бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы профессиональной ориентации старшеклассников образовательных учреждений бесплатно рефераты

Проблемы профессиональной ориентации старшеклассников образовательных учреждений

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Стр. 0

Обоснование базы проведения исследования

Стр. 0



ГЛАВА 0.       ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ МУК


Стр. 0

0.0.      Критерии личностной эффективности начальной профессиональной подготовки старшеклассников

Стр. 0

0.0.      Методики и эмпирическая база исследования

Стр. 00

0.0.      Психологический анализ личностных эффектов допрофессиональной подготовки МОУ для детей МУК

 


Стр. 00

ГЛАВА 0.       Я В МИРЕ ПРОФЕССИИ ТРЕНИНГИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ


Стр. 00

ЗАНЯТИЕ 0

Стр. 00

ЗАНЯТИЕ 0

Стр. 00

ЗАНЯТИЕ 0

Стр. 00

ЗАНЯТИЕ 0

Стр. 00

ЗАНЯТИЕ 0

Стр. 00

ЗАНЯТИЕ 0

Стр. 00

ЗАНЯТИЕ 0

Стр. 00

ЗАНЯТИЕ 0

Стр. 00

ЗАНЯТИЕ 0

Стр. 00

ЗАНЯТИЕ 00

Стр. 00

ЗАНЯТИЕ 00

Стр. 00

ЗАНЯТИЕ 00

Стр. 00

ЗАНЯТИЕ 00

Стр. 00



ГЛАВА  0.      ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГА МОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ МУК



Стр. 00

0.0.      Рекомендации по организации кабинета профориентации

Стр. 00

0.0.0.   Основные направления работы кабинета с учащимися и их родителями:


Стр. 00

0.0.0.   Оформление кабинета

Стр. 00

0.0.0.0. Информационный материал:

Стр. 00

0.0.0.0. Методические материалы

Стр. 00

0.0.0.0. Материалы по вопросам организации профориентации

Стр. 00

0.0.0.0. Примерный перечень тематики стендов кабинета

Стр. 00

0.0.      Внедрение вычислительной техники, ПК

Стр. 00



ГЛАВА 0.       ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ С ГИБКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ В МОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ


 


0.0.      Технология изучения личности

Стр. 00

0.0.      Мнемоническо-графическая интерпретация обработка результатов тестирования


Стр. 00

0.0.      Программное обеспечение

Стр. 00

0.0.      Адаптация программного комплекса для нужд профессиональной деятельности по профориентации подростков


Стр. 00

0.0.      Достоверность полученных результатов

Стр. 00



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стр. 00



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Стр. 00



Приложение 0. Диагностический материал по профконсультационным картам


Приложение 0. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МЕТОДИКЕ «КАК ПОЖИВАЕШЬ?»


Приложение 0. АНКЕТА


Приложение 0. СТЕРЕОТИПЫ и их примерное «отношение» к тем или иным ценностным ориентациям


Приложение 0. МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА»


Приложение 0. СХЕМА АНАЛИЗА ПРОФЕССИИ (перечень основных характеристик профессий)


Приложение 0. ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА - ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДИКА, ТЕСТЫ, САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ


Приложение 0. «ПРОФЕССИОГРАММЫ, описание профессий»


Приложение 0. ОТЧЕТ ПО МЕТОДИКЕ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ С ГИБКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ


Приложение 00. Карты для проведения многовариантного типирования интеллекта человека с гибкой профориентацией


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема педагогического проекта посвящена исследованию проблематики психологического профконсультирования учащихся старших классов образовательных учреждений МО «Х-кий район».

Актуальность предлагаемого исследования обусловлена теоретическим и практическим значением вопроса профориентации, определяется тем, что он является частью более общей проблемы - проблемы научного управления социальными процессами - со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Практическое социально-педагогическое значение этого вопроса определяется следующим обстоятельством. Существует значительное несоответствие между объективной потребностью общества в притоке молодой рабочей силы (в производство, строительство, сферу обслуживания) и профессиональной направленностью молодежи, стремящейся лишь в ограниченный круг учебных заведений. Отсюда - ряд нежелательных последствий (экономических, моральных, психоневрологических).

Имеет место и несоответствие между требованиями случайно избираемой профессии и личными качествами человека. Это создает неудовлетворенность трудом, препятствует развитию личности, вызывает текучесть рабочей силы и ряд других нежелательных эффектов. Это второе обстоятельство является препятствием для осуществления принципа «От каждого по способностям...».

Мотивы выбора профессии, как известно из многочисленных психологических, педагогических и социологических работ, детерминированы рядом более или менее управляемых факторов - системой идеологических воздействий, влиянием школы, семьи, экономическими и юридическими факторами, соотношением соответствия или несоответствия своих личных качеств требованиям той или иной профессии. Однако по ряду обстоятельств эти факторы действуют отчасти стихийно, и в результате молодежь оказывается дезориентированной - стремится в основном овладеть крайне ограниченным кругом «интеллигентных» или «романтичных» профессий, не подозревая о многих  таких профессиях, которые могли бы быть не менее привлекательными. Дополнительную трудность в самоопределении подростков составляют глобальные процессы в изменении типов общества: индустриальное – постиндустриальное – информационное, что ведет к появлению новых профессиональных групп и соответственно потребностей на рынке труда.

