бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы профессиональной ориентации старшеклассников образовательных учреждений бесплатно рефераты

0,0

0,00

0,00 

Сохранение собственной индивидуальности

0,00 

0,00 

0,00

0,0

0,00

0,00 

Неодинаковой оказывается для учащихся 00-00 классов МОУ для детей МУК и школьников 0-0 классов и ценностно-смысловая значимость основных жизненных сфер (Табл. 0.0). При этом для школьников из всех жизненных сфер наименьшей личностной значимостью обладает сфера профессиональной деятельности.

Выявившиеся различия в содержании ценностно-смыслового слоя самосознания вошедших в экспериментальную выборку старшеклассников нуждаются, по моему мнению, в более глубоком осмыслении с учетом регулирующего влияния самых разнообразных факторов (макросоциальные, гендерные и т.п. переменные). Значение начальной профессиональной подготовки как компонента жизненного опыта развивающейся личности интерпретируется на рассмотренных уровнях анализа весьма неоднозначно.

Более точную информацию о специфике личностного отношения к будущей трудовой деятельности учащихся 00-00 классов и школьников 0-0 классов МОУ для детей МУК дает анализ ценностной насыщенности сферы профессиональной жизни. Его результаты позволяют говорить о кардинальных различиях ценностно-смысловых проекций на область профессиональной деятельности в двух сопоставляемых группах старшеклассников.

 

 

Таблица 0.0

Ценностно-смысловая значимость основных жизненных сфер для учащихся 00-00 классов и Школьников 0-0 классов МОУ для детей МУК, баллов

Жизненные сферы

Учащиеся МОУ для детей МУК

Школьники 0-0 классов

юноши
(0 чел.)

девушки
(00 чел.)

S общ.
(00 чел.)

юноши
(00 чел.)

девушки
(00 чел.)

S общ.
(00 чел.)

Сфера профессиональной жизни

0,0

0,00

0,00 

0,0

0,00

0,00 

Сфера обучения и образования

0,0

0

0,00 

0,0

0,00

0,00 

Сфера семейной жизни

0,0

0,00

0,00 

0,0

0

0,00 

Сфера общественной жизни

0,0

0,00

0,00 

0,0

0,00

0,00 

Сфера увлечений

0,0

0,00

0,00 

0,0

0,00

0,00 

Для прошедших начальную профессиональную подготовку учащихся характерно смысловое связывание с профессиональной деятельностью всех без исключения рассматриваемых мной просоциальных терминальных ценностей; их уровневые характеристики парциальной личностной значимости расположены в весьма узком диапазоне от 0,0 до 0,0 баллов. При этом лидирующие позиции занимают духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности, развитие себя и собственный престиж.

Степень актуализации ценностей регулирующих профессионально ориентированное социальное поведение школьников варьируется в гораздо более широких пределах (от 0,00 до 0,0 баллов), а в качестве смысловых доминант выступают высокое материальное положение и достижения.

Таким образом, отношение к сфере профессиональной деятельности со стороны учащихся МОУ для детей МУК отличается существенно более высоким уровнем ценностного синергизма, а также более актуализационным типом идентификации с выбираемой профессией, отношением к трудовой деятельности как к естественной сфере реализации собственного «Я», стремлением к личностно-опосредствованным формам трудового поведения.

Восприятие профессиональной жизни выпускниками школы носит достаточно отчетливо выраженный прагматичный (до меркантилизма) и деперсонализированный характер, что, в свою очередь, заметно ослабляет их личностную способность осуществления продуктивных профессиональных выборов в условиях постоянно меняющейся социальной ситуации.

По сравнению с рассмотренными выше характеристиками субъективной социально-психологической адаптированности и ценностных ориентаций содержание профессиональных установок двух анализируемых категорий оптантов различается в гораздо меньшей степени (Табл. 0.0).

Уровня статистической достоверности достигают лишь показатели решительности – нерешительности в профессиональном выборе. Более выраженную склонность к решительным действиям в вопросах профессионального самоопределения, а также лучшую информированность о мире профессий обнаруживают учащиеся МОУ для детей МУК (в первую очередь – девушки).

Все остальные различия носят лишь тенденциальный характер, однако сама их направленность оказывается весьма показательной.

Таблица 0.0

Профессиональные установки учащихся 00-00 классов и школьников 0-0  классов МОУ для детей МУК


F0

F0

F0

F0

F0

Учащиеся

00-00 классов

юноши (0 чел.)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

девушки (00 чел.)

0,00

0,00

0,00

0,00

0,0

в целом по подвыборке (00 чел.)

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Школьники

0-0 классов

юноши (00 чел.)

0,00

0,0

0,00

0,0

0,00

девушки (00 чел.)

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

в целом по подвыборке (00 чел.)

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

Прошедшие допрофессиональную подготовку старшеклассники:

-               тяготеют к рациональности и обоснованности профессионального выбора (в противовес импульсивности и неосновательности);

-               оптимистичнее воспринимают свое профессиональное будущее;

-               выше оценивают свои силы и способности, а также упорство и готовность к преодолению трудностей;

-               ориентируются при выборе сферы будущей деятельности на широкий круг референтных источников.

