Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа
Анализируя данную
таблицу, можно прийти к выводу, что оценки ответов на предложенные нами вопросы
в экспериментальных классах дали такие результаты: в 2003 - 2004 учебном году
«5» получили от 3,1% до 3,8%, на «4» от 33,9% до 34%, на «3» от 31,3 до 32,7%,
на «2» от 29,5% до 31,6%; в 2004 - 2005 учебном году на «5» от 5,3% до 5,7%, на
«4» от 36,6% до 37,2%, на «3» от 30,3% до 31,4%, на «2» от 26, 2% до 27,5%; в
2005 - 2006 учебном году на «5» от 6,6% до 8,6%, на «4» от 40,4% до 41,7%, на
«3» от 30,6% до 32,1%, на «2» от 19,6% до 20,3% учащихся.
Результаты в
контрольных классах выглядели таким образом: в 2003 - 2004 учебному году «5»
получили от 1,2% до 2,5%, «4» от 29,4 % до 29,5%, «3» от 30,4% до 31,2%, «2» от
37,6% до 38,3%, в 2004 - 2005 учебному году «5» получили от 2,8% до 3%, «4» от
29% до 29,9%, «3» от 29,8% до 32,1%, «2» от 35,9% до 37,1%; в 2005 - 2006
учебному году «5» получили от 1,7% до 3,5%, «4» от 29,3% до 29,6%, «3» от 30,2%
до 31,7%, «2» от 37,1% до 36,5% учащихся.
Сравнивая данную
таблицу с предыдущим (№6), можно прийти к мнению, что количество учащихся
отвечавших на «5» (от 0% до эксперимента - 8,6% после эксперимента в X
классе, от 0% до эксперимента, 6,5% после эксперимента в XI
классе) и на «4» (от 20,4% до эксперимента - 40,4% после эксперимента в X
классе, от 21,2% до эксперимента - 41,7% после эксперимента в XI
классе) в экспериментальных классах увеличивается, а количества учащихся
получившие оценки «3» (от 37,7% до эксперимента - 30,6% после
эксперимента в X классе и от
36,6% до эксперимента - 32,1% после эксперимента в XI
классе)
уменьшается. Но эти изменения по сравнению с изменениями в оценки «5» и «4»
незначительные и составляют всего от 7 %.
Изучение и анализ
данных таблиц показывают, что количество учащихся получивших «5» в
экспериментальных классах колеблется в X
классе от 3,1% до 8,6%, в XI
классе от 3,8% до 6,5% и получивших «4»
колеблется в X классе от 34% до 40,4%,
в XI классе от 33,9%
до 41,7% , а в контрольных классах от 29,5% до 29,3%, в XI
классе от 29,4% до 29,6%. Эти показатели более высокие, чем показатели,
полученные в начале экспериментального обучения.
Для определения
состояния прироста познавательной способности старшеклассников до и после
эксперимента мы составили следующая диаграмма (Диаграмма 1).
(Диаграмма № 1)
Итог диаграммы
показывают, что прирост познавательной способности старшеклассников
экспериментальной группы (получившие оценки «5» и «4») при изучении истории
таджикского народа обучавшихся в 2002 - 2003 учебном году значительно ниже, чем
у учащихся занимавшихся в 2005 - 2006 учебному
году и в среднем
составляет 7,6 % на 20,3 %. Но в контрольной группе этот результат выглядит по
другому и в среднем составлял 2,6% на 6,3%. Наблюдения и анализ
показали, что причина такого незначительного роста изменения происходил, во –
первых, за счет усовершенствования учебно–познавательного процесса. В последнее
время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим
инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными
для данной цели и, во – вторых, осознание и понимание сущности исторического
образования в развитии общества со стороны старшеклассников.
Как показывали
результаты анкеты проведенной в экспериментальном классе, старшеклассники испытывают
потребность в деятельности, которая ведет к приобретению знаний, понимают, что
без знаний нельзя успешно организовать жизнь, производственную деятельность,
правильно мыслить и правильно действовать.
