

именительного падежа: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый

свет (А. Блок).

Иногда при подлежащем употребляются частицы вот или вон, с

которыми назывные предложения приобретают указательное значение: Вон

мельница. Вот парадный подъезд. Назывные предложения сообщают о

существовании (бытии) какого-либо предмета, явления в настоящем. Они часто

употребляются в художественной литературе.

2. Слова делятся на слоги. Не все слоги имеют одинаковую долготу и силу.

Один из слогов в слове выделяется наибольшей силой и длительностью произношения

гласного звука. Он называется ударным. Русскому языку свойственно силовое

ударение.

Ударный слог может занимать любое положение в слове: в начале, середине, конце.

Такое ударение называется свободным (разноместным): город,

домашний, институт. Разноместность ударения позволяет

различать омографы: замокзамок, хлопок

хлопок или омоформы: пили — пили,

руки — руки.

Русское ударение является также подвижным, т. е. оно может перемещаться с одного

слога на другой в различных формах одного и того же сло-ва: города

— города и т. п. Есть слова, в которых возможно двоякое ударение:

иначе — иначе, творог — творог.

Эти свойства русского ударения учитываются в русском стихосложении, которое

основывается на количестве слогов и числе ударений, а также на соотношении

ударных слогов с безударными. Такой стих называется силлабо-тоническим

(слого-ударным).

В силлабо-тоническом стихосложении различают пять основных размеров:

Ямб: ∪— (вода)

Хорей: — ∪ (воды)

Амфибрахий: ∪— ∪ (железо)

Дактиль: — ∪∪ (водами)

Анапест: ∪∪— (железа).

Ямб и хорей образуют группу двусложных раз­меров, а дактиль, амфибрахий и

анапест — группу трехсложных размеров. Каждая группа обладает своими

ритмическими особенностями:

Ямб: Пора, пора, рога трубят

(ударение падает на 2—4—6—8-й слог).

Хорей: Мчатся тучи, вьются тучи

(ударение падает на 1—3—5—7-й слог).

Амфибрахий: Шумела полночная вьюга в

лесной и глухой стороне (ударение падает на 2—5— 8—11-й

слог).

Дактиль; Тучки небесные, вечные

странники (ударение падает на 1—4—7—10-й слог).

Анапест; Не дождаться мне. видно, свободы, А

тюремные дни будто годы (ударение падает

на3—6—9—12-й слог).

3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете № 1.

Билет № 21

1. Расскажите о видах сложных предложений в русском языке и о постановке

знаков препинания в таких предложениях.

2. Расскажите о звукописи как изобразительном языковом средстве. Приведите

фрагменты художественных текстов, в которых использован этот прием.

3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.

1. Сложными называются предложения, в которых не менее двух

грамматических основ, двух про-стых предложений.

В зависимости от способа соединения частей сложные предложения бывают:

а) сложносочиненные, в которых для соедине­ния частей используются

сочинительные союзы: и, ни—ни, тоже, также, да(и), а, но, да(но), зато,

однако, или, либо, тпо—тпо, не пго—не гпо;

б) сложноподчиненные, в которых части соеди-нены подчинительными союзами

и союзными сло-вами: что, как, чтобы, ибо, пгак как, когда, кото-ръш, где,

если, хотя, так что и др.;

в) бессоюзные, части которых соединяются только интонацией.

Общий принцип постановки знаков препинания в сложном предложений

один: части сложного предложения разделявотся знаками. Однако в каж-дом типе

сложногс) предложения есть свои частные ; правила. Рассмотрим дах.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми; Гроза прошла, и

ветка белых роз в окно мне дышит ароматом (И. Бунин).

Запятая не ставится, если в предложении есть общий член, относящийся к обеим

частям: В лесу еще лежит снег и деревья стоят в инее.

Запятая также не ставится, если обе части представляют собой назывные

предложения (Мороз и солнце!) или вопросительные (Кто они такие и

зачем они сюда пришли?).

Когда второе предложение содержит неожиданное присоединение, то ставится тире:

Он знак подаст — и все хохочут (А. Пушкин).

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Части сложноподчиненного предложения разделяются запятыми. Если придаточное

предложение стоит в середине главного, оно выделяется запяты­ми с обеих сторон:

Я знаю, что Рагиму известно множество сказок, и прошу его рассказать одну из них

(М. Горький)..

