Проблемы профессиональной ориентации старшеклассников образовательных учреждений
· Язык
программирования: «Visual Basic 0.0 SP0»
· Создание
инсталляции для программы: Wise InstallMaster 0.00
· Библиотека ActiveX:
«The ProtoView ActiveX Component Suite»
· Язык доступа
к базе данных: «SQL» (доступ через ODBC)
· Редакторы
HTML:
1.
«FrontPage 00», «FrontPage 0000» – программы для создания,
редактирования и публикации в сети файлов в формате HTML;
2.
«Adobe Page Maker 0.00 Russian» – программа для профессиональной
верстки текстов, редактирования и публикации в сети файлов в формате HTML.
· Редактор The Active
Server Pages (ASP): «Microsoft Visual InterDev 0.0 SP0»
· Текстовые и
табличные редакторы, использованные для подготовки шаблонов отчётов: «Microsoft
Word 0000», «Microsoft Excel 0000»
· Создание,
редактирование изображений (картинок): backgrounds (задние фона), изображения
на кнопках и т.д.:
1.
«Adobe Photoshop 0.0» - графический редактор для создания
растровой графики;
2.
«Paint» - программа для работы с bmp-файлами;
3.
«Lwiep» - графический редактор.
Рекомендуемое программное обеспечение для работы с программой:
Серверная часть:
-
«Microsoft Windows NT 0.0» или более поздний.
Клиентская часть:
1.«Microsoft
Windows 00» или более поздний;
2.«Microsoft
Word» не ниже версии 00, «Microsoft Excel» не ниже версии 00 (т.е. другими
словами нужен «Microsoft Office 00» или версией выше);
3.«Internet
Explorer» не ниже версии 0.0.
Рекомендуемая конфигурация компьютера:
Pentium-000
/ 00Mб/ CD-ROM / SVGA (000x000, High Color (00 bit))
0.0. Адаптация программного комплекса для нужд
профессиональной деятельности по профориентации подростков
Существующее
программное обеспечение призвано обеспечить высококачественный подход к
проблеме профессионального определения учащихся межшкольного учебного
комбината.
Среди
основных сложностей при внедрении настоящей разработки возможно выделить
следующие:
-
Недостаточные навыки учащихся при работе на ПК вызывают сбойность
при введении данных, требуется время для обучения их пользованием интерфейсом
ПО;
-
Исследование фундаментально и занимает достаточно много времени,
для пользователя начального уровня – 0 часов;
-
Большое количество нуждающихся в услугах ПО и профессионального
определения требует наличие достаточного количества ПК с мощными
вычислительными ресурсами и периферийных устройств, соответственно является
дорогим приобретением для бюджета МО.
Выходом из
сложившегося положения может являться адаптационная методика предлагаемая мной
для внедрения. Суть методики сводится к унификации технологии и переноса
технологически продолжительного по времени операционного цикла – ввод данных и
заполнение анкет из электронной формы на бумажный носитель. Далее, для
обеспечения процесса типирования и профориентации данные переносятся в ПО ПК,
где обрабатываются и заносятся в информационный банк или распечатываются для
нужд образования.
Вариант
разработанных опросных карт и результат комплексного исследования с гибкой
профориентацией приведены в Приложении 0.
0.0. Достоверность полученных результатов
Многовариантная
технология комплексного исследования интеллекта с гибкой профессиональной
ориентацией применяется в государственном индустриальном университете (СибГИУ)
в течении пяти лет. Проведено исследование с участием около 000 студентов,
преподавателей и аспирантов университета. Выявлены качественные особенности
обучающихся по специальностям системного профиля, экономического,
механического, горного, металлургического.
Программа
прошла испытание на кафедре систем информатики и управления и на кафедре систем
автоматизации СибГИУ. Для исследования были выделены 0 группы людей по
возрастам с весовыми коэффициентами учета при анализе степени
согласия-несогласия по группам: 0) 00-00 лет, весовой коэффициент 0; 0) 00-00
лет, весовой коэффициент 0,0; 0) 00-00 лет, весовой коэффициент 0,00; 0) 00-00
лет, весовой коэффициент 0,00. Среди опрошенных имеет место следующее
распределение мнений.
По видам
обеспечения согласны с результатами: от 00 до 00 лет - 00 человек; от 00 до 00
лет - 00 человек; от 00 до 00 лет - 00 человек; от 00 до 00 лет - 00 человек;
итого - 00 человека. Существенно критические (хотя и не отрицающие полностью
результаты) суждения были со стороны, соответственно, 0 человек, 0 человек, 0
человека, 0 человек; итого - 0 человек.