Все это создает
предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а
именно использование активных, интерактивных и другие инновационных
дидактических подходов в преподавании истории таджикского народа. Процесс
развития современного образования требует применение различных моделей преподавания
активного, развивающего обучения, на им основан и наш эксперимент.
В изменившейся условиях
необходимо усиление роли истории в формировании гуманного подхода к
общественным явлениям. Поэтому изучение истории таджикского народа должно
создать условия для самостоятельного анализа общественных явлений с научных
позиций. Вместе с тем, пути и средства формирования познавательной способности
старшеклассников в процессе изучения истории таджикского народа зависят от
содержания исторического материала, от знаний учащихся. Нельзя не согласиться с
Н. Г. Дайри, который говорит, что «основой для развития вообще, и мышления в
особенности является содержание исторического образования. Для того, чтобы
содержание достаточно оказало свое развивающее воздействие, оно должно быть
усвоено» (30: 70). Эти слова также относятся и предмета истории таджикского
народа. Ибо, наряду с другими учебными предметами изучение истории таджикского
народа создает базу для повышения уровня развития познавательной способности
учащихся старших классов.
Базой формирования
познавательных способностей в условиях школы является всестороннее развитие
личности и обеспечивается всей системой ее познавательной деятельности. Для
формирования способностей огромное значение имеет общее развитие, а такое
развитие связано с формированием познавательных способностей. Опираясь на
проблему путей и средств формирования познавательной способности
старшеклассников в процессе изучения история таджикского народа, а также с
учетом качеств необходимых для учебно - познавательной работы по истории
таджикского народа, мы планировали работу, направленную на развитие
познавательных способностей старшеклассников по следующим направлениям:
1.Развитие
познавательных способностей к овладению приобретенными знаниями на основе
научного изложения результатов исследований по истории таджикского народа
(выделить главные идеи в тексте; правильно и полно понимать содержание текста;
прочно запоминать основные факты; воспроизводить полученные знания).
2.Развитие
познавательной способности к познанию истории на основе художественно -
образного отображения исторических событий (мысленно воссоздать исторический
образ; видеть типичные черты исторических явлений, событий, деятелей; понимать
и объяснить то, что отображено в художественных образах).
3.Развитие
познавательной способности к познанию истории путем самостоятельного изучения
(оценить источники; на основе исторических источников воображать картины
прошлого; систематизировать факты, анализировать их, отделять существенное от
несущественного; делать выводы и обобщения).
4.Развитие
познавательной способности к передаче исторических знаний другим людям
(самостоятельно составить план, тезисы, конспект выступления по заданной теме;
устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией).
Все эти группы имеют
адекватное значение; познавательные способности, включенные в каждую из них и
они имеют свои особенности. Совокупность качеств, указанных в первой группе
означает, что ученик в состоянии познавать историю на основе изложения, содержащего
результаты научной обработки исторического материала. Во второй – посягать на
сущность процессов, отражаемых в обобщенных художественных образах литературы и
искусства, в третьей - исследовать сырой исторический материал.
Говоря о развитие
познавательных способностей старшеклассников в процессе изучения истории
таджикского народа, мы должны подчеркнуть необходимость развития исторического
мышления, достижение высокого уровня, который, по нашему мнению, является
важнейшей частью решения проблемы формирования и развития познавательной
способности школьников старшего возраста в сфере исторических знаний.
В результате
использования в своей педагогической работе учителями экспериментальных классов
разработанных нами рекомендации, началось формирование и постепенное развитие
познавательной способности старшеклассников экспериментальных классов. При
использовании наших методических рекомендаций учащиеся научились: оперативно
мыслить, анализировать производственные ситуации, вырабатывать самостоятельные
решения, кратко и четко излагать свои мысли. Повысилась их активность и
заинтересованность. Изученный материал усваивался лучше.
