Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа
Теоретическую основу
исследования составили философские обоснования
понятия формирования познавательных способностей старшеклассников в процессе
изучения истории таджикского народа, а также анализ явлений и процессов,
определяющих роль познавательной деятельности в процессе формирования и
развития познавательных способностей старшеклассников.
В значительной степени
исследование опирается на теорию целостного педагогического процесса
(Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, В.И.Загвязинский и др.), возрастной периодизации
психического развития (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин); на идеи задачного подхода в
обучении (И.Я.Лернер); на концепции мыслителей и учёных Востока ( А. Рудаки,
Авицена, Беруни, У. Кайковус) о том, что способность не является наследственным
качеством и другие, а также на содержание предмета истории таджикского народа.
Для решения
поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы
исследования: анализ научной, научно-методической и
психолого-педагогической литературы; обобщение и систематизация научных данных;
наблюдение за работой учителей общественных дисциплин и учащихся;
педагогический эксперимент; интервьюирование, анкетирование, беседа,
педагогическое наблюдение и другие.
Источники исследования:
- законодательные и
нормативно-правовые акты Республики Таджикистан в сфере образования;
- труды современных
западных, русских и таджикских ученых о содержании курса истории таджикского
народа;
- труды современных
западных ученых, русских и таджикских исследователей по проблемам формирования
и развития познавательных способностей школьников, в том числе учащихся старших
классов;
- фундаментальные исследования
педагогов, психологов, методистов и опыт работы передовых учителей общественных
дисциплин республики.
Организация и основные
этапы исследования. Опытная работа осуществлялась с сентября
2002 года по май 2009 года на базе Научно – исследовательского института
педагогических наук Академия педагогических наук Министерства образования
Республики Таджикистан, Института усовершенствования профессионального
образования ГБАО, в школах: № 10, 12, 21 Рошткалинского; №, 1, 8, 18, 28
Шугнанского; № 7, 9, 12, 6 Рушанского районов и № 3, 5, 8, 9 города Хорога
ГБАО. Экспериментальной работой было охвачено 345 старшеклассников в возрасте
от 15 до 17 лет.
На первом этапе (2002 -
2004 гг.) осуществлялся анализ философской, педагогической,
психологической, социологической и научно-технической литературы по проблеме
исследования, определялись его теоретико-методологические основы; выявлялись
особенности индивидуальной и групповой познавательной деятельности учащихся в
рамках опытно-экспериментальной работы «Формирование познавательных
способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа»; уточнялась
формулировка рабочей гипотезы; разрабатывалась программа экспериментального
исследования.
На втором этапе (2004 -
2005 гг.) проводилось исследование практики организации
различных типов проектов с учащимися в старших классах образовательных
учреждений; осуществлялся педагогический эксперимент; уточнялись теоретические
положения исследования.
На третьем этапе (2005
- 2009 гг.) - анализировались и обобщались полученные
данные, осуществлялось систематизация и теоретическое обобщение результатов
экспериментальной работы, их интерпретация и внедрение, оформление
диссертационного исследования.
Научная новизна
исследования заключается в:
- выявлении путей
повышения эффективности усвоения исторических знаний на основе формирования
познавательных способностей старшеклассников;
-
определении несоответствия между потребностями учащихся старших классов к
изучению истории своего края и существующим содержанием образования по истории
таджикского народа;
-
обосновании психолого-педагогических и дидактических условий развития
познавательных способностей учащихся старших классов на уроках истории
таджикского народа;
-
внедрении опытно-экспериментальным путем технологии развития познавательных
способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа с учётом их
возрастных особенностей и социального статуса.
Теоретическая
значимость исследования определяется уточнением сущности
познавательных способностей и на основе педагогических подходов выявить причины
их развития; теоретически обоснованы педагогические возможности разнообразия
познавательной деятельности (в плане ее содержания, организации и
педагогического взаимодействия), как средства формирования познавательных
способностей старшеклассников; обогащена теория формирования познавательных
способностей учащихся за счёт обобщения различных подходов к определению их
сущности и выделении структурных компонентов познавательного интереса,
деятельности, активности и потребности.
Практическая ценность
работы заключается в:
-
разработке педагогических условий и практических рекомендаций по формированию
познавательных способностей учащихся в образовательных учреждениях различного
типа с учётом возрастных особенностей, а также чтении курса лекций по
педагогике и дидактике в вузах и системе повышения квалификации учителей;
-
разработке и апробации диагностического комплекса (критерии, показатели, методы
и методики) по формированию познавательных способностей, которые могут применяться
при диагностике уровня развития познавательных способностей старшеклассников в
образовательной практике;
-
результаты проведенного исследования помогут учителям более квалифицированно
подойти к формированию у школьников познавательных способностей и интереса к
изучаемому предмету.
