бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа бесплатно рефераты

Теоретическую основу исследования составили философские обоснования понятия формирования познавательных способностей старшеклассников в процессе изучения истории таджикского народа, а также анализ явлений и процессов, определяющих роль познавательной деятельности в процессе формирования и развития познавательных способностей старшеклассников.

В значительной степени исследование опирается на теорию целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, В.И.Загвязинский и др.), возрастной периодизации психического развития (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин); на идеи задачного подхода в обучении (И.Я.Лернер); на концепции мыслителей и учёных Востока ( А. Рудаки, Авицена, Беруни, У. Кайковус) о том, что способность не является наследственным качеством и другие, а также на содержание предмета истории таджикского народа.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы исследования: анализ научной, научно-методической и психолого-педагогической литературы; обобщение и систематизация научных данных; наблюдение за работой учителей общественных дисциплин и учащихся; педагогический эксперимент; интервьюирование, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение и другие.

Источники исследования:

- законодательные и нормативно-правовые акты Республики Таджикистан в сфере образования;

- труды современных западных, русских и таджикских ученых о содержании курса истории таджикского народа;

- труды современных западных ученых, русских и таджикских исследователей по проблемам формирования и развития познавательных способностей школьников, в том числе учащихся старших классов;

- фундаментальные исследования педагогов, психологов, методистов и опыт работы передовых учителей общественных дисциплин республики.

Организация и основные этапы исследования. Опытная работа осуществлялась с сентября 2002 года по май 2009 года на базе Научно – исследовательского института педагогических наук Академия педагогических наук Министерства образования Республики Таджикистан, Института усовершенствования профессионального образования ГБАО, в школах: № 10, 12, 21 Рошткалинского; №, 1, 8, 18, 28 Шугнанского; № 7, 9, 12, 6 Рушанского районов и № 3, 5, 8, 9 города Хорога ГБАО. Экспериментальной работой было охвачено 345 старшеклассников в возрасте от 15 до 17 лет.

На первом этапе (2002 - 2004 гг.) осуществлялся анализ философской, педагогической, психологической, социологической и научно-технической литературы по проблеме исследования, определялись его теоретико-методологические основы; выявлялись особенности индивидуальной и групповой познавательной деятельности учащихся в рамках опытно-экспериментальной работы «Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа»; уточнялась формулировка рабочей гипотезы; разрабатывалась программа экспериментального исследования.

На втором этапе (2004 - 2005 гг.) проводилось исследование практики организации различных типов проектов с учащимися в старших классах образовательных учреждений; осуществлялся педагогический эксперимент; уточнялись теоретические положения исследования.

На третьем этапе (2005 - 2009 гг.) - анализировались и обобщались полученные данные, осуществлялось систематизация и теоретическое обобщение результатов экспериментальной работы, их интерпретация и внедрение, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в:

- выявлении путей повышения эффективности усвоения исторических знаний на основе формирования познавательных способностей старшеклассников;

- определении несоответствия между потребностями учащихся старших классов к изучению истории своего края и существующим содержанием образования по истории таджикского народа;

- обосновании психолого-педагогических и дидактических условий развития познавательных способностей учащихся старших классов на уроках истории таджикского народа;

- внедрении опытно-экспериментальным путем технологии развития познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа с учётом их возрастных особенностей и социального статуса.

Теоретическая значимость исследования определяется уточнением сущности познавательных способностей и на основе педагогических подходов выявить причины их развития; теоретически обоснованы педагогические возможности разнообразия познавательной деятельности (в плане ее содержания, организации и педагогического взаимодействия), как средства формирования познавательных способностей старшеклассников; обогащена теория формирования познавательных способностей учащихся за счёт обобщения различных подходов к определению их сущности и выделении структурных компонентов познавательного интереса, деятельности, активности и потребности.