Таким образом, выбор профессии в существующих условиях отнюдь не всегда является сознательным и свободным (если под свободой понимать осознанную необходимость). Возникает задача построить  такую систему профориентационных методик выбора профессии, которая поможет учащимся в их самоопределении или, точнее говоря, существенно реконструировать, рационализировать традиционно сложившуюся систему.

Из анализа следует - проблема профориентации является многоаспектной и комплексной, т.е. требует участия не только многих, но и очень разных специалистов.

Необходимость профориентационной деятельности как никогда актуальна в новых экономических условиях. Высокая стоимость внебюджетного обучения заставляет задуматься о целесообразности ресурсовложений в то или иное образование. Возможность отбора специальности, которой собираешься посвятить свою жизнь должна проводиться грамотно и осознано, а не на основе рекламных компаний ВУЗов.

В ходе реализации проекта автор решает ряд задач:

-               анализ результатов работы за текущий год;

-               изучение группы профориентационных тренингов, адаптация, методика внедрения в практику работы;

-               предложения по усовершенствованию методов  работы в области профконсультации старшеклассников проходящих обучение на базе Муниципального образовательного учреждения для детей «Межшкольный учебный комбинат».

Проект состоит из четырех глав:

-               первая глава является технологией индивидуальной работы с оптантом, содержит метод исследования профессионального самоопределения учащихся МОУ для детей МУК, приводит аналитический отчет проведенного исследования по разработанной методике в сравнительной динамике;

-               вторая глава предлагает серию игровых тренингов призванных совершенствовать профессиональные и методологические подходы в вопросах личностного самоопределения учащихся;

-               третья глава очерчивает круг организационных проблем деятельности психолога - профориентатора и намечает перспективные пути деятельности кабинета профориентации МОУ для детей МУК;

-               четвертая глава посвящена инновационной разработке, включающей в себя апробирование программного продукта для комплексной оценки личности в плане ее профориентации сообразно типологических характеристик, адаптации комплексного исследования личности для массового применения путем разработки карт комплексного исследования интеллекта человека с гибкой профориентацией.

Обоснование базы проектирования

В муниципальном образовательном учреждении для детей «Межшкольный учебный комбинат» (далее по тексту МОУ для детей МУК) проходят профессиональную подготовку ежегодно более 000 школьников МО «Х-кий район» (по состоянию на сентябрь 0000 г. – 000 чел., на январь 0000 г. 0000 чел.), комбинат проводит обучения по профилям:

-               «Электротехника»;

-               «Деревообработка»;

-               «Информационные технологии»;

-               «Металлообработка»;

-               «Основы швейного производства» (профессия - портной легкой женской одежды);

-               «Основы вязания»;

-               «Основы дошкольного воспитания»;

-               «Домашняя экономика и основы предпринимательства»;

-               «Медицинский профиль» (профессия – младшая медицинская сестра);

-               «Торговое обслуживание»;

-               «Технология приготовления и культура обслуживания».

Цель проекта. Формирование ответственного отношения старшеклассников к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий, внедрение новых методических разработок.

Задачи квалификационной работы:

-               анализ проблем профориентации, выбор метода исследования (способа, технологии);

-               адаптация, разработка плана и методики проведения тренингов профессионального самоопределения для подростков;

-               разработка предложений по осуществлению профессионального роста, перспективные направления интеграции деятельности кабинета психолога и кабинета профориентации МОУ для детей МУК;

-               разработка опросных карт и технология применения программного Интернет комплекса тестирования интеллекта человека с гибкой профориентацией в МОУ для детей межшкольный учебный комбинат;

-               внедрение разработанных методик.

Предмет исследования -  процесс профориентации личности подростков.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что в проекте разработаны и обоснованы практические подходы к усовершенствованию политики профориентационного тестирования, предлагается многоаспектный охват школьников выпускных классов города.


К сожалению, проблемам профориентации в литературе уделено не так уж много внимания. Психологическому профконсультированию посвящено большое количество статей в периодической литературе, но фундаментальных трудов описывающих профконсультацию довольно мало. Из авторов таких   исследований   хотелось  бы  отметить:  Авдуевскую Е.П., Араканцеву Т.А. «Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы», «Жизненные перспективы личности»; Овчаровой Р.В. «Справочная книга школьного психолога», Забродина Ю.М. «Развитие человека в изменяющейся социальной ситуации (проблемы психологической теории и практики)»; Климова Е.А. «Введение в психологию труда»; Лишина О.В. «Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса»; Пряжникова Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение», «Психологический смысл труда»; Флоровской Г.С., Флоровского С.Ю. «Личностная приспособленность представителей различных профессиональных типов психологической индивидуальности» и «Профессиональная направленность как опосредствующий фактор субъективной социально-психологической интегрированности старшеклассников» - которые оказали мне неоценимую помощь в процессе написания настоящего педагогического проекта. Дополнительно я использовала практические труды следующих авторов: Климова Е.А. (Личная профессиональная перспектива ЛПП), Овчаровой Р.В. (программа профориентационного тестирования), И. Кабиной, Т. Радзик (Я в мире профессий), Самоукиной Н.В. (первые шаги школьного психолога), Койнова Р.С. (программа тестирования личности с гибкой профориентацией) и многих других.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12