Гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
При описании социальной активности в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень - 8 человек, (53,3%), низкий уровень - 7 человек, (46,7%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень - 13 человек, (86,7%), низкий уровень - 2 человека, (13,3%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень - 6 человек, (40%), низкий уровень - 9 человек, (60%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень - 12 человек, (80%), низкий уровень - 3 человека, (20%).
При выявлении гендерных биографических аспектов - стрессоустойчивость - у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 8; см. прил. 12, табл.8).
Таблица 8.
Гендерные биографические аспекты: стрессоустойчивость
Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию
|
Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации
|
|
мужского пола
|
женского пола
|
мужского пола
|
женского пола
|
|
уров
ни
исп
мые
|
выс. ур.
6-9
стен
|
низ. ур.
2-5
стен
|
уров
ни
исп
мые
|
выс. ур.
6-9
стен
|
низ. ур.
2-5
стен
|
уров
ни
исп
мые
|
выс. ур.
6-9
стен
|
низ. ур.
2-5
стен
|
уров
ни
исп
мые
|
выс. ур.
6-9
стен
|
низ. ур.
2-5
стен
|
|
кол-во
|
6
|
9
|
кол-во
|
7
|
8
|
кол-во
|
6
|
9
|
кол-во
|
8
|
7
|
|
%
|
40
|
60
|
%
|
46,7
|
53,3
|
%
|
40
|
60
|
%
|
53,3
|
46,7
|
|
|
При описании стрессоустойчивости в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень - 6 человек, (40%), низкий уровень - 9 человек, (60%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень - 7 человек, (46,7%), низкий уровень - 8 человек, (53,3%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень - 6 человек, (40%), низкий уровень - 9 человек, (60%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень - 8 человек, (53,3%), низкий уровень - 7 человек, (46,7%).
При выявлении гендерных биографических аспектов - экстраверсия - у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 9; см. прил. 13, табл.9).
Таблица 9.
Гендерные биографические аспекты: экстраверсия
Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию
|
Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации
|
|
мужского пола
|
женского пола
|
мужского пола
|
женского пола
|
|
уров
ни
исп
мые
|
выс. ур.
6-9
стен
|
низ. ур.
2-5
стен
|
уров
ни
исп
мые
|
выс. ур.
6-9
стен
|
низ. ур.
2-5
стен
|
уров
ни
исп
мые
|
выс. ур.
6-9
стен
|
низ. ур.
2-5
стен
|
уров
ни
исп
мые
|
выс. ур.
6-9
стен
|
низ. ур.
2-5
стен
|
|
кол-во
|
9
|
6
|
кол-во
|
6
|
9
|
кол-во
|
7
|
8
|
кол-во
|
7
|
8
|
|
%
|
60
|
40
|
%
|
40
|
60
|
%
|
46,7
|
53,3
|
%
|
46,7
|
53,3
|
|
|
При описании экстраверсии в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень - 9 человек, (60%), низкий уровень - 6 человек, (40%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень - 6 человек, (40%), низкий уровень - 9 человек, (60%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень - 7 человек, (46,7%), низкий уровень - 8 человек, (53,3%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень - 7 человек, (46,7%), низкий уровень - 8 человек, (53,3%).
Рис 1. Личностный профиль подростков разных групп (методика Биографический опросник (BIV) (в баллах).
Примечание: FAM - субъективное описание семейной ситуации; ICHSTK - сила «Я», самоуверенность; SOZLAG - социальная адаптированность; ERZIEN - воспитательное воздействие родителей (замещающих лиц); N - нейротизм; SOZAKT - социальная активность; PSYKON - стрессоустойчивость; E - экстраверсия.
Как видно из рис. 1 у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию мужского пола отмечаются высокие значения (6 баллов и выше) по таким факторам, как SOZLAG - социальная адаптированность (6,5 баллов), это свидетельствует о том, что у таких личностей встречается частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях, трудности социальной адаптации.
У подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию женского пола отмечаются высокие значения (6 баллов и выше) по таким факторам, как: а)FAM - субъективное описание семейной ситуации (6,2 балла), это свидетельствует о том, что у испытуемых наблюдаются неудовлетворительные отношения с родителями, неадекватное отношение семьи к окружающему миру, недостаточное влияние семьи на самих подростков, б)SOZLAG - социальная адаптированность (7,5 баллов), это свидетельствует о том, что у таких личностей встречается частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях, трудности социальной адаптации; в)ICHSTK - сила «Я» (6,2 балла), у них недостаточная сила «Я», низкая уверенность в себе, низкая способность добиваться своего; г)SOZAKT - социальная активность (6,8 балла), это свидетельствует о том, что у таких подростков наблюдается неспособность устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблемы раскрытия себя.
У подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола отмечаются высокие значения (6 баллов и выше) по таким факторам, как SOZLAG - социальная адаптированность (7,3 балла), это свидетельствует о том, что у таких личностей встречается частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях, трудности социальной адаптации.
У подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола отмечаются высокие значения (6 баллов и выше) по таким факторам, как: а)ICHSTK - сила «Я», самоуверенность (6,2 балла), это свидетельствует о том, у испытуемых недостаточная сила «Я», низкая уверенность в себе, низкая способность добиваться своего, б)SOZLAG - социальная адаптированность (7,1 балла), это свидетельствует о том, что у таких личностей встречается частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях, трудности социальной адаптации, в)SOZAKT - социальная активность (6,4 балла), испытуемым данной группы свойственна неспособность устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблемы раскрытия себя, г) PSYKON - стрессоустойчивость (6,1 балла), что свидетельствует, что у подростков данной группы сильно выражена склонность к соматическим нарушениям, низкая устойчивость к стрессовым ситуациям, психическая лабильность.
Обнаружены статистически значимые различия между подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, женского пола и подростками, живущими в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола по таким факторам, как: «Социальная адаптированность» (p<0,05) (см. прил. 15, табл. 11), что свидетельствует о том, что у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола чаще встречается выраженное напряжение в личных и социальных ситуациях, трудности социальной адаптации, чем у подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола.
Обнаружены статистически значимые различия между подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, мужского пола и подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, женского пола по фактору: а)«Социальная адаптированность» (p<0,01) (см. прил. 16, табл. 12), что свидетельствует о том что, подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, мужского пола лучше адаптированы к социуму, чем подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, женского пола; б)«Социальная активность» (p<0,05) (см. прил. 10, табл. 10). Это означает, что у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола, реже наблюдаются неспособности устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблемы раскрытия себя, чем у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола.
При выявлении гендерных показателей и форм агрессии - физическая агрессия у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 10; см. прил. 17, табл. 13).
Таблица 10.
Гендерные показатели и формы агрессии: физическая агрессия
Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию
|
Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации
|
|
мужского пола
|
женского пола
|
мужского пола
|
женского пола
|
|
Уровни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур
|
Н.
ур
|
Уровни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур
|
Н.
ур
|
Уровни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
Уровни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
|
кол-во
|
3
|
9
|
3
|
кол-во
|
8
|
4
|
3
|
кол-во
|
2
|
10
|
3
|
кол-во
|
3
|
10
|
2
|
|
%
|
20
|
60
|
20
|
%
|
53,3
|
26,7
|
20
|
%
|
13,3
|
66,7
|
20
|
%
|
20
|
66,7
|
13,3
|
|
|
Примечание: низкий уровень - 0-51 баллов, средний уровень - 51-74 баллов, высокий уровень - 74-100 баллов.
При описании физической агрессии в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень - 3 человека, (20%), средний уровень - 9 человек (60%), низкий уровень - 3 человека, (20%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень - 8 человек, (53,3%), средний уровень - 4 человека (26,7%), низкий уровень - 3 человека, (20%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень - 2 человека (13,3%), средний уровень - 10 человек (66,7%), низкий уровень - 3 человека (20%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень - 3 человека (20%), средний уровень - 10 человек (66,7%), низкий уровень - 2 человека (13,3%).
При выявлении гендерных показателей и форм агрессии - косвенная агрессия у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 11; см. прил. 18, табл. 14).
Таблица 11.
Гендерные показатели и формы агрессии: косвенная агрессия
Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию
|
Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации
|
|
мужского пола
|
женского пола
|
мужского пола
|
женского пола
|
|
Уро вни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур
|
Н.
ур
|
Уро вни
Исп
мые
|
В.
ур
|
С.
ур
|
Н.
ур
|
Уро вни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
Уро вни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
|
кол-во
|
6
|
6
|
3
|
кол-во
|
5
|
6
|
4
|
кол-во
|
5
|
6
|
4
|
кол-во
|
6
|
5
|
4
|
|
%
|
40
|
40
|
20
|
%
|
33,3
|
40
|
26,7
|
%
|
33,3
|
40
|
26,7
|
%
|
40
|
33,3
|
26,7
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|
|