Взаимодействие школы и социально-культурной сферы села (на примере Назаровского района Красноярского...
Образование
сегодня призвано дать человеку разностороннюю подготовку к жизни во всех ее
проявлениях, а главное – подготовить его к критическому, творческому отношению
к окружающей действительности, привить умение адаптироваться к стремительным
изменениям жизни [40].
В
дипломной работе рассматривается вопрос о роли и места школа в
социально-культурной системе села на сегодняшний день, какие функции она
выполняет, как относится сельский социум к этому образовательному учреждению, и
как сама школа влияет на сельчан, на социально-культурную сферу села. Каковы возможности сельского социума
как ресурса для развития образования на селе, насколько эффективным является сотрудничество
школы и различных структур сельской сферы.
Для расширенного
и более полного изучения поставленной проблематики в рамках этого исследования
был проведен:
·
опрос–анкетирование
основных субъектов образовательного пространства села: главы сельских советов,
директора и педагоги школ, учащихся 9 – 11 классов, родители учащихся школ (см.
Приложение 2);
·
структурированное
интервью глав сельских советов, директоров общеобразовательных школ центральных
поселений;
·
изучение
документации;
·
наблюдение.
По результатам
исследования в 40 % директора и главы сельских советов считают, что система
образования района находится в ситуации поиска новых принципов организации
деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса в целом. 10 %
ответивших считают, что состояние образования района находится в упадке. Сам образовательный
уровень и директорами, и учителями, и главами сельских советов в целом
оценивается как «хорошо – удовлетворительно» (в чем-то хорошо, в чем-то плохо,
где-то процесс модернизации происходит быстрее, где-то медленнее).
На сегодняшний
день в школах применяются некоторые инновационные педагогические технологии,
пробуются разные модели обучения. Это развивающее обучение, текстовый контроль,
КСО, проблемное обучение, ИКТ. В своих ответах директора школ подчеркивали, что
применение инновационных технологий в сельской школе значительно ниже, чем в
городской. Да и само внедрение происходит медленнее. Это связывают не только с
техническим оснащением школы, отсутствием всех необходимых ресурсов
(компьютерное оснащение, Интернет, лаборатории, необходимая мебель и т.д.), но
и с нехваткой человеческого ресурса – молодых специалистов по новым педагогическим
программам (см. Приложение 1, табл. 4).
Решить такую
проблему, по словам глав сельских советом, пока невозможно: новое жилье
строиться редко, а свободных домов в наличии нет.
Но, несмотря на
все эти проблемы, и главы сельских советов, и директора школ считают, что
положение в образовании района после 2001 года значительно изменилось, и
изменения произошли в лучшую сторону.
Заметно
улучшилось финансовое положение школ и как следствие - материальное оснащение,
техническая база. Немалую роль в таком изменении сыграл начавшийся
реализовываться Национальный проект РФ «Образование». За прошедшие 2006-08 года
уже две школы района выиграли по 1000000 рублей, одна школа 2500000 рублей.
Несколько учителей получили личные денежные вознаграждения по 100000. Что
послужило прекрасным примером и стимулов в работе для остальных.
Позитивное
отношение прослеживается у всех респондентов по отношению к начавшимся
реализовываться Национальным проектам: «Развитие АПК России», «Образование»,
«Здравоохранение», «Доступное жилье», заявленные Президентом российской Федерации
В.В. Путиным в сентябре 2005 года.
К сожалению, по
другим показателям мнения опрашиваемых были неоднозначными, а иногда и
противоречивыми. Так вопрос о качестве образования и подготовке выпускников к
поступлению в вузы стал спорным. Главы сельских советов считают, что общий
уровень образования улучшился, ссылаясь на увеличение общего годового
показателя по успеваемости - на результаты ЕГЭ. Директора и учителя уверены,
что ничего не изменилось, а по некоторым предметам (грамотность учеников,
выполнение домашнего задания, уровень знаний основных дисциплин) уровень
образования учеников снизился, аргументируя (как пример) содержанием ЕГЭ,
сокращением основной программы, исходя из личных бесед с учащимися, ссылаясь на
снижение количества выпускников, поступающих в вузы и пр.
Продолжая
обсуждать нововведения в системе образования, необходимо отметить положительное
отношение к введению ЕГЭ у всех респондентов, а именно – самой его идеи, считая
его проходной карточкой для многих выпускников сельской школы в вузы, техникумы
г. Красноярска, дополнительным «билетом в жизнь».
