Гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
Примечание: низкий уровень - 0-51 баллов, средний уровень - 51-74 баллов, высокий уровень - 74-100 баллов.
При описании вербальной агрессии в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень - 1 человек, (6,7%), средний уровень - 8 человек (53,3%), низкий уровень - 6 человека, (40%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень - 5 человек, (33,3%), средний уровень - 7 человек (46,7%), низкий уровень - 3 человек, (20%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень - 1 человек (6,7%), средний уровень - 11 человек (73,3%), низкий уровень - 3 человека (20%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень - 4 человека (26,7%), средний уровень - 9 человек (60%), низкий уровень - 2 человека (13,3%).
При выявлении гендерных показателей и форм агрессии - чувство вины у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 17; см. прил. 24, табл. 20).
Таблица 17.
Гендерные показатели и формы агрессии: чувство вины
Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию
|
Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации
|
|
мужского пола
|
женского пола
|
мужского пола
|
женского пола
|
|
Уро вни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур
|
Н.
ур
|
Уро вни
Исп
мые
|
В.
ур
|
С.
ур
|
Н.
ур
|
Уро вни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
Уро вни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
|
кол-во
|
6
|
8
|
1
|
кол-во
|
4
|
8
|
3
|
кол-во
|
6
|
7
|
2
|
кол-во
|
2
|
10
|
3
|
|
%
|
40
|
53,3
|
6,7
|
%
|
26,7
|
53,3
|
20
|
%
|
40
|
46,7
|
13,3
|
%
|
13,3
|
66,7
|
20
|
|
|
Примечание: низкий уровень - 0-51 баллов, средний уровень - 51-74 баллов, высокий уровень - 74-100 баллов.
При описании чувства вины в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень - 6 человек, (40%), средний уровень - 8 человек (53,3%), низкий уровень - 1 человек, (6,7%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень - 4 человека, (26,7%), средний уровень - 8 человек (53,3%), низкий уровень - 3 человек, (20%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень - 6 человек (40%), средний уровень - 7 человек (46,7%), низкий уровень - 2 человека (13,3%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень - 2 человека (13,3%), средний уровень - 10 человек (66,7%), низкий уровень - 3 человека (20%).
Рис. 2. Гендерные показатели и формы агрессии у подростков разных групп (методика Басса - Дарки «Диагностика показателей и форм агрессии») (в баллах).
Как видно из Рис. 2 у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию мужского пола отмечаются средние значения (51 - 74 баллов) по таким факторам, как: а)физическая агрессия (59,4 балла), это свидетельствует о том, что такие личности могут использовать физическую силу против другого лица; б)косвенная агрессия (66,9 баллов), это свидетельствует о том, что такие личности могут применить агрессию, направленную на другое лицо или ни на кого не направленную; в)раздражение (59,8 баллов). Группа таких подростков могут проявить негативные чувства при возбуждении (вспыльчивость, грубость); г)подозрительность (65,2 балла), это свидетельствует о том, что такие личности испытывают недоверие и подозрительность по отношению к другим людям; д)чувство вины (70,4 балла). Такие подростки иногда ощущают себя плохими людьми, испытывают угрызения совести, думают, что поступают зло.
У подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию женского пола отмечаются средние значения (51 - 74 баллов) по таким факторам, как: а)физическая агрессия (68,9 балла), это свидетельствует о том, что такие личности могут использовать физическую силу против другого лица; б)косвенная агрессия (65,8 баллов), это свидетельствует о том, что такие личности могут применить агрессию, направленную на другое лицо или ни на кого не направленную; в)раздражение (65 баллов). Группа таких подростков могут проявить негативные чувства при возбуждении (вспыльчивость, грубость); г)негативизм (64 балла). Такие подростки могут использовать оппозицию в поведении, от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; д)подозрительность (53,5 балла), это свидетельствует о том, что такие личности испытывают недоверие и подозрительность по отношению к другим людям; е)вербальная агрессия (62,4 балла). Они могут выражать негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов; ж)чувство вины (60,1 балла). Такие подростки иногда ощущают себя плохими людьми, испытывают угрызения совести, думают, что поступают зло.