По функциям
деятельности: от 00 до 00 лет - 00 человек; от 00 до 00 лет - 00 человек; от 00
до 00 лет - 00 человек; от 00 до 00 лет - 00 человек; итого - 00 человек.
Существенно критические суждения были со стороны, соответственно 0 человек, 0
человек, 0 человек, 0 человека; итого - 0 человек.
По объектам
деятельности: от 00 до 00 лет - 00 человек; от 00 до 00 лет - 00 человек; от 00
до 00 лет - 00 человек; от 00 до 00 лет - 00 человек; итого - 00 человек.
Существенно критические суждения были со стороны, соответственно 0 человек, 0
человек, 0 человек, 0 человек; итого - 00 человек.
По сути
значительное большинство оптантов согласны с результатами комплексной
профориентации с поправками численных значений спектральных коэффициентов в
пределах ± 00% от их алгоритмически полученных оценок.
По итогам
исследования студентов СибГИУ часть информации упорядочена согласно 0-х групповой
классификации Р.К. Седых, используя своеобразную шкалу приемлемости
инженерно-технической деятельности для конкретной личности (от 0,00 для
наименее предрасположенных до 0 для наиболее предрасположенных), выяснили, что
из 000 студентов имеют степень приемлемости единицу) - 00 человек; 0,00 - 00
человек; 0,00 - 00 человек; 0,00 - 00 человек. По этим результатам произведено
структурирование учебного процесса для конкретных студентов в связи с
перспективными для них видами обеспечения, функциями и объектами деятельности
при широкой трактовке инженерии.
Внедрение
полученных результатов. Испытанное мной программное обеспечение, системы
типирования, с высокой степенью достоверности составило спектральные модели
типов личности. Мое согласие с итогами комплексного исследования 00%. Считаю,
что данное программное обеспечение должно быть использовано в ходе
профессионального самоопределения учащихся МОУ для детей МУК. Таким образом
будет достигнута цель – профориентация школьников в соответствии с его типом
интеллекта, внутренним миром и целеустремлениями. Что в конечном итоге будет
являться качественным показателем при дальнейшем обучении по избранным
специальностям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема
педагогического проекта посвящена исследованию проблематики психологического
профконсультирования учащихся старших классов образовательных учреждений МО
«Х-кий район».
В ходе
реализации проекта автор поставил перед собой ряд задач:
-
анализ результатов работы за текущий год;
-
изучение группы профориентационных тренингов, адаптация, методика
внедрения в практику работы;
-
предложения по усовершенствованию методов работы в области
профконсультации старшеклассников проходящих обучение на базе Муниципального
образовательного учреждения для детей «Межшкольный учебный комбинат».
На основании
предложенной в главе 0 проекта методики было проведено исследование в
результате которого возможно сделать следующие выводы.
Прошедшие
допрофессиональную подготовку старшеклассники00-00 классов МОУ для детей МУК в
отличие от школьников 0-0 классов:
-
тяготеют к рациональности и обоснованности профессионального
выбора (в противовес импульсивности и неосновательности);
-
оптимистичнее воспринимают свое профессиональное будущее;
-
выше оценивают свои силы и способности, а также упорство и
готовность к преодолению трудностей;
-
ориентируются при выборе сферы будущей деятельности на широкий
круг референтных источников.
Результаты
проведенной оценки психологической эффективности начальной профессиональной
подготовки позволяют констатировать наличие личностно-развивающего эффекта
анализируемой формы комплексной профориентационной работы, тем не менее,
позитивные трансформации профессиональных установок оптантов оказались менее
выраженными, что свидетельствует о необходимости целенаправленной и
фокусированной работы с данной категорией психологических регуляторов трудового
самоопределения старшеклассников.
В МОУ для
детей МУК, помимо анкетирования активно проводятся тренинги призванные
обеспечить самореализацию учащихся в выборе профессии. В данной работе я
предлагаю внедрить программу «Тренинги профессионального определения».
Данная
программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке
рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.
Во время
тренинга учащиеся смогут:
-
изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
-
получить подробную информацию об учебных заведениях и различных
профессиях;
-
получить информацию о правилах выбора профессии;
-
определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.
Среди
перспективных видов деятельности по профориентации на базе МОУ для детей МУК
необходимо отметить процесс интеграции деятельности психолога -
профориентатора совместно с методистом по профориентационной работе здесь мне
хотелось бы отметить ряд перспективных направлений. К сожалению, на данный
момент не все они могут быть реализованы в виду недостаточной материально –
технической базы, но необходимо стремиться к изысканию возможностей их
реализации.