Практически все
позитивно высказались и за введение профильного обучения. Ярый протест был
высказан о 12-летнем образовании (т.к. дети и так учатся по программе 1-4, что
занимает полных 11 лет обучения). Негативное отношение было высказано и по
поводу обучения детей с пяти лет.
Проблемным
вопросом для школ (как показали результаты исследования) является вопрос
мотивированности школьников на учебный процесс (табл. 2). И это проблема не
только сельских школ этого района, но и школ России вообще. Различными (для
разных регионов страны) будут причины, вызывающие снижения мотивированности
школьников. Для достижения высоких результатов в учебной деятельности одним из
главных факторов у школьников является мотивированность на самом процессе
обучения. По результатам опроса директоров и учителей общий уровень интереса
школьников к обучению за последнее время значительно снизился. Как основной
причиной у младших школьников выделяют низкий престиж образованности у
родителей (взрослого, авторитетного для него человека). У подростков - это
низкий престиж образованности у детей (сверстников), перегруженность учебными
программами. У старших школьников - это низкий престиж образования и
нравственности у родителей и детей, низкое материальное положение семьи.
Таблица 2
Снижение
интереса школьников к обучению как процессу
(по
результатам опроса директоров сельских школ):
Факторы, влияющие на
снижение интереса к обучению у школьников
|
Младшие школ-ки, %
|
Подрос
тки, %
|
Старшие школ-ки, %
|
Перегруженность учебных программ
|
20
|
40
|
50
|
Отсутствие связи учебных предметов
с жизнью
|
20
|
20
|
40
|
Межпредметная разобщенность
|
20
|
|
|
Низкий престиж образованности у
детей
|
|
40
|
40
|
Низкий престиж образованности у
родителей
|
50
|
40
|
40
|
Уровень квалификации учителя
|
|
|
10
|
Низкий уровень материального
положения в семьях детей
|
10
|
50
|
40
|
Педагогическая запущенность
учащихся
|
10
|
10
|
|
Низкий уровень нравственности в
семье
|
|
20
|
20
|
Значительным для
образования является вопрос о самом уровне преподавания отдельных дисциплин
сельскими учителями сегодня (табл. 3).
Из показателей
ответов директоров, школьников и родителей следует, что качество преподаваемых
дисциплин, в основном, оценивается как среднее. Самым высоким показателем для
некоторых школ (60%) является физкультурно-оздоровительный цикл, а самым низким
в районе является область преподавания технологических дисциплин,
ориентированных на участие детей в сельскохозяйственном труде, а также
показатель нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Таблица 3
Уровень
преподавания в сельских школах различных дисциплин
Перечень дисциплин
|
Высокий, %
|
Средний, %
|
Низкий, %
|
Гуманитарных
|
10
|
80
|
10
|
Общественно-научных (история,
граждановедение)
|
10
|
70
|
20
|
Естественно-научных
|
|
100
|
|
Эстетического цикла (музыка, МХК,
пение…)
|
|
50
|
50
|
Технологических, ориентированных на
участие детей в сельскохозяйственном труде
|
|
40
|
60
|
Физкультурно-оздоровительного цикла
|
30
|
70
|
|
Анализируя
результаты исследования, можно сделать вывод, что неполная самоотдача учителей
своей работе оказывает хоть и не явное, но сильное влияние на вес процесс
обучения, соответственно и на уровень образованности учеников. Возможно, данные
показатели являются отголосками (следствием) ситуации, происходящей в 90-х
годах в нашей стране. Нестабильность экономики, безденежья и т.д. не могли не
отразиться впоследствии как на престиже учительской профессии (как у детей, так
и у взрослого населения), так и на самом отношении учителя к своей работе.
Фразу, что «школа занимается передачей знаний, умений, навыков, а воспитанием
должны заниматься родители», к сожалению, можно услышать от многих учителей
разных школ (и не только сельских, но и городских школ).
К факторам села,
оказывающих пагубное влияние на обучение и воспитание детей (на образование в
целом) в 1-ю очередь были выделены фактор неблагополучия в семье. «Становление и развитие человека
начинается в семье. Семья – это первое социальное окружение, в котором человек
усваивает нравственные основные ценности, получает первичные знания и обретает
основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в
мир…» [16]. Помимо
благоприятного психологического климата, семья должна иметь и материальный
достаток. Однако процент семей с низким уровнем дохода в районе велик (примерно
40 %!).
Следующий по
значимости директора выделили фактор социальной незащищенности (социальное
окружение ребенка – социум села). Для человека очень важно иметь уверенность в
завтрашнем дне, в социальной помощи и поддержки. Понимать, что у тебя есть не
только обязанности, но и права, и уметь пользоваться этими правами.
