Проблемы профессиональной ориентации старшеклассников образовательных учреждений
Проблемы профессиональной ориентации старшеклассников образовательных учреждений
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
ВВЕДЕНИЕ
|
Стр. 0
|
Обоснование
базы проведения исследования
|
Стр. 0
|
|
|
ГЛАВА 0. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОУ ДЛЯ
ДЕТЕЙ МУК
|
Стр. 0
|
0.0. Критерии личностной эффективности начальной
профессиональной подготовки старшеклассников
|
Стр. 0
|
0.0. Методики и эмпирическая база исследования
|
Стр. 00
|
0.0. Психологический
анализ личностных эффектов допрофессиональной подготовки МОУ для детей МУК
|
Стр. 00
|
ГЛАВА 0. Я В МИРЕ ПРОФЕССИИ ТРЕНИНГИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
|
Стр. 00
|
ЗАНЯТИЕ 0
|
Стр. 00
|
ЗАНЯТИЕ 0
|
Стр. 00
|
ЗАНЯТИЕ 0
|
Стр. 00
|
ЗАНЯТИЕ 0
|
Стр. 00
|
ЗАНЯТИЕ 0
|
Стр. 00
|
ЗАНЯТИЕ 0
|
Стр. 00
|
ЗАНЯТИЕ 0
|
Стр. 00
|
ЗАНЯТИЕ 0
|
Стр. 00
|
ЗАНЯТИЕ 0
|
Стр. 00
|
ЗАНЯТИЕ 00
|
Стр. 00
|
ЗАНЯТИЕ 00
|
Стр. 00
|
ЗАНЯТИЕ 00
|
Стр. 00
|
ЗАНЯТИЕ 00
|
Стр. 00
|
|
|
ГЛАВА 0. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГА МОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ МУК
|
Стр. 00
|
0.0. Рекомендации по организации кабинета профориентации
|
Стр. 00
|
0.0.0. Основные направления работы кабинета с учащимися и их родителями:
|
Стр. 00
|
0.0.0. Оформление кабинета
|
Стр. 00
|
0.0.0.0. Информационный материал:
|
Стр. 00
|
0.0.0.0. Методические материалы
|
Стр. 00
|
0.0.0.0. Материалы по вопросам организации профориентации
|
Стр. 00
|
0.0.0.0. Примерный перечень тематики стендов кабинета
|
Стр. 00
|
0.0. Внедрение вычислительной техники, ПК
|
Стр. 00
|
|
|
ГЛАВА 0. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ С ГИБКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ В МОУ
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ
|
|
|
|
0.0. Технология изучения личности
|
Стр. 00
|
0.0. Мнемоническо-графическая интерпретация обработка
результатов тестирования
|
Стр. 00
|
0.0. Программное обеспечение
|
Стр. 00
|
0.0. Адаптация программного комплекса для нужд
профессиональной деятельности по профориентации подростков
|
Стр. 00
|
0.0. Достоверность полученных результатов
|
Стр. 00
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
Стр. 00
|
|
|
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
|
Стр. 00
|
|
|
Приложение 0. Диагностический
материал по профконсультационным картам
|
|
Приложение 0. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К
МЕТОДИКЕ «КАК ПОЖИВАЕШЬ?»
|
|
Приложение 0. АНКЕТА
|
|
Приложение 0. СТЕРЕОТИПЫ и их
примерное «отношение» к тем или иным ценностным ориентациям
|
|
Приложение 0. МЕТОДИКА
«САМООЦЕНКА»
|
|
Приложение 0. СХЕМА АНАЛИЗА
ПРОФЕССИИ (перечень основных характеристик профессий)
|
|
Приложение 0. ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА - ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДИКА, ТЕСТЫ, САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
|
|
Приложение 0. «ПРОФЕССИОГРАММЫ,
описание профессий»
|
|
Приложение 0. ОТЧЕТ ПО МЕТОДИКЕ
КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ С ГИБКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ
|
|
Приложение 00. Карты для
проведения многовариантного типирования интеллекта человека с гибкой профориентацией
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Тема педагогического проекта
посвящена исследованию проблематики психологического профконсультирования
учащихся старших классов образовательных учреждений МО «Х-кий район».