Успешность рекомендации
подтверждается хорошими показателями при проведении экспериментальных работ в
экспериментальных классах. По итогам тестирования качество обучения учащихся 10
класса вырос на 69%, а на второй год обучения, когда они учились уже в 11
классе, на - 87%. Использование наших рекомендуемых советов способствовало
развитию познавательных способностей учащихся и привело к следующим изменениям:
1. Повысился
познавательный уровень.
2. Повысилась
активность при изучении и закреплении материала.
3. Повысилась
мыслительная способность (обоснование своих высказываний).
4. Самостоятельность
при выполнении практических работ и заданий.
5. Научились
отбирать и обобщать необходимые материалы.
Использование
дидактических рекомендаций (использование интерактивных подходов при изучении
истории таджикского народа) дало возможность, что в процессе обучения каждый
учащийся становится: участником совместного исследования и решения проблемы,
участником ролевой игры или анализа конкретной ситуации, групповой дискуссии
или мозгового штурма.
Анализ перелагаемой
нами работы показал, что использование интерактивных подходов обучения в
процессе изучения истории таджикского народа не теряет своей актуальности и
современности, способствующей развитию предприимчивости, активности,
критическому мышлению, самостоятельности, ответственности, пониманию других
людей и сотрудничеству.
Учителя средней школы в
процессе обучения одного из экспериментальных классов, внедряя в практику наши
разработки, утверждали, что они поистине интерактивные. Что же это за приемы?
Приведем некоторые из них:
Разминки. Этот прием
фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту
реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно,
что в этом случае работали даже те школьники, которые обычно молчат, поскольку
интеллектуально пассивны или стеснялись публичных ответов. Разминка занимает
5–7 минут.
В чем смысл данного
вида работы? Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или
первичного усвоения, когда вопросы очень простые (репродуктивные) и требуют
однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать
и слышать вопрос. Если устную разминку проводить в начале урока перед
объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку
домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше
(неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка.
Учащимся предлагается как можно быстрее, хором отвечать на вопросы (их обычно
15–20) и самостоятельно оценивать себя: в случае правильного ответа ставить
себе в тетради заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов
можно поставить себе отметку.
Буквенный диктант. Его
обычно использовали перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а
ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся не отвечают на вопрос, а
записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв учащиеся
составляют слово.
Числовой диктант. При
использовании этого приема учащиеся вспоминают два понятия, пытаются сохранить
их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо
действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во - первых, устный
счет сам по себе полезен на уроках для запоминания. Во-вторых, мы не просто
даем возможность называть что либо, а объяснить сказанное (год, события, имена
и т.д.), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только
по данному предмету, т. е. мы пытаемся расширить кругозор школьников. В -
третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы
ненавязчиво заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку
без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень
интересна.
Цифровой диктант. Этот
прием является идее о постоянной обратной связи, очень эффективно используется
для быстрой фронтальной проверки, усвоения и закрепления знаний. Учитель
произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу
(1), если нет – нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил
правильное число, получают «плюс» за работу (балл за данный этап урока).
Зрительный диктант. Его
часто использовали в любой части урока. Учитель на доске пишет несколько цифр
(годы) или слова (событий, имена, термины) и просит школьников запоминать их.
Потом за минуту стирает их и попросит учеников восстановить написанное.
Анализ некоторых
уроков, проведенные в экспериментальных классах разных школ с нашими
рекомендациями, еще раз доказал оптимальность результатов экспериментов,
проведенных диссертантам и в период эксперимента.
Существует огромное
множество подходов, способов, методов и приемов развития навыков познавательной
работы и актуализации обучения, используемых учителем в процессе обучения с
целью формирования и развития познавательной способности старшеклассников при
изучении истории таджикского народа. Во время проведения урока в 10 классе по
теме: «Деятельность военно- политической тройки» учитель одной из
экспериментальных школ задал ученикам такие вопросы:
1.Почему гражданская
война долго не продолжалась в Бадахшане?
2.Почему образованная
комиссия называлась «военно – политической тройкой»?
3.Какие препятствия
существовали для создания нового общества в Бадахшане?
