бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа бесплатно рефераты

- интерес к современному содержанию школьных программ и связанная с этим престижность овладения научными знаниями;

- интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности путём интерактивных подходов, которые широко предусмотрены в современной структуре урока и считаются как дидактические требования к учебно – познавательному процессу;

-возможность самоутверждения, реализации потребности во взрослости, в творческой, поисковой деятельности на уроке и во внеурочных формах работы и т.д.

Стимуляцию познавательных способностей учащихся при помощи содержания учебного материала обеспечивают: новизна содержания учебного материала, обновление уже усвоенных знаний, историзм, современные достижения науки, практическая значимость содержания знаний. Многообразие форм самостоятельной работы, овладении новыми способами деятельности, проблемность с элементами исследования, творческие работы, практические работы и т.д. тоже способствуют стимуляцию познавательных способностей учащихся.

Активизацию познавательных способностей в зависимости от отношений между участниками в учебно - познавательном процессе вызывают: «создание эмоционального тонуса познавательной деятельности учащихся, эмоциональность самого учителя, доверие к познавательным возможностям учащихся, взаимная поддержка в деятельности учителя и учащихся (встречный процесс), соревнование, поощрение» (53: 78). Эти характеристики учебного процесса стимулируют формирование и развитие познавательной способности старшеклассников.

Каждому ученику присуща широкая познавательная потребность, т.е. стремление найти ответы на волнующие его вопросы и узнавать мир. Однако познавательные способности у разных школьников неодинаковы и меняются у каждого школьника по мере его развития. Во что превращается общая познавательная потребность, зависит от реальной деятельности, в которую включается школьник. Это означает, что до начала обучения у школьника может и не быть потребности в овладении способами получения знаний. Этот новый тип отношения к учению надо специально формировать на основе присущей ребенку широкой познавательной потребности и путем включения ученика в особым образом организованные виды учебной деятельности.

Теоретически анализируя идеи формирования познавательной способности в педагогической науке можно прийти к выводу, что зарубежными и отечественными учёными – педагогами выполнено немало работ, посвященных изучению термина «способности» и источники формирования познавательных способностей школьников. Определяя термин способности, они склоняются к тому, что, способность включают в себя как отдельные знания, так и готовность к обучению новым способам и приемам познавательной деятельности. Учёные считают, что способность и познание, как и другие психические компоненты личности имеют свои источники развития, которые являются познавательными: деятельности, самостоятельности, интересы, активности, потребности, желания и т.д., которые способствуют формированию познавательной способности человека. Каждые отдельные учёные работали над этими источниками. В этом направлении все учёные склоняются к тому, что способности надо оценить по деятельности, так как познавательная способность оценивается познавательной деятельностью.

1.2 Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников


Познавательная способность и личностная особенность учащихся старших классов состоит в центре современной теории обучения, потому что по своей педагогической и психологической структуре и по своему месту в определение задач обучения, она включает в себя эти возможности. Познавательная способность есть и будет важной составной частью всех функций: образовательного, воспитывающего и развивающего обучения.

Сегодня, как и прежде перед педагогической наукой и школой стоят весьма важные и сложные задачи: вооружить школьников определённой системой знаний, умений и навыков: формировать у них способности к познанию, готовность к самостоятельной деятельности.

Во всех образовательных учреждениях учебная деятельность является важным учебно – воспитательным фактором, там все: личность учителя, содержание, принципы, методы, формы и средства обучения, позитивные взаимоотношения учителя с учениками и т.д. положительно влияют на формирование и развитие познавательных способностей школьников.

Но для определения целей и задач формирования познавательной способности учащихся старших классов в первую очередь учителям необходимо иметь чёткое представление о сущности познавательной способности и психологической особенности старшеклассников.

Для старшего школьного возраста характерны следующие особенности:

●       широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям;

●       учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке);

●       умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.

Здесь задача учителей состоит в том, чтобы они опирались на достижения предыдущего возраста школьника и стремились мобилизовать потенциальные возможности данного возраста для достижения поставленных целей.

Проблема соотношения познавательной способности и возрастной особенности занимает в теории способностей особое место. Она является предметом изучения педагогики и психологии. Этими науками давно доказано, что познавательные способности школьников кроме других факторов, прежде всего зависят от их возраста. С переходом от одного школьного возраста к другому познавательная способность у них увеличивается.

Старший школьный возраст, охватывает период развития примерно от 16 до 18 лет и соответствует времени обучения учащихся в старших (Х -XI) классах школы. Новые условия жизни и деятельности резко изменяют положение старших школьников в обществе, которое предявит им почти те же требования, что и к взрослым людям.

Изменяется и гражданское положение старших школьников в обществе. В 16 лет, они получают паспорт, а с 18 лет они станут полноценными гражданами республики и приобретают все конституционные права, участвуют на выборах и т.д. Старшеклассники стремятся определить свои жизненный путь, выбрать свою будущую профессию, и стремятся осуществить ее. Все эти изменения произведут огромное влияние на их личную жизнь.

В возрастной психологии возраст старшего школьника принято относить к ранней юности. Ранняя юность приносит много нового в эмоциональную жизнь учащегося по сравнению с годами подростничества.

В этом возрасте в значительной мере исчезают те внутренние конфликты, которые были связаны с противоречиями подросткового возраста, но тем самим появляются свои проблемы, вызванные серьезными изменениями в личности, изменениями в запросах, интересах, устремлениях, кругозоре, ожиданиях старшеклассников. Все это накладывает свой отпечаток на черты эмоциональной жизни школьника этого возраста. У старшеклассников мышление становится более систематическим и критическим. Старшеклассники требуют доказательств и обоснования тех утверждений, которые они слушают от учителей, окружающих и близких. Они любят поспорить, нередко увлекаются остроумными выражениями, красивыми фразами, оригинальной формой выражения. Происходит в эти годы и совершенствование памяти школьников. Это относится не только к тому, что в значительной мере меняются способы запоминания.

С этим связано то, что познавательные способности в старшем школьном возрасте становятся более избирательными, устойчивыми. В старшем школьном возрасте мотивы учения связаны уже не столько с условиями школьной жизни учеников, сколько с перспективами их интересов.

Важной возрастной особенностью старшеклассника заключается в том, что он готовится к осуществлению своей мечты, т.е он готовится продолжить учёбу в высшие учебные заведения, получить профессию, найти место в сфере бизнеса, обслуживания, т.е. определить свое достойное место в обществе.

Определяя характерные черты школьников данного возраста, Н. А. Чурилин говорил: «…для старшеклассников приобретает характер та деятельность, которая способствует формированию общественно - полезных, профессиональных интересов личности. Именно старшеклассники, в силу специфики их учебной и трудовой деятельности, включаются в поиск межнаучных связей, переносят знания из одного предмета в другой и комплексно их применяют» (104: 9). Возрастные особенности, стадии возрастного развития, через которые проходят все нормальные дети, та почва, на которой вырастают и индивидуальные познавательные способности. Поэтому старший школьный возраст на лестнице школьного обучения занимает верхние, завершающие ступени, зрелый период. Это и есть – его особая роль, особая значимость в психическом развитии, в личной жизни и в формировании его личности. По формированию личных качеств, старшеклассник переходит период наблюдателя реальной жизни и станет непосредственным ее участником.

Чтобы добиться хороших результатов в учебе, школьникам этого возраста необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский писатель А. Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом» (99: 426). Поэтому познавательные способности в этом возрасте четко приобретают ненасыщаемый характер, т.е. возрастают по мере удовлетворения. Они реализуются даже во внешкольных занятиях, в самостоятельном, интенсивном приобретении знаний.

Еще одной из возрастных особенностей учащихся старших классов заключается в том, что они находятся на завершающем этапе развития, перед началом самостоятельной жизни. Но личностная особенность этих групп школьников, в первую очередь, зависит от их правильного обучения и воспитания, что означает особенность социальной ситуации развития старших школьников. Среди школьников есть и будет много способных, одарённых, и талантливых, можно сказать и гениальных личностей. Для развития их способностей требуется особое внимание со стороны школы, учителей, родителей, общественности и. особенно, государства.

Для определения целей и задач по формированию и развитию познавательных способностей учащихся старших классов необходимо иметь чёткое представление о сущности познавательных способностей и психологической особенности старшеклассников. Многие педагоги и психологи нашей страны и зарубежом всё время останавливались на том, чтобы решить данную проблему.

Из таджикских психологов Х. Буйдаков (15), изучая возрастные особенности старшеклассников в своей работе по изучению личностных особенностей старшеклассников, предлагает следующие параметры:

· направленность личности учащегося, интересы и склонности, отношение к учению и труду, к коллективу и самому себе;

·                   волевые и эмоциональные качества;

· особенности познавательной деятельности и способности, а также умственного развития учащегося.

Поэтому, работая с учениками, учитель должен помнить: отдать ученику можно только то, что имеешь сам, сформировать у него можно лишь такие черты, которые есть у тебя. Следует сказать о том, что формирование познавательной способности старшеклассников органически связано с удовлетворением духовных потребностей учащихся. А удовлетворение этих потребностей могут обеспечить только школа и учителя.

Анализируя педагого – психологические свойства обучения и его влияние на формирование познавательных способностей старших школьников, можно прийти к выводу, что иногда в процессе обучения учителя допускают некоторые ошибки: это когда учитель недостаточно хорошо знает своего преподаваемого предмета; когда учитель не знает или не берёт во внимание возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников; отсутствием у учителя чувства педагогического такта, что и приводит к ослаблению их познавательных способностей.

Познавательная способность школьника складывается, развивается и проявляется в различных видах познавательной деятельности. Однако не всякая познавательная деятельность является условием развития познавательной способности. Было бы неправильно рассматривать любую деятельность школьника в учебном процессе как познавательную деятельность. Если эта деятельность принимается учащимися как навязывания учителем и далека от их стремлений и целей, они не заинтересованы в её результатах, им надоесть выполнять каждый раз одни и те же задания, а они чувствуют, что способны решить гораздо более сложные задачи, а занятие не позволяет им проявлять свои склонности и способности, то такая деятельность не удовлетворяет их познавательную потребность. Следовательно, для того, чтобы достичь высоких результатов в получении знаний, умений и навыков нужно как можно полнее развивать свои познавательные способности и другие личностные качества, удовлетворяющие требования современной школы, т.е. школьники сами должны активно участвовать в учебно – познавательном процессе. Поэтому учитель должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы познавательная потребность старшеклассников превратилась в их познавательное желание.

Субъектом развития познавательной способности старшеклассника, да и школьника любого возраста является его познавательная деятельность. Поэтому в центре учения, имеющего социально – педагогические основы стоит личность школьника, её сознание, отношение к познаваемому миру, и к самому процессу познания, и к соучастникам познавательной деятельности - к сверстникам и учителям, организующим и направляющим его учение. Познавательная деятельность является единственным способом подготовки молодых поколений к жизни. Познавательная деятельность это особого склада деятельность, хотя структурно она выражает единство с любой другой деятельностью учащихся. Сама познавательная деятельность, которая является и источником развития познавательной способности, всегда зависела от положения и атмосферы в обществе. В трудный период становления независимого Таджикского государства, когда в республике произошла братоубийственная война, система образования в какой то мере попала в кризисную ситуацию. Анализ педагогической литературы данного периода показывает что «...состояние учебного процесса в школах республики недостаточно полно отвечает современным требованиям. Как методика обучения, так и качество знаний учащихся отстали в какой – то мере от реальной жизни. Многие учащиеся выпускных классов не обладают навыками, умениями и знаниями, способствующими рассуждать самостоятельно и творчески высказать свою точку зрения, дискуссировать, делать ясные выводы и умозаключения. Это показывает, что в учебном процессе недостаточное внимание уделяется на систематическое развитие познавательной активности и способности выпускников» (110).

Но на нынешнем этапе познавательная деятельность школьника старшего возраста представляет собой обязательную, систематически совершаемую деятельность подрастающего поколения, назначение которой определено государством посредством учебных программ. Поэтому нынешние авторы учебной программы истории таджикского народа при составлении программ учли возрастные особенности и познавательные способности учащихся старших классов (127).

Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника этого возраста является характер её протекания. Поскольку и цель и содержание, и способы познавательной деятельности школьника заложены в программу, процесс учения, в который включается ученик, может протекать по – разному, с различным приложением сил, активности, самостоятельности и способности учащегося как одного из субъектов образовательного процесса.

Решающее значение для проявления и развития познавательной способности учащихся имеет его активная включенность в практическую деятельность, в которой он реализует свои интересы и склонности. Интересы и склонности личности способствуют формированию устойчивого внимания к нему, а вместе с тем и развитие ее способностей как внутренних возможностей для достижения высокого уровня в учёбе.

Для формирования познавательных способностей учащихся рядом с другими факторами огромное влияние оказывает система образовательно – воспитательной деятельности школы, которая способствует развитию их знаний, умений и навыков. Знания, умения и навыки - это результат отражения в представлениях, мышлении и действиях учащихся материального мира, закономерностей развития природы и общества.

Познавательные способности характеризуются ещё тем, что в них представлено единство генетических или же родовых и специальных способностей. Вопрос о «родовых», общечеловеческих способностях и способностях специальных, возникающих и проявляющихся в отдельных видах деятельности, коснулся А.И. Раев в своей работе «Прогнозирование, кодирование и перенос как познавательные способности» (71). По его мнению особенность познавательных способностей позволяет в процессе их изучения увидеть и то, что является характерным для родовых способностей, и то, что присуще специальным способностям.

При проведении любого исследования объектом изучения выступает реальная учебная деятельность школьников. Поэтому есть все основания считать целенаправленное обучение учащихся прогнозированию, кодированию и переносу весьма значимым и актуальным для развития познавательных способностей современного школьника старшего возраста.

По нашему мнению, избранные для исследования познавательные способности отвечают и тем, требованиям, которые вытекают из анализа соотношения познавательных способностей и познавательной деятельности старшеклассников. А прогнозирование, кодирование и перенос определяют качество познавательной деятельности и их целенаправленная реализация приводит к совершенствованию этой деятельности, поскольку создаются объективные условия для дальнейшего развития познавательных способностей школьников старшего возраста. Эти виды познавательных способностей включают в себя акты восприятия, памяти, мышления и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17