Практическая ценность работы заключается в:

- разработке педагогических условий и практических рекомендаций по формированию познавательных способностей учащихся в образовательных учреждениях различного типа с учётом возрастных особенностей, а также чтении курса лекций по педагогике и дидактике в вузах и системе повышения квалификации учителей;

- разработке и апробации диагностического комплекса (критерии, показатели, методы и методики) по формированию познавательных способностей, которые могут применяться при диагностике уровня развития познавательных способностей старшеклассников в образовательной практике;

- результаты проведенного исследования помогут учителям более квалифицированно подойти к формированию у школьников познавательных способностей и интереса к изучаемому предмету.

Положения, выносимые на защиту:

- современное состояние преподавания истории таджикского народа в школах Республики Таджикистан в настоящее время характеризуется в основном на автаритарной педагогике, в которой главная фигура на уроке является учитель; даный принцип не способствует формированию познавательных способностей учащихся, эта стратегическую цель можно выполнить с помощью демократизации учебного процесса;

- психолого – педагогическая характеристика познавательных способностей старшеклассников и ее эффективность заключается в овладении систематизированными знаниями, умениями и навыками по истории, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов общественной жизни, формировании исторического мышления, критически анализировать получаемую историческо – социальную информацию, определить собственную позицию по отношению к исторической реальности;

- формирование познавательных способностей старшеклассников в учебно – познавательном процессе на уроках истории происходит во взаимосвязи и взаимосависимости от объективных, субъективных и внешних факторов, содержания исторического образования и его концептульных основ, межкурсовой связи истории, профессиональной компетенции учителя, обладающего способностью с помощью активных форм обучения формировать эффективность познавательные способности учащихся старших классов.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов и методик исследования, адекватных его цели и задачам; опытно - экспериментальной проверкой теоретических разработок; воспроизводимостью результатов исследования в образовательной практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования были изложены в статьях и публикациях автора, а также были использованы на курсах повышения квалификации в Центральном институте повышения квалификации работников сферы образования, в Институте усовершенствование профессионального образования ГБАО, на лекциях и семинарах, организованных Фондом Ага-хана и международными организациями для учителей общеобразовательных школ Республики Таджикистан, а также внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе обсуждений на республиканских и областных конференциях.

Структура и объём диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и содержит таблицы. Содержание диссертации изложено на 174 страницах компьютерного набора. Библиографический список насчитывает 140 наименований.

Глава I. Теоретические особенности познавательных способностей как педагогическая проблема

 

1.1 Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке


Проблема познавательной способности учащихся является одной из важнейших направлений теории и практики педагогической науки и не только этой науки. Она издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов, начиная от Сократа и до наших дней.

В педагогической практике, наблюдая за деятельностью школьников в учебно – познавательном процессе и сопоставляя их учебные достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что они заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Развитие способностей у школьников совершается в процессе обучения и воспитания. Как и другие способности познавательная способность школьника формируется посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства.

Ряд работ посвящен изучению истории исследования познавательной активности школьников младшего возраста, написаны, в том числе Л. И. Божовичем, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяковым, М. Лутфуллоевым, Ф. Шариповым и некоторыми другими учеными.

В школьной педагогике изучены различные формы познавательной активности, в том числе любознательность отражена в трудах Д. Н. Годовикова, К. М. Рамонова, А. И. Сорокина и др., познавательным интересом учащихся посвящаются работы Г. И. Щукина, Л. Ф. Захаревич, П. Г. Сирбиладзе, Т. А. Куликова, Т.А. Шукурова, М. Шайхова и другие. Они считают, что самореализация активной деятельности учащихся происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, творческой деятельности. В процессе активизации формируются ценнейшие свойства личности учащегося, его активный отклик на окружающее, его творческие устремления. Становление учащегося субъектом деятельности обеспечит его активную жизненную позицию.

В активе педагогов и психологов существуют такие разработки о способностей, как работы Б. Хайруллоева, Б. М.Теплова о музыкальных способностях, работы Е. И. Игнатева и В. И. Пересенко об изобразительных способностях, работа В. П. Ягунковой о литературных способностях, труды В. А. Крутецкого о математических способностях, работа Л. И. Уманского об ораторских способностях, исследования Ф. Н. Гонабалина и Н. В. Кузминой о педагогических способностях, труды А. Ф. Эсаулова о способностях к изобретательской деятельности, исследование М. Г. Давлетшин о технических способностях и другие. В этих работах учёные рассмотрели способность как специальное психическое качество человека. Их идею объединяет тот факт, что эти признаки являются средством познания окружающего мира.