Запятая не ставится между однородными придаточными, соединенными одиночными

соединительными или разделительными союзами: Отец мой говорил, что не

видывал таких хлебов и что урожай нынче отличный (С. Аксаков).

Не отделяются запятой неполные придаточные, состоящие из одного союза или

союзного слова: Я ответил зачем ; он не знал куда.

В тех случаях, когда в сложноподчиненном предложении есть сочетание

подчинительных союзов, между ними ставится запятая: Мы понимали, что,

если погода не улучшится, о поездке за город нечего и думать. Но если

для связи предложе­нии используют двойной союз (если—то, если— так), то

запятая между союзами не ставится: Мы понимали, что если погода не

улучшится, то о поездке за город нечего и думать.

Составные союзы (после того как, вследствие того что, для того чтобы, в то

время как и под.) не разделяются запятой, если они стоят в начале сложного

предложения: После того как мы виделись, он сильно изменился; Для того

чтобы грамотно писать, надо много читать.

Выбор знака препинания в бессоюзном сложном предложении зависит от тех

смысловых отношений, которые возникают между его частями.

Запятая ставится в тех случаях, когда пред­ложения обозначают одновременно или

последовательно происходящие события: Погода утихала, тучи расходились.

Точка с запятой ставится, если предло­жения распространены, в них уже есть знаки

пре­пинания: На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная

неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет (М. Салтыков-Щедрин).

Двоеточие ставится:

а) когда во втором предложении сообщается о причине того, о чем говорится в

первом: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице

мыслей, она научит вас уважать человека (М. Горький);

б) когда между частями бессоюзного предложе­ния возникают

распространительно-пояснительные отношения (можно поставить а именно):

Пого­да была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра

(И. Гончаров);

в) когда второе предложение дополняет содержание первого, которое без него

непонятно по смыслу. В первом предложении в этом случае часто можно вставить

глаголы речи, мысли, чувства, восприятия (услышал, увидел, почувствовал

и подобные): Он поднял голову: (и увидел) сквозь тонкий пар блестела

золотая Медведица. Т и р е ставится:

а) если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат:

Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (А. Грибоедов);

б) если между частями предложения отношения противопоставления: За мной

гнались — я духом не смутился (А. Пушкин);

в) если в первом предложении содержится указание на условно-временные

обстоятельства совершения действия, о котором говорится во втором предложении:

Кончил дело — гуляй смело;

г) если между частями отношения сравнения: Молвит словосоловей поет;

д) если вторая часть выражает результат того, о чем говорится в первой: Слой

облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце (К. Паустовский).

2. Один из самых сильных поэтических приемов — звукопись, т. е. подбор

сочетания звуков, употребление слов, которые своим звучанием напоминают

слуховое впечатление от изображаемого явления. Повторение согласных звуков

называется аллитерацией, а гласных — ассонансом.

Аллитерация:

По небу голубому проехал грохот грома (С. Маршак). Звонкий дрожащий [р] в

сочетании с [г] создает впечатление раската грома.

Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю,

вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы.

(К. Балъмонт)

Скопление [л] и [в] создает образ ветра, ласковое дуновение которого ощущаешь

почти физически.

Оса жужжала,

Обнажала

Жало,

А встретила Шмеля

И хвост поджала.

(С. Смирнов)

Сочетание шипящих и свистящих связывается в сознании читателя с образом

назбйливо жужжаще-го насекомого.

Прекрасно владел этим приемом А. С. Пушкин. В романе «Евгений Онегин» он дает

описание двух бальных танцев:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы

Скользим по лаковым доскам.

Подбор согласных звуков дает читателю отчетливое представление о различии

танцев: плавность, медленность второго танца подчеркивается обилием звуков

[л] и [м]; напротив, скопление зву­ков [г], [р], [з], [ж] при описании

первого танца вызывает ощущение его стремительности, энергичности.

В другом месте романа: И взвившись, занавес шумит (А. С. Пушкин).

Сочетание звуков в-з-с создает звуковое впечатление поднимающегося

занавеса.

Скажи потише: шесть мышат,

И сразу мыши зашуршат.

Скажи погромче слово « гром»,

Грохочет слово, словно гром.

Ассонанс:

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою.

