бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа бесплатно рефераты


Анализируя данную таблицу, можно прийти к выводу, что оценки ответов на предложенные нами вопросы в экспериментальных классах дали такие результаты: в 2003 - 2004 учебном году «5» получили от 3,1% до 3,8%, на «4» от 33,9% до 34%, на «3» от 31,3 до 32,7%, на «2» от 29,5% до 31,6%; в 2004 - 2005 учебном году на «5» от 5,3% до 5,7%, на «4» от 36,6% до 37,2%, на «3» от 30,3% до 31,4%, на «2» от 26, 2% до 27,5%; в 2005 - 2006 учебном году на «5» от 6,6% до 8,6%, на «4» от 40,4% до 41,7%, на «3» от 30,6% до 32,1%, на «2» от 19,6% до 20,3% учащихся.

Результаты в контрольных классах выглядели таким образом: в 2003 - 2004 учебному году «5» получили от 1,2% до 2,5%, «4» от 29,4 % до 29,5%, «3» от 30,4% до 31,2%, «2» от 37,6% до 38,3%, в 2004 - 2005 учебному году «5» получили от 2,8% до 3%, «4» от 29% до 29,9%, «3» от 29,8% до 32,1%, «2» от 35,9% до 37,1%; в 2005 - 2006 учебному году «5» получили от 1,7% до 3,5%, «4» от 29,3% до 29,6%, «3» от 30,2% до 31,7%, «2» от 37,1% до 36,5% учащихся.

Сравнивая данную таблицу с предыдущим (№6), можно прийти к мнению, что количество учащихся отвечавших на «5» (от 0% до эксперимента - 8,6% после эксперимента в X классе, от 0% до эксперимента, 6,5% после эксперимента в XI классе) и на «4» (от 20,4% до эксперимента - 40,4% после эксперимента в X классе, от 21,2% до эксперимента - 41,7% после эксперимента в XI классе) в экспериментальных классах увеличивается, а количества учащихся получившие оценки «3» (от 37,7% до эксперимента - 30,6% после эксперимента в X классе и от 36,6% до эксперимента - 32,1% после эксперимента в XI классе) уменьшается. Но эти изменения по сравнению с изменениями в оценки «5» и «4» незначительные и составляют всего от 7 %.

Изучение и анализ данных таблиц показывают, что количество учащихся получивших «5» в экспериментальных классах колеблется в X классе от 3,1% до 8,6%, в XI классе от 3,8% до 6,5% и получивших «4» колеблется в X классе от 34% до 40,4%, в XI классе от 33,9% до 41,7% , а в контрольных классах от 29,5% до 29,3%, в XI классе от 29,4% до 29,6%. Эти показатели более высокие, чем показатели, полученные в начале экспериментального обучения.

Для определения состояния прироста познавательной способности старшеклассников до и после эксперимента мы составили следующая диаграмма (Диаграмма 1).


(Диаграмма № 1)


Итог диаграммы показывают, что прирост познавательной способности старшеклассников экспериментальной группы (получившие оценки «5» и «4») при изучении истории таджикского народа обучавшихся в 2002 - 2003 учебном году значительно ниже, чем у учащихся занимавшихся в 2005 - 2006 учебному

году и в среднем составляет 7,6 % на 20,3 %. Но в контрольной группе этот результат выглядит по другому и в среднем составлял 2,6% на 6,3%. Наблюдения и анализ показали, что причина такого незначительного роста изменения происходил, во – первых, за счет усовершенствования учебно–познавательного процесса. В последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели и, во – вторых, осознание и понимание сущности исторического образования в развитии общества со стороны старшеклассников.

Как показывали результаты анкеты проведенной в экспериментальном классе, старшеклассники испытывают потребность в деятельности, которая ведет к приобретению знаний, понимают, что без знаний нельзя успешно организовать жизнь, производственную деятельность, правильно мыслить и правильно действовать.

Все это создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно использование активных, интерактивных и другие инновационных дидактических подходов в преподавании истории таджикского народа. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей преподавания активного, развивающего обучения, на им основан и наш эксперимент.

В изменившейся условиях необходимо усиление роли истории в формировании гуманного подхода к общественным явлениям. Поэтому изучение истории таджикского народа должно создать условия для самостоятельного анализа общественных явлений с научных позиций. Вместе с тем, пути и средства формирования познавательной способности старшеклассников в процессе изучения истории таджикского народа зависят от содержания исторического материала, от знаний учащихся. Нельзя не согласиться с Н. Г. Дайри, который говорит, что «основой для развития вообще, и мышления в особенности является содержание исторического образования. Для того, чтобы содержание достаточно оказало свое развивающее воздействие, оно должно быть усвоено» (30: 70). Эти слова также относятся и предмета истории таджикского народа. Ибо, наряду с другими учебными предметами изучение истории таджикского народа создает базу для повышения уровня развития познавательной способности учащихся старших классов.