Актуальность предлагаемого
исследования обусловлена теоретическим и практическим значением вопроса
профориентации, определяется тем, что он является частью более общей проблемы -
проблемы научного управления социальными процессами - со всеми вытекающими
отсюда последствиями.
Практическое социально-педагогическое
значение этого вопроса определяется следующим обстоятельством. Существует
значительное несоответствие между объективной потребностью общества в притоке
молодой рабочей силы (в производство, строительство, сферу обслуживания) и
профессиональной направленностью молодежи, стремящейся лишь в ограниченный круг
учебных заведений. Отсюда - ряд нежелательных последствий (экономических,
моральных, психоневрологических).
Имеет место и несоответствие
между требованиями случайно избираемой профессии и личными качествами человека.
Это создает неудовлетворенность трудом, препятствует развитию личности,
вызывает текучесть рабочей силы и ряд других нежелательных эффектов. Это второе
обстоятельство является препятствием для осуществления принципа «От каждого по
способностям...».
Мотивы выбора профессии, как
известно из многочисленных психологических, педагогических и социологических
работ, детерминированы рядом более или менее управляемых факторов - системой
идеологических воздействий, влиянием школы, семьи, экономическими и
юридическими факторами, соотношением соответствия или несоответствия своих
личных качеств требованиям той или иной профессии. Однако по ряду обстоятельств
эти факторы действуют отчасти стихийно, и в результате молодежь оказывается
дезориентированной - стремится в основном овладеть крайне ограниченным кругом
«интеллигентных» или «романтичных» профессий, не подозревая о многих таких
профессиях, которые могли бы быть не менее привлекательными. Дополнительную
трудность в самоопределении подростков составляют глобальные процессы в
изменении типов общества: индустриальное – постиндустриальное – информационное,
что ведет к появлению новых профессиональных групп и соответственно
потребностей на рынке труда.
Таким образом, выбор
профессии в существующих условиях отнюдь не всегда является сознательным и
свободным (если под свободой понимать осознанную необходимость). Возникает
задача построить такую систему профориентационных методик выбора профессии,
которая поможет учащимся в их самоопределении или, точнее говоря, существенно
реконструировать, рационализировать традиционно сложившуюся систему.
Из анализа
следует - проблема профориентации является многоаспектной и комплексной, т.е.
требует участия не только многих, но и очень разных специалистов.
Необходимость профориентационной деятельности как никогда
актуальна в новых экономических условиях. Высокая стоимость внебюджетного
обучения заставляет задуматься о целесообразности ресурсовложений в то или иное
образование. Возможность отбора специальности, которой собираешься посвятить
свою жизнь должна проводиться грамотно и осознано, а не на основе рекламных
компаний ВУЗов.
В ходе
реализации проекта автор решает ряд задач:
-
анализ результатов работы за текущий год;
-
изучение группы профориентационных тренингов, адаптация, методика
внедрения в практику работы;
-
предложения по усовершенствованию методов работы в области
профконсультации старшеклассников проходящих обучение на базе Муниципального
образовательного учреждения для детей «Межшкольный учебный комбинат».
Проект состоит из четырех
глав:
-
первая глава является технологией индивидуальной работы с
оптантом, содержит метод исследования профессионального самоопределения
учащихся МОУ для детей МУК, приводит аналитический отчет проведенного
исследования по разработанной методике в сравнительной динамике;
-
вторая глава предлагает серию игровых тренингов призванных
совершенствовать профессиональные и методологические подходы в вопросах
личностного самоопределения учащихся;
-
третья глава очерчивает круг организационных проблем деятельности
психолога - профориентатора и намечает перспективные пути деятельности кабинета
профориентации МОУ для детей МУК;
-
четвертая глава посвящена инновационной разработке, включающей в
себя апробирование программного продукта для комплексной оценки личности в
плане ее профориентации сообразно типологических характеристик, адаптации
комплексного исследования личности для массового применения путем разработки
карт комплексного исследования интеллекта человека с гибкой профориентацией.
