бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Публичный доклад школы № 50 Верхнего Славянского района Краснодарского края за 2006–2007 гг. бесплатно рефераты

В новом учебном году социальному педагогу Солодкому Максиму Васильевичу следует предусмотреть работу с классными руководителями, продумать мероприятия по методтической помощи в организации работы с трудными подростками и подростками группы риска и мероприятия по осуществлению контроля за работой классных руководителей по этому направлению.

Умело организованная заместителем директора по учебно-воспитательной работе Тарасовой Линой Вячеславовной работа по отслеживанию пропусков занятий без уважительной причины снизила количество пропусков дней на 11% по сравнению с прошлым учебным годом.

В этом учебном году в качестве эксперимента была введена система рейтингового контроля с целью предупреждения пропусков уроков без уважительной причины учащимися выпускного класса и улучшения качества подготовки к государственной (итоговой) аттестации. Своевременная связь с родителями через сводные ведомости рейтингового контроля, непосредственное участие родителей в контроле подготовки домашних заданий выпускниками, снизили количество пропущенных без уважительной причины уроков на 8%  и улучшили качество обученности на 13% по сравнению с началом учебного года, что убедило коллектив продолжить работу в этом направлении и ввести систему рейтингового контроля не только в 9, но и в 4 и 8 классах.


Из запланированных на октябрь 6 мероприятий выполнены все 6 (100%). В этом учебном году под личный контроль заместителя директора по учебно-воспитательной работе Тарасовой Лины Вячеславовны был взять вопрос своевременного получения паспортов учащимися, достигшими 14-летнего возраста.следует отметить, что проблем с своевременным получением паспотов. Однако по-прежнему паспорта вручались не в торжественной обстановке. Педагогу-организатору Слабой Елене Валерьевне и заместителю директора по учебно-воспитательной работе Тарасовой Лине Вячеславовне необходимо продумать работу в этом направлении на будущий год: воспитать патриота нельзя без воспитания уважения к гражданской символике и атрибутике.


Из запланированных 6 мероприятий на ноябрь выполнены 6 (100%).


В декабре было запланировано 5 мероприятий. Выполнены все 5 (100%). Организовано, на высоком качественном уровне была проведена работа по ОТ и ТБ в период подготовки и проведения новогодних мероприятий. Слаженность работы администрации (совещания при диркеторе, инструктажи), классных руководителей (классные часы, беседы), учителя ОБЖ (тренировочные занятия по эвакуации при ЧС) позволили провести запланированные мероприятия на высоком качественном уровне.


Из запланированных на январь 8 мероприятий выполнены 8 (100%).


4 мероприятия февраля выполнены в полном объеме. Особенно хочется отметить высокую качественную подготовку педагогического коллектива к педсовету «Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья участников образовательного процесса».  Воспитание валиологической культуры участников образовательного процесса». Возможно, причина успеха в том, что вопросы, поднятые на педагогическом совете, интересны и важны для каждого участника образовательного процесса


ЦЕЛЬ: провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся и определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.


ЗАДАЧИ:

  1. Выявить и проанализировать состояние здоровья участников образовательного процесса.
  2. Изучить опыт работы учреждений образования России по использованию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
  3. Коллективно обсудить введение школьных конкурсов «Самый здоровый класс» и «Спортсмен года».
  4. Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся.

УЧАСТНИКИ: администрация, фельдшер ФАП, педагоги ООШ № 50.



ПОДГОТОВКА:

1.          Создание инициативной группы по проведению педагогического совета: учитель начальных классов Ляшко Светлана Михайловна, классный руководитель 9 класса Солодкий Максим Васильевич, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Тарасова Лина Вячеславовна, фельдшер ФАП Целовальник Наталья Владимировна, библиотекарь Слабая Елена Валерьевна,  директор школы Левченко Наталья Ивановна.

2.          Изучение научно-методической литературы по данной проблеме: «Здоровьесберегающие технологии по системе Базарного», «Даже глазу нельзя сачковать», «Здоровье – зона ответственности», «Здоровьесбережение – это не лозунг», «Оздоровительная модель лицея № 1 г. Воронежа», «Здоровьесберегающие технологии в системе работы СОШ № 7 г. Острова», Приказ МО России, Минздрава России, Госкомспорта и РАО от 16.07.2002 года № 2715/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» («Вестник образования» № 4, 2000 год), Балашова В.А., Степаненко В.П., Бекешова Л.М. «Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» («Завуч» № 4, 2000 год), Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» (М., 1998 год).

3.          Проведение микроисследования состояния здоровья учащихся и педагогов.

4.          Посещение уроков в 1-9 классах с целью изучения практики применения здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях.

5.          Анализ работы школы по привитию навыков здорового образа жизни, воспитания валеологической культуры, укреплению здоровья обучающихся во внеклассной деятельности.

6.          Подготовка информационного сообщения «Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе».

7.          Изготовление наглядного материала к педсовету: таблицы, графики, диаграммы, информационные листы.

