бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа бесплатно рефераты

Во-вторых, данный подход в процессе обучения приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в учебном процессе.

В-третьих, развития познавательной способности является чрезвычайно важной функцией повышения мотивации старшеклассников. Вообще, без мотивации учебная деятельность, как и любая другая деятельность, практически невозможна. В традиционной системе, препятствующей развитию познавательной способности, мотивация осуществляется известным методом «кнута и пряника» или же основные усилия педагога по мотивации учащихся направлены на объяснение важности обучения для будущей деятельности учащихся, что также не всегда эффективно. В ненаучной сфере такой подход получил название «знание – силой». Без обратной положительной реакции учащихся учебный процесс или теряет свою эффективность, или приводит к значительному утомлению учащихся, их эмоциональным перегрузкам.

Глава II. Психолого - педагогический процесс как главный фактор формирования познавательных способностей

2.1 Школьный курс истории таджикского народа - один из важных факторов формирования познавательной способности старшеклассников

Ныне в таджикском обществе происходят прогрессивные изменения, и они охватывают все сферы жизни государства и общества, как политические и социально-экономические сферы, так и сферы культуры, прав и свободы граждан. Они касаются и образовательную сферу, которая должна быть приведена в соответствие с потребностями зарождавшегося демократического общества. На основе образовательных стандартов и с учётом квалификационной характеристики, целью общего образования является подготовка высокообразованных и высококвалифицированных кадров, с прочными и глубокими знаниями, всесторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию, саморазвитию, самореализацию и самосовершенствованию.

В законе Республики Таджикистан «Об образовании», принятого в 2004 году, говорится, что учащийся имеет право на получение всего комплекса знаний по основам наук. А школьные учителя, в том числе, учитель истории должен формировать высокообразованного гражданина, способного к активной жизненной позиции, правильно ориентирующегося в совремённой системе ценностей общества (124). Из этого следует, что задача учителей истории общеобразовательных школ состоит в подготовке такого молодого поколения, которое гибко приспосабливается к стремительным изменениям, происходящим в таджикском обществе и в мире, может положительно повлиять на происходящие социальные перемены. Это поколение имеет активную жизненную позицию, способен критически мыслить, хорошо понимать других людей и готов к сотрудничеству, его отличает личная ответственность за своё самообразование и самосовершенствование.

С помощью истории и, особенно истории своего народа, учитель может развивать демократическую личность старшеклассника, его критическое мышление, имеющего критически мыслить о прошлом и настоящем, делать собственные выводы, развивать познавательные способности.

История, вообще, и история таджикского народа, в том числе, является одним из динамичных учебных дисциплин: в нём последовательно происходит смена исторических эпох, периодов, событий, явлений и процессов, движение во времени и пространстве. Всё это позволяет в полной мере показать и иллюстрировать движение общества и человека в общество - политическом и социально – экономическом отношении от одни стадии и уровня развития к другому – более высокому на ярких примерах.

Содержание исторического образования в школе, в том числе истории таджикского народа определяется государственными стандартами, среди которых особое место принадлежит учебным программам. Программа по истории таджикского народа, как и программа по всеобщей истории, содержат перечень основных знаний, умений и навыков, которе должны будут приобрести учащиеся до конца каждого учебного года.

Учебные программы имеют свою историю формирования и совершенствования. Первые учебные программы появились ещё в 20 – х годах двадцатого века (140). Они были интегрировано – комплексные. Основной задачей данных программ было предотвращение недостатков старых школ– несоответствие теории и практики. Но они тоже не являлись идеальными программами. В дальнейшем, в связи с изменением учебных планов учебные программы изменились несколько раз.

Как известно, до 1960 года история таджикского народа вообще не изучалась в школах Таджикской ССР. В конце 50 – х годов прошлого века были приняты Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О связи школы с жизнью» и «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах» В этих партийно-государственных документах была подчеркнута о необходимости изучения в союзных республиках истории своей республики. Поэтому, в учебные планы общеобразовательных школ Таджикской ССР на ряду с систематическим курсом истории СССР и всеобщей истории была включена и история Таджикской ССР. Поэтому, в учебные планы общеобразовательных школ Таджикистана наряду с систематическими курсом истории СССР и всеобщей истории была включена и история Таджикской ССР. Однако изучению этого исторического курса в общеобразовательных школах республики не суждено было продолжаться на долгие годы. В середине 60 – х годов он был изъять из учебных планов и он до конца существования СССР в общеобразовательных школах Таджикистана не преподавался.

После долгих тяжб, споров и дискуссий с союзным центром, согласно новых учебных программ по историю СССР, история Таджикской ССР (так же как история других республик, входящих в состав СССР) получила «статус» краеведческого материала для изучения в систематическом курсе истории СССР. Отдельных часов на её изучения выделено не было.

В систематическом курсе истории СССР история Таджикской ССР (так же как история других республик, входящих в состав СССР) получила «статус» краеведческого материала. Отдельных часов на её изучения выделено не было.

