Прошедшие допрофессиональную подготовку старшеклассники:
- тяготеют к рациональности и обоснованности профессионального выбора (в противовес импульсивности и неосновательности);
- оптимистичнее воспринимают свое профессиональное будущее;
- выше оценивают свои силы и способности, а также упорство и готовность к преодолению трудностей;
- ориентируются при выборе сферы будущей деятельности на широкий круг референтных источников.
Результаты проведенной оценки психологической эффективности начальной профессиональной подготовки позволяют констатировать наличие личностно-развивающего эффекта анализируемой формы комплексной профориентационной работы. Основная гипотеза эмпирического исследования нашла убедительное подтверждение. При этом наиболее сензитивными к оптимизирующему опосредованному влиянию начальной профессиональной подготовки оказались интраперсональные корреляты социально-психологической адаптированности развивающейся личности и ее ценностно-смысловые проекции на сферу актуальной и перспективной профессиональной деятельности. Позитивные трансформации профессиональных установок оптантов оказались менее выраженными, что свидетельствует о необходимости целенаправленной и фокусированной работы с данной категорией психологических регуляторов трудового поведения старшеклассников.
ГЛАВА 0. Я В МИРЕ ПРОФЕССИИ ТРЕНИНГИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
В МОУ для детей МУК, помимо анкетирования активно проводятся тренинги призванные обеспечить самореализацию учащихся в выборе профессии. В данном разделе квалификационной работы мной будет предложена программа «Тренинги профессионального определения».
Выбор профессии наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.
Данная программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.
Во время тренинга учащиеся смогут:
- изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
- получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
- получить информацию о правилах выбора профессии;
- определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.
Цели и задачи программы. Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
Структура тренинга. Программа рассчитана на учащихся 0—00-х классов. Состоит из 00 занятий, которые могут проводиться 0—0 раза в неделю. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики.
Продолжительность занятий. Примерно 00—00 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Условия проведения. Оптимальное количество детей в группе — 00—00 человек. Рекомендуется проводить тренинг, рассаживая участников в круг.
Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи».
ЗАНЯТИЕ 0
0. Вводная беседа
Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга. Принимаются правила работы в группе.
0. Знакомство
Участникам по кругу предлагается представиться и рассказать немного о себе.
0. Игра «Самая-самая»
Участники делятся на 0 команды. Каждой команде дается следующая инструкция:
Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика — самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными?
Участникам предлагаются следующие характеристики:
- самая зеленая профессия;
- самая сладкая профессия;
- самая денежная профессия;
- самая волосатая профессия;
- самая детская профессия;
- самая неприличная профессия;
- самая смешная профессия;
- самая общительная профессия;
- самая серьезная профессия.
Каждая команда дает свои варианты ответов.
0. Игра «Профессия на букву» Командам предлагаются буквы. Задача
участников — написать как можно больше профессий, начинающихся на эти буквы. Желательно не предлагать больше 0 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.
0. Обратная связь
Участники делятся впечатлениями о занятии.
ЗАНЯТИЕ 0
0. Анкета
Участники заполняют следующую анкету.
Что бы вы хотели получить от тренинга:
- проверить свои способности;
- получить подробную информацию об учебных заведениях;
- определить свои склонности к определенному виду деятельности;
- подробнее узнать о мире профессий;
- получить информацию о том, как правильно выбрать профессию;
- другое.
0. Игра «Мои личные и профессиональные планы»
Каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух.
0. Опросник «Как поживаешь?» Используется с целью рассмотреть в шутливой форме приоритеты для каждого подростка различных жизненных ценностей.
Участники получают бланк к данному опроснику (См. Приложение 0).
Участникам предлагаются две пары ценностей из перечня, которые есть в бланке. Им надо определить, какая ценность для них более важна, а какая — менее. К начальному баллу (00) более важной ценности участникам необходимо прибавить 0, а из начального балла менее важной ценности вычесть 0. В дальнейшем все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательное значение. Это и станет показателем того, что для участников важно в жизни.
Ведущий зачитывает по каждой ценности нормы. Участники соотносят нормы со своими показателями.
0. Обратная связь
ЗАНЯТИЕ 0
0. Игра «Как здороваются представители разных профессий»
Участники делятся на пары. Каждой паре зачитывается следующая инструкция:
Вам надо изобразить при помощи жестов и мимики, как здороваются представители разных профессий. Остальным участникам предстоит угадать, что за профессию вы изобразили.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12