Обоснование
базы проектирования
В муниципальном
образовательном учреждении для детей «Межшкольный учебный комбинат» (далее по
тексту МОУ для детей МУК) проходят профессиональную подготовку ежегодно более
000 школьников МО «Х-кий район» (по состоянию на сентябрь 0000 г. – 000 чел.,
на январь 0000 г. 0000 чел.), комбинат проводит обучения по профилям:
-
«Электротехника»;
-
«Деревообработка»;
-
«Информационные технологии»;
-
«Металлообработка»;
-
«Основы швейного производства» (профессия - портной легкой женской
одежды);
-
«Основы вязания»;
-
«Основы дошкольного воспитания»;
-
«Домашняя экономика и основы предпринимательства»;
-
«Медицинский профиль» (профессия – младшая медицинская сестра);
-
«Торговое обслуживание»;
-
«Технология приготовления и культура обслуживания».
Цель
проекта. Формирование ответственного отношения старшеклассников к выбору
профессионального пути через расширение границ самопознания и получение
информации о мире профессий, внедрение новых методических разработок.
Задачи
квалификационной работы:
-
анализ проблем профориентации, выбор метода исследования (способа,
технологии);
-
адаптация, разработка плана и методики проведения тренингов
профессионального самоопределения для подростков;
-
разработка предложений по осуществлению профессионального роста,
перспективные направления интеграции деятельности кабинета психолога и кабинета
профориентации МОУ для детей МУК;
-
разработка опросных карт и технология применения программного
Интернет комплекса тестирования интеллекта человека с гибкой профориентацией в
МОУ для детей межшкольный учебный комбинат;
-
внедрение разработанных методик.
Предмет исследования - процесс
профориентации личности подростков.
Практическая значимость настоящего исследования
состоит в том, что в проекте разработаны и обоснованы практические подходы к усовершенствованию
политики профориентационного тестирования, предлагается многоаспектный охват
школьников выпускных классов города.
К сожалению, проблемам профориентации в литературе уделено не так уж
много внимания. Психологическому профконсультированию посвящено большое
количество статей в периодической литературе, но фундаментальных трудов
описывающих профконсультацию довольно мало. Из авторов таких исследований
хотелось бы отметить: Авдуевскую Е.П., Араканцеву Т.А.
«Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической
службы», «Жизненные перспективы
личности»; Овчаровой Р.В. «Справочная книга
школьного психолога», Забродина Ю.М. «Развитие человека в изменяющейся
социальной ситуации (проблемы психологической теории и практики)»; Климова Е.А.
«Введение в психологию труда»; Лишина О.В. «Психологические условия становления
личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса»; Пряжникова Н.С.
«Профессиональное и личностное самоопределение», «Психологический смысл труда»;
Флоровской Г.С., Флоровского С.Ю. «Личностная приспособленность представителей
различных профессиональных типов психологической индивидуальности» и «Профессиональная направленность как
опосредствующий фактор субъективной социально-психологической интегрированности
старшеклассников» - которые оказали мне
неоценимую помощь в процессе написания настоящего педагогического проекта.
Дополнительно я использовала практические труды следующих авторов: Климова
Е.А. (Личная профессиональная перспектива ЛПП), Овчаровой Р.В. (программа профориентационного тестирования), И.
Кабиной, Т. Радзик (Я в мире профессий), Самоукиной Н.В. (первые
шаги школьного психолога), Койнова Р.С. (программа тестирования
личности с гибкой профориентацией) и многих
других.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|