Любой пример
асоциального образа жизни является психотравмирующим для ребенка и уж точно не
примером для подражания [19]. Создать необходимую среду для того, чтобы
вырастить и воспитать здоровое поколение, задача всего общества, а начинать
надо с малого, хотя бы с одного
села, района (см. Приложение 1, табл. 5).
В целях
частичного улучшения образованности школьников, директора сельских школ
выделяют дополнительную помощь, связанную как с приобретением и внедрением
новых технологий (Интернета) и дополнительной литературы, так и с увеличением
дополнительных факультативов для подготовки к выпускным и вступительным
экзаменам. Директорами отмечается, что уровень и качество воспитательной работы
в школах с семьями снижается. Поэтому потребность в помощи родителей
возрастает: за последние годы родители перестали уделять должного внимание
детям во время подготовки домашнего задания,
культурного и нравственного воспитания,
что сразу отразилось на самом качестве получаемого образования (см. Приложение 1, табл. 6).
2.3. Характеристика системы
образования в районе
Главная роль в
образовательном пространстве отводится школе, организации ее деятельности. Роль
сельской школы в воспитательном пространстве определяется рядом существенных
факторов и условий. Это тип самой школы, её специфика как образовательного
учреждения, содержание и характер связи школы с социумом, целевые
образовательно-воспитательные установки, ориентиры школы, а также педагогические
традиции школы, района, области, кадровый педагогический потенциал. Это и географическое
положение школы, отдаленность от городских, социально-культурных центров,
средств сообщения, ведущий тип производства и хозяйствования в селе, где
расположена школа. Различия условий, возможностей реализации воспитательного
потенциала ведут к многообразию вариантов её воздействия на воспитательное
пространство сельского социума и его функционирование.
Анализ
проведенного исследования показал, что техническое и материальное состояние
школ Назаровского района за последние годы улучшилось (37 % глав сельских
советов, директоров школ). Практически во всех школах сел имеется канализация,
спортивный зал, ведутся различные кружки, работает дом культуры, имеются
необходимые учебные кабинеты. Очень радует, что из принявших участие в
исследовании школ, 76 % имеют выход в Интернет, есть необходимое оборудование
для обучения и развития детей (в большинстве случаев, благодаря национальным
программам президента) (см. Приложение 1, табл. 7).
Однако по некоторым
показателям произошло ухудшение. Основное - это снижение уровня образованности
учащихся, слабое владение ими знаниями и умениями по основным школьным
предметам. В ответах глав сельских советов выделено, что на сегодняшний день
некоторые образовательные и культурные учреждения сел находятся в аварийном
состоянии (30 %) (особенно начальные школы на отделениях – 60 %), требующие
срочного ремонта. Помощь из краевого бюджета поступает лишь на нужды первой
необходимости. А на местный бюджет приходиться рассчитывать не всем и не
всегда. Это напрямую зависит от экономического уровня развития каждого села,
наличием различных предприятий, частного предпринимательства, железной дороги и
пр.
Заметно
улучшилось финансовое положение школ района (табл. 4) и как следствие –
материально оснащение, техническая база. Немалую роль в таком изменении сыграл
начавшийся реализовываться Национальный проект РФ «Образование»
Таблица 4
Изменение
финансового положения (школ) в образовании после 2001 года
(по
результатам опроса глав сельских советов):
|
Стало лучше, %
|
Стало хуже, %
|
Не измени, %
|
Финансовое положение школы
|
100
|
|
|
Материальное оснащение школы
|
100
|
|
|
Качество образования
|
40
|
20
|
40
|
Качество воспитательной работы
|
|
40
|
60
|
Работа с родителями
|
10
|
10
|
80
|
Работа с местным населением
|
20
|
20
|
60
|
Взаимодействие школы с др.
учреждениями района
|
50
|
|
50
|
Трудовая подготовка школьников
|
|
50
|
50
|
Подготовка выпускников к
поступлению в вузы
|
50
|
|
50
|
Обеспечение учебниками
|
30
|
30
|
40
|
Материальная помощь малообеспеченным
семьям
|
40
|
20
|
40
|
Профилактика противоправного
поведения учащихся
|
50
|
|
50
|
Помощь школе со стороны местных
властей
|
50
|
|
50
|
Финансовое положение учителей
|
60
|
|
40
|
Престиж учительской профессии
|
|
50
|
50
|
Качество работы учителей
|
|
30
|
70
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|
|