Положения, выносимые на
защиту:
- современное состояние
преподавания истории таджикского народа в школах Республики Таджикистан в
настоящее время характеризуется в основном на автаритарной педагогике, в
которой главная фигура на уроке является учитель; даный принцип не способствует
формированию познавательных способностей учащихся, эта стратегическую цель
можно выполнить с помощью демократизации учебного процесса;
- психолого –
педагогическая характеристика познавательных способностей старшеклассников и ее
эффективность заключается в овладении систематизированными знаниями, умениями и
навыками по истории, способности понимать историческую обусловленность явлений
и процессов общественной жизни, формировании исторического мышления, критически
анализировать получаемую историческо – социальную информацию, определить
собственную позицию по отношению к исторической реальности;
- формирование
познавательных способностей старшеклассников в учебно – познавательном процессе
на уроках истории происходит во взаимосвязи и взаимосависимости от объективных,
субъективных и внешних факторов, содержания исторического образования и его
концептульных основ, межкурсовой связи истории, профессиональной компетенции
учителя, обладающего способностью с помощью активных форм обучения формировать
эффективность познавательные способности учащихся старших классов.
Достоверность
исследования обеспечивается методологической
обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов
и методик исследования, адекватных его цели и задачам; опытно -
экспериментальной проверкой теоретических разработок; воспроизводимостью
результатов исследования в образовательной практике.
Апробация и внедрение
результатов исследования. Основные положения исследования
были изложены в статьях и публикациях автора, а также были использованы на
курсах повышения квалификации в Центральном институте повышения квалификации
работников сферы образования, в Институте усовершенствование профессионального
образования ГБАО, на лекциях и семинарах, организованных Фондом Ага-хана и
международными организациями для учителей общеобразовательных школ Республики
Таджикистан, а также внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе
обсуждений на республиканских и областных конференциях.
Структура и объём
диссертации соответствует логике научного
исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и
содержит таблицы. Содержание диссертации изложено на 174 страницах
компьютерного набора. Библиографический список насчитывает 140 наименований.
Глава
I. Теоретические особенности познавательных способностей как педагогическая
проблема
1.1
Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке
Проблема познавательной
способности учащихся является одной из важнейших направлений теории и практики
педагогической науки и не только этой науки. Она издавна привлекала внимание
философов, психологов, педагогов, начиная от Сократа и до наших дней.
В педагогической
практике, наблюдая за деятельностью школьников в учебно – познавательном
процессе и сопоставляя их учебные достижения, сравнивая темпы их духовного
роста, мы постоянно убеждаемся в том, что они заметно отличаются друг от друга
по своим способностям. Развитие способностей у школьников совершается в
процессе обучения и воспитания. Как и другие способности познавательная
способность школьника формируется посредством овладения в процессе обучения
содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства.
Ряд работ посвящен изучению
истории исследования познавательной активности школьников младшего возраста,
написаны, в том числе Л. И. Божовичем, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяковым, М.
Лутфуллоевым, Ф. Шариповым и некоторыми другими учеными.
В школьной педагогике
изучены различные формы познавательной активности, в том числе любознательность
отражена в трудах Д. Н. Годовикова, К. М. Рамонова, А. И. Сорокина и др.,
познавательным интересом учащихся посвящаются работы Г. И. Щукина, Л. Ф.
Захаревич, П. Г. Сирбиладзе, Т. А. Куликова, Т.А. Шукурова, М. Шайхова и
другие. Они считают, что самореализация активной деятельности учащихся
происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям,
к свободному выбору заданий, творческой деятельности. В процессе активизации формируются
ценнейшие свойства личности учащегося, его активный отклик на окружающее, его
творческие устремления. Становление учащегося субъектом деятельности обеспечит
его активную жизненную позицию.
В активе педагогов и
психологов существуют такие разработки о способностей, как работы Б.
Хайруллоева, Б. М.Теплова о музыкальных способностях, работы Е. И. Игнатева и
В. И. Пересенко об изобразительных способностях, работа В. П. Ягунковой о
литературных способностях, труды В. А. Крутецкого о математических способностях,
работа Л. И. Уманского об ораторских способностях, исследования Ф. Н.
Гонабалина и Н. В. Кузминой о педагогических способностях, труды А. Ф. Эсаулова
о способностях к изобретательской деятельности, исследование М. Г. Давлетшин о
технических способностях и другие. В этих работах учёные рассмотрели
способность как специальное психическое качество человека. Их идею объединяет
тот факт, что эти признаки являются средством познания окружающего мира.
Из таджикских учёных -
историков педагогики необходимо, в первую очередь, отметить монографии
академика Ф.П. Репа, Обидова И.О., Ходжимухамедовой Р.И., Шукурова М. Р.,
Арипова М., Хамидова Р.Я., Авзалова Х.С., Рахимова Б. Р., Кадырова К.Б., а
также ряд кандидатских и докторских диссертаций, в которых в определенной
степени отражены отдельные аспекты исследуемой проблемы.