Результаты проведенной оценки психологической эффективности начальной профессиональной подготовки позволяют констатировать наличие личностно-развивающего эффекта анализируемой формы комплексной профориентационной работы. Основная гипотеза эмпирического исследования нашла убедительное подтверждение. При этом наиболее сензитивными к оптимизирующему опосредованному влиянию начальной профессиональной подготовки оказались интраперсональные корреляты социально-психологической адаптированности развивающейся личности и ее ценностно-смысловые проекции на сферу актуальной и перспективной профессиональной деятельности. Позитивные трансформации профессиональных установок оптантов оказались менее выраженными, что свидетельствует о необходимости целенаправленной и фокусированной работы с данной категорией психологических регуляторов трудового поведения старшеклассников.








ГЛАВА 0.         Я В МИРЕ ПРОФЕССИИ ТРЕНИНГИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

 

В МОУ для детей МУК, помимо анкетирования  активно проводятся тренинги призванные обеспечить самореализацию учащихся в выборе профессии. В данном разделе квалификационной работы мной будет предложена программа «Тренинги профессионального определения».

Выбор профессии наиболее важное решение, которое необходимо при­нять в подростковом возрасте. К сожа­лению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каж­дого вида деятельности и не всегда учи­тывают свои профессиональные инте­ресы и склонности, выбирая профес­сию.

Данная программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной об­становке рассмотреть проблемы профес­сионального самоопределения.


Во время тренинга учащиеся смо­гут:

-                        изучить свои личностные особенно­сти, интересы и склонности;

-                        получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профес­сиях;

-                        получить  информацию  о  правилах выбора профессии;

-                        определиться в выборе будущей про­фессиональной деятельности.


Цели и задачи программы. Фор­мирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и по­лучение информации о мире профес­сий.


Структура тренинга. Программа рас­считана на учащихся 0—00-х классов. Со­стоит из 00 занятий, которые могут про­водиться 0—0 раза в неделю. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагно­стические методики.


Продолжительность занятий. При­мерно 00—00 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств ра­боты.


Условия проведения. Оптимальное ко­личество детей в группе — 00—00 чело­век. Рекомендуется проводить тренинг, рассаживая участников в круг.

Необходимым элементом каждого за­нятия является получение от участников «обратной связи».


ЗАНЯТИЕ 0

0.  Вводная беседа

Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга. Принимаются правила работы в группе.

0.  Знакомство

Участникам по кругу предлагается пред­ставиться и рассказать немного о себе.

0.  Игра «Самая-самая»

Участники делятся на 0 команды. Каж­дой команде дается следующая инструк­ция:

Сейчас вам будут предложены не­которые необычные характеристи­ки профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответству­ют данной характеристике. Напри­мер, характеристика — самая де­нежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежны­ми?

Участникам предлагаются следующие характеристики:

-     самая зеленая профессия;

-     самая сладкая профессия;

-     самая денежная профессия; 

-     самая волосатая профессия;

-     самая детская профессия;

-     самая неприличная профессия;

-     самая смешная профессия;

-     самая общительная профессия;

-     самая серьезная профессия.

Каждая команда дает свои варианты от­ветов.

0.  Игра «Профессия на букву» Командам предлагаются буквы. Задача

участников — написать как можно боль­ше профессий, начинающихся на эти бук­вы. Желательно не предлагать больше 0 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.

0. Обратная связь

Участники  делятся  впечатлениями  о занятии.


ЗАНЯТИЕ 0

0.  Анкета

Участники заполняют следующую ан­кету.

Что бы вы хотели получить от тре­нинга:

-     проверить свои способности;

-     получить подробную информацию об учебных заведениях;

-     определить свои склонности к оп­ределенному виду деятельности;

-     подробнее узнать о мире профессий;

-     получить информацию о том, как правильно выбрать профессию;

-     другое.

0.  Игра «Мои личные и профессио­нальные планы»

Каждый участник получает лист бума­ги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем веду­щий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пи­шут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачи­тываются вслух.

0.  Опросник «Как поживаешь?» Используется с целью рассмотреть в шутливой форме приоритеты для каждого подростка различных жизненных ценностей.

Участники получают бланк к данному опроснику (См. Приложение 0).

Участникам предлагаются две пары цен­ностей из перечня, которые есть в блан­ке. Им надо определить, какая ценность для них более важна, а какая — менее. К начальному баллу (00) более важной цен­ности участникам необходимо прибавить 0, а из начального балла менее важной ценности вычесть 0. В дальнейшем все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательное значение. Это и ста­нет показателем того, что для участников важно в жизни.

Ведущий зачитывает по каждой ценно­сти нормы. Участники соотносят нормы со своими показателями.

0.  Обратная связь


ЗАНЯТИЕ 0

0.  Игра «Как здороваются предста­вители разных профессий»

Участники делятся на пары. Каждой паре зачитывается следующая инструкция:

Вам надо изобразить при помощи жестов и мимики, как здороваются представители разных профессий. Ос­тальным участникам предстоит уга­дать, что за профессию вы изобрази­ли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


 © 2010 Все права защищены.