Гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
Примечание: низкий уровень - 1-2 стена, средний уровень - 3-4 стена, высокий уровень - 5-10 стенов.
При описании нервно - психической устойчивости в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень - 0 человек, (0%), средний уровень - 12 человек (80%), низкий уровень - 3 человека, (20%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень - 0 человек, (0%), средний уровень - 13 человека (86,7%), низкий уровень - 2 человека, (13,3%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень - 0 человек (0%), средний уровень - 14 человек (93,3%), низкий уровень - 1 человек (6,7%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень - 0 человек (0%), средний уровень - 13 человек (86,7%), низкий уровень - 2 человека (13,3%).
При выявлении гендерных показателей адаптивных способностей - коммуникативные особенности у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 20; см. прил. 30, табл. 26).
Таблица 20.
Гендерные показатели адаптивных способностей: коммуникативные особенности
Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию
|
Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации
|
|
мужского пола
|
женского пола
|
мужского пола
|
женского пола
|
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
|
кол-во
|
6
|
8
|
1
|
кол-во
|
1
|
12
|
2
|
кол-во
|
3
|
10
|
2
|
кол-во
|
3
|
10
|
2
|
|
%
|
40
|
53,3
|
6,7
|
%
|
6,7
|
80
|
13,3
|
%
|
20
|
66,7
|
13,3
|
%
|
20
|
66,7
|
13,3
|
|
|
Примечание: низкий уровень - 1-2 стена, средний уровень - 3-4 стена, высокий уровень - 5-10 стенов
При описании коммуникативных особенностей в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень - 6 человек, (40%), средний уровень - 8 человек (53,3%), низкий уровень - 1 человек, (6,7%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень - 1 человек, (6,7%), средний уровень - 12 человек (80%), низкий уровень - 2 человека, (13,3; в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень - 3 человека (20%), средний уровень - 10 человек (66,7%), низкий уровень - 2 человека (13,3%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень - 3 человека (20%), средний уровень - 10 человек (66,7%), низкий уровень - 2 человека (13,3,%).
При выявлении гендерных показателей адаптивных способностей - моральная нормативность у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 21; см. прил. 31, табл. 27).
Таблица 21.
Гендерные показатели адаптивных способностей: моральная нормативность
Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию
|
Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации
|
|
мужского пола
|
женского пола
|
мужского пола
|
женского пола
|
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур
|
Н
ур.
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
|
кол
во
|
5
|
9
|
1
|
кол-во
|
5
|
10
|
0
|
кол-во
|
3
|
11
|
1
|
кол-во
|
5
|
10
|
0
|
|
%
|
33,3
|
60
|
6,7
|
%
|
33,3
|
66,7
|
0
|
%
|
20
|
73,3
|
6,7
|
%
|
33,3
|
66,7
|
0
|
|
|
Примечание: низкий уровень - 1-2 стена, средний уровень - 3-4 стена, высокий уровень - 5-10 стенов
При описании моральной нормативности в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень - 5 человек, (33,3%), средний уровень - 9 человек (60%), низкий уровень - 1 человек, (6,7%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень - 5 человек, (33,3%), средний уровень - 10 человек (66,7%), низкий уровень -0 человек, (0%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень - 3 человека (20%), средний уровень - 11 человека (73,3%), низкий уровень - 1 человека (6,7%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень - 5 человек (33,3%), средний уровень - 10 человек (66,7%), низкий уровень - 0 человек (0%).
Таблица 22.
Гендерные показатели адаптивных способностей у подростков разных групп (методика «Адаптивность -99» А.Г. Маклаковой и С.В. Чермяниной) (в баллах)
Шкалы и уровни
Испытмые
|
личностный адаптивный потенциал
|
нервно- психическая устойчивость
|
Коммуникативные особенности
|
моральная норматив-ность
|
|
Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию
|
мужского пола
|
4,5
|
3,3
|
5,6
|
5,4
|
|
|
женского пола
|
3,6
|
4,1
|
4,8
|
5,9
|
|
Подростки, живущие в социально-благополуч-ной жизненной ситуации
|
мужского пола
|
4,1
|
4,7
|
4,4
|
5,2
|
|
|
женского пола
|
3,6
|
3,6
|
5
|
5,7
|
|
|
Как видно из Табл. 22 у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию мужского пола отмечаются высокие значения (4 балла и выше) по уровню личностный адаптивный потенциал (4,5 балла). Это свидетельствует о том, что эти подростки достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в новой ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Они, как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
У подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола отмечаются средние значения (3 - 4 баллов) по уровню личностный адаптивный потенциал (3,6 балла). Это свидетельствует о том, лица этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявлять при смене деятельности, поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий. Также отмечаются средние значения (3 - 6 баллов) по таким уровням, как: а) нервно- психическая устойчивость (4,1 балла. У подростков этой группы наблюдается недостаточно адекватная самооценка и реальное восприятие действительности; б)коммуникативные особенности (4,8 балла). Подростки этой группы затрудняются в установлении контактов с окружающими; в) моральная нормативность (5,9 балла), это свидетельствует о том, что подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, женского пола недостаточно оценивают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения.
У подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола отмечаются высокие значения (4 балла и выше) по уровню: личностный адаптивный потенциал (4,1 балла). Это свидетельствует о том, что эти подростки достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в новой ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Они, как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
У подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола отмечаются средние значения (3 - 4 баллов) по уровню личностный адаптивный потенциал (3,6 балла). Это свидетельствует о том, лица этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявлять при смене деятельности, поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.
Обнаружены статистически значимые различия между подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, мужского пола и подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, женского пола по фактору: «Личностный адаптивный потенциал» (p<0,05) (см. прил. 34, табл. 30). Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, мужского пола легче адаптируются к новым условиям деятельности, быстрее входят в новый коллектив, легче и адекватно ориентируются в новой ситуации, быстрее вырабатывают стратегию своего поведения, менее конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью, чем подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, женского пола.
При выявлении гендерных показателей индивидуально-личностных особенностей: суммарные отклонения от аутогенной нормы у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию были получены следующие данные (См. табл. 23; см. прил. 35, табл. 31).
Таблица 23.
Индивидуально - личностные особенности: суммарные отклонения от аутогенной нормы у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
Мужского пола
|
Женского пола
|
|
Уровни
Исп
мые
|
От-сут-
ствие
|
Низ.
ур.
|
Сред.
ур.
|
Повы-
шен-
ный
|
Выс.
ур.
|
Уровни
Исп
мые
|
От-сут-
ствие
|
Низ.
ур.
|
Сред.
ур.
|
Повы-
шен-
ный
|
Выс.
ур.
|
|
кол-во
|
2
|
3
|
4
|
6
|
0
|
кол-во
|
2
|
1
|
3
|
7
|
2
|
|
%
|
13,3
|
20
|
26,7
|
40
|
0
|
%
|
13,3
|
6,7
|
20
|
46,7
|
13,3
|
|
|
Примечание: отсутствие - 1-2 балла, низкий уровень - 3 балла, повышенный уровень - 4балла, высокий уровень - 6-7 баллов.
При описании суммарных отклонений от аутогенной нормы в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень - 0 человек (0%), повышенный уровень - 6 человек (40%), средний уровень - 4 человека (26,7%), низкий уровень - 3 человека (20%), отсутствие - 2 человека (13,3); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень - 2 человека (13,3%), повышенный уровень - 7 человек (46,7%), средний уровень - 3 человека (20%), низкий уровень - 1 человек (6,7%), отсутствие - 2 человека (13,3).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|
|