Основным
направлением я вижу – организацию кабинета профориентации в МОУ для детей МУК
являющегося организационно-методическим, информационным и консультационным
центром профориентационной работы.
Его
основными задачами являются профессиональное просвещение учащихся, их
родителей, формирование у учащихся профессиональных интересов, способностей,
мотивов профессионального выбора, подготовка к осознанному профессиональному
самоопределению с учетом их индивидуальных особенностей потребностей
района в профессиональных кадрах.
Кабинет
участвует в координации профориентационной деятельности педагогических и других
работников комбината, оказании им организационной и методической помощи.
Кабинет
используется для групповой и индивидуальной работы с учащимися и их родителями
методической работы с учителями, проведения занятий по профориентационным
курсам; «Человек — труд — профессия», «Самоопределение» и др.
К работе с
учащимися привлекаются классные руководители, учителя, мастера
производственного обучения, родители учащихся, работники центра занятости.
В
заключительной главе проекта мной предлагается методическая разработка -
адаптация программного комплекса «Комплексная технология тестирования, с
применением спектральной модели, интеллекта для нужд профориентации подростков.
Суть
адаптации методики сводится к унификации технологии и переноса технологически
продолжительного по времени операционного цикла – ввод данных и заполнение
анкет из электронной формы на бумажный носитель. Далее, для обеспечения
процесса типирования и профориентации данные переносятся в ПО ПК, где
обрабатываются и заносятся в информационный банк или распечатываются для нужд
образования.
Комплексность
технологии тестирования заключается в использовании в процессе испытания
нескольких вариантов методик с их эффективным взаимодействием в процессе
формирования результата исследования и выдачи рекомендаций. При этом
результатом исследования является построение многовариантной типологической
спектральной модели характерных свойств интеллекта и темперамента конкретной
личности. Эта модель наряду с хорошо известными базисными типами интеллекта и
темперамента включает типологическое спектральное распределение количественных
оценок долевых результирующих показателей, позволяющих соотнести эту модель со
специальной базой данных и знаний «Типы интеллекта и темперамента – профессии».
Все
предлагаемые в проекте методические и практические разработки призваны
обеспечить целенаправленную и фокусированную работу с учащимися МОУ для детей
МУК, в целях обеспечения самоопределения и трудовой ориентации личности.
Благодаря внедрению
практических разработок, предлагаемых в проекте, выбор профессии в существующих
условиях станет сознательным и свободным (если под свободой понимать осознанную
необходимость) и поможет учащимся в их самоопределении, существенно
реконструирует, рационализирует традиционно сложившуюся систему психологической
профконсультации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности //
Психология личности и образ жизни. М., 0000. С. 000–000.
2.
Авдеев В.П., Бурков В.Н., Киселева Т.В., Фетинина Е.П.
Многовариантные активные системы в плане развития автоматизации. //
Вариантника. Многовариантность автоматизации с приоритетом образования: информ.
сборник 0 / Под ред. В.П. Авдеева. - Новокузнецк: СибГИУ, 0000, с. 000-000.
3.
Авдеев В.П., Кулагин Н.М., Кулаков С.М., Пермякова Е.П. // Изв.
вуз. Соционическая типология. 0000. № 00. C. 00 - 00.
4.
Авдеев В.П., Фетинина Е.П. Автоматизированная многовариантная
технология адаптации и обучения с гибкой профориентацией. Материалы
региональной научно-практической конференции «Перспективы автоматизации в
образовании, науке и производстве. - Новокузнецк: СибГИУ, 0000 г.
5.
Авдуевская Е.П., Араканцева Т.А. Проблема юношеского
самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в
практическую социальную психологию. М., 0000. С. 000–000.
6.
Аугустинавичюте А. Комментарий к типологии Юнга и введение в
информационный метаболизм. // СМиПЛ, МИС, N 0, 0000г., с.0 - 00.
7.
Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. Учеб.для пед.спец.вузов.
Рос.Акад.образования;УГППУ; Под общ.ред.С.Я.Батышева - М.: Профессиональное
образование, 0000; 000 с.
8.
Батышев С.Я. Энциклопедия профессионального образования - Т.0 М -
П. В 0-х т.. Под ред. С.Я.Батышева - М.: Российская Академия образования, 0000;
000 с.
9.
Батышев С.Я.Энциклопедия профессионального образования - Т.0 А -
Л. В 0-х т.. Под ред. С.Я.Батышева - М.: Российская Академия образования, 0000;
000 с.
10.
Батышева С.Я. Энциклопедия профессионального образования - Т.0
Р-Я. В 0-х т.. Под ред.С.Я.Батышева - М: Профессиональное образование, 0000;
000 с.
11.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.,
0000.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|