Роль формирования
познавательных способностей школьников на современном этапе развития в новых
социально – экономических условиях возросла в связи с принятием в республике
национальных концепции образования и воспитания. Данная тема также не могла
оставить и отечественных учёных – педагогов равнодушно. В своих работах М.
Лутфуллоев, Ф. Шарипов, Т. Шукуров, Х. Буйдаков, Т. Зиёев, Шайхов М. и другие
коснулись отдельной части данной проблемы. Особенно подробно они рассмотрели
познавательную активность и деятельность школьников разного возраста в учебно –
познавательном процессе.
Познавательная
активность и деятельность в учебно – познавательном процессе являются
источником формирования познавательной способности школьников. Познавательная
способность возникает на почву познания и в этом процессе выражающаяся в
заинтересованном принятии информации, желание углубить и уточнить свои знания в
самостоятельном поиске, ответов на интересующие вопросы; проявлении творческого
подхода, в умении усваивать способ познания и применять его на другом
материале.
Понятие «познавательная
способность» используется в тех случаях, когда помимо собственно –
интеллектуальной способности имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде
потребностей.
Основу развития
познавательной способности составляют те принципы воспитания личности и
развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов
познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя,
сверстника). Именно поэтому наиболее значительными ситуациями в возникновении
актов познавательной способности являются ситуации «обучения, различных типов
межличностного взаимодействия, игры, учения и жизненная практика» (57:56).
Анализируя идеи формирования
познавательных способностей в педагогической науке, нельзя не
согласиться с Л.С. Выготским. Он обращался, в основном, в своей работе
«Педагогическая психология», обозначая этим понятием фактически отдельные, но
находящиеся в неразрывной взаимосвязи высшие психические функции. Автор писал:
«психологическое представление о работе человека, как составленной из многих
отдельных способностей, не выдерживает строгой критики. Каждая наша
«способность» работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по
себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее
действия» (22: 84). Точки зрения Г.М Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова (43)
тоже сходятся с Л.С. Выготским. По их мнению, способности – это индивидуально -
психологические особенности личности, являются условием успешного выполнения
той или иной продуктивной деятельности. Способности включают в
себя как отдельные знания, так и готовность к обучению новым способам и приемам
деятельности. На формирование познавательной способности учащихся огромное
влияние оказывает познавательная деятельность, способствующая его
положительному отношению к учебному процессу, к систематическому познанию им
содержания знаний, к овладению умением познавать мир. Г. М. Щукина тоже
считает, что основой формирования и развития познавательной способности
является познавательная деятельность. По этому поводу она говорила: «Невозможно
не переоценить значение познавательной деятельности, как источник формирования
и развития познавательной способности. Для общего развития учащегося и
формирования его личности, под влиянием познавательной деятельности развиваются
процессы познания» (117: 59).
В истории педагогики и
школы можно встретить разные определения понятия «способность». Поэтому возникает
вопрос: что такое способность? Многие авторы давали ему развёрнутые
определения. В частности, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «...
сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных,
без которых человек не был бы способен к какой – либо конкретной деятельности и
свойств, которые лишь в процессе определённым образом организованной
деятельности вырабатываются» (79: 45). Аналогичные по содержанию высказывания
можно найти и у других авторов.
Б. М. Теплов выделил
три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто
используемого специалистами: 1) способности – это индивидуально –
психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только
те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности
или несколько деятельностей; 3) способности несводимы к знаниям, умениям и
навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и
быстроту их приобретения.
Наиболее детально этот
вопрос рассматривался в работах В. Д. Шадрикова. По его мнению «...способности
можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные
психические функций, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в
успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных
психических функции. При определении индивидуальной меры выраженности
способностей целесообразно придерживаться тех же параметров, что и при
характеристике любой деятельности: производительности, качества и надежности» (107:
11)
Педагогика даёт
недвусмысленный ответ: способность - это индивидуальные особенности личности,
являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода
деятельности. Быть ещё точнее, способность – это свойства души человека, понимаемая
как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний (76) Это
наиболее широкое и традиционное определение способностей.
Постольку поскольку
способность является психологическим феноменом, многие ученые прошлого
определили способность как высокий уровень развития общих и специальных знаний,
умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов
деятельности. Данное определение было распространено в педагого –
психологической науке в XVIII-
XIX веках.
Некоторые учёные
склонны к тому, что способности человека не даны ему, а представлены в виде
предметов которыми он должен овладеть. Способность – это такие индивидуальные
отличия личностей, которые не сводятся к навыками, умениям и знаниям, но могут
объяснить легкость и быстроту их приобретения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|
|