Согласно учебным программам общеобразовательных школ 1987/88 учебного года для этого «краеведческого материала» (из истории таджикского народа) в старших классах было выделено всего 17 часов – 10 часов для X – го и 7 часов для XI класса (60). С учётом VII, VIII и IX классов этих часов оказалось всего 73. Однако от этих краеведческих часов никакой пользы не было. Дело в том, что в связи с этим «нововведением» общее количество часов, выделенных на изучении общего курса истории СССР, продолжало оставаться неизменным. И учителя едва успевали проходить тот большой объём учебного материала, которым располагала история СССР, поэтому тогда история Таджикской ССР в общеобразовательных школах республики так и не стала самостоятельным учебным курсом. Такой подход к изучению истории таджикского народа в общеобразовательных школах Таджикской ССР предопределял почти нулевой уровень знаний учащихся по истории своего народа.

В ходе перестройки и гласности в СССР во второй половине 80 – х годов прошлого столетия общественность республики требовала включения в учебные планы общеобразовательных школ историю таджикского народа и предании таджикскому языку статуса государственного. В этих условиях Министерство народного образования Таджикской ССР было вынуждено согласиться на включение истории таджикского народа в учебные планы общеобразовательных школ. Группа инициаторов, возглавляемая Т.Н. Зиёевым, в 1989 году разработала программу для VII – XI классов на объёме 80 часов (127). А через год она была расширена до 120 часов. Таким образом, история таджикского народа на ряду с всеобщей историей стала полноправным учебным курсом общеобразовательной школы.

Программа истории таджикского народа как переходная в четырех вариантах (согласно выделенных в учебных планах часов) вышла в 1989, 1991, 1992 и в 1994 годах. В 1994 году вышла в свет и программа по всеобщей истории, также предназначавшаяся для переходного периода. Они были разработаны на основе Закона Республики Таджикистан «Об образовании» (131), Национальной концепции образования Республики Таджикистан (130), согласно национальным и общечеловеческим ценностям и в соответствии социальным заказам демократического общества. Эти программы были рассчитаны на основную школу, т.е. обязательное 9- летного образование. После окончания 9 – го класса, учащиеся, которые продолжали обучатся в X и XI классах должны были изучать историю таджикского народа и всеобщую историю в модулях, охватывающих важнейшие вехи истории своего народа и всемирную историю. Программа этих модулей была разработана Т. Н. Зиёевым и опубликована в педагогической печати. Тем не менее, она не была введена в школы по объективным причинам.

Последняя учебная программа по истории таджикского народа, которая вышла в свет в 2002 году автором Зиёевым Т.Н. (126), является совершенной и удовлетворяет нынешние требования общества, поскольку программа сама является продуктом общественного интеллекта (таблица 5).


Таблица 5

Классы

5

6

7

8

9

10

11

 Всего

Количество часов в неделю

2

2

2

2

2

1

1

 12

Количество часов учебный год

68

68

68

68

68

34

34

 408


Данный документ написан на основе Национальной Концепции образования Республики Таджикистан (130) и имеет огромный приоритет, чем предыдущие программы. Потому что, по требованию концепции в документе большое внимание уделено формированию и развитию самостоятельных способностей школьников путем развития познавательной деятельности с использованием различных методов и дидактических форм работы, а развитие познавательных интересов школьников поставлено на первое место. С другой стороны нынешняя программа истории таджикского народа является рычагом осуществления требований закона «Об образовании» и государственного стандарта образования по истории.

Программа по истории таджикского народа составлена на основе государственного стандарта среднего общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории таджикского народа.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Согласно периодизации истории таджикского народа хронологически последовательного размещения учебного материала по классам, учащиеся 9 – го класса его изучили до 1921 года. Продолжение курса – с 1921 по 1945 год приходилось на 10 класс, а с 1945 до наших дней – на 11 – ий класс.

Учитывая, роль знаний в формировании и развитии познавательных способностей школьников автор программы считает, что содержание образования состоит из знаний, умений и навыков. Степень развития знаний, умений и навыков учащихся в целом, является результатом его познавательной способности, которая осуществляется познавательной деятельностью. Все эти компоненты составляют основу содержания нынешней программы истории таджикского народа (126).

Кроме того, в программе автор исходит из того, что развивающее обучение надо проводить в воспроизводящей по творческо-поисковой методике. Большую роль в развитии познавательных способностей и возможностей учащихся, по мнению автора, играет обучение таким приемам учебной работы, которые наиболее полно отвечают целям обучения и особенностям исторического материала.

В программе учитывается достижения методики преподавания истории таджикского народа, передовой педагогический опыт, она освобождена от марксистско-ленинский методологии и коммунистической идеологии. Большое внимание составитель уделяет формированию и развитию познавательных способностей учащихся. Исходя из этого, он предлагает разные виды и типы уроков и отрицает те уроки, в которых ученики играют доминирующую роль. Темы и их содержание во всех классах подобранны требованием возрастных и психологических особенностей учащихся.

Данная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить и собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных программой, определения последовательность изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития познавательной способности учащихся.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.

Для изучения истории таджикского народа на ступени среднего общего образования авторы программы выдвинули достижение следующих целей:

●             воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

●             развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

●             освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

●             овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

●             формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Для реализации намеченных целей по формирования и развитию познавательных способностей учащихся, программа предполагает выполнение следующих задач:

●             Развивать личность как активного деятеля общества, знающего историю своего народа и быть достойным своей Родине и нации;

●             Воспитывать учащихся быть ответственными в решении судьбы своего народа;

●             Уметь использовать теоретические знания, получившие при изучении истории таджикского народа в практике.

●             Быть преданным идеалам демократии и гуманизма, соблюдая нормы права и морали.

Авторы программ предусматривают формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17