Из таджикских учёных - историков педагогики необходимо, в первую очередь, отметить монографии академика Ф.П. Репа, Обидова И.О., Ходжимухамедовой Р.И., Шукурова М. Р., Арипова М., Хамидова Р.Я., Авзалова Х.С., Рахимова Б. Р., Кадырова К.Б., а также ряд кандидатских и докторских диссертаций, в которых в определенной степени отражены отдельные аспекты исследуемой проблемы.

Роль формирования познавательных способностей школьников на современном этапе развития в новых социально – экономических условиях возросла в связи с принятием в республике национальных концепции образования и воспитания. Данная тема также не могла оставить и отечественных учёных – педагогов равнодушно. В своих работах М. Лутфуллоев, Ф. Шарипов, Т. Шукуров, Х. Буйдаков, Т. Зиёев, Шайхов М. и другие коснулись отдельной части данной проблемы. Особенно подробно они рассмотрели познавательную активность и деятельность школьников разного возраста в учебно – познавательном процессе.

Познавательная активность и деятельность в учебно – познавательном процессе являются источником формирования познавательной способности школьников. Познавательная способность возникает на почву познания и в этом процессе выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желание углубить и уточнить свои знания в самостоятельном поиске, ответов на интересующие вопросы; проявлении творческого подхода, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.

Понятие «познавательная способность» используется в тех случаях, когда помимо собственно – интеллектуальной способности имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей.

Основу развития познавательной способности составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника). Именно поэтому наиболее значительными ситуациями в возникновении актов познавательной способности являются ситуации «обучения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения и жизненная практика» (57:56).

Анализируя идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке, нельзя не согласиться с Л.С. Выготским. Он обращался, в основном, в своей работе «Педагогическая психология», обозначая этим понятием фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной взаимосвязи высшие психические функции. Автор писал: «психологическое представление о работе человека, как составленной из многих отдельных способностей, не выдерживает строгой критики. Каждая наша «способность» работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия» (22: 84). Точки зрения Г.М Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова (43) тоже сходятся с Л.С. Выготским. По их мнению, способности – это индивидуально - психологические особенности личности, являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности включают в себя как отдельные знания, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. На формирование познавательной способности учащихся огромное влияние оказывает познавательная деятельность, способствующая его положительному отношению к учебному процессу, к систематическому познанию им содержания знаний, к овладению умением познавать мир. Г. М. Щукина тоже считает, что основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. По этому поводу она говорила: «Невозможно не переоценить значение познавательной деятельности, как источник формирования и развития познавательной способности. Для общего развития учащегося и формирования его личности, под влиянием познавательной деятельности развиваются процессы познания» (117: 59).

В истории педагогики и школы можно встретить разные определения понятия «способность». Поэтому возникает вопрос: что такое способность? Многие авторы давали ему развёрнутые определения. В частности, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «... сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой – либо конкретной деятельности и свойств, которые лишь в процессе определённым образом организованной деятельности вырабатываются» (79: 45). Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.

Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способности – это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколько деятельностей; 3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.

Наиболее детально этот вопрос рассматривался в работах В. Д. Шадрикова. По его мнению «...способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функций, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функции. При определении индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно придерживаться тех же параметров, что и при характеристике любой деятельности: производительности, качества и надежности» (107: 11)

 Педагогика даёт недвусмысленный ответ: способность - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Быть ещё точнее, способность – это свойства души человека, понимаемая как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний (76) Это наиболее широкое и традиционное определение способностей.

Постольку поскольку способность является психологическим феноменом, многие ученые прошлого определили способность как высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в педагого – психологической науке в XVIII- XIX веках.

Некоторые учёные склонны к тому, что способности человека не даны ему, а представлены в виде предметов которыми он должен овладеть. Способность – это такие индивидуальные отличия личностей, которые не сводятся к навыками, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17