8.          Составление инициативной группой проекта решения заседания педагогиского совета.

9.          Оформление выставки методической литературы по теме педагогического совета: научно-педагогические публикации, методические разработки уроков, творческие работы учителей и т.д.   

Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». Исходя из этого определения, мы можем сделать вывод, что образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека. Почему для нас так важна эта тема?

Во всем мире растет озабоченность неуклонно ухудшающимся качеством развития учащихся школ и дошкольных учреждений, их крайне низким уровнем физической подготовленности и соматическим здоровьем. Среди факторов, негативно влияющих на состояние здоровья, - социально-экономические болезни общества: громадная и все увеличивающаяся разница в уровне жизни богатых и бедных, безработица, рост преступности и девиантного поведения. Вот почему эксперты ООН пришли к выводу, что на Земле развивается как экологический, так и социальный кризис, темпы развития которого в России наиболее выражены. Выход из него следует искать в формировании здорового человека – как телесно, так и духовно-нравственно, так как, общепризнано утверждение, что здоровье подрастающего поколения на 70% - 80% определяет успешность развития государства.

По мнению ведущих специалистов-валеологов, одна из социально-педагогических задач учреждений образования состоит в создании образовательной среды, способствующей актуализации потребности учащихся в самопознании, самореализации, самосовершенствовании.

Для изменения образовательной деятельности в этом направленнии на строгой научной основе следует:

  1. Переориентировать педагогов свех специальностей на креативное отношение к здоровью учащихся и своему личному здоровью.
  2. Формировать компетентность педагогов в области здоровья и здорового образа жизни с целью внедрения здравотворческих принципов в образовательный процесс.
  3. Вооружить их методикой формирования здорового образа жизни как компонента образования и как средства самосовершенствования.
  4. Поэтапно вводить в базисный учебный план общего образования предметную область «здоровье».
  5. Осуществлять подготовку и переподготовку педагогов для профессиональной деятельности по направлению «педагогика здоровья».
  6. Именно валеологи на основании практического опыта пришли к выводу, что формирование здоровья человека педагогическими средствами дает более существенные результаты, чем ныне существующая система лечебно-профилактических мероприятий.

В настоящее время наиболее остро стоит проблема формирования здорового образа жизни у детей и подростков. По данным НИИ ФК РФ, сегодня в стране регулярно занимаются физической культурой и детским массовым спортом всего 17% детей и подростков. Еще врачи XIX века относили к школьным болезням нарушение осанки, скалиоз, близорукость и анемию. На протяжении более чем вековой истории существования в России система государственного школьного образования сохранила перечисленные заболевания, прибавив к ним нервно-психические растройства, неврозы, хронические тонзиллиты и гипертоническую болезнь.

К школьно-средовым факторам риска, по мнению большинства педагогов, медиков и социологов, следует отнести во многом устаревшие методы подхода к организации учебно-воспитательного процесса, отсутствие адекватной двигательной активности, нерациональное составление школьного расписания, перегрузка домашними заданиями, несбалансированное и нерациональное питание, нарушение санитарно-гигиенических условий.

Как обстоят дела в нашей школе с этими проблемами?

  1. Отсутствие адекватиной двигательной активности: инструктивные методы обучения в нашей школе сохраняют сидяче-слушающий и книжный образ познания, при котором методы выявления знаний порой не адекватны психо-физическим характеристикам обучающихся, что, в конечном итоге, приводит к увеличению хронических болезней нервной и сердечно-сосудистой системы.  На решение этой проблемы работают физминутки, которые, согласно требованиям СанПиНа, мы должны проводить на каждом уроке. Посещенные уроки в начальных классах говорят о том, что учителя начальных классов в системе проводят физминутки, тогда как учителя среднего звена забывают об этом, считая их пустой тратой времени. Дефицит двигательной активности можно погашать и при помощи других методов. Например, учитель 1 класса Пилипенко Тамара Павловна на уроках русского языка использует метод, который должен быть взят на вооружение другими учителями: к доске выходят все ученики, чтобы прописать под диктовку слово или вновь изученную букву. Сравнивая свою работу с работой других, учащийся учится делать выводы, находить ошибки или достижения как свои, так и товарищей по классу. Так формируется чувство коллективизма, самооценка, реализуется оптимальная двигательная активность в рамках урока. Для учащихся среднего звена можно использовать смену места нахождения в классе:

Перекрестный опрос.

           


 










Круговой опрос:


Использование нестандартных форм опроса позволяют активизировать самостоятельность учащихся (вопросы для опроса они подготавливают дома), также подобные формы работы направлены на формирование самооценки: пробуя себя в роли «учителя», оценивая знания своих товарищей, учащийся развивается как личность, а передвижения по классу во время опроса позволяют покрыть дефицит двигательной активности.