Базой формирования познавательных способностей в условиях школы является всестороннее развитие личности и обеспечивается всей системой ее познавательной деятельности. Для формирования способностей огромное значение имеет общее развитие, а такое развитие связано с формированием познавательных способностей. Опираясь на проблему путей и средств формирования познавательной способности старшеклассников в процессе изучения история таджикского народа, а также с учетом качеств необходимых для учебно - познавательной работы по истории таджикского народа, мы планировали работу, направленную на развитие познавательных способностей старшеклассников по следующим направлениям:

1.Развитие познавательных способностей к овладению приобретенными знаниями на основе научного изложения результатов исследований по истории таджикского народа (выделить главные идеи в тексте; правильно и полно понимать содержание текста; прочно запоминать основные факты; воспроизводить полученные знания).

2.Развитие познавательной способности к познанию истории на основе художественно - образного отображения исторических событий (мысленно воссоздать исторический образ; видеть типичные черты исторических явлений, событий, деятелей; понимать и объяснить то, что отображено в художественных образах).

3.Развитие познавательной способности к познанию истории путем самостоятельного изучения (оценить источники; на основе исторических источников воображать картины прошлого; систематизировать факты, анализировать их, отделять существенное от несущественного; делать выводы и обобщения).

4.Развитие познавательной способности к передаче исторических знаний другим людям (самостоятельно составить план, тезисы, конспект выступления по заданной теме; устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией).

Все эти группы имеют адекватное значение; познавательные способности, включенные в каждую из них и они имеют свои особенности. Совокупность качеств, указанных в первой группе означает, что ученик в состоянии познавать историю на основе изложения, содержащего результаты научной обработки исторического материала. Во второй – посягать на сущность процессов, отражаемых в обобщенных художественных образах литературы и искусства, в третьей - исследовать сырой исторический материал.

Говоря о развитие познавательных способностей старшеклассников в процессе изучения истории таджикского народа, мы должны подчеркнуть необходимость развития исторического мышления, достижение высокого уровня, который, по нашему мнению, является важнейшей частью решения проблемы формирования и развития познавательной способности школьников старшего возраста в сфере исторических знаний.

В результате использования в своей педагогической работе учителями экспериментальных классов разработанных нами рекомендации, началось формирование и постепенное развитие познавательной способности старшеклассников экспериментальных классов. При использовании наших методических рекомендаций учащиеся научились: оперативно мыслить, анализировать производственные ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и четко излагать свои мысли. Повысилась их активность и заинтересованность. Изученный материал усваивался лучше.

Успешность рекомендации подтверждается хорошими показателями при проведении экспериментальных работ в экспериментальных классах. По итогам тестирования качество обучения учащихся 10 класса вырос на 69%, а на второй год обучения, когда они учились уже в 11 классе, на - 87%. Использование наших рекомендуемых советов способствовало развитию познавательных способностей учащихся и привело к следующим изменениям:

1.       Повысился познавательный уровень.

2.       Повысилась активность при изучении и закреплении материала.

3.       Повысилась мыслительная способность (обоснование своих высказываний).

4.       Самостоятельность при выполнении практических работ и заданий.

5.       Научились отбирать и обобщать необходимые материалы.

Использование дидактических рекомендаций (использование интерактивных подходов при изучении истории таджикского народа) дало возможность, что в процессе обучения каждый учащийся становится: участником совместного исследования и решения проблемы, участником ролевой игры или анализа конкретной ситуации, групповой дискуссии или мозгового штурма.

Анализ перелагаемой нами работы показал, что использование интерактивных подходов обучения в процессе изучения истории таджикского народа не теряет своей актуальности и современности, способствующей развитию предприимчивости, активности, критическому мышлению, самостоятельности, ответственности, пониманию других людей и сотрудничеству.

Учителя средней школы в процессе обучения одного из экспериментальных классов, внедряя в практику наши разработки, утверждали, что они поистине интерактивные. Что же это за приемы? Приведем некоторые из них:

Разминки. Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работали даже те школьники, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стеснялись публичных ответов. Разминка занимает 5–7 минут.

В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень простые (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос. Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка. Учащимся предлагается как можно быстрее, хором отвечать на вопросы (их обычно 15–20) и самостоятельно оценивать себя: в случае правильного ответа ставить себе в тетради заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов можно поставить себе отметку.

Буквенный диктант. Его обычно использовали перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся не отвечают на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв учащиеся составляют слово.

Числовой диктант. При использовании этого приема учащиеся вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во - первых, устный счет сам по себе полезен на уроках для запоминания. Во-вторых, мы не просто даем возможность называть что либо, а объяснить сказанное (год, события, имена и т.д.), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, т. е. мы пытаемся расширить кругозор школьников. В - третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень интересна.

Цифровой диктант. Этот прием является идее о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки, усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет – нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают «плюс» за работу (балл за данный этап урока).