(Н. Некрасов)

Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего мчащегося поезда.

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.

Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух.

(А. Пушкин)

Мело, мело по всеи земле

Во все пределы. С

веча горела на столе,

Свеча горела.

(Б. Пастернак)

3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете № 1.

Билет№22

1. Охарактеризуйте разные способы передачи чужой речи, цитирования;

расскажите о постановке знаков препинания в таких случаях.

2. Охарактеризуйте антитезу, оксюморон и языковые средства их создания.

3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.

1. Чужая речь может быть передана в форме прямой, косвенной и

несобственно-прямой речи.

Прямая речь — это дословное воспроизведение чужой речи. При этом

сохраняются все ее лексические и грамматические особенности: «Мой

дед землю пахал», — с надменной грубостью отвечал Базаров (И. Тургенев).

В косвенной речи чужая речь передается не дословно, а только с

сохранением ее содержания: Ба­заров с надменной грубостью отвечал, что

его дед землю пахал. Как видно из примера, косвенная речь является

придаточной частью сложноподчиненного предложения, слова же автора составляют

главную часть.

Несобственно-прямая речь — это такой способ передачи чужой речи, который

совмещает в себе признаки как прямой, так и косвенной речи: Но мальчик

вовсе не был таким дурнем. Он сразу почувствовал в усатом хитрого и опасного

врага. Ходит по берегу, выспрашивает про матроса... Еще, чего доброго,

пронюхает как-нибудь, что именно в хибарке и скрывается беглец (В.

Катаев). Чужая речь здесь сливается с авторским повествованием, не

отграничивается от него. Несобственно-прямую речь часто используют авторы

художественных произведений для передачи внутренних переживаний героя.

Чужая речь может быть также передана с помощью цитат (дословной выдержки

из какого-либо текста). Автор приводит ее для подтверждения или пояснения своей

мысли.

Пунктуация в предложениях с прямой речью показана далее на схемах (буквами П

и п обозначена прямая речь, первое слово которой пишется с прописной или

строчной буквы; буквы А и а — это слова автора, которые также

начинаются с пропис­ной или строчной буквы).

1. А: «П». Миноносцы держали на мачтах сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь».

2. А: «ПКомандир закричал в мегафон: «Назад!»

3. А: «П?» Я спросил: «Сколько раз в неделю ты занимаешься в секции?»

4. «П», — а. «Не все ли равно, где воевать», — перебил Павел (Н.

Островский).

5. «П» — а. «3а мной! Бегом.!»крикнул Бакланов (А. Фадеев).

6. «П?» — а. «Вы понесете знамя?» — тихо спросила девушка (М. Горький).

7. «П, — а, — п». «Бабушка,сказал Егорушка, — я спать хочу» (А. Чехов).

8. «П, — а. — П». «Я птицу захватил с собой, — сказал неизвестный,

вздыхая. — Птица — лучший друг человека» (М. Булгаков).

9. «П — а. — П». «3а мной! — крикнул Бакланов.Бегом/»

10. «П? — а. — П». «Что, устал? — спросил Кеша. — Давай покатаемся» (А. Гайдар).

11. «П, — а: — П». «Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил:

Что молчишь?» (М. Горький). Слова автора содержат два глагола, причем

оба обращены к разным частям прямой речи.

При передаче диалога возможны два варианта постановки знаков препинания.

1. Каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире. Например:

Несколько минут они шли молча. Она спросила: «Вы казак, да? Офицер в прошлом?» —

«Ну какой я офицер/» — «Откуда вы родом?» — «Из Новочеркасска» (М.

Шолохов).

2. Каждая реплика диалога начинается с новой строки. Перед каждой репликой

ставится тире, а кавычки не употребляются. Например:

Вы меня не вызывали, товарищ полковник?

— Вызывал три часа назад. Говорил с тобой Семеркин?

— Говорил.

— Ну и что?

Знаки препинания при цитатах ставятся так же, как и при прямой речи, если цитаты

сопровождаются словами автора: Белинский утверждал:

«Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни»; «Как

непосредствен, как силен Гоголь и какой он художник!» — писал Че­хов; «Труд —

это благородный исцелитель от всех недугов, — утверждал Островский.

Нет ничего радостнее труда».

Цитаты могут включаться в авторский текст как его составная часть. Тогда они

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14