  1. Нерациональное составление расписание: В начале года расписание учебных занятий в нашей школе было составлено в строгом соответствии с требованиями СанПиНа, с учетом всех замечаний, сделанных госэпидемнадзором. Но работать по этому расписанию нам пришлось совсем не долго. Болезнь учителей и необходимость замены привели к тому, что мы работали по временному расписанию больше, чем по утвержденному. Нерациональность нашего расписания зависит еще и от того, что учитель немецкого языка, по согласованию с управалением образованием, работает по совместительству в СОШ № 51, что также повлияло на изменение стабильного расписания. Нерациональность и нестабильность школьного расписания ведут к неоправданным перегрузкам, а, значит, и к снижению здоровья.
  2. Перегрузка домашними заданиями: Согласно требованиям СанПиНа объем домашнего задания должен составлять 30-40% от объема работы, выполненной в классе. В начальных классах задания на дом соответствуют норме, тогда как в 7,8,9 классах стабильность перегрузки домашними заданиями являются факторами снижения работоспособности и переутомляемости учащихся. Особенно это касается выпускного класса, когда на ряду с программным материалом учащимся приходится на дополнительных занятиях прорабатывать дополнительный учебный материал для подготовки к государственной (итоговой) аттестации.
  3. Несбалансированное и нерациональное питание: С этим более менее в нашей школе обстоит благополучно. Школьная столовая работает в строгом соответствии с меню, которое разработано технологом управления образования и  утверждено госэпидемнадзором. Мы используем С-витаминизацию третьих блюд, дефицит йода покрывается использованием в пищу йодированных соли, хлеба, молока. Продукты, приобретаемые в школьную столовую, соответствуют нормам, имеют качественные сертификаты и приобретаются только у тех поставщиков, которые прошли тендер и качество продуктов которых одобрено госэпидемнадзором. Хотя и в решении данного вопроса есть свои проблемы: не все дети получают сбалансированное питание (9,5% учащихся получают питание на сумму 5 рублей и 15% учащихся – на сумму 1, 5 рубля). По-прежнему остается открытым вопрос о 100% охвате питанием. Говоря о том, что школа и здоровье – это зона ответственности, мы не должны забывать и еще о том, что человек, сам относящийся к своему здоровью не достаточно ответственно, не сможет научить этому другого. И в свете этого тот факт, что только 8,2% учителей питаются в школьной столовой говорит сам за себя: как я могу убедить ученика в необходимости горячего рационального питания, если сам этой необходимости не признаю?

Следует признать, что в основе «школьных» болезней лежат не столько медицинские, сколько педагогические проблемы.

Анализ практики учебно-воспитательной работы в нашей школе свидетельствует о том, что многие педагоги используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы:

  1. Офтальмотренажер по системе Базарного используют учителя начальных классов Фоменко Татьяна Юрьевна, Пилипенко Тамара Павловна, Ляшко Светалана Михайловна. Доктор медицинских наук В.Ф. Базарный назвал свою технологию технологией сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения, так как деятельность детей строится на основе трудового и художественного творчества, чувственной свободы и двигательной активности.
  2. Релаксационные упражнения использует учитель физической культуры Тарасова Лина Вячеславовна.
  3. Динамические паузы с использованием подвижных игр являются системой в работе учителя 1 класса Пилипенко Тамары Павловны.
  4. Психологические тренинги, тесты, пропаганду здорового образа жизни использует учитель ОБЖ Солодкий Максим Васильевич.
  5. Профилактику соматических заболеваний, предупреждение наркомании, алкоголизма и табакокурения, травматизма ведут все классные руководители во внеурочной деятельности.
  6. Профилактика ЗОЖ является системой классных часов классных руководителей 1-9 классов.
  7. Релаксация и психотренинг являются основой кружковых занятий учителя рисования Брагиной Натальи Викторовны.

Широкое распространение в практике наших педагогов получила технология дифференцированного обучения, предполагающая выделение в классе нескольких групп учащихся в соответствии с их уровнем интеллектуального развития. Внутриклассная уровневая дифференциация содействует формированию у учеников положительной «Я-концепции»: интеллектуально одаренные учащиеся, решая задания повышенной трудности, самореализуются в учебной деятельности и самоутверждаются в обществе одноклассников, учащиеся, обладающие низким интеллектуальным потенциалом, справляясь с дифференцированными заданиями невысокого уровня сложности, избавляются от комплекса неполноценности. При этом все ученики выполняют требования общеобразовательных программ (радостно отметить, что на протяжении последних 3 лет школа работает без отстающих).

В нашем учебном заведении накапливается опыт использования тестов при проверке знаний учащихся, как правило используются тесты разноуровневого характера (использут в совей работе тестовый контроль учитель немецкого языка Солодкий Максим Васильевич, учитель истории Еремеева Елена Ивановна, учитель русского языка Левченко Наталья Ивановна, учитель начальных классов Ляшко Светлана Михайловна). Такой подход способствует формированию положительных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности. Да и у учителей наблюдается рост удовлетворенности результатами своего труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9