Зрительный диктант. Его часто использовали в любой части урока. Учитель на доске пишет несколько цифр (годы) или слова (событий, имена, термины) и просит школьников запоминать их. Потом за минуту стирает их и попросит учеников восстановить написанное.

Анализ некоторых уроков, проведенные в экспериментальных классах разных школ с нашими рекомендациями, еще раз доказал оптимальность результатов экспериментов, проведенных диссертантам и в период эксперимента.

Существует огромное множество подходов, способов, методов и приемов развития навыков познавательной работы и актуализации обучения, используемых учителем в процессе обучения с целью формирования и развития познавательной способности старшеклассников при изучении истории таджикского народа. Во время проведения урока в 10 классе по теме: «Деятельность военно- политической тройки» учитель одной из экспериментальных школ задал ученикам такие вопросы:

1.Почему гражданская война долго не продолжалась в Бадахшане?

2.Почему образованная комиссия называлась «военно – политической тройкой»?

3.Какие препятствия существовали для создания нового общества в Бадахшане?

Учащиеся по группам готовились и высказали своё мнение. На первый вопрос отвечали так:

Ученица Г: Бедный народ Памира не присоединялся к басмаческому движению, вообще на Памире не было группы басмачества. Борьба за власть была только между русскими военными, которые служили в армии.

Ученик И: русские, находившись в течение нескольких лет в Хороге, защищали народ Бадахшана от афганского ига, народ к ним относился с симпатией.

Ученица В. Представители духовенства не призывали народ на борьбу против Советской власти.

На второй вопрос ответы были такие:

Ученик Ш. ответил, что тройка называлась потому, что руководство состоялось из трёх человек: Дьякова, Шотемурова и Хусейнбоева.

Ученик Б: Военно – политической называлась комиссия потому, что её задача – это восстановить политическую власть, руководство на всех органах государственной структуры.

Ученица З. сказала, что Дьяков, как представитель военного отряда Хорога, присоединился к комиссии.

Для третьего вопроса прозвучали такие ответы. Трудностей в Бадахшане было много - сказал ученик Ф. Отрыв от центра, неграмотность большинства масс, экономическая отсталость.

Ученица З. Отсутствие кадров о местной национальности, отсутствие производства. В восстановление таджикского государства некоторые отважные сыновья отличались особыми заслугами. Шестеро из них удостоились званием Героя Таджикистана. Учитель попросил ребят, чтобы они называли всех героев. Потом отмечалось, что сегодняшняя тема связана с жизнью Ш. Шотемура и групповая работа тоже проводится о жизни и деятельности этого великого человека.

Класс делился на три группы по четыре человека, и получили такие задания:

Первая группа: подготовьте доклад о жизни и деятельности Ш. Шотемура до 1920 года и отвечайте на такие вопросы:

1.Почему маленький Шириншо в 1914 году покинул Памир и отправился в Ташкент?

2.Как воздействовали на его сознание связь с рабочими и переселенцами разных национальностей?

3.Какие способности у Шириншо проявились во время выполнения первых революционных поручений?

Вторая группа: задание на основе текста о деятельности комиссии военно – политической тройки в 1921 – 1924 годах. Группе дано задание: обратить внимание на эти вопросы и высказать своё мнение.

1.Создание местных партийных и государственных органов власти.

2.Предоотвратвращение антиреволюционных движений и нормализация отношение киргизов и таджиков.

3.Образование первых школ.

Третья группа: этой группе был роздан текст - отрывок из письма Ш. Шотемура, который был написан в 1926 году в ЦК ВКП(б) «О политической, экономической и культурной ситуации таджиков в республике Узбекистан». Ребятам надо познакомиться с содержанием текста и ответить на вопросы:

1.Что заставило Ш. Шотемура написать данное письмо в адрес Центрального правительства?

2.По содержанию письма, какие черты характера проявились у него, как у руководителя?

3.Какие интересы у таджиков республики Узбекистана он защитил?

Для выполнения данной работы выделялось от 5 до 7 минут. При ответах учащимся даётся шанс дополнять ответы товарища или выражать свои несогласия.

Ученики из первой группы высказались так:

Ученик А: лишение родительской заботы, тяжёлые условия в горном крае, агитация русского офицера заставили его поехать в Ташкент.

Ученик З: В Ташкенте среды народных масс большевики имели большой авторитет. Кроме того, здесь жили люди разных национальностей. Всё это давало ему шанс хорошо овладеть тюркским, русским языками и приблизиться к революционным идеям.

Ученик И: дополняет, что испытал все трудности, закалялся в огне революционной борьбы и показал себя знающим патриотом и гуманистом.

Ученик Г. Шириншо всегда жаждал науки и знаний.

Ребята из второй группы, выступая о деятельности Ш. Шотемура в 1921 – 23 гг. как председателя ревкома на Памире, высказались так:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17