У подростков, живущих в социально - благополучной жизненной ситуации, мужского пола отмечаются средние значения (51 - 74 баллов) по таким факторам, как: а)физическая агрессия (59,4 балла), это свидетельствует о том, что такие личности могут использовать физическую силу против другого лица; б)косвенная агрессия (66,7 баллов), это свидетельствует о том, что такие личности могут применить агрессию, направленную на другое лицо или ни на кого не направленную; в)раздражение (68,4 баллов). Группа таких подростков могут проявить негативные чувства при возбуждении (вспыльчивость, грубость); г)чувство вины (70,4 балла). Такие подростки иногда ощущают себя плохими людьми, испытывают угрызения совести, думают, что поступают зло; д)негативизм (53,3 балла). Лица этой группы могут применять оппозиционную манеру в поведении, е)обида (52,2 балла), им свойственна зависть и ненависть за действительные и вымышленные действия; ж)вербальная агрессия (56,3 балла). Они могут выражать негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов.
У подростков, живущих в социально - благополучной жизненной ситуации, женского пола отмечаются средние значения (51 - 74 баллов) по таким факторам, как: а)физическая агрессия (63 балла), это свидетельствует о том, что такие личности могут использовать физическую силу против другого лица; б)косвенная агрессия (67,2 баллов). Это свидетельствует о том, что такие личности могут применить агрессию, направленную на другое лицо или ни на кого не направленную; в)раздражение (65,8 баллов). Группа таких подростков могут проявить негативные чувства при возбуждении (вспыльчивость, грубость); г)обида (53,3 балла), им свойственна зависть и ненависть за действительные и вымышленные действия; д)подозрительность (60,8 балла), это свидетельствует о том, что такие личности испытывают недоверие и подозрительность по отношению к другим людям; е)вербальная агрессия (62 балла). Они могут выражать негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов; ж)чувство вины (70,4 балла). Такие подростки иногда ощущают себя плохими людьми, испытывают угрызения совести, думают, что поступают зло.
Обнаружены статистически значимые различия между подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, мужского пола и подростками, живущими в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола по фактору «Подозрительность» (p<0,05) (см. прил. 25, табл. 21), что свидетельствует о том, что подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, мужского пола чаще испытывают недоверие и подозрительность по отношению к другим людям, чем подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола.
Обнаружены статистически значимые различия между подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, мужского пола и подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, женского пола по фактору «Обида» (p<0,05) (см. прил. 27, табл. 23). Подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, женского пола больше свойственна зависть и ненависть за действительные и вымышленные действия, чем подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, мужского пола.
При выявлении гендерных показателей адаптивных способностей - личностный адаптивный потенциал у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 18; см. прил. 28, табл. 24).
Таблица 18.
Гендерные показатели адаптивных способностей: личностный адаптивный потенциал
Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию
|
Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации
|
|
мужского пола
|
женского пола
|
мужского пола
|
женского пола
|
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
|
кол-во
|
8
|
6
|
1
|
кол-во
|
2
|
12
|
1
|
кол-во
|
7
|
6
|
2
|
кол-во
|
5
|
9
|
1
|
|
%
|
53,3
|
40
|
6,7
|
%
|
13,3
|
80
|
6,7
|
%
|
46,7
|
40
|
13,3
|
%
|
33,3
|
60
|
6,7
|
|
|
Примечание: низкий уровень - 1-2 стена, средний уровень - 3-4 стена, высокий уровень - 5-10 стенов
При описании личностного адаптивного потенциала в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень - 8 человек, (53,3%), средний уровень - 6 человек (40%), низкий уровень - 1 человек, (6,7%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень - 2 человека, (13,3%), средний уровень - 12 человек (80%), низкий уровень -1человек, (6,7%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень - 7 человек (46,7%), средний уровень - 6 человек (40%), низкий уровень - 2 человека (13,3%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень - 5 человек (33,3%), средний уровень - 9 человек (60%), низкий уровень - 1 человек (6,7%).
При выявлении гендерных показателей адаптивных способностей - нервно - психическая устойчивость у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 19; см. прил. 29, табл. 25).
Таблица 19.
Гендерные показатели адаптивных способностей: нервно - психическая устойчивость
Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию
|
Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации
|
|
мужского пола
|
женского пола
|
мужского пола
|
женского пола
|
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
Ур
ни
Исп
мые
|
В.
ур.
|
С.
ур.
|
Н.
ур.
|
|
кол-во
|
0
|
12
|
3
|
кол-во
|
0
|
13
|
2
|
кол-во
|
0
|
14
|
1
|
кол-во
|
0
|
13
|
2
|
|
%
|
0
|
80
|
20
|
%
|
0
|
86,7
|
13,3
|
%
|
0
|
93,3
|
6,7
|
%
|
0
|
86,7
|
13,3
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|
|