Учащиеся по группам
готовились и высказали своё мнение. На первый вопрос отвечали так:
Ученица Г: Бедный народ
Памира не присоединялся к басмаческому движению, вообще на Памире не было
группы басмачества. Борьба за власть была только между русскими военными,
которые служили в армии.
Ученик И: русские,
находившись в течение нескольких лет в Хороге, защищали народ Бадахшана от
афганского ига, народ к ним относился с симпатией.
Ученица В.
Представители духовенства не призывали народ на борьбу против Советской власти.
На второй вопрос ответы
были такие:
Ученик Ш. ответил, что
тройка называлась потому, что руководство состоялось из трёх человек: Дьякова,
Шотемурова и Хусейнбоева.
Ученик Б: Военно –
политической называлась комиссия потому, что её задача – это восстановить
политическую власть, руководство на всех органах государственной структуры.
Ученица З. сказала, что
Дьяков, как представитель военного отряда Хорога, присоединился к комиссии.
Для третьего вопроса
прозвучали такие ответы. Трудностей в Бадахшане было много - сказал ученик Ф. Отрыв
от центра, неграмотность большинства масс, экономическая отсталость.
Ученица З. Отсутствие
кадров о местной национальности, отсутствие производства. В восстановление
таджикского государства некоторые отважные сыновья отличались особыми заслугами.
Шестеро из них удостоились званием Героя Таджикистана. Учитель попросил ребят,
чтобы они называли всех героев. Потом отмечалось, что сегодняшняя тема связана с
жизнью Ш. Шотемура и групповая работа тоже проводится о жизни и деятельности
этого великого человека.
Класс делился на три
группы по четыре человека, и получили такие задания:
Первая группа:
подготовьте доклад о жизни и деятельности Ш. Шотемура до 1920 года и отвечайте
на такие вопросы:
1.Почему маленький
Шириншо в 1914 году покинул Памир и отправился в Ташкент?
2.Как воздействовали на
его сознание связь с рабочими и переселенцами разных национальностей?
3.Какие способности у
Шириншо проявились во время выполнения первых революционных поручений?
Вторая группа: задание
на основе текста о деятельности комиссии военно – политической тройки в 1921 –
1924 годах. Группе дано задание: обратить внимание на эти вопросы и высказать
своё мнение.
1.Создание местных
партийных и государственных органов власти.
2.Предоотвратвращение
антиреволюционных движений и нормализация отношение киргизов и таджиков.
3.Образование первых
школ.
Третья группа: этой
группе был роздан текст - отрывок из письма Ш. Шотемура, который был написан в
1926 году в ЦК ВКП(б) «О политической, экономической и культурной ситуации
таджиков в республике Узбекистан». Ребятам надо познакомиться с содержанием
текста и ответить на вопросы:
1.Что заставило Ш.
Шотемура написать данное письмо в адрес Центрального правительства?
2.По содержанию письма,
какие черты характера проявились у него, как у руководителя?
3.Какие интересы у таджиков
республики Узбекистана он защитил?
Для выполнения данной
работы выделялось от 5 до 7 минут. При ответах учащимся даётся шанс дополнять
ответы товарища или выражать свои несогласия.
Ученики из первой группы
высказались так:
Ученик А: лишение
родительской заботы, тяжёлые условия в горном крае, агитация русского офицера
заставили его поехать в Ташкент.
Ученик З: В Ташкенте
среды народных масс большевики имели большой авторитет. Кроме того, здесь жили
люди разных национальностей. Всё это давало ему шанс хорошо овладеть тюркским,
русским языками и приблизиться к революционным идеям.
Ученик И: дополняет,
что испытал все трудности, закалялся в огне революционной борьбы и показал себя
знающим патриотом и гуманистом.
Ученик Г. Шириншо
всегда жаждал науки и знаний.
Ребята из второй
группы, выступая о деятельности Ш. Шотемура в 1921 – 23 гг. как председателя
ревкома на